Урок-исследование «Улицы нашего детства» (Русский язык, 7 класс)

0
0
Материал опубликован 13 November 2019



Тема урока: «Улицы нашего детства»


Цели:

образовательная - организовать обучение учащихся исследовательской деятельности на уроке русского языка через практическое решение лингвистических задач;

воспитательная – формировать у учащихся чувство патриотизма, любви к своей малой родине.

Формировать УУД:

регулятивные: планировать совместную работу в группах,

прогнозировать и корректировать результаты работы;

познавательные: находить необходимую информацию,

преобразовывать ее из одной формы в другую;

коммуникативные: осознанное построение речевых высказываний с учетом мнения группы.

Методы обучения: исследовательский, частично-поисковый, эвристический.

Формы обучения: фронтальная, групповая.


Ход урока

1.Мотивационный этап. Просмотр фрагмента видеофильма «Старый город» об улице Комсомольской Бежицкого района города Брянска (название улицы не звучит).

- О какой улице идет речь?

- Как вы это определили?

- Знакома вам данная информация?

- Интересно ли вам эта информация?


2.Целеполагание. Недавно вы получили домашнее задание: написать сочинение об улице, на которой вы живете. Многие не смогли рассказать о происхождении названия улиц. Но, может быть, это только вы столкнулась с этим затруднением? Группа ребят провела социологический опрос на улицах города. (Видеофрагмент об опросе жителей Бежицы).

- С какой проблемой столкнулись ученики во время прогулки по родной Бежице? ( Жители не знают, где находятся некоторые улицы, их старое название).

- Почему возникает эта проблема? (Нет популярного и доступного источника информации).

- Могут ли интернеткарты полностью разрешить данную проблему? (Нет, они не отражают исторические изменения названий).


3. Выдвижение гипотез.

-Что же необходимо, чтобы решить данную проблему?

( Ученики предлагают обратиться к изучению литературы, архивам, интернетисточникам, к знаниям старожилов).

- Будет ли собранная информация служить людям?

(Нет, ее надо проанализировать, систематизировать и найти способ донести до людей).

-Сейчас вы назвали ряд этапов, по которым проводится научное исследование. К ним нужно добавить еще несколько важных моментов. (См. приложение1)

Сегодня мы попытаемся провести научное исследование по предложенному заданию. Источники информации находятся на столе учителя.




4. Исследовательский этап. Работа в группах.

Задания.

1 группа. Именные улицы Брянска.

1.Найдите источники информации.

2.Выберите информацию, связанную с улицами Бежицы.

3. Проведите классификацию названий.

4. Спланируйте свои действия по анализу информации и подготовке сообщения.


2 группа. Улицы, названия которых связано с историческими событиями и знаменательными датами.

1.Найдите источники информации.

2. Выберите необходимую информацию.

3. Спланируйте свои действия по анализу информации и подготовке сообщения.


3 группа. Улицы с географическими названиями.

1.Найдите источники информации.

2. Выберите необходимую информацию.

3. Спланируйте свои действия по анализу информации и подготовке сообщения.


4 группа. Классификация номинаций.

1.Составьте классификацию улиц Бежицы по номинациям.

2.Проведите статистические исследования по перечню улиц, утвержденному Брянской городской администрацией. Использовать в работе данные 1-3 групп.

3.Создайте диаграмму, отражающую статистику.


5 группа. Изменение названий улиц.

1.Найдите источники информации.

2. Выберите необходимую информацию.

3. Спланируйте свои действия по анализу информации и подготовке сообщения


6 группа. Народные названия улиц.

1. Найдите таблицу с народными названиями улиц, дополните ее.

2. Определите с помощью дополнительной информации лингвистическое явление.

3. Спланируйте свои действия по анализу информации и подготовке сообщения.


5. Выступление учащихся с подготовленными сообщениями.

6. Проверка гипотез, построение выводов.


Результаты работы групп.

1.Ученики нашли принцип классификации и объяснения происхождения 344 названий улично-дорожной сети Бежицкого района г. Брянска классификация проводилась по номинациям:

наименования улиц, называющие исторические события, явления революции и советской эпохи;

наименование улиц, называющие знаменательные даты;

наименования, связанные с именами знаменитых земляков;

наименования, связанные с именами деятелей советской эпохи;

наименования, связанные с именами героев Великой Отечественной войны;

наименования, связанные с именами известных критиков, писателей и поэтов России, литературных героев;

наименования, связанные с именами известных ученых;

наименования, в названиях которых отражены географические названия;

наименования, связанные с характерными особенностями улиц;

названия уличных объектов, имеющих пространственную семантику, указывающих на стороны света и отношение к другим улицам;

наименования улиц, называющих городские объекты;

наименования, связанные с названиями людей по профессии, роду занятий, национальности, общественному положению;

наименование улиц, называющие предметы, вещества, материалы, связанные с производственной жизнью города, профессионализмы;

названия, связанные с описанием рельефа местности;

названия, связанные с православием.

II. Учащиеся сделали выводы после анализа информации.

1. До революции 1917 года улицы поселка Бежица имели географические названия, многие из которых сохранились до сих пор (54 улицы). Подобный выбор связан с заселением данных мест. По одной из версий на строительство нового завода, вокруг которого возник поселок Бежица, шли люди из близлежащих городов и поселков, многие искали не только работу, но и прибежище.

2. 55 улиц – именные, названные в честь исторических, политических военных деятелей, деятелей науки и культуры. Достаточно много улиц (38) имеют названия, характеризующие их особенности. Среди них самые красивые и самые спорные названия: улица Жасминная, улица Рассветов, улица Кленовая, улица Розовая, улица Рябиновая, улица Славянская, улица Весенняя, улица Ясная, улица Васильковая, улица Ореховая.

3. В названиях улиц отражены исторические события; связанные с революцией 1917, построением социализма и коммунизма. Улицы для этого переименовывались, однако это явление не носило всеобщего характера.

4. Во вновь застраиваемых микрорайонах улицы отсутствуют: микрорайон «Автозаводец», микрорайон «Московский». Микрорайон «Отрадное» представляет собой одну улицу – Вокзальную.

5. Таблица с народной топонимикой появилась по инициативе местных жителей. Сбор данной информации – это отражение через топонимы особенностей народного восприятия объекта, а главное особенностей языка жителей данного района.

В результате исследовательской работы был собран небольшой словарь-справочник «Годонимы Бежицкого района г. Брянска».













Приложения №1

Этапы научного исследования

Знакомство с литературой.

Выявление проблемы.

Постановка проблемы.

Формулировка гипотезы.

Планирование работы.

Сбор данных.

Анализ и синтез собранных данных.

Подготовка сообщения.















Приложение №2

Источники информации: книги «Именные улицы Брянска», С. Кизимова «Бежица», в «Брянской газете» (1997 г.) статья «Улицы и переулки Бежицы в1912 году», интернет-ресурсы, " Постановление 2011 г. об утверждении перечня наименований элементов
улично-дорожной сети города Брянска".













Приложение №2


t1573645045aa.gif

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.