Вводный урок по информатике и ИКТ «Знакомство с предметом»
Вводный урок по информатике и ИКТ
Щёлокова С.Д.
Цели урока: формирование представления о предмете «Информатика и ИКТ», ознакомление с правилами техники безопасности в кабинете информатики.
Задачи урока:
познакомить учащихся с новым предметом;
познакомить с программой курса;
познакомить с правилами ТБ в кабинете информатики;
рассказать о том, какое значение для их образования и дальнейшей жизни имеет информатика;
развивать умение выражать свои мысли;
развивать умение работать в группах;
воспитывать интерес к предмету, к ИКТ;
воспитывать умение слушать других.
Ход урока:
Сегодня вы познакомитесь с историей появления науки информатики и узнаете, что она изучает, но перед этим я познакомлю вас с кабинетом информатики и расскажу вам правила, которые нужно соблюдать в этом кабинете.
Правит миром информация,
Курс валют, на бирже акции,
Ноутбуки и мобильники,
Как в ночи для нас светильники!
В школе учат информатику,
Дружит с нею математика,
И расчеты упрощаются,
Наши знанья прибавляются!
На компьютере черчение,
С чертежами облегчение,
Даже физики явления,
Здесь находят объяснение!
Рефераты мы печатаем,
Файлы новые мы стряпаем,
Показатель креативности,
Повышение активности!
Строим связи межпредметные,
С виду сразу незаметные,
На проектов презентациях
Выступаем в номинациях!
Если хакеры и спамеры,
Модераторы и гамеры,
Вам приносят огорчения,
Начинайте наступление!
Шлем на праздники послания,
Вводим новые названия,
Виртуальные задания,
Интернет-образование!
В интернете ищем данные,
Столь порой для нас желанные,
Фотографии сканируем,
И друг другу мы позируем!
Чтоб с компьютером дружить,
Надо правила учить:
Не шуметь и не спешить,
Только тихо говорить.
Руки чистыми держать,
Сухо-сухо вытирать,
Никогда без разрешенья
Кнопки здесь не нажимать.
А теперь я вам расскажу, как появилась наука информатика.
Окружающий нас мир бесконечно многообразен. Бесплодны попытки человека понять любой его объект, любое явление в исчерпывающей полноте. С зарождения науки в древности и до наших дней основным методическим принципом познания является моделирование. Модель — это упрощенное по сравнению с реальностью описание объекта или явления, учитывающее только некоторые существенные, с точки зрения цели моделирования, его свойства.
В середине XX века появляется и развивается новая научная дисциплина — кибернетика. Ее основатель (1948) — американский математик Норберт Винер.
Термин «кибернетика» на греческом языке означает «искусство управления». Н.Винер назвал кибернетикой науку об управлении и связи в живом организме и машине. Объекты, рассматриваемые с позиции кибернетики, принято называть кибернетическими системами. В дальнейшем кибернетический подход стал применяться и к описанию социальных объектов и явлений.
Центральным понятием кибернетики является информация. Между элементами кибернетической системы, а также между различными системами имеют место информационные взаимодействия, т. е. обмен управляющими сигналами, знаками, командами. В рамках кибернетики не рассматривается физическое, энергетическое взаимодействие, а только информационное.
Кибернетика породила новый системно-информационный взгляд на природу. Вещество—энергия—информация — это три точки зрения, три стороны, с которых наука сумела посмотреть на бесконечно разнообразный мир.
В 60-70-е годы XX века информатика выделилась из кибернетики как самостоятельная научная дисциплина. Предметом информатики является собственно информация, способы ее представления, передачи и обработки. В современном виде информатика оформилась с появлением и развитием электронно-вычислительных машин (ЭВМ).
В своей повседневной жизни, в производственной деятельности человек постоянно имеет дело с тремя субстанциями: веществом, энергией, информацией. Мы не можем жить без пищи, одежды, жилья, предметов быта, транспорта и пр. Все это — материальные объекты (в общем понятии — вещество). Электричество, отопление в наших домах — это энергия. Пресса, радио, телевидение, книги — информация.
Аналогичные примеры можно привести из области производства, которую по отношению к трем названным субстанциям можно разделить на:
материальное производство (производство сельскохозяйственной и промышленной продукции);
энергетику (производство, преобразование, транспортировка энергии);
информационную сферу (получение, хранение, передача, переработка информации).
К последней, например, относятся пресса, образование, наука, связь и пр.
Понятие информации является центральным, системообразующим в курсе. Оно проходит через все темы, связывает их.
Существует два подхода к определению информации: кибернетический и традиционный, существующий достаточно давно, задолго до возникновения кибернетики. Информация — это сведения, знания, сообщения, которые человек воспринимает из внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание).
Информация хранится в памяти человека, а также в знаковой форме в книгах, магнитных записях и пр.
Что человек делает с информацией? Воспринимает извне; запоминает или сохраняет в записях; обрабатывает, в итоге получая новую информацию; передает другим людям.
Информация — первая содержательная линия базового курса информатики.
Информатика — это наука, изучающая законы и методы хранения, передачи и обработки информации с использованием компьютеров.
Первый компьютер был построен в 1946 году (ENIAC — США).
Первые ЭВМ применялись только для математических расчетов. Современные компьютеры работают с любыми видами информации, выполняя любую обработку.
Современный компьютер — это универсальное автоматическое устройство для работы с информацией. Компьютер — вторая содержательная линия курса информатики.
Компьютер — техническое устройство. Поэтому для того, чтобы он выполнял определенную работу, им нужно управлять. Управление работой компьютера происходит с помощью программ (программного обеспечения компьютера). Современный компьютер — это единая система аппаратных средств и программного обеспечения. Без программ компьютер — просто железо. Программное обеспечение современного компьютера — достаточно сложная многоуровневая система.
В состав программного обеспечения современных компьютеров входит большое количество программ, выполняющих разнообразные типовые виды работы с информацией. Например, это текстовые редакторы, позволяющие формировать тексты книг, статей и пр. на компьютере; электронные таблицы, позволяющие легко производить самые разнообразные расчеты; базы данных для хранения больших объемов разнообразной информации, в которой компьютер быстро находит нужные сведения. Кроме того, существуют специализированные программные системы, например, для ведения бухгалтерского учета, для автоматического конструирования технических устройств, для перевода текстов с иностранного языка и многие другие.
Все эти программы составлены профессиональными программистами. Но для того, чтобы ими воспользоваться, не требуется знания программирования. В последнее время закрепился термин «пользователь компьютера» — человек, работающий на компьютере по готовым программам. Перечисленные выше программные средства составляют современные компьютерные информационные технологии.
Информационные технологии — третья содержательная линия курса информатики.
Как уже говорилось выше, «родительницей» современной информатики была наука кибернетика. Кибернетика изучает информационные основы процессов управления. Использование компьютеров для управления (в технике, производстве, общественной жизни) — область применения компьютеров. Важнейшим понятием здесь является понятие алгоритма управления. Алгоритм — это последовательность команд управления объектом.
Управление и алгоритмы — четвертая содержательная линия курса информатики.
Всякое описание реального объекта, процесса, явления всегда происходит приближенно. Такое приближенное описание называется информационной моделью. Модельные описания закладываются в память компьютера и на их основе производятся расчеты, прогнозирующие поведение объекта, управление объектом или процессом и пр. Все это называется компьютерным моделированием.
Информационное моделирование — пятая содержательная линия курса информатики.
Большинство людей, использующих компьютеры, — это непрограммирующие пользователи. Первый уровень компьютерной грамотности — пользовательский уровень. Задача базового курса информатики состоит, прежде всего, в освоении вами этого уровня. Умение программировать — это профессиональный уровень компьютерной грамотности. В рамках нашего курса даются лишь начальные сведения о приемах программирования, о языках программирования на компьютере.
Программирование — шестая содержательная линия курса информатики.
Процесс информатизации общества связан с массовым внедрением ИКТ во все сферы жизни и деятельности людей, что влечет за собой существенные социальные последствия. Этими проблемами занимается социальная информатика, элементы которой изучаются в базовом курсе информатики.
Социальная информатика — седьмая содержательная линия курса.