Урок «Деепричастие как часть речи» (Русский язык, 7 класс)
Министерство образования и науки Российской Федерации
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ИВАНОВСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА №3
Методическая разработка урока в 7 классе
учителя русского языка и литературы
Ивановской специальной (коррекционной) школы № 3
Фоминой Евгении Витальевны.
Тема урока: «Деепричастие как часть речи».
2018
Содержание.
1. Пояснительная записка...............................................................................3
2. Разработка урока.........................................................................................4
3. Список используемой литературы............................................................7
Пояснительная записка.
Урок по теме: «Деепричастие как часть речи» разработан на основе учебно-методического комплекта М.Т.Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой "Русский язык".
Тип урока: открытие нового знания.
Методы работы на уроке: систематизация материала, проблемный, самооценка, возврат к ключевым словам.
Формы работы: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах, работа в группах.
Задания разработаны автором.
Цель: создание условий для усвоения новой части речи.
Задачи:
предметные УУД:
познакомить учащихся с понятием «деепричастие»;
с его грамматическими особенностями;
местом и ролью деепричастий в предложении;
уметь определять и выделять деепричастие среди других частей речи: глагола, причастия, наречия;
отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки;
способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
метапредметные:
способствовать формированию УУД:
- регулятивных: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;
- познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;
- коммуникативных: развивать навыки взаимодействия со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли, совершенствовать рефлексивные способности;
личностные УДД:
- способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.
Результат.
Знают грамматические признаки деепричастия.
Оборудование: учебник «Русский язык» (под ред. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской), тетрадь, раздаточный материал (карта самооценки (приложение 1.), презентация Microsoft Office PowerPoint, мультимедийное оборудование.
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности.
- Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем грамотно писать,
На вопросы отвечать.
- Откройте тетради, запишите число, классную работу.
Актуализация знаний.
О чём пойдёт речь на уроке, вы сможете определить, внимательно меня послушав.
Вступительное слово учителя.
Мы закончили большую, сложную тему – «Причастия». В начале разговора о причастии упоминалась сходная с ним по звучанию часть речи, которую мы начнем изучать сегодня – это деепричастие.
Часть «дее-» означает близость этой части речи к действию, то есть к глаголу. Подберем слово, в которое тоже входит «дее-»: дееспособный, то есть способный к действию. Можно сказать, что деепричастие способно к действию. Оно обозначает добавочное действие.
Работа в группах с толковым словарем.
Задания:
- дайте толкования слов: деепричастие, дееспособный, деятельный;
- составьте и запишите 3 словосочетания с каждым словом;
Определение темы урока.
Итак, какую часть речи мы будем изучать на сегодняшнем уроке? Тема нашего урока...
Работа с предложениями.
Сравним два предложения (запишем их в тетрадях).
Чайки с пронзительным криком летели навстречу пароходу, сверкали на солнце изогнутыми крыльями.
Чайки с пронзительным криком летели навстречу пароходу, сверкая на солнце изогнутыми крыльями.
Какое из этих предложений точнее, выразительнее?
Как выражены действия в этих предложениях?
В первом предложении – однородными сказуемыми – летели и сверкали. Во втором – сказуемым летели и добавочным действием сверкая. Употребление однородных сказуемых не совсем точно: понятно, что одно сказуемое подразумевает другое, второе кажется излишним. Предложение с добавочным действием делает картину более образной, дополняет ее, добавляет выразительности.
Вы уже поняли, что добавочное действие выражено новой для нас частью речи – деепричастием.
Работа с таблицей.
Признаки глагола и наречия у деепричастия
Признаки глагола |
Признаки наречия |
|
1. Обозначают действия, хотя и добавочные |
1. Не изменяются (не склоняются, не спрягаются) На крыльцо, потягиваясь, вышел кот. |
|
2. Могут быть возвратными и невозвратными Преклоняясь, добиваясь, смеясь от радости |
2. В предложении зависит от глагола-сказуемого и является обстоятельством На юг птицы летят большими стаями, редко опускаясь на землю. |
|
3. Бывают совершенного и несовершенного вида Что делая? – выполняя упражнение Что сделав? – выполнив упражнение |
||
4. Распространяются, как глаголы (управляют зависимыми словами) Повернуть направо – повернувшись направо |
Определим глагольные признаки деепричастия:
- Обозначает добавочное действие
- Образуется от глагола
- Имеет вид
Определим вид, поставим вопрос от глагола: летели что делая? – сверкая – несовершенный вид.
Какой еще вопрос можно поставить к деепричастию? (Как?)
Для какого члена предложения характерен такой вопрос? (Для обстоятельства)
Какая часть речи чаще всего отвечает на вопрос «как?» (Наречие)
Запишем предложение в тетрадь.
Не снимая сапог, я перешел речку и сел на камень (А. Первенцев).
Применяя, полученные знания, рассуждайте так:
перешел – основное действие, а не снимая – добавочное, значит, не снимая – деепричастие.
Подчеркните грамматическую основу предложения.
Физминутка. («Распределительный диктант»)
- Сейчас мы немного отдохнём, разграничивая деепричастия от глаголов.
- По каким особенностям мы различаем эти части речи?
- Условия физминутки: я вам буду называть слова: деепричастия и глаголы.
Назову деепричастие – подпрыгиваете и хлопаете в ладоши.
глагол – приседаете.
Смотреть, осматривая, улыбаться, смеясь, улыбаясь, читать, читая, думая, обдумав.
(Обучающиеся выполняют физические упражнения).
Закрепление изученного.
Упр. № 181.
Включение в систему знаний и повторение.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Пригодился ли вам материал, изученный на прошлых уроках?
- Почему у вас возникла необходимость изучать данную тему?
- Пригодится ли вам материал, изученный на данном уроке?
Самооценка.
Урок подошёл к концу, мы замечательно потрудились. Я думаю, что каждый из присутствующих в полную силу.
-Оцените сами себя, поставьте на ваших листочках баллы за работу на уроке (на каком этапе вы находитесь).
Домашнее задание дифференцированного характера:
для всех - выучить теоретический материал стр. 76-77 §28;
- индивидуальное:
А) составить и записать 2 предложения с деепричастием и без деепричастия (с однородными сказуемыми) на тему: «Весна». Ответить на вопрос: «Почему вариант с деепричастием оказался лучше?»;
Б) упр. № 182
Список используемой литературы.
1. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростнецова и др.]. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 223 с., [4] л. ил.: - ISBN 978-5-09-046553-3.
2. Ожегов С. И. Словарь русского языка [Текст]: С. И. Ожегов; под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю.Шведовой. Ок. 57 000 слов/ - 20-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1989. -750 с. - ISBN 5-200-00313-X.