12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ewgeniya758
«Я не стыжусь учиться; я выспрашиваю и выведываю, и питаю великую благодарность к тому, кто мне отвечает, и никто не бывает у меня этой благодарностью обойден».
Россия, Ивановская обл., Иваново

Министерство образования и науки Российской Федерации

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ИВАНОВСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА №3

Методическая разработка урока в 7 классе

учителя русского языка и литературы

Ивановской специальной (коррекционной) школы № 3

Фоминой Евгении Витальевны.

Тема урока: «Деепричастие как часть речи».


 

2018

Содержание.

1. Пояснительная записка...............................................................................3

2. Разработка урока.........................................................................................4

3. Список используемой литературы............................................................7

Пояснительная записка.

Урок по теме: «Деепричастие как часть речи» разработан на основе  учебно-методического комплекта  М.Т.Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой "Русский язык". 

Тип урока: открытие нового знания.

Методы работы на уроке: систематизация материала, проблемный, самооценка, возврат к ключевым словам.

Формы работы: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах, работа в группах.

Задания разработаны автором.

Цель: создание условий для усвоения новой части речи.

Задачи:

предметные УУД:

познакомить учащихся с понятием «деепричастие»;

с его  грамматическими особенностями;

местом и ролью деепричастий в предложении;

уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, наречия;

отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки;

способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

метапредметные:

способствовать формированию УУД:

- регулятивных: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;

- познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;

- коммуникативных: развивать навыки взаимодействия со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли, совершенствовать рефлексивные способности;

 личностные УДД:

- способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Результат.

Знают грамматические признаки деепричастия.

Оборудование: учебник «Русский язык» (под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской), тетрадь,  раздаточный материал (карта самооценки (приложение 1.), презентация Microsoft Office PowerPoint,  мультимедийное оборудование.

Ход урока.

Мотивация к учебной деятельности. 

- Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Будем грамотно писать,

На вопросы отвечать.

- Откройте тетради, запишите число, классную работу.

Актуализация знаний.

О чём пойдёт речь на уроке, вы сможете определить, внимательно меня послушав.

Вступительное слово учителя.

Мы закончили большую, сложную тему – «Причастия». В начале разговора о причастии упоминалась сходная с ним по звучанию часть речи, которую мы начнем изучать сегодня – это деепричастие.

Часть «дее-» означает близость этой части речи к действию, то есть к глаголу. Подберем слово, в которое тоже входит «дее-»: дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие.

Работа в группах с толковым словарем.

Задания:

 - дайте толкования слов: деепричастие, дееспособный, деятельный;

- составьте и запишите 3 словосочетания с каждым словом;

- оцените свою работу.        

Определение темы урока.

Итак, какую часть речи мы будем изучать на сегодняшнем уроке? Тема нашего урока... 

Работа с предложениями. 

Сравним два предложения (запишем их в тетрадях).

Чайки с пронзительным криком летели навстречу пароходу, сверкали на солнце изогнутыми крыльями.

Чайки с пронзительным криком летели навстречу пароходу, сверкая на солнце изогнутыми крыльями.

 

Какое из этих предложений точнее, выразительнее?

Как выражены действия в этих предложениях?

В первом предложении – однородными сказуемыми – летели и сверкали. Во втором – сказуемым летели и добавочным действием сверкая. Употребление однородных сказуемых не совсем точно: понятно, что одно сказуемое подразумевает другое, второе кажется излишним. Предложение с добавочным действием делает картину более образной, дополняет ее, добавляет выразительности.

Вы уже поняли, что добавочное действие выражено новой для нас частью речи – деепричастием.

Работа с таблицей.

Признаки глагола и наречия у деепричастия

Признаки глагола

Признаки наречия

1. Обозначают действия, хотя и добавочные

1. Не изменяются (не склоняются, не спрягаются)

На крыльцо, потягиваясь, вышел кот.

2. Могут быть возвратными и невозвратными

Преклоняясь, добиваясь,

смеясь от радости

2. В предложении зависит от глагола-сказуемого и является обстоятельством

На юг птицы летят большими стаями, редко опускаясь на землю.

3. Бывают совершенного и несовершенного вида

Что делая? – выполняя упражнение

Что сделав? – выполнив упражнение

 

4. Распространяются, как глаголы (управляют зависимыми словами)

Повернуть направо – повернувшись направо

 

Определим глагольные признаки деепричастия:

 - Обозначает добавочное действие

 - Образуется от глагола

 - Имеет вид

Определим вид, поставим вопрос от глагола: летели что делая? – сверкая – несовершенный вид.

Какой еще вопрос можно поставить к деепричастию? (Как?)

Для какого члена предложения характерен такой вопрос? (Для обстоятельства)

Какая часть речи чаще всего отвечает на вопрос «как?» (Наречие)

Запишем предложение в тетрадь.

Не снимая сапог, я перешел речку и сел на камень (А. Первенцев).

Применяя, полученные знания, рассуждайте так:

перешел – основное действие, а не снимая – добавочное, значит, не снимая – деепричастие.

Подчеркните грамматическую основу предложения.

Физминутка. («Распределительный диктант»)

- Сейчас мы немного отдохнём, разграничивая деепричастия от глаголов.

- По каким особенностям мы различаем эти части речи?

- Условия физминутки:  я вам буду называть слова: деепричастия и глаголы.

Назову деепричастие – подпрыгиваете и хлопаете в ладоши.

глагол –  приседаете.

Смотреть, осматривая, улыбаться, смеясь, улыбаясь, читать, читая, думая, обдумав.

(Обучающиеся выполняют физические упражнения).

Закрепление изученного.

Упр. № 181.

Включение в систему знаний и повторение.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Пригодился ли вам материал, изученный на прошлых уроках?

- Почему у вас возникла необходимость изучать данную тему?

- Пригодится ли вам материал, изученный на данном уроке?

Самооценка.

Урок подошёл к концу, мы замечательно потрудились. Я думаю, что каждый из присутствующих в полную силу.

-Оцените сами себя, поставьте на ваших листочках баллы за работу на уроке (на каком этапе вы находитесь).

Домашнее задание дифференцированного характера:

для всех - выучить теоретический материал стр. 76-77 §28;

- индивидуальное:

А) составить и записать 2 предложения с деепричастием и без деепричастия (с однородными сказуемыми)  на тему: «Весна». Ответить на вопрос: «Почему вариант с деепричастием оказался лучше?»;

Б) упр. № 182

Презентация к уроку 

Список используемой литературы.

1. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростнецова и др.]. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с., [4] л. ил.: - ISBN 978-5-09-046553-3.

2. Ожегов С. И. Словарь русского языка [Текст]:   С. И. Ожегов; под ред.  чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой.  Ок. 57 000 слов/  - 20-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1989. -750 с. - ISBN 5-200-00313-X.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.