Урок «Логарифмическая функция, её свойства и график» (11 класс)
Информационная карта урока
Учитель: Куканова Ирина Анатольевна
МБОУ №276 г. Гаджиево, ЗАТО Александровск
Тема урока: «Логарифмическая функция, её свойства и график».
Класс: 11, уровень: базовый
Количество часов: 1
Тип урока: «открытие нового знания» (ОНЗ)
Планируемые образовательные результаты:
личностные: формировать умения
- работать в коллективе;
- находить согласованные решения;
2) метапредметные: формировать умения самостоятельно
- планировать свои действия в соответствии с учебным заданием;
- ставить цели;
- выбирать и создавать (конструировать) алгоритмы решения учебных математических задач;
3) предметные:
- познакомить с логарифмической функцией и ввести её определение;
- научить строить график логарифмической функции;
- научить применять логарифмическую функцию при решении большого круга задач.
Основные виды учебной деятельности (на уровне учебных действий): учащийся научится
- распознавать виды элементарных функций;
- строить график логарифмической функции по анализу её свойств, по точкам;
- описывать свойства логарифмической функции, заданной аналитически и графически;
- показывать схематически положение на координатной плоскости графика логарифмической функции при проведении всевозможных видов
преобразований;
- применять полученные знания к решению различных видов задач: сравнение чисел, содержащих логарифм числа, решение уравнений
(неравенств), нахождение наибольшего (наименьшего) значения функции.
№ п/п |
Этапы урока |
Цель этапа |
Время |
Деятельность |
Формируемые УУД |
||
Учителя |
Ученика |
||||||
1. |
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности |
3 мин. |
Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним ,что мы знаем о функциях и их графиках. Повторение проходит в форме фронтального опроса: -Что такое функция? -Что такое график функции? -Что называется областью определения и областью значения функции? -какие функции вам знакомы? -перечислите свойства, характеризующие функцию. -для чего нужно изучать функции и их свойства?! |
Предполагаемые ответы учащихся: -Функция это зависимость одной величины от другой -графиком функции f,называют множество всех точек ( х;y) координатной плоскости, где Y= f(х) , а Х пробегает всю область определения функции f - областью определения функции это множество всех значений переменной х, при которой функция имеет смысл -Линейная функция, обратная пропорциональность , степенные функции, тригонометрические функции, показательная функция. - с помощью элементарных функций можно описать реальные процессы в архитектуре, природе, космосе, медицине и т. д. |
Личностные: самоопределение, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества Предметные: анализ, обобщение, классификация и структурирование знаний |
|
2. |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии |
Подготовка обучающихся к ОНЗ, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения |
5 мин |
Интерактивный плакат «Графики элементарных функций» ( Приложение 1) - Назовите и задайте по возможности аналитически каждую графически представленную функцию. |
1)y= kx+b; 2)y= ; 3) y=,n-нечетное; 4)y=tg x; 5) y= ,n- нечетное; 6), n- четное; 7)y=sin x; 8)y=cosx; 9)y=,n-нечетное; 10) y=,; 11) y=, |
Регулятивные: постановка учебной задачи в сотрудничестве Познавательные: извлечение необходимой информации, установление соответствия, построение речевого высказывания, аргументация Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции |
|
3. |
Выявление места и причины затруднения |
Выявить и зафиксировать (вербально и знаково) возникшее затруднение, соотнести свои действия с используемым алгоритмом и зафиксировать во внешней речи причину затруднения |
3мин 4мин |
-В чём вы испытываете затруднение и почему оно возникло? Приложение 2 -Сформулируйте тему и цель урока. Появляется на слайде портрет великого математика – Леонарда Эйлера и краткая справка о нём. - Как вы думаете в связи с чем появился портрет этого учёного? -Как вы считаете, зачем нужно изучать логарифмическую функцию?! Где мы можем встретить логарифмы? |
- для нескольких графиков не знаем, какой элементарной функции они соответствуют, возможно, что среди них есть функция, содержащая логарифм числа, который мы изучали на прошлых уроках. - Логарифмическая функция, её свойства и график. - определение логарифмической функции – это заслуга Леонарда Эйлера.
- в природе, технике, астрономии, психологии и т.д. -сообщение ученицы (домашняя заготовка) |
Личностные: учебно-познавательный интерес, смыслообразование Регулятивные: учёт разных мнений Познавательные: анализ, обобщение, подведение под понятие, формулирование проблемы, постановка познавательной цели Коммуникативные: учёт разных мнений |
|
4. |
Построение проекта выхода из затруднения |
Обдумывание обучающимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий |
3мин |
- Давайте вспомним определение показательной функции и её свойства при а1 и при 0а1. (слайд 3) - В координатной плоскости построить точку с координатами (b;c) и, предположить, что она принадлежит графику показательной функции. Значит, . Попробуйте переписать эту запись на «языке логарифмов». Т.е. . Что можно сказать про точку с координатами (b;c)? (Слайд5). Сделайте вывод. (слайды 6, 7) |
Ученики по плану (слайд 4) описывают свойства функции. -они симметричны относительно прямой у = х
- график логарифмической функции симметричен графику показательной функции относительно прямой у = х |
Личностные: самоопределение Регулятивные: познавательная инициатива, планирование. прогнозирование Познавательные: построение речевых высказываний, выбор наиболее оптимального пути решения проблемы Коммуникативные: формулирование своего мнения, понимание относительности мнений и подходов для решения проблемы |
|
5. |
Реализация построенного проекта |
Построить модель исходной проблемной ситуации, уточнение общего характера нового знания |
5 мин |
Учащимся предлагается сделать эскиз графика функции и описать его свойства при a = 2 (1 вариант) и при a =1/2 (2 вариант)- слайд 8. Проверка – слайд 9.
|
Выполняют построение графика функции по точкам. |
Личностные: учебно-познавательный интерес Регулятивные: волевая саморегуляция Познавательные: определение основной и второстепенной информации, использование знаково-символьных средств, самостоятельное создание алгоритма деятельности Коммуникативные: согласование общего решения, адекватное использование речевых средств |
|
6. |
Первичное закрепление во внешней речи |
В форме коммуникативного взаимодействия решить типовые задания на новый способ действия с проговариванием алгоритма |
6 мин 3мин |
После проверки свойств графиков функций, учитель просит учащихся сделать вывод о свойствах логарифмической функции (слайды 10-13). Учитель демонстрирует задания 1 и задания 2 на слайдах презентации. (слайд 14;слайд 15) |
Описывают свойства логарифмической функции при a > 1(1 вариант) и при 0 < a <1 (2 вариант) с последующей самопроверкой. Учащиеся устно решают. Правильность ответа проверяется с помощью презентации. |
Личностные: учебно-познавательный интерес Регулятивные: контроль, коррекция Познавательные: определение основной и второстепенной информации, самостоятельный учёт установленных ориентиров действия в новом учебном материале, использование знаково-символьных средств Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, адекватное использование речевых средств при решении коммуникативных задач |
|
7. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Самостоятельное пошаговое сравнение с эталоном, выявление и корректировка возможных ошибок |
5 мин |
1.Экспресс-диагностика
2. Тренировочный тест (Приложение 4) |
Учащиеся выполняют тест, созданный в программе Excel (папка «test» на рабочем столе компьютера). После выполнения теста ребята сразу проверяют правильность выполнения теста (лист «Ответ») и оценивают свои умения. (Приложение 3) Выполняют те учащиеся, которые быстро справились с 1-м тестом. |
Регулятивные: самостоятельный учёт выделенных ориентиров действия в новом материале, познавательная инициатива, самоконтроль и оценка деятельности, коррекция Познавательные: сравнение, анализ, рефлексия способов и условий действия, использование знаково-символьных средств |
|
8. |
Рефлексия |
Фиксация нового содержания, самооценка обучающихся собственной деятельности, соотнесение учебной деятельности и её результатов, определение дальнейшей цели деятельности |
4 мин |
Блиц-опрос (слайды 16 и 17). |
Быстро отвечают на вопросы по теме урока. Правильность ответа проверяется с помощью презентации. |
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества |
|
9. |
Домашнее задание |
1 мин |
Слайд 18. |
||||
10. |
Итог урока. |
3 мин |
Слайд 19 Мы повторили свойства логарифмической функции, применяли свойства логарифмической функции при решении различных заданий. Показали свои знания, умения по теме. Спасибо за работу! |
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… |
Личностные: внутренняя позиция, самооценка на основе критериев успешности, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности Регулятивные: целеполагание, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
Файлы:
Здесь будет файл: /data/edu/files/z1461784208.pptx (Приложение 2)
Здесь будет файл: /data/edu/files/n1461784275.pptx (Приложение 1)
Здесь будет файл: /data/edu/files/a1461784346.docx (Оценочный лист)
Здесь будет файл: /data/edu/files/z1461784440.pptx (Приложение 4 (тренировочный тест))
Здесь будет файл: /data/edu/files/j1461784495.xlsx (Приложение 3 (экспресс-диагностика))