Урок-игра по математике «Аукцион математических знаний» по теме «Логарифмическая функция» 11 класс
Тема урока: «Логарифмическая функция»
Урок-игра «Аукцион математических знаний»
Цели урока:
образовательные – обработка умений систематизировать, обобщать свойства логарифмических функций, применять их к решению задач, решение логарифмические уравнения и неравенства, находить производную, вычислять площадь криволинейной трапеции;
воспитательные – воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения, культуры общения, культуры диалога;
развивающие – развитий зрительной памяти, математически грамотной речи, логического мышления, сознательного восприятия учебного материала.
Форма проведения урока: урок-игра «Аукцион математических знаний».
Метод проведения: беседа, мини-диалог, самостоятельная работа, применение компьютера, проектора.
Оборудование урока: презентация, слайды, экран; набор таблиц, магнитов; молоток-гонг; карточки с номерами; чистая бумага; плакаты: необходимые знания, умения по теме; требования к участникам аукциона; список дополнительной литературы; эпиграф; таблица для подведения итогов урока.
ХОД УРОКА
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I этап. Организационный момент. Постановка целей и задач урока, разъяснение правил игры.
II этап. Основной конкурс.
III этап. Подведение итогов
Мы сегодня проводим необычный урок-игру «Аукцион математических знаний» по теме «Логарифмическая функция».
Аукцион – слово латинское, оно означает – распродажа за большую цену (дороже).
Обратите внимание на плакат: Необходимые знания, умения и навыки по теме: «Логарифмическая функция».
Для ведения аукциона необходимо выбрать двух ассистентов.
Слово предоставляется ведущей аукциона.
Учитель задает вопрос №1: «Кто изобрел логарифмы?» (первоначальная цена 10 очков).
Учитель оценивает правильность ответа и сообщает о результате ассистенту. Если никто из участников не дает правильного ответа, то учитель кратко объясняет задание на доске.
Дальнейшая работа с вопросами 2-25 проводится аналогично. Вопросы иллюстрируются на презентации или карточками, прикрепленными к магнитной доске.
Учитель отмечает тех участников, которые не набрали ни одного очка и предлагает им пройти на дополнительные занятия.
- Аукцион закрыт. Спасибо за участие.
Входят в класс, приветствуют учителя.
Назначенные учащиеся выходят к доске и занимают место ведущих.
Ведущая зачитывает «Правила поведения на аукционе» для его участников и объявляет аукцион открытым.
Ведущая: «Кто дает больше?»
Учащиеся поднимают карточки с номерами. Если они знают ответ, то могут назначить свою цену – 15 очков, 17 очков и т.д.
Ведущий выбирает наибольшее количество очков и стучит молотком, произнося счет: «Раз! Два! Три!».
Если не назначается еще большее число очков, то право отвечать отдается тому учащемуся, который назвал сумму очков, а ассистент после этого три раза простучал.
Если ответ правильный, ассистент объявляет, что вопрос продан. Если ответ неправильный, то право ответа предоставляется предыдущему участнику.
Второй ассистент (секретарь аукциона) ведет запись очков + или – в таблице. За ходом аукциона следят ведущие.
Ведущая и секретарь аукциона вывешивают на магнитную доску таблицу списочного состава участников и набранное ими количество очков. Называют первых 8 участников, набравших наибольшее количество очков и поздравляют их.
ВОПРОСЫ В ПРЕЗЕНТАЦИИ И КАРТОЧКАХ
У каждого вопроса указана его первоначальная цена.
Вопрос 2 (10 очков):
Вычислить:
Вопрос 3 (10 очков):
Вычислить:
Вопрос 4 (10 очков):
y
1
0 1 x
y
1
0 1 x
y
1
0 1 x
y
1
0 1 x
Вопрос 5 (10 очков):
Решите уравнение графически:
Вопрос 6 (10 очков):
Из указанных функций назовите логарифмическую:
, y = , y = ln(x + 2), y = , y =
Вопрос 7 (20 очков):
Совпадают ли графики функций
f (x) = x + 1 и g(x) = ?
Ответ обоснуйте.
1. Да. 2. Нет.
Вопрос 8 (10 очков):
При каких значениях х имеет смысл выражение
1. При любом значении х.
2. При положительном значении х.
3. При х > 1.
4. При 0 < х < 1.
Вопрос 9 (10 очков):
Найдите область определения функций
1. 2. - 3. 2.
Вопрос 10 устно (10 очков):
Кто и когда создал таблицы логарифмов?
Вопрос 11 (20 очков):
Решите уравнение
Вопрос 12 (20 очков):
Решите неравенство
Вопрос 13 (10 очков):
Среди данных функций выберите ту, производная которой равна = 2
1. y = - 2ln x, 2. y = ln 2 + 2 ln x, 3. y = ln
Вопрос 14 (10 очков):
Укажите промежутки убывания функции
g(x) = 5ln x – x.
Вопрос 15 устно (10 очков):
Когда таблицы логарифмов были переведены на русский язык?
Вопрос 16 устно (10 очков):
Кто из русских математиков издал логарифмические семизначные таблицы?
Вопрос 17 (20 очков):
Найдите площадь фигуры, ограниченной линиями
y = , x = 1, x = 2, y = 0.
Вопрос 18 (10 очков):
Найдите производную функции
y = ln cos x.
Вопрос 19 (20 очков):
Вычислите:
Вопрос 20 (30 очков):
Решите неравенство
Вопрос 21 устно (10 очков):
Как называется график логарифмической функции?
Вопрос 22 (игра-анаграмма) (10 очков):
Из букв слова «Логарифм» составить существительные?
Вопрос 23 к изображению логарифмической спирали (10 очков):
Что вы знаете о логарифмической спирали?
Вопрос 24 (20 очков):
Найдите ошибку:
2 > 3; > ; > ;
> ; >
Вопрос 25 (30 очков):
Число 3 запишите в виде трех двоек и математических символов.
ПЛАКАТЫ
Необходимые знания, умения и навыки по теме «Логарифмическая функция»
1. Уметь систематизировать и обобщать свойства логарифмической функции.
2. Уметь применять свойства логарифмической функции при решении задач.
3. Знать и уметь применять формулы производной логарифмической функции.
4. Уметь исследовать с помощью производной несложные логарифмические функции.
5. Уметь решать логарифмические уравнения и неравенства.
6. Уметь находить первообразную логарифмической функции и вычислить площадь криволинейной трапеции.
Условия аукциона знаний
1. Стремись к победе.
2. Прояви свою смекалку.
3. Покажи свои знания, умения и навыки по теме.
4. Первоначальная сумма очков у каждого участника – 120
5. Считать проигравшим того, кто набрал 0 очков.
6. покажи свой имидж в конкурсе.
Список литературы
1. Энциклопедический словарь юного математика
2. Занимательная алгебра (Перельман)
3. Живая математика (Перельман)
4. Показательная и логарифмическая функции. (И.Г. Бородуля)
5. Ученые математики (Депман)
6. Повторяем курс алгебры (В.С. Крамор)
7. Математика в понятиях и терминах
Ответы и решения
1. Непер, 1614.
2. .
3. 7.
4. №2.
5. x = 1, х = 2.
6. Y = ln(x+2)
7. Нет, так как f(x)=x+1→x любое число; g(x)=x+1 → x>-1
8. X>1,так как log2X>0, при x>1
9.
10. Голландский математик Бриггс в 1624 г.
11. Х=2
12. Решение 6х-2>7-3х, 9х>9, х>1; ОДЗ => .
1 2
13. y = ln 2 + 2 ln x, так как
y , = (ln 2) , + 2(ln x) , = 0 + 2 * = .
14. Решение. g(x) = 5ln x – x, x >0. g , (x) = – 1
g , (x) =0; – 1 = 0, = 1, х ≠ 0, х = 5.
0 5
Ответ: g(x) убывает при х ϵ (5; ).
15. В 1703 г.
16. Л. Магницкий в 1716 г.
17. Решение. 1 2
Sф =
18. Решение. y, = (ln cos x), = . Ответ: log y , = .
19. Решение.
Ответ:
20. Решение.
,
Ответ: x > 3.
21. Логарифмика.
22. 20 слов.
23. Плоская кривая, формула r = , известная в XVII в. Р. Декарту. Применяется в технике. Напоминает раковину улитки.
24. Ошибка в том, что < 0; надо знак неравенства поменять с > на <.
25. .