12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Алешина Ольга Николаевна672
Россия, Вологодская обл., Череповец
5

Урок-исследование по теме: «Рассуждение-размышление»

Урок-исследование по теме: «Рассуждение-размышление»

(русский язык, 7 класс)

Алешина Ольга Николаевна

Цель урока: формирование понятия «рассуждение-размышление».

Задачи:

  • формировать умение отличать рассуждение-размышление от других видов рассуждения: доказательства и объяснения;
  • формировать умение находить типовые признаки рассуждения-размышления в тексте;
  • совершенствовать коммуникативные навыки и исследовательские умения обучающихся;
  • совершенствовать умение работать в группе.

Оборудование:

  • Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений \ Под ред. М.М.Разумовской и П.А.Леканта. - М.: «Дрофа», 2008
  • Раздаточный материал с текстом и заданиями к нему (см. Приложение 1)
  • Рабочие листы для работы в группах (см. Приложение 2)
  • Правила работы в группе для учащихся (см. Приложение 3)

Ход урока:

Определение темы урока: Наша тема связана с понятием типы речи, а именно с рассуждением. Какой тип речи называется рассуждением? (Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать) Загоровская О.В.) Какие виды рассуждения вам известны? (рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение) Изобразим на схеме! Оказывается, есть ещё один тип - рассуждение-размышление. Поместите этот термин на схеме и подчеркните. Это и будет являться темой нашего урока.

Определение цели и задач урока: Итак, тема известна, какую цель поставим на урок? (формирование понятия рассуждение-размышление) Задачи? (сформировать понятие рассуждение-размышление, научиться узнавать текст рассуждения-размышления, отличать от других типов размышлений, учиться работать в группе, учиться работать с текстом, извлекать нужную информацию).

Выдвижение гипотезы. Наш урок будет носить исследовательский характер. Мы попробуем сформулировать основные признаки рассуждения-размышления путём сопоставления с другими, известными вам видами рассуждения и проанализируем по данным вам признакам текст рассуждения-размышления. Итак, давайте вспомним основные признаки известных вам видов рассуждения (ребята называют признаки, учитель раскрывает доску, где изображена таблица с заполненными тремя столбцами). Ребята предполагают, что может быть в 4 графе. Учитель записывает.

Признак для сравнения

Рассуждение-доказательство

Рассуждение-объяснение

Рассуждение-размышление

(гипотеза)

Рассуждение-размышление

(результат исследования)

Вопрос к тексту

Почему?

Что это такое?

 

Что делать?

Как быть?

Задача

Доказать истинность высказывания

Раскрыть содержание понятия

 

Прийти к определенному решению

Композиция

Тезис - доказательства - вывод

Определение понятия - основные признаки - второстепенные признаки

 

Проблема - варианты ее решения - вывод

Языковые особенности

СПП с союзами потому что, так как, поэтому; слова итак, таким образом

ССП, предложения с однородными членами, термины, научная лексика

 

Вопросно-ответная форма построения текста, альтернативные вопросы и союзом или, слова со значение м следствия, вывода (значит, таким образом, следовательно), противительные союзы (а, но, однако), слова ДА, НЕТ.

Работа в группах. Ребятам дан текст, они знакомятся с ним и заполняют листы:

Задание

Фамилия

Тезисы

Оценка

1. Задача текста.

     

2. Вопрос к тексту

     

3.Композиция (проблема, решения, вывод)

     

Языковые особенности

     

Вывод

     

Текст для работы в группах

ДЛЯ ЧЕГО ЧЕЛОВЕК УЧИТСЯ?

Каждый из нас, наверняка, не раз думал: «Зачем человеку учиться?» Вопрос простой, а вот решение не сразу найдешь!

Человек может учиться потому, что его принуждает к учению житейское здравомыслие. Не выучишься - не сможешь занять в жизни то положение, которое хотел занять. Это внешние побудительные причины.

Внешние причины предполагают внутренние. А каково же внутреннее побуждение к учебной деятельности? Человек учится, прежде всего, потому, что его мучит любознательность, инстинктивная тяга к знанию. Оказывается, от природы она есть у всех, но в иных людях она развивается, а в других - заглушается обстоятельствами.

Таким образом, названные причины - это два двигателя, которые творят чудеса, делают человека невероятно способным. Всегда есть тяга к знанию и нужда в знании.

Выступления групп.

Результаты исследования: К какому выводу пришли? Заполним пятую графу таблицы. Что такое рассуждение-размышление?

Итоги урока: Достигли цели урока? Справились с задачами урока? В какой мере? Чем полезен урок? С чего нужно начать следующий урок?

Домашнее задание: упр. 269 - устно, упр. 273 или создать текст рассуждения-размышления по теме: «Зачем нужно грамотно писать?»

Литература

Русский язык. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений \

Под ред. М.М.Разумовской и П.А.Леканта. - М.: «Дрофа», 2008

Шипицына Г.М. Русский язык. 7 класс. Дидактические материалы. - М., 2000

Приложение 1.

Задание к уроку по теме: «Рассуждение-размышление»

7 класс

Для чего человек учится?

Каждый из нас, наверняка, не раз думал: «Зачем человеку учиться?» Вопрос простой, а вот решение не сразу найдешь!

Человек может учиться потому, что его принуждает к учению житейское здравомыслие. Не выучишься - не сможешь занять в жизни то положение, которое хотел занять. Это внешние побудительные причины.

Внешние причины предполагают внутренние. А каково же внутреннее побуждение к учебной деятельности? Человек учится, прежде всего, потому, что его мучит любознательность, инстинктивная тяга к знанию. Оказывается, от природы она есть у всех, но в иных людях она развивается, а в других - заглушается обстоятельствами.

Таким образом, названные причины - это два двигателя, которые творят чудеса, делают человека невероятно способным. Всегда есть тяга к знанию и нужда в знании.

Задание:

Прочитайте текст, определите тему и основную мысль.

На основе текста заполните таблицу до конца, сделайте вывод.

Признак для сравнения

Рассуждение-доказательство

Рассуждение-объяснение

Рассуждение-размышление

Вопрос к тексту

Почему?

Что это такое?

 

Задача

Доказать истинность высказывания

Раскрыть содержание понятия

 

Композиция

Тезис - доказательства - вывод

Определение понятия - основные признаки - второстепенные признаки

 

Языковые особенности

СПП с союзами потому что, так как, поэтому; слова итак, таким образом

ССП, предложения с однородными членами, термины, научная лексика

 

Приложение 2.

Рабочий лист группы №___________

Руководитель группы__________________________

Задание

Фамилия

Тезисы

Оценка

1. Задача текста.

     

2. Вопрос к тексту

     

3.Композиция (проблема, решения, вывод)

     

Языковые особенности

     

5. Вывод

     

Общая оценка работы в группе ________________________

Приложение 3.

Правила работы в группе

Будь доброжелательным к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.

Чётко высказывай предлагаемый способ решения.

Умей слушать других.

Если не согласен с мнением других: НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами.

Если ты оказался не прав, извинись, признай свою ошибку, не упрямься. Не смейся над чужими ошибками. Помни, что ты можешь оказаться в таком же положении.

Не разговаривай во время выступления товарищей из других групп, не отвлекайся от темы урока.

Опубликовано


Комментарии (2)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.