Урок истории на тему «Изучение Смутного времени» (7 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4»
городского округа города Шарьи Костромской области
Методическая разработка изучения темы
«Смутное время»
7 классе
Автор: ПрытковаАурикаСергеевна
учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 4
Оглавление:
Пояснительная записка
Календарно – тематическое планирование изучения темы «Смутное время»
Урок по теме: « Начало Смуты. Самозванец на престоле»……………………………………………………………….
Маршрутная игра «Защита Родины-дело святое» ( к 406 -летию подвига костромского крестьянина Ивана Сусанина)
Демонстрационный вариант контрольной работыдля детей обучающихся по адаптированной программе……………………………………………………………………………………………………………………..
Пояснительная записка
4 ноября мы наша страна празднует День народного единства.Этот день занимает особое место в истории нашего государства так как, связано со страшным событием которое получило в истории название - Смута
Благодаря стойкости и самоотверженности наш народ отстоял свою независимость. Ведь все тяжесть этих событий легла на плечи простого народа. Но всегда, вопреки сложной ситуации в котором находилось наше государство, русские люди находили в себе силы выстоять и победить. В 1612 году, впервые в истории нашего государства именно народ сплоченно выступил на защиту свободы и суверенитета своей страны.
Это были трудные времена польской интервенции. Шведы захватили Новгород. Управление страной было полностью утрачено. В этих условиях нижегородский староста Кузьма Минин призвал народ к освобождению Родины. Командование ополчением возглавил опытный военачальник князь Дмитрий Пожарский. Весной 1612 года выступило народное ополчение чтобы освободить свое государство от польских интервентов. Наши люди защищали свое государство.
Патриотическое движение народа увенчалось победой. В русском государстве восстанавливалась власть. В феврале 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова нового царя
Подвиг русского народа навсегда увековечен в памяти.Был открыт памятникМинину и Пожарскому в 1816 году в Москве. Теперь каждый год 4ноября наша страна отмечает праздник День народного единства
Дидактическая цель разработки:
Изучить сущность и особенности Смутного времени в России начала XVII века, основные его характеристики, содержание, действующих лиц, его цели и результаты, а также подвиг народа при освобождении Москвы от поляков.
Задачи:
1. Повторить, систематизировать, проанализировать ключевые моменты изученного материала;
2. Развивающие: содействовать развитию мышления, познавательного интереса, воли и настойчивости в решении проблемных задач;
3. Воспитательные: формировать мировоззренческую позицию событий Смутного времени; воспитывать нравственные качества личности, патриотизм, гражданственность, активную жизненную позицию учащихся через эмоциональное восприятие оценки событий прошлого.
Предметные –
знать: определение, признаки и причины Смуты; основные события.
Уметь: определять место и роль основных событий Смуты; объяснять причины Смуты; давать оценку происходящим событиям; анализировать результаты политических действий; высказывать своё мнение о политических деятелях периода Смуты.
Личностные – проявлять интерес к изучению темы, формируют собственную позицию относительно происходящих событий и действующих исторических лиц.
Метапредметные – овладеть умением работать с учебной и дополнительной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять план ответа, формулировать и обосновывать выводы), работать с современными источниками информации
Методическая разработка темы »Смута» предназначена для учащихся 7 классов. Она составлена на основе авторской программы по Истории России для общеобразовательных учреждений, автор И.Л. Андреев, И.Н. Федоров, И.В. Амосова
Полученные знания пригодятся школьникам не только на уроке истории, но и на уроках литературы так как определяется высоким уровнем мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Умение видеть проблемы – это свойство мышления. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности.
Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности .
Актуальность данной темы обусловлена тем, что события Смуты имеют большое воспитательное значение, учит детей справедливости, патриотизму, гуманности. Так как на изучение данной темы отводиться мало времени, а материал очень сложный для изучения я предлагаю маршрутную игру для закрепления полученных знаний на уроке.
Календарно-тематическое планирование по теме» Смута»
Тема : « Смута – 5 часов» |
|||||
1 |
Кризис власти нарубеже XVI-XVII веков |
|
|
Карточки с заданиями |
Предметные: раскрывать смысл понятий: «заповедные лета», «урочные лета», крепостное право, патриаршество; Выделять в тексте учебника проявления и причины кризиса государства и общества в конце XVI в.; Объяснять причины кризиса власти; Характеризовать личности Федора Ивановича и Бориса Годунова; Высказывать мнение о значении учреждения патриаршества на Руси; Метапредметные: Определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий Личностные:Проявление устойчивого учебно- познавательного интереса к новым общим способам решения задач |
2 |
Начало Смуты. Самозванец на престоле |
|
|
Карточки с заданиями |
Предметные : раскрывать смысл понятий: Смутное время (Смута), самозванец, крестоцеловальная запись; Называть и объяснять причины Смуты; Называть хронологические рамки Смуты; Высказывать мнение о том, что заставило участвовать в событиях Смуты и землевладельцев, и крестьян; Показывать на карте путь Лжедмитрия I; Характеризовать Лжедмитрия I, Василия Шуйского Метапредметные: умение строить рассуждение, делать выводы Личностные:Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений |
3 |
Разгар Смуты. Власть и народ |
|
|
Составить синквейн |
Предметные:Раскрывать смысл понятий: интервенция, «тушинский вор», «семибоярщина»; Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, отрядов под предводительством И. Болотникова, польских и шведских интервентов, Первого ополчения Характеризовать положение людей разных сословий в годы Смуты; Рассказывать о восстании И. Болотникова, высказывать мнение о причинах его неудачи; Метапредметные:Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Личностные:Усвоение традиционных ценностей российского общества |
4 |
Окончание Смуты. Новая династия |
|
|
Карточки с заданиями |
Предметные:Раскрывать смысл понятий: ополчение; Показывать на исторической карте направление движения Второго ополчения Аргументировать мнение о том, что к 1611 г. Смута переросла в национально-освободительную борьбу; Рассказывать об освобождении Москвы; Высказывать и аргументировать мнение о том, почему на престол был избран Михаил Романов; Называть задачи, стоявшие перед Михаилом Романовым в начале его правления Называть условия Столбовского мира и Деулинского перемирия Раскрывать итоги Смуты Метапредметные: Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи Личностные:Развитие способности к определению своей позиции Развитие способности к определению своей позиции |
5 |
Обобщающий урок по теме «Смута в России» |
|
|
Карточки с заданиями |
Предметные:Актуализировать и систематизировать информацию по теме «Смута в России»; Метапредметные:Выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Личностные:Определение своей личностной позиции, адекватная дифференцированная оценка своих успехов в учебе |
Технологическая урока «Начало Смуты. Самозванец на престоле»
Цель урока:Раскрыть причины начала Смуты и появления самозванцев в России;
показать неустойчивость власти периода Смутного времени;
Задачи урока:
Личностные: Формирование потребности к самовыражению и самореализации через оценку деятельности исторических личностей, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями.Развитие навыков сотрудничества.
Метапредметные: Планирование путей достижения цели.
Принятие решения в проблемной ситуации на основе переговоров.
Формулирование и обоснование собственной точки зрения.
Использование адекватных языковых средств для выражения чувств и мыслей.
Предметныезнатьопределение, признаки и причины Смуты; основные события.
Уметь: определять место и роль основных событий Смуты; объяснять причины Смуты; давать оценку происходящим событиям; анализировать результаты политических действий; высказывать своё мнение о политических деятелях периода Смуты.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД на этапах урока |
I.Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. |
Мотивирует учащихся на работу: приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность рабочего места учащихся |
Приветствуют учителя, настраиваются на урок, проверяют готовность своего рабочего места |
1-2 мин |
II. Актуализация знаний.
|
Формулирование темы урока. Организует работу учащихся. В форме подводящего диалога подводит учащихся к формулированию темы урока. Кто из вас знает, что это за праздник? Кто знает какова история его возникновения?
Сегодня на уроке мы будем говорить о периоде русской истории который принято называть « Смутой»
Эпиграфом урока послужат слова Н.Макиавелли «Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого…» Факты истории Смутного времени оцениваются неоднозначно. Споры вызывают и название периода, и причины начала Смутного времени. |
Отвечают на вопросы
Проявление интереса к материалу изучения. Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.
Отвечают, что это День народного единства, освобождение от иностранных интервентов, конец Смуты).
Слайд №1
|
Познавательные- пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.
Коммуникативные- слушают учителя, строят понятные для собеседника высказывания
Регулятивные- принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
5-7 мин |
III. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. Цель. Формулирование темы урока. Постановка учебной задачи
|
В исторической науке нет точного определения Смуты. Долгое время этот период называли лихолетьем. В толковом словаре В.И. Даля «смута» означает возмущение, восстание, мятеж, общее неповиновение, крамола, раздор меж народом и властью. Тревога. Дрязги, наушничество, наговоры . Из предложенных исторических источников выберете те определения которые раскрывают полное содержание термина « Смута» Какие черты были присущи историческому периоду, носящему название «Смутное время»? Давайте из всего сказанного сформулируем и запишем определение «Смута». СМУТА- период борьбы за власть, сопровождающийся сменой династий, интервенцией и другими потрясениями.) Сейчас давайте обратимся к стихотворению К.Бальмонта В глухие дни Бориса Годунова, Два солнца по утрам светило с неба, На улицах иссохшие скелеты Гроба, отяжелевшие от гнили, Так видит Смуту поэт. Исследователи Смутного времени подчеркивали, что в событиях начала XVII в. переплелись противоречивые интересы и устремления: политические, экономические, социальные, национальные. А нам с вами придется выдвинуть свою точку зрения каковы же причины смуты. Класс делиться на 3 группы. 1 группа выделяет – Экономические причины 2 группа выделяет –Политические причины 3 группа выделяет- Социальные причины
Но это уже не могло остановить нараставшее с каждым днем недовольство царем. Именно в это время по Москве поползли слухи, будто в Угличе погиб не сын Грозного Дмитрий, а другой мальчик. Сам же Дмитрий жив, вот-вот появится на Руси и облегчит жизнь народу. В это время на политической арене появляется фигура Лжедмитрия 1-первый самозванец.
А почему появилась необходимость появления самозванца? Проблемный вопрос урока: МОГ ЛИ ЛЖЕДМИТРИЙ 1 КОРЕННЫМ ОБРАЗОМ ИЗМЕНИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ В СТРАНЕ? Личность Лжедмитрия постоянно вызывала споры среди исследователей. Но большинство русских исторических источников свидетельствуют об одном: Лжедмитрий I – это беглый монах Чудова монастыря Гришка Отрепьев. Обратимся к источнику. Открываем учебник страница 91-92 вам приведен отрывок из «Лекций по русской истории« С.Ф. Платонова Вопросы к учащимся: 1. Какие черты Лжедмитрия как политика и человека указывали на его низкое, незнатное происхождение? 2. Что повлияло на решение Марины Мнишек заключить союз с Лжедмитрием 1? Стал ли самозванец европейцем? Мы выяснили с вами какими качествами обладал Лжедмитрий 1. Ребята скажите мне какое событие поставило последнюю точку в борьбе Годунова и Лжедмитрия 1 за власть? Теперь по работаем с картой: 1 Какой путь из Речи Посполитой в Москву короткий? 2.Какой путь выбирает Лжедмитрий? 3.Проследите основной путь Лжедмитрия назовите основные пункты?
В июне 1605 года Лжедмитрий 1 вступил в столицу и занял престол
|
Высказывают свои предположения. Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении
Работа в парах
По - разному формулируют проблему. Записывают в тетрадь тему, проблему урока
Слайд №2
Слайд № 3
Дети рассуждаю и делают вывод.
Запись в тетрадь
Слайд №3
Работа с документами в группах
Ответы учащихся:
1 группа Экономические: Хозяйственное разорение страны в результате Ливонской войны и опричнины. - Голод 1601-1603 гг. (только в Москве от голода погибло 127 тыс. чел.) 2 группа Политические: Династический кризис в связи с пресечением династии Рюриковичей и избранием Земским собором 1598 г. царем Бориса Годунова. 3 группа Социальные: Ухудшение положения крестьян: увеличение повинностей, отмена “заповедных лет” и введение “урочных лет” Дети отвечают: 1 Недовольны были политикой которую проводил Годунов 2. Голод 1601-1603 3 Аристократия не могла примириться с тем, что престол занял не знатный по происхождению человек Слайд № 4
Слайд № 5
Дети отвечают: 1.» Он не умел держать себя сообразно своему царскому сану, не признавал необходимость этикета, не спал после обеда, не посещал храмы, не знал латыни 2.Повлияло то, что после женитьбы она могла вместе с ним управлять государством. Но европейцем самозванец так и не стал, но проявил любовь к Польше.
В середине апреля 1605 скончался Б.Годунов
Работа с картой
Дети отвечают
|
5-7 мин
Познавательные- анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. Коммуникативные-осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Воспринимают ответыобучающихся Регулятивные- исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу
|
IV. «Открытие» учащимися новых знаний. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
|
Теперь на основе текста учебника стр. 88-89 ответьте на вопросы: 1. Почему Лжедмитрий так легко смог провести народ? 2. Что сделал самозванец в первые годы своего правления? 3.Почему же москвичи не приняли нового царя? 4.Мог ли Лжедмитрий оправдать надежды всех слоев населения? 5.Почему московская аристократия перестала поддерживать после его прихода к власти? 17 мая 1606 заговорщиками был убит Лжедмитрий1 .Был провозглашен новый царь Василий Шуйский (1606-1610) |
Отвечают на вопросы
|
Познавательные- анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения. Фиксируют в графические модели и буквенной форме выделенные связи и отношения. Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.
Коммуникативные- осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Воспринимают ответы обучающихся. Участвуют в обсуждении содержания материала. Учатся формулировать собственное мнение и позицию
Регулятивные- исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
|
|
Сообщение ученика « Василий Шуйский» Вопрос к классу: 1 Существует точка зрения, что власть Василия Шуйского была менее признаваема народом, чем власть Годунова .На чем основана эта точка зрения? |
Дети отвечают
|
|
V. Первичное закрепление Выражение решения проблемы.
10 мин |
Итак, вернемся кпроблемному вопросу который был нами сформулирован в начале урока. На основе полученных знаний на уроке ответьте мне пожалуйста
МОГ ЛИ ЛЖЕДМИТРИЙ 1 КОРЕННЫМ ОБРАЗОМ ИЗМЕНИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ В СТРАНЕ?
|
Дети рассуждают по проблемному вопросу
Возможно мог так как большая часть народа Верила в доброго и справедливого правителя которого в тот период не хватало России Но в дальнейшем время показало, что Лжедмитрий не оправдал надежды людей. Для Московской аристократии он был марионеткой в борьбе с Годуновым ( которая не желала признавать безродного боярина)
|
Познавательные- выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.
Коммуникативные- рефлексия своих действий
Регулятивные- осуществляют пошаговый контроль по результату |
VI. Рефлексия Цель. Домашнее задание. |
А сумел ли удержать власть Василий Шуйский вы узнаете на следующем уроке Рефлексия Составить синквейн со словом смута 1 строчка-3 глагола 2 строчка-2 прилагательных 3 строчка-3-4 слов существительных 4 строчка- вывод |
|
|
|
Дом задание параграф 12 вопрос 3 страница 91 |
|
|
Приложение № 1
Выберите наиболее точное определение которое раскрывает понятие « Смута» и подчеркните самое важное на ваш взгляд
С.М. Соловьев считал Смуту результатом падения народной нравственности и борьбы казачества как антигосударственной силы против прогрессивных государственных порядков. К.С. Аксаков рассматривал Смуту как случайное явление, затронувшее интересы влиятельных людей, которые боролись за власть после пресечения династии Рюриковичей.
Н.И. Костомаров обратил внимание на социальные причины Смуты, показывая, что в ней повинны все слои русского общества, но главной причиной считал интриги папства, иезуитов и польскую интервенцию. В.О. Ключевский изучал в основном социальные аспекты Смуты. По его мнению, общество находилось в состоянии социальной неустойчивости из-за борьбы всех его слоев за лучшее для себя соотношение между обязанностями и привилегиями. С.Ф. Платонов тоже не рассматривал социальный кризис как причину и сущность Смуты. Он не считал определяющей для понимания этих явлений борьбу внутри господствующего сословия русского общества.
.В.Н. Татищев искал причины "Смуты" в "безумной распре знатных шляхетских родов". В то же время он первым высказал мысль, что "великая беда" начала XVII века была следствием законов Бориса Годунова, сделавших невольными крестьян и холопов. Наблюдение Татищева заложило основы научной концепции "Смуты".
Дворянский историограф Н.М. Карамзин не видел закономерности в народных выступлениях начала XVII в. и утверждал, что в то время "разврат" затронул все слои общества - "от черни до вельможного сана". По мнению Н.М. Карамзина, в наибольшей мере "Смута" была вызвана вмешательством иноземных врагов России.
Н.И. Костомаров подчеркивал, что казачество сыграло положительную роль в защите границ, но бунты казаков, поднявших "кровавое знамя переворота Русской земли вверх дном", имели одни отрицательные последствия, мешая "успеху развития русской общественной жизни".
В.О. Ключевский впервые разработал цельную концепцию "смутного времени" как порождения сложного социального кризиса. Поводом к "Смуте", писал В.О. Ключевский, явилось пресечение династии Калиты, но ее подлинные причины коренились в самом строе государства, в неравномерном распределении государственных повинностей, порождавшем социальную рознь.
Приложение №
«Играл царевич Дмитрий ножиком, и тут на царевича пришла опять та ж черная болезнь, и бросило его о землю, и тут царевич сам себя ножиком поколол в горло, и било его долго, да тут его и не стало»
(Примечание: Царевич Дмитрий – младший последний сын Ивана Грозного, наследник Российского престола)
«Дело розыскное 1591 г. про убийство царевича Дмитрия Ивановича на Угличе»
«Начался в Москве среди бояр мятеж, потому что многие захотели на царство… И оттого началось во всех людях великое смятение»
Пискаревский летописец
«Гражданская война была порождена в первую очередь глубоким социальным кризисом, возникшим на почве ломки старой социальной структуры и становления крепостного права»
Р.Г. Скрынников, историк.
«В наибольшей мере Смута вызвана вмешательством папской власти и польского короля, желавших подчинить себе Русское государство».
Н.И. Костомаров, историк.
«В 1601 г. начался тот великий голод, который продлился три года…В продолжение этих трех лет совершались вещи столь чудовищные, что выглядят невероятными… Словом, это был столь великий голод, что, не считая тех, кто умер в других городах России, в городе Москве умерли от голода более 120 тыс. человек».
Жак Маржерет.
Царь и великий князь Федор Иванович всея Руси указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей, и из-за всяких людей, из поместий и из вотчин… выбежали до нынешнего году за пять лет… тех беглых крестьян… сыскивати. А по суду и по сыску тех крестьян беглых с женами и с детьми возити их назад, где кто жил… (Из «Указа о беглых крестьянах» 1597 г)
Причины Смуты
Экономические |
Социальные |
Политические |
|
|
|
МАРШРУТНАЯ ИГРА «ЗАЩИТА РОДИНЫ - ДЕЛО СВЯТОЕ»,
посвященная 406-летию подвига костромского крестьянина Ивана Сусанина
ЦЕЛЬ: формирование интереса к истории родной земли, расширение краеведческого кругозора учащихся.
Условия участия в игре:
Краеведческая игра «Защита Родины – дело святое»
Количество участников в команде - 5 человек.
Каждая команда выбирает название и командира.
Игра проводится для учащихся 7-8 классов города
Критерии оценки:
Уровень исторических знаний о Костромском крае.
Владение информацией об архитектурных памятниках и достопримечательностях края, связанных с историей Смутного времени.
Умение работать в команде
Порядок проведения:
Подготовительный этап: вводная беседа руководителя игры с участниками о цели и задачах, разъяснение правил.
Команда получает маршрутный лист, в котором указывается порядок прохождения станций.
Каждая команда, следуя схеме маршрутного листа, выполняет задания на каждой станции.
После прохождения всех станций, учащиеся собираются в головном штабе, подсчитываются баллы и подводится итог всей игры.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ ПО ЛОКАЦИЯМ
КОМАНДА 1 |
С танция «Историческая» |
С танция «Загадочная» |
Станция « Творческая» |
С танция |
Станция «Памятная » |
КОМАНДА 2 |
С танция «Памятная» |
С танция «Историческая» |
С танция «Загадочная » |
С танция «Творческая» |
Станция |
КОМАНДА 3 |
С танция |
Станция « Памятная» |
С танция «Историческая» |
С танция «Загадочная » |
Станция «Творческая» |
КОМАНДА 4 |
Станция « Творческая» |
С танция |
Станция «Памятная » |
С танция «Историческая» |
Станция «Загадочная » |
КОМАНДА 5 |
С танция «Загадочная » |
Станция « Творческая» |
С танция |
Станция «Памятная» |
Станция «Историческая» |
Вопросы к кроссворду:
1.Период в истории России с 1598 по 1613 год (существуют другие версии периодизации), ознаменованный стихийными бедствиями, гражданской войной, польской и шведской интервенцией
2. В XVII веке в этом монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название - "колыбель" Дома Романовых.
3. Вооруженное объединение русских людей, возникшее в сентябре 1611 года в Нижнем Новгороде для борьбы с польскими интервентами.
4. Великий русский композитор, автор оперы «Иван Сусанин»
5. Как называлась деревня, в которой старостой был Крестьянин Иван Сусанин
6 и 7Фамилии организаторов и лидеров Второго ополчения
Вопросы к станции» Историческая»
Начало формы
1. Кем был Иван Сусанин?
А. Военным
Б. Московским купцом
В. Крестьянином
2. В чём суть подвига Сусанина?
А. Повёл врагов в противоположную сторону от их цели и спас деревню
Б. Зарубил топором 13 супостатов
В. Защитил своё поселение от атаки волков
3. На территории какой современной области произошли события?
А. Владимирская
Б. Тверская
В. Костромская
4. Какого царя спас Иван Сусанин?
А. Павла Романова
Б. Алексея Романова
В. Михаила Романова
5. Из кого состоял отряд, который Сусанин завёл в болото?
А. Шведы
Б. Французы
В. Польско-литовские воины
6. Что является доказательством подвига Сусанина?
А. Летопись
Б. Грамота царя
В. Народные предания
7. Какая императрица положила начало традиции упоминания Сусанина, как спасителя царя?
А. Екатерина II
Б. Анна Иоанновна
В. Екатерина I
8. Почему решили снести памятник Сусанину 1920-х годах?
А. Памятник стал жертвой бюрократической ошибки
Б. Сусанин попал в разряд слуг царей и не нравился власти
В. Памятник не отвечал требованиям безопасности
Задания для станции « Памятная»
Соотнесите картинки и цитаты из документов о них.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
А.Успенская церковь в селе Домнино, построеннаяна месте, где когда-то стоял дом Шестовых.
С давних времен предки Михаила Федоровича, по линии матери Ксении Ивановны Шестовой, владели вотчинами в Костромском и Галичском уездах. Ксения Ивановна (в иночестве Марфа), вероятно была единственным ребенком в семье и унаследовала все имения родителей. В Домнине находился боярский двор — предание гласит, что он был на месте ныне существующей Успенской церкви. Возле барского дома находилась деревянная шатровая церковь в честь Воскресения Христова.
Б.Часовня, установленная на месте бывшей деревни Деревеньки, на том самом месте, где по преданию стоял дом Ивана Сусанина.
О семье Сусанина информации тоже очень мало. Про жену Сусанина ничего не известно, скорей всего к 1612—1613 гг она уже умерла. Зато доподлинно известно, что у него была дочь Антонида, бывшая замужем за местным крестьянином Богданом Собниным и были у них дети Даниил и Константин.Согласнопреданиям Иван Сусанин жил в селе Домнино, а в деревне Деревенька, в его доме, жила семья Антониды.
В. Картина Константина Егоровича Маковского (1839—1915) «Иван Сусанин»
Это эпическое полотно, написанное Маковским в его парижской студии в 1914 году, несомненно явилось откликом на волну патриотических настроений, сопутствовавших празднованиям 300-летия основания Дома Романовых в 1913 году.
Г.Памятный камень у Исуповского болота.
Установлен в 1988 году в честь 375-летия подвига костромского крестьянина Ивана Сусанина. Большой серый валун с высеченными на нем именем и датой гибели народного героя лежит на туристической тропе в районе деревни Перевоз в 19 км к востоку от поселка Сусанино.
Костромские краеведы разработали специальный исторический маршрут, посвященный драматическим событиям 400-летней давности. Экскурсионный тур «Тропой Ивана Сусанина» ведет туристов от населенного пункта Домнино через Перевоз до Исуповского болота. Прямо около него, у оврага, с которого открывается впечатляющий вид на бескрайнее и мрачное болото (в котором обрел покой Иван Сусанин), лежит памятный камень, на котором высечена надпись: «Иван Сусанин. 1613».
Д. Памятник Ивану Сусанину в Костроме, установленный в 1967 году взамен разрушенного монумента, посвященного царю Михаилу Федоровичу и Ивану Сусанину. Скульптор Н. А. Лавинский (1921—1986) изобразил фигуру легендарного крестьянина в долгополых одеждах, сделанных из белого известняка. Взгляд крестьянина устремлен на Волгу – главную водную артерию России. На постаменте надпись: «Ивану Сусанину – патриоту земли русской».
Е. Памятник Ивану Сусанину, установленный в 1851 году на Сусанинской площади, работа скульптора В. И. Демут-Малиновского (1779—1846). Памятник представлял собой гранитную колонну, на которой был установлен бюст царя. У ее подножия был изображен молящийся на коленях Иван Сусанин.
Интересно, что Н.А. Некрасов в своей поэме «Кому на Руси жить хорошо» «распрямляет» этот памятник:
«Стоит из меди кованый,
Точь-в-точь Савелий-дедушка,
Мужик на площади.
«Чей памятник?» — Сусанина…»
По повелению императора Николая I торжественное открытие памятника было назначено на 14 марта 1851 года – на день Федоровской иконы Божией Матери, главной святыни костромского края, с 1613 года считавшейся покровительницей династии Романовых.С приходом советской власти «памятники царям, и их слугам» подлежали уничтожению, что и было реализовано в 1918 году.
Задания к станции « Творческая»
Кондратий Рылеев написал поэму «Иван Сусанин», в которой прославлял подвиг нашего земляка. Предлагаю послушать отрывок из этой поэмы:
«Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги! —
Сусанину с сердцем вскричали враги…
Куда ты завел нас?» — Лях старый вскричал.
— «Туда, куда нужно!» — Сусанин сказал.
— «Убейте! замучьте! — моя здесь могила!
Но знайте, и рвитесь: — я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит,
И душу изменой свою не погубит»...
«Злодей !», закричали враги закипев:
«Умрешь под мечами !» — «Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, то бодро и смело
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!» —
«Умри же!» Сарматы Герою вскричали —
И сабли над старцем, свистя, засверкали!
«Погибни, предатель! Конец твой настал!» —
И твердый Сусанин весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила!»
Предлагаем вам тоже проявить творчество и написать синквейн к имени Ивана Сусанин
Иван Сусанин |
|||
глаг: |
глаг: |
глаг: |
|
прил: |
прил: |
||
фраза из 3-4 слов: |
|||
сущ-вывод: |
Станция «Культурная»
Перед вами памятник, назовите его (балл за правильное название памятника) Да, это памятник «Тысячелетие России», который был поставлен в Новгороде Великом в честь тысячелетней истории нашей страны. Назовите дату установки памятника, прибавив 1000 лет к дате создания Древнерусского государства (Дополнительный балл, если назовут верную дату)
Памятник представляет собой гигантский шар-державу, символизирующий государственную власть монарха, на колоколообразном постаменте; общие очертания монумента колоколообразные (по некоторым предположениям, был призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России).
Всего памятник содержит 128 фигур. Скульптурные изображения делятся на три уровня:
Группа, венчающая композицию, из двух фигур — ангела, поддерживающего крест (олицетворение православной церкви) и коленопреклоненной женщины (олицетворение России).
Среднюю часть памятника занимают 17 фигур, группирующиеся в шесть скульптурных групп вокруг шара-державы, символизирующих различные периоды истории Русского государства
В нижней части монумента расположены 109 исторических деятелей, воплощая идею опоры самодержавной власти в лице его славнейших представителей. Среди этих 109 исторических личностей есть и народный герой – Иван Сусанин.
Вопрос: назовите другие виды искусства, где представлен образ Ивана Сусанина, приведите примеры произведений
Лист с ответами
1.Станция «Историческая»
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
в |
а |
в |
в |
в |
б |
а |
б |
За каждое верное соответствие 1 балл
Максимум за задание 8 баллов
2. Станция «Загадочная»
|
1с |
м |
у |
т |
а |
||||||||||
е |
|
||||||||||||||
|
2и |
|
м |
||||||||||||
3о |
п |
о |
л |
ч |
е |
н |
и |
е |
|
|
|||||
|
а |
|
б |
|
|
||||||||||
т |
о |
4г |
|||||||||||||
ь |
|
5д |
|
я |
л |
||||||||||
е |
|
6п |
о |
ж |
а |
р |
с |
к |
и |
й |
|||||
в |
|
м |
|
щ |
|
н |
|
||||||||
с |
н |
и |
к |
||||||||||||
к |
7м |
и |
н |
и |
н |
а |
|||||||||
и |
|
н |
|
а |
|
||||||||||
й |
о |
|
За каждое верное слово 1 балл
Максимум за задание 7 баллов
3. Станция «Памятная»
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Е |
Г |
Д |
В |
А |
Б |
За каждое верное соответствие 1 балл
Максимум за задание 6 баллов
4. Станция «Культурная»
1. Архитектура: памятник в Костроме
2. Литература: поэма К.Ф. Рылеева «Иван Сусанин»;драма Н. А. Полевого «Костромские леса»
3. Музыка: опера «Жизнь за царя» или «Иван Сусанин» Глинка;опера К. А. Кавоса («Иван Сусанин»)
4. Ф. И. Шаляпин в опере «Жизнь за царя», выступал в Мариинском театре в Петербурге.
5. Живопись: картина К. Е. Маковского «Иван Сусанин»;картина М. И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина» ; картина М. В. Нестерова «Видение Ивану Сусанину образа Михаила Федоровича»
За каждое верное направление1 балл и 1 балл за название произведения
5. Станция «Творческая»
Напишите синквейн к имени Иван Сусанин
Иван Сусанин |
|||
глаг: |
глаг: |
глаг: |
|
прил: |
прил: |
||
фраза из 3-4 слов: |
|||
сущ-вывод: |
Оценивается максимум в 5 балловБонусные баллы:
за угадывание памятника «Тысячелетие России» и даты его постройки – 2 балла;
Время выполнения заданий на станции- 8-10 минут
Контрольная работа по теме « Смутное время»
Часть А
Выберите правильный ответ:
1.Отметьте явления, которые относятся к причинам Смуты:
А. Желания дворян возвести на престол представителя своего сословия
Б. Недовольство крестьян отменой Юрьева дня.
В. Учреждение патриаршества в России
Г. Рост крестьянских повинностей
Д. Недовольство дворян возможностью потерять свои поместья, их желание уравнять положение поместья и вотчины.
Е. Вмешательство в дела России султана Османской империи
Ж. Недовольство части бояр правлением Бориса Годунова
З. Неурожай и голод в стране, недовольство народа хлебными спекуляциями
2.В каком году избрали царем Бориса Годунова?
А. 1589 год
Б.1598 год
В.1605 год
Г.1601 год
3.Восстание Хлопка вспыхнуло:
А. Юго-западных уездах страны
Б. северные районы страны
В. восточные районы страны
Г. Урал
4. Имя первого самозванца Лжедмитрия 1:
А. Григорий Распутин
Б. Григорий Отрепьев
В. Малюта Скуратов
Г. Борис Годунов
5.Кто была жена Лжедмитрия 1:
А. Марина Мнишек
Б. Анастасия Захарьина
В. Софья Палеолог
Г. Елена Глинская
6. Годы правления Василия Шуйского?
А.1606-1610
Б. 1598-1605
В.1601-1604
Г.1613-1645
7.Первое ополчение возглавили?
А. Д. Трубецкой
Б. Иван Заруцкий
В. Ляпунов
Г. Пожарский
8. Какое прозвище получил Лжедмитрий 2?
А. тушинский вор
Б. Гришка Отрепьев
В. Семибоярщина
Г. Совет всея Руси
9. Сколько месяцев длилась осада Смоленска?
А. 7 месяцев
Б.9 месяцев
В.1 год
Г.1 месяц
10. Что относится к причинам распада Первого ополчения?
А. Поражение в битве у Клушино
Б. Призвание на царство королевича Владислава
В. Противоречия между дворянами и казаками
Г. Заключение военного союза со Швецией
Г. Софья Алексеевна
Часть В
Задания с выбором ответа
1. Укажите правильные утверждения:
а) со смертью царя Фёдора прервалась правящая династия в России
б) настоящее имя Лжедмитрия 1 Григорий Отрепьев
в) Лжедмитрию 1 удалось долго удержаться на московском престоле
г) основной военной силой движения И.Болотникова были стрельцы
д) ослабление центральной власти привело к Смуте
е) вторым избранным царём на русский престол был польский королевич Владислав
ж) после свержения Василия Шуйского в стране наступило междуцарствие
з) летом 1611г. Россия оказалась в исключительно тяжёлом положении
2. Укажите правильные утверждения:
а) преемником Ивана Грозного на русском престоле стал Борис Годунов
б) одной из причин Смутного времени стало пресечение московской династии
в) Лжедмитрию 1 оказала поддержку шведская знать
г) восставшие под предводительством И.Болотникова предприняли попытку захватить Москву
д) с 1608г. в стране имелось два центра власти с двумя столицами: в Москве и Тушино
е) мирный договор со Щвецией, подписанный В. Шуйским, послужил поводом к восстанию под предводительством И.Болотникова
ж) в начале 1612г. стало формироваться Первое ополчение
з) Кузьма Минин был одним из руководителей Первого ополчения
Литература:
1.И.Л. Андреев, И.Н. Федоров, И.В. Амосова» История России 16 –конец 17 века» Москва, Дрофа ,2016
2.Ключевский В.О. « Курс русской истории» Москва ,1983
3.Костомаров Н.И.» Смутное время в Московском государстве в начале 17 века» Москва,1987
4.Соловьев С.М.» История России с древнейших времен» Москва,1987
5.Скрынников Р.Г. « Смутное время» Москва,1989
6.Хрестоматия по Истории России с древнейших времен до конца 17 века. Том 1
Наталья Владимировна