Урок-исследование по теме: «Рассуждение-размышление». Русский язык 7 класс
Урок-исследование по теме: «Рассуждение-размышление»
(русский язык, 7 класс)
Алешина Ольга Николаевна
Цель урока: формирование понятия «рассуждение-размышление».
Задачи:
- формировать умение отличать рассуждение-размышление от других видов рассуждения: доказательства и объяснения;
- формировать умение находить типовые признаки рассуждения-размышления в тексте;
- совершенствовать коммуникативные навыки и исследовательские умения обучающихся;
- совершенствовать умение работать в группе.
Оборудование:
- Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений \ Под ред. М.М.Разумовской и П.А.Леканта. - М.: «Дрофа», 2008
- Раздаточный материал с текстом и заданиями к нему (см. Приложение 1)
- Рабочие листы для работы в группах (см. Приложение 2)
- Правила работы в группе для учащихся (см. Приложение 3)
Ход урока:
Определение темы урока: Наша тема связана с понятием типы речи, а именно с рассуждением. Какой тип речи называется рассуждением? (Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать) Загоровская О.В.) Какие виды рассуждения вам известны? (рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение) Изобразим на схеме! Оказывается, есть ещё один тип - рассуждение-размышление. Поместите этот термин на схеме и подчеркните. Это и будет являться темой нашего урока.
Определение цели и задач урока: Итак, тема известна, какую цель поставим на урок? (формирование понятия рассуждение-размышление) Задачи? (сформировать понятие рассуждение-размышление, научиться узнавать текст рассуждения-размышления, отличать от других типов размышлений, учиться работать в группе, учиться работать с текстом, извлекать нужную информацию).
Выдвижение гипотезы. Наш урок будет носить исследовательский характер. Мы попробуем сформулировать основные признаки рассуждения-размышления путём сопоставления с другими, известными вам видами рассуждения и проанализируем по данным вам признакам текст рассуждения-размышления. Итак, давайте вспомним основные признаки известных вам видов рассуждения (ребята называют признаки, учитель раскрывает доску, где изображена таблица с заполненными тремя столбцами). Ребята предполагают, что может быть в 4 графе. Учитель записывает.
Признак для сравнения |
Рассуждение-доказательство |
Рассуждение-объяснение |
Рассуждение-размышление (гипотеза) |
Рассуждение-размышление (результат исследования) |
Вопрос к тексту |
Почему? |
Что это такое? |
Что делать? Как быть? |
|
Задача |
Доказать истинность высказывания |
Раскрыть содержание понятия |
Прийти к определенному решению |
|
Композиция |
Тезис - доказательства - вывод |
Определение понятия - основные признаки - второстепенные признаки |
Проблема - варианты ее решения - вывод |
|
Языковые особенности |
СПП с союзами потому что, так как, поэтому; слова итак, таким образом |
ССП, предложения с однородными членами, термины, научная лексика |
Вопросно-ответная форма построения текста, альтернативные вопросы и союзом или, слова со значение м следствия, вывода (значит, таким образом, следовательно), противительные союзы (а, но, однако), слова ДА, НЕТ. |
Работа в группах. Ребятам дан текст, они знакомятся с ним и заполняют листы:
Задание |
Фамилия |
Тезисы |
Оценка |
1. Задача текста. |
|||
2. Вопрос к тексту |
|||
3.Композиция (проблема, решения, вывод) |
|||
Языковые особенности |
|||
Вывод |
Текст для работы в группах
ДЛЯ ЧЕГО ЧЕЛОВЕК УЧИТСЯ?
Каждый из нас, наверняка, не раз думал: «Зачем человеку учиться?» Вопрос простой, а вот решение не сразу найдешь!
Человек может учиться потому, что его принуждает к учению житейское здравомыслие. Не выучишься - не сможешь занять в жизни то положение, которое хотел занять. Это внешние побудительные причины.
Внешние причины предполагают внутренние. А каково же внутреннее побуждение к учебной деятельности? Человек учится, прежде всего, потому, что его мучит любознательность, инстинктивная тяга к знанию. Оказывается, от природы она есть у всех, но в иных людях она развивается, а в других - заглушается обстоятельствами.
Таким образом, названные причины - это два двигателя, которые творят чудеса, делают человека невероятно способным. Всегда есть тяга к знанию и нужда в знании.
Выступления групп.
Результаты исследования: К какому выводу пришли? Заполним пятую графу таблицы. Что такое рассуждение-размышление?
Итоги урока: Достигли цели урока? Справились с задачами урока? В какой мере? Чем полезен урок? С чего нужно начать следующий урок?
Домашнее задание: упр. 269 - устно, упр. 273 или создать текст рассуждения-размышления по теме: «Зачем нужно грамотно писать?»
Литература
Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений \
Под ред. М.М.Разумовской и П.А.Леканта. - М.: «Дрофа», 2008
Шипицына Г.М. Русский язык. 7 класс. Дидактические материалы. - М., 2000
Приложение 1.
Задание к уроку по теме: «Рассуждение-размышление»
7 класс
Для чего человек учится?
Каждый из нас, наверняка, не раз думал: «Зачем человеку учиться?» Вопрос простой, а вот решение не сразу найдешь!
Человек может учиться потому, что его принуждает к учению житейское здравомыслие. Не выучишься - не сможешь занять в жизни то положение, которое хотел занять. Это внешние побудительные причины.
Внешние причины предполагают внутренние. А каково же внутреннее побуждение к учебной деятельности? Человек учится, прежде всего, потому, что его мучит любознательность, инстинктивная тяга к знанию. Оказывается, от природы она есть у всех, но в иных людях она развивается, а в других - заглушается обстоятельствами.
Таким образом, названные причины - это два двигателя, которые творят чудеса, делают человека невероятно способным. Всегда есть тяга к знанию и нужда в знании.
Задание:
Прочитайте текст, определите тему и основную мысль.
На основе текста заполните таблицу до конца, сделайте вывод.
Признак для сравнения |
Рассуждение-доказательство |
Рассуждение-объяснение |
Рассуждение-размышление |
Вопрос к тексту |
Почему? |
Что это такое? |
|
Задача |
Доказать истинность высказывания |
Раскрыть содержание понятия |
|
Композиция |
Тезис - доказательства - вывод |
Определение понятия - основные признаки - второстепенные признаки |
|
Языковые особенности |
СПП с союзами потому что, так как, поэтому; слова итак, таким образом |
ССП, предложения с однородными членами, термины, научная лексика |
Приложение 2.
Рабочий лист группы №___________
Руководитель группы__________________________
Задание |
Фамилия |
Тезисы |
Оценка |
1. Задача текста. |
|||
2. Вопрос к тексту |
|||
3.Композиция (проблема, решения, вывод) |
|||
Языковые особенности |
|||
5. Вывод |
Общая оценка работы в группе ________________________
Приложение 3.
Правила работы в группе
Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.
Чётко высказывай предлагаемый способ решения.
Умей слушать других.
Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.
Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.
Не разговаривай во время выступления товарищей из других групп, не отвлекайся от темы урока.
Лихина Елена Викторовна
Алешина Ольга Николаевна