12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Захарова Ольга Павловна3040
Я работаю учителем информатики и ИКТ. Мой педагогический стаж - 32 года.
Украина, Донецкая Народная Республика, г.Амвросиевка

Урок-игра «Шифровальщики»

Цель:

закрепить полученные знания, умения и навыки по кодированию информации;

развивать мышление и творческие способности обучающихся;

повышать познавательную активность учащихся;

воспитывать интерес к предмету.

Тип урока: урок-игра

Методы и приёмы: репродуктивный, исследовательский, наглядно-иллюстративный, контроля и самоконтроля

Оборудование: мультимедийный комплекс, листочки бумаги в клеточку, карандаши или фломастеры, карточки для подведения итогов, смайлики для рефлексии, презентация

Форма работы: работа в командах

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Создание благоприятного настроения.

II. Мотивация учебной деятельности

Рассказ учителя (информационная справка)

Сегодня я хочу рассказать вам, как появились коды. Коды появились очень давно в виде криптограмм (переводится это как тайнопись). Люди использовали их для того, чтобы скрыть важное сообщение от других. Знать коды могли только те люди, которым предназначалось это сообщение. А началось кодирование очень давно. Им пользовались еще спартанцы. Юлий Цезарь создал свою тайнопись, о которой я вам рассказывала на уроках информатики. А позже начали появляться очень сложные шифры. Ведь кодирование и шифрование — это один и тот же процесс. Но были и те, кто всегда пытался перехватить сообщение, а значит как-то его расшифровать. Такой процесс назывался дешифрованием.

Мы с вами тоже уже пробовали шифровать и расшифровывать сообщения.

Сегодня мы с вами поиграем. Мы будем выступать в роли шифровальщиков. Нам предстоит долгий путь выполнения заданий. Но мы их будем выполнять последовательно, чтобы не нарушить алгоритм, потому что они связаны друг с другом. Если мы пропустим какое-либо задание, то не сможем пойти дальше и закончить игру.

Сейчас мы поделимся на две команды: «», «».

Хорошие названия. А начнем мы с вами с разминки. Вспомним, какие задания мы выполняли ранее.

III. Актуализация полученных знаний

Ребята, давайте вспомним, что такое кодирование информации?

Ответы детей: (Кодирование – это процесс преобразования одной формы информации в другую с сохранением её смысла).

Каким способом можно закодировать информацию?

Ответы детей: (Графическим, азбукой Морзе, ребусами, иероглифами, нотами, перестановкой слов, числами и т.д.)

Правильно. А теперь, ребята, положите поближе к себе листочки в клеточку, возьмите в руки карандаш. Слушайте мои команды и выполняйте строго по алгоритму. Вы будете выполнять команды, не отрывая карандаш от листочка, пока я не скажу: «Закончили»

1. Проведите линию на 1 клеточку низ

3. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 1 клеточку влево

4. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 1 клеточку вниз

5. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 2 клеточки вправо

6. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 1 клеточку вниз

7. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 1 клеточку влево

8. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 1 клеточку вниз

9. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 1 клеточку вправо

10. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 1 клеточку вниз

11. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 2 клеточки влево

12._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 6 клеточек вниз

13._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 3 клеточки вправо

14._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 3 клеточки вниз

15._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 6 клеточек влево

16._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 3 клеточки вверх

17._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 10 клеточек вверх

18._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 1 клеточку влево

19._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 1 клеточку вверх

20._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ на 3 клеточки вправо

Учитель. Ребята, остановитесь и скажите, что у вас получилось?

Да, это старинный ключ, который нам пригодится, чтобы мы открыли сундук с заданиями. А еще мне нужен один помощник, который будет следить за правильностью выполнения заданий. Тот, кто первым расшифрует предложение на слайде, тот и будет моим помощником. Итак, мы открываем задания.

IV. Основная часть

Объяснение учителя

Кодирование информации цифрами. Посмотрите внимательно на таблицу. Что означает надпись в таблице? (Что буквы закодированы цифрами). Правильно. Мы умеем решать такие задания. Если вы решите задание в таблице на карточке 1, вы получите ответ, что вас ожидает в следующем конкурсе. Возьмите карточки с алфавитом, смотрите на доску, где таблица с заданием, расшифруйте и ответ запишите в карточке, что у вас на столах. А теперь выпишите во вторую таблицу те буквы, что зашифрованы под числами в первой таблице, которые у вас получились. Что у вас получилось?

Задание 1. Шифровка

14

29

34

2

21

5

6

14

34

10

4

18

1

20

30

34

3

33

10

4

18

21

34

26

10

22

18

16

3

1

13

30

27

10

12

10

М

Ы

 

Б

У

Д

Е

М

 

И

Г

Р

А

Т

Ь

 

В

 

И

Г

Р

У

 

Ш

И

Ф

Р

О

В

А

Л

Ь

Щ

И

К

И

18

6

2

21

19

29

Р

Е

Б

У

С

Ы

И так, вы отгадали слово Ребусы.

Первым угадал…. Он и будет моим помощником. Помощник должен следить за теми, кто первый поднимет руку и будет записывать, кто правильно ответил.

Давайте поиграем в разгадывание ребусов, которые подготовила для вас я. Сейчас мы вспомним устройства компьютера. За каждый, правильно разгаданный ребус – 1 балл. Это и будет вторым заданием.

Задание 2. Ребусы

(Компьютер)

(Монитор)

(Клавиатура)

(Принтер)

(Системный блок)

(Мышь)

(Сканер)

(Веб-камера)

(Модем)

(Микрофон)

Вы хорошо разгадали ребусы, но компьютер перепутал нам наше следующее задание и вывел его в таблице, раскидав все слова по разным ячейкам. Давайте попробуем восстановить наше предложение по его координатам.

Задание 3. Восстанови предложение

 

1

2

3

4

5

1

сканер

до

думает

,

печатает

2

не

Компьютер

кормит

бумага

а

3

человек

но

шифр

решает

принтер

В таблице вставлены слова из предложений. Вам надо составить предложение, закодированное в таблице, посмотрев на координаты, которые записаны в скобках под таблицей. Помните, что сначала смотрим цифру по горизонтали, а потом по вертикали.

(2;2) (4;3) (4;1) (2;3) (3;1) (1;3)

Ответ: Компьютер решает, но думает человек

Иногда при работе компьютер зависает, устаёт от каких-либо команд. Мы говорим, что он, что делает? Он думает. Что нужно делать в таком случае, как вы думаете? Перезагрузить. Да, это один из способов вывести компьютер из такого состояния. А когда у детей появляется состояние усталости, что делаем мы? Правильно, выполняем физкультминутку.

V. Физкультминутка

Учитель: Мы с вами отдохнули, потому что вам тоже предстоит подумать. Вы будете разгадывать загадки. Каждая загадка, отгаданная правильно, приносит 1 балл. Итак, вперёд.

Задание 4. Загадки

Этот урок все обожают,

На этом уроке часто играют,

Не может уже без него математика,

Он называется … (Информатика)

Он в себя бумагу тащит,

И сейчас же буквы, точки,

Запятые – строчка к строчке –

Напечатает картинки

Ловкий мастер –

Струйный …(Принтер)

Словно смелый капитан,

А на нем горит экран.

Яркой радугой он дышит,

И на нем компьютер пишет.

И рисует без запинки

Всевозможные картинки.

На верху картинки всей

Размещается (Дисплей)

Скромный серый колобок,

Длинный тонкий проводок,

Ну а на коробке –

Две или три кнопки.

В зоопарке есть зайчишка,

У компьютера есть … (Мышка)

Около дисплея – главный блок:

Там бежит электроток

К самым важным микросхемам.

Этот блок зовут …(Системным)

По клавишам прыг да скок –

Бе-ре-ги но-го-ток!

Раз-два, и готово –

Отстукали слово!

Вот где пальцам физкультура!

Это вот…(Клавиатура)

Чтоб компьютер песни пел,

И стихи читать умел,

Мы подключим к нему ловко,

Музыкальные …(Колонки)

Много кнопок, цифры, буквы,

«Enter», «Shift», «F2», «F5»,

На английском и на русском

Можно здесь на ней писать.

Пальцами стучу по ней.

Кто она? Скажи скорей! (Клавиатура)

Слово учителя

Ребята, мы прошли все конкурсы, которые нам были приготовлены. Давайте вспомним, какими способами можно кодировать информацию. Ответы детей…

VI. Подведение итогов.

Сегодня мы закончили изучать тему «Кодирование информации». Мы поработали с разными способами кодирования информации и, на сегодняшнем уроке шифровальщиками стали именно вы. Спасибо всем!

VII. Рефлексия.

Шифрование или кодирование информации – занятие очень нужное. Оно пришло к нам очень давно и используется по сей день.

Понравилось ли вам играть?

Какой момент урока вам понравился больше всего и почему?

Какие задания вам были наиболее интересны? Почему?

Все ли о чем мы говорили на уроке, было вам известно?

У вас на столах лежат смайлики. С помощью их вы можете выразить своё отношение к уроку. Почитайте, что на них написано, выберите тот, который вы считаете нужным и покажите всем.

Церемония награждения.

Награждается та команда, которая набрала наибольшее количество баллов.

Также отмечаются те участники игры, которые в личном зачете набрали наибольшее количество баллов.

Приложения

Задание 1. Шифровка

14

29

34

2

21

5

6

14

34

10

4

18

1

20

30

34

3

34

10

4

18

21

34

26

10

22

18

16

3

1

13

30

27

10

12

10

                                                                       

18

6

2

21

19

29

           

14

29

34

2

21

5

6

14

34

10

4

18

1

20

30

34

3

34

10

4

18

21

34

26

10

22

18

16

3

1

13

30

27

10

12

10

                                                                       

18

6

2

21

19

29

           

14

29

34

2

21

5

6

14

34

10

4

18

1

20

30

34

3

34

10

4

18

21

34

26

10

22

18

16

3

1

13

30

27

10

12

10

                                                                       

18

6

2

21

19

29

           

14

29

34

2

21

5

6

14

34

10

4

18

1

20

30

34

3

34

10

4

18

21

34

26

10

22

18

16

3

1

13

30

27

10

12

10

                                                                       

18

6

2

21

19

29

           

Задание 3. Восстанови предложение

 

1

2

3

4

5

1

сканер

до

думает

,

печатает

2

не

Компьютер

кормит

бумага

а

3

человек

но

шифр

решает

принтер

В таблице вставлены слова из предложений. Вам надо составить предложение, закодированное в таблице, посмотрев на координаты, которые записаны в скобках под таблицей. Помните, что сначала смотрим цифру по горизонтали, а потом по вертикали.

(2;2) (4;3) (4;1) (2;3) (3;1) (1;3)

Задание 3. Восстанови предложение

 

1

2

3

4

5

1

сканер

до

думает

,

печатает

2

не

Компьютер

кормит

бумага

а

3

человек

но

шифр

решает

принтер

В таблице вставлены слова из предложений. Вам надо составить предложение, закодированное в таблице, посмотрев на координаты, которые записаны в скобках под таблицей. Помните, что сначала смотрим цифру по горизонтали, а потом по вертикали.

(2;2) (4;3) (4;1) (2;3) (3;1) (1;3)

Задание 3. Восстанови предложение

 

1

2

3

4

5

1

сканер

до

думает

,

печатает

2

не

Компьютер

кормит

бумага

а

3

человек

но

шифр

решает

принтер

В таблице вставлены слова из предложений. Вам надо составить предложение, закодированное в таблице, посмотрев на координаты, которые записаны в скобках под таблицей. Помните, что сначала смотрим цифру по горизонтали, а потом по вертикали.

(2;2) (4;3) (4;1) (2;3) (3;1) (1;3)

Задание 3. Восстанови предложение

 

1

2

3

4

5

1

сканер

до

думает

,

печатает

2

не

Компьютер

кормит

бумага

а

3

человек

но

шифр

решает

принтер

В таблице вставлены слова из предложений. Вам надо составить предложение, закодированное в таблице, посмотрев на координаты, которые записаны в скобках под таблицей. Помните, что сначала смотрим цифру по горизонтали, а потом по вертикали.

(2;2) (4;3) (4;1) (2;3) (3;1) (1;3)

Рейтинговая таблица

п/п

Команда «»

Баллы

Команда «»

Баллы

ФИО отвечающих

Задание1

         

Задание2

         

Задание3

         

Задание4

         

Ура! У меня всё получилось! Я допускал(а) ошибки, надо повторить

Я не доволен (не довольна )своей работой

Используемые ресурсы:

https://www.google.com/search?biw=870&bih=799&tbm=isch&sa=1&ei=jFQ0XPzBDouSsAHsgKGYCw&q=%D1%82%D0%BE%D1%80&oq=%D1%82%D0%BE%D1%80&gs_l=img.3..0l10.2899.3503..5078...0.0..0.67.132.2......0....1..gws-wiz-img.YkFJdMGdTBU

картинки к ребусам

Опубликовано в группе «УРОКИ, КИМы, ИГРЫ, практикумы, творческие задания по ИНФОРМАТИКЕ, МАТЕМАТИКЕ и другим дисциплинам.»


Комментарии (3)

Смоленцева Галина Леонидовна, 09.02.19 в 14:06 1 Ответить Пожаловаться
Очень интересный урок, Ольга Павловна! Необычный!
Захарова Ольга Павловна, 09.02.19 в 18:27 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо, Галина Леонидовна. Я старалась. Всегда хочется провести урок, чтобы был интересным и не скучным.
Мастина Ольга Валерьевна, 23.07.19 в 11:20 0 Ответить Пожаловаться
Занимательно! Удачи в конкурсе!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.