Урок русского языка в 1 классе «Согласные звуки и буквы» (УМК «Школа России»)
Урок русского языка в 1 классе.
УМК: Школа России (учебник «Русский язык» 1 класс В.П. Канакина, В.Г. Горецкий).
Тип урока: изучение нового материала.
Тема: Согласные звуки и буквы.
Цель: дать представление об основных признаках согласных звуков и букв.
Задачи:
- расширить и уточнить знания обучающихся об основных признаках согласных звуков и букв;
- способствовать совершенствованию навыков каллиграфического письма;
- активизировать и расширять словарный запас обучающихся;
-создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
УУД:
Регулятивные: выполнять пробное учебное действие, определять цель урока, анализировать и сравнивать с эталоном, контролировать, корректировать и оценивать выполненную работу по заданным критериям, планировать учебное сотрудничество.
Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, учитывать разные мнения.
Познавательные: извлекать необходимую информацию из предложения, подводить под понятие, выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания.
Личностные: проводить самооценку на основе критериев успешности, адекватно понимать причины успеха / неуспеха в учебной деятельности.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. Организационный. момент |
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости, которые пришли посмотреть, как вы занимаетесь и чему вы уже научились. Давайте их поприветствуем. - Проверим, все ли готовы к уроку? - Раз, два - выше голова! Три, четыре – плечи шире. Пять, шесть – тихо сесть.
- Внимание, девочки!
- Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою: Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь. За работу я возьмусь. - Запишите сегодняшнее число в тетрадь. -Вспомним, о чём напоминает мудрая сова? |
Проверяют готовность к уроку, записывают дату. Вспоминают правила посадки при письме и правили письма. |
2.Актуализация знаний.
|
1. Чистописание. Рисование образа буквы в воздухе рукой (носом). - Запишем строчные буквы, о которых идет речь в стихотворениях. Эта буква, как кочерга, Выступ и одна нога. (Г) В слове кошка и карета Дети видят букву эту. (К) Эта буква –домик аккуратный С высокой крышею двускатной. (Д) Эта буква вас укроет От дождя, от снега, зноя. (Т) 2. – Что вы видите на доске? Чем буквы отличаются от звуков? Звуки мы …. Буквы мы… Найдите «лишнюю» букву в каждом ряду и обоснуйте свой выбор. На доске: О Ю В А А И Е З Е Я У Ю М Н Р К И А О Э |
Отгадывают буквы, записывают их в тетрадь.
Анализируют и выбирают буквы В, З, У, К , И.
|
3. Сообщение темы. Постановка учебной цели.
|
1. Составьте из этих букв слово, и вы узнаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке. - На какие группы делятся звуки? Сколько гласных звуков в русской речи? Артикуляционная гимнастика. Пропоем гласные звуки. - Вспомните и назовите 3 признака гласных звуков. - Сколько гласных букв? - Назовите гласные в слове «звуки». К какой группе относятся остальные звуки? - Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Чему будем учиться? 2. -Откройте учебник стр.74, прочитайте тему урока. Вопрос, на который мы должны ответить звучит так «Как отличить согласный звук от гласного?» |
Составляют слово «звуки».
Выполняют артикуляционную гимнастику.
Предполагают тему и цели урока. |
4. Работа по теме.
|
1. Фронтальная практическая работа. -Что вы можете сказать о буквах, которые мы записали на минутке чистописания? -Понаблюдайте, как произносятся согласные звуки, которые обозначены этими буквами. Свободно ли проходит воздух через рот или встречает преграду? Какую преграду встречает струя воздуха? Вывод. Стихотворение о согласных звуках. - Произнесите каждый звук. Что ты слышишь: только голос? шум? голос и шум? Вывод. - Составьте слово из записанных букв. Почему вы этого не можете сделать? Из чего состоят слова? Гласный или согласный образует слог? Вывод. 2. Прочитаем слова «Мудрой Совы» с.75. Назовите 3 главных признака согласных звуков? |
Отвечают на вопросы и делают выводы.
|
Физкультминутка. |
Видео.
|
Выполняют упражнения под музыку. |
5. Работа по теме (закрепление).
|
1. Развитие речи. - Прочитайте задание упр.4 с.75. Выполните.
2. Работа в паре. - Прочитайте задание упр.6 с.76. Выполните. |
Выполняют упражнение из учебника, читают информацию. Придумывают слова, записывают их вместе с учителем. Устно выполняют упражнения в паре, самостоятельно записывают любое упражнение.
|
Физкультминутка. |
Гимнастика для глаз. Рисование носом. (Детям нужно посмотреть и запомнить букву. Затем закрыть глаза и написать носом эту букву.) |
Выполняют упражнения. |
|
3. - Прочитайте задание упр.5 с.76. Выполните. Назовите 2 главных признака согласных звуков?
4. Работа в группе. - А какой главный 3 признак согласных звуков? Поиграем в игру «Слоги рассыпались». Послушайте стихотворение. Это было в воскресенье. У слона на дне рожденья. Гости пели, веселились, В хороводе так кружились, Так кружились, так вертелись, Что на части разлетелись. Раз, два, три, четыре, пять. Помогите гостей собрать. Ан-зе-ге-о-дил Ти-ло-ко-бра-мот Па-кро-бе-раф Ле-жи-пард!
- Собрав слоги, вы сможете узнать, кто был у слона на дне рождения. - Может ли слог быть образован согласным звуком? |
Выполняют упражнение из учебника, читают информации совместно с учителем.
Выполняют задание в группе, называют слова-названия животных.
|
6. Подведение итогов.
|
- На какой вопрос нам предстояло сегодня ответить? -Чем отличаются согласные звуки от гласных звуков? -Какое задание оказалось интересным (трудным)? - Запишите своё имя. Какие согласные звуки есть в нём? Какие буквы? |
Отвечают на вопросы, выполняют задание, предложенное учителем.
|
7. Рефлексия.
|
-Кто уверен, что научился отличать согласный звук от гласного ? (солнышко) -Кому нужна помощь? (тучка) |
Оценивают свою работу на уроке.
|