Урок-экскурсия по окружающему миру во 2 классе «В гости к весне»
Муниципальное общеобразовательное казённое учреждение Фабричной основной общеобразовательной школы пгт Лальск Лузского района Кировской области
Урок-экскурсия по окружающему миру
УМК «Школа России»
на тему
«В гости к весне»
2класс
Составила: учитель начальных классов
Норицина Ирина Николаевна
пгт.Лальск,2022г
Конспект урока – экскурсии по окружающему миру
(2 класс УМК «Школа России»)
Тема: В гости к весне.
Цель: Расширить знания о весенних изменениях в жизни растений, насекомых, птиц, показать их связь с неживой природой.
Задачи:
Обучающие: сформировать умение определять раннецветущие растения; на основе проведения наблюдений выяснить биологические особенности раннецветущих растений.
Развивающие: -развивать наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
Воспитательные: - воспитывать эстетические чувства и бережное отношение к природе
Планируемые результаты:
Предметные:
- обобщать наблюдения над весенними природными явлениями, проведёнными во время экскурсии;
Метапредметные:
- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах;
Регулятивные УУД:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
Познавательные УДД :
- устанавливать причинно-следственные связи;
Коммуникативные УУД:
-задавать вопросы:
- строить понятные для партнёра высказывания.
Личностные УУД:
- будут сформированы чувства прекрасного и эстетические чувства.
Методы обучения:проблемный, объяснительно-иллюстративные, исследовательские
Вид деятельности: продуктивная деятельность.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование:
Учебник А. Плешакова«Окружающий мир », 2 класс, иллюстрации и стихи о временах года, карточки сзаданиями. На доске слова «Всё прекрасное на земле – от солнца, а всё хорошее от человека», М. Пришвин
Тип урока: открытие нового знания.
Технология:Технология проблемного обучения, информационно-коммуникационная технология, игровые технологии.
. Ход урока:
1.Организационный момент.
Шагает красавица,
Дыханием земли касается,
Придёт и на поле, и на речку,
Оденет в платьице цветочек.
(Ответ:весна)
2.Актуализация знаний
Назовите весенние месяцы?(Ответ:март,апрель,май).
Рассказ учителя:
Март – это уже настоящий весенний месяц. Пусть в иной год теплая погода установится не сразу, пусть и снег пойдет, и мороз ударит, а все-таки весна уже чувствуется.
Идя в школу, вы, наверняка, замечали, как весело звенит по водосточным трубам вешняя капель. На дворах среди потемневшего снега сверкают лужи. В лужах отражается солнце и по-весеннему ярко-синее небо.
Какие изменения в природе вы заметили?
Ответы детей:
( Возвращаются птицы.Зацветают растения.Тает снег.Больше солнечного света.Появляются насекомые.ит.д)
3. Формулирование темы и цели урока.
Уч.: Сегодня урок у нас не совсем обычный. Мы все вместе отправляемся в гости к очень красивому времени года – весне.
Значит,тема урока: В гости к весне.
-Уч.: Какие задачи мы поставим перед собой на этот урок?
Уч-ки: закрепить знания и проверить себя, а все ли мы знаем о весне?
-Уч.:Поможет нам в этом экскурсия. Как и во время любой экскурсии внимательно смотрим, слушаем и запоминаем.
4.Поиск решения (открытие знания)
Учитель (читает стихи):
Весна приходит постепенно:
В полях неслышно тает снег,
Побег из ледяного плена
Готовят тайно воды рек.
Уж по ночам не те морозы,
И вот уже летит скворец
В свой домик на стволе берёзы…
Пришла весна. Зиме конец!
С.Михалков.
Вспомните, а какие стихи великих классиков вы знаете?
- (Ф.Тютчев «Зима недаром злиться…», Алексей Плещеев «Уж тает снег…!», «Травка зеленеет…», С.Я.Маршак «Апрель, апрель, на дворе звенит капель…»…)
- Давайте немного постоим, посмотрим вокруг, почувствуем свою весну, насладимся красками весеннего пейзажа, его запахами и звуками.
Все дети делятся на две группы. Каждая группа выбирает себе ведущего знатока, который получает от учителя карточку с заданиями.
Какие вы видите признаки весны
Сравните высоту Солнца с высотой выбранного дерева.
Определите по термометру температуру воздуха.
Понаблюдайте за облачностью.
Определите, холодная ли почва.
Как по продолжительности света изменились день и ночь?
Ответы детей:(- Солнце поднимается высоко над землёй, оно стало греть сильнее и дольше, температура воздуха меняется, днём становится плюсовой, поэтому вода и почва больше прогреваются. Дни становятся длиннее, а ночи короче. Небосклон прозрачен и чист.)
Уч: В тёплые дни появляются кучевые облака. Между дневной температурой и ночной наблюдается разница температуры воздуха, поэтому могут быть заморозки и туманы.
-Посмотрите на лес. Изменился ли он по сравнению с зимой?
- (зимой он был голый, прозрачный, тёмный, а сейчас меняет свою окраску.Появляются листья у деревьев).
- Молодцы, вы верно заметили.
- Обратите внимание, что весной листья на деревьях блестят? Кто знает почему?
- (Молодые листочки покрыты смолой.Ее сразу почувствуешь на пальцах – листья клейкие).
- Эта смола оберегает нежные молодые побеги от резких перемен погоды и затрудняет испарение.
- В природе есть такие удивительные деревья и кустарники, которые цветут еще до распускания листьев. К ним относятся ольха, ива.
- Какие деревья растут в нашем парке?
- (Дуб, берёза, ель, ольха, рябина, ива,
5.Развитие умения применять новые знания.
Работа в группах.
-Сравните листья (1 группа – берёзы и ели, 2 группа – дуба и сосны).
- Чем они отличаются?
- (Листья ели, сосны, – хвойные, поэтому эти деревья называются хвойными.А берёза, дуб, осина – лиственные деревья.)
Практическое задание:
(Ведущие знатоки получают карточки с заданиями)
Рассмотрите первые весенние цветы.
Зарисуйте ..
После практической работы все группы собираются вместе и отчитываются по своим заданиям. Делается обобщение материала.
- А что вы можете сказать о травянистых растениях?
- (Земля местами покрыта травой.)
-А вы знаете, почему сразу же после таяния снега можно увидеть густую траву?
-Травянистые растения различаются по особенностям перезимовки. Некоторые из них сохраняют на зиму живые, зеленые листья, которые выходят весной из-под снега. Другие теряют к зиме всю свою надземную часть и переносят холодное время года в виде корневищ, клубней и луковиц, находящихся в почве. Весной эти растения вновь появляются над землей, как бы начинают жизнь заново.
6.Динамическая пауза «Чай,чай-выручай»
Наблюдение за птицами.
- Посмотрите вокруг. Каких птиц вы видите?
- ( Воробьёв, голубей, грачей.Голуби и воробьи – кочующие птицы, а грач – перелётная птица.)
- А почему весной прилетают перелётные птицы?
- (Появляется корм.Просыпаются насекомые: сонные мухи, жуки…)
- Почему грач прилетает первым?
- Грачу достаточно первых проталин, чтобы разыскать себе корм. Своим длинным крепким клювом он выкапывает из земли личинки разных насекомых и червей.
- Проделывая долгий путь, грачи прилетают во второй половине марта. Примерная скорость передвижения стаи грачей - 50 км/сутки. Грачи прилетают только с приходом весеннего тепла, в наших родных краях, днем встречи грачей считали 17 марта. За грачами прилетают жаворонки - 22 марта. Опять же дата условная и вовсе не означает точное время прибытия жаворонков по расписанию, но примерно в эти дни в весеннем лесу уже можно услышать радостный трезвон вернувшихся птиц. Этот день весны называли странным именем Сороки.
- Затем прилетят другие птицы. Кто знает, а может когда-нибудь подметил, какие птицы прилетают весной раньше – стрижи или ласточки? Почему?
- (Ласточки прилетают раньше, так как они могут ловить насекомых у земли.Высоко в воздухе, где обитают стрижи, насекомые появляются позднее.)
7.Рефлексия.
- Узнали ли вы сегодня, что-то новое? ( Ответы детей)
- Что увидели во время экскурсии? (какие изменения происходят в живой и неживой природе и как они связаны между собой)
-Что относим к живой, а что к неживой природе? ( Повторение)
8.Домашнее задание: в тетрадь записать 4 пословицы о весне
.
Источники:
-https://multi-mama.ru/zagadki-pro-vesnu/
-Интернет-ресерсы, конспекты готовых уроков «В гости к весне»
Татьяна