Урок-панорама «Украденное детство»
Ежова Елена Валерьевна,
учитель русского языка и литературы высшей кв. категории
МАОУ Гимназия № 86 г. Нижний Тагил
Семинар для заместителей директоров по правовому воспитанию
«Профилактика правонарушений и безнадзорности как основа формирования гуманистических ценностей с использованием медиативных технологий»
Урок-панорама по литературе «Украденное детство»
Цель: развитие навыков исследовательской работы гимназистов с текстами художественных произведений как основы формирования гуманистических ценностей (ценности «детство»).
Оборудование:
- ПК, подключенный к доске (со звуком)
- Видеоролики «Дети войны», «Украденное детство»
- Выставка книг «Украденное детство»
у детей
- Листы для черновиков (на каждого учащегося)
- 4 группы столов (по 2 парты) для каждой группы + 4 листа с заготовками для синквейна и кластера
Предварительная подготовка: Исследовать, как раскрывается тема «украденного детства» в произведениях русских писателей XIX-XX века (3-4 минуты в обзоре).
Ход урока
Слайд 1.
- Что перед Вами? (синквейн)
- О чем он?
- Как поняли?
?
беззаботный, радостный
помогать, растить, заботиться
Тебя оберегают и о тебе заботятся взрослые.
безмятежная пора
У: Каждый человек когда-то был ребёнком. Детство – самый светлый период жизни. В это время всё вокруг видится ярче, верится в чудеса, больше мечтается, и кажется, что мечты обязательно сбудутся.
- Как думаете, какое детство можно назвать счастливым?
У вас на столах листы.
- Замените все слова и фразы из синквейна на антонимы (слова, противоположные по смыслу). Что получилось?
- Правильно ли будет сказать, что детство, которое Вы описали – «украденное» детство?
- Как понимаете это словосочетание?
- Как думаете, почему решила поговорить на эту тему?
- Для чего пригласила сюда учащихся из разных классов?
У: РОЛИК «Украденное детство»
Действительно, в жизни бывает и так, когда маленький человек, только начинающий познавать мир, лишён тепла и заботы. Он один на один встаёт перед реальностью суровой жизни. Ему приходится быстро взрослеть. Про таких детей говорят: «Они лишены детства».
В1: В наше время только в России проживает 650 тысяч детей-сирот и детей, родители которых лишены родительских прав. До сих пор существует такое понятие как «беспризорник» – ребёнок, живущий в подвалах или заброшенных зданиях. Счастливы ли такие дети?
В2: Тема «украденного детства» актуальна во все времена. Особенно это видно, когда наступают различные экономические или политические кризисы, и на улицах появляются оборванные дети с голодными глазами.
В1: Доказательством этого стали произведения русских писателей XIX века:
В2:повесть Д. В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик»,
В1: повесть В. Г. Короленко «В дурном обществе»,
В2: рассказы Д. Н. Мамина-Сибиряка «Вертел», «Кормилец»
В1: поэма Н. А. Некрасова «Крестьянские дети».
У: Дополните, пожалуйста, этот список. Какие произведения имеют тему «Украденное детство»?
Наша задача сегодня - исследовать, как раскрывается тема «украденного детства» в произведениях русских писателей XIX и XX веков.
Каждая группа получила предварительное задание: Рассказать, как раскрывается тема «украденного детство» в данных им для исследования произведениях.
Задача каждой группы в итоге сегодняшнего урока – создать кластер причин, которые крадут у человека эту самую замечательную и безмятежную пору жизни. Поэтому я прошу по ходу работы каждому делать записи-черновики.
(выступление каждой группы – 3-4 минуты)
В2.: Тему сложной, драматичной русской судьбы рассматривает в своих произведениях Николай Алексеевич Некрасов. Чаще всего его герои – русские крестьяне, но не обходит в своих стихотворениях и поэмах поэт и детей, которые, наряду с родителями, переживали трудное время. Самые известные из них – «Крестьянские дети», «Плач детей».
5А класс «Крестьянское детство» (Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»)
В1.: Владимир Галактионович Короленко довольно рано потерял отца, испытав на собственном опыте нужду и тяжёлые лишения. Сложное детство сформировало особое мировоззрение. Писатель с болью реагировал на несправедливость. Свои переживания он раскрыл в творчестве. И хотя Владимир Галактионович не писал специально для детей, он не смог пройти мимо детской темы, которая нашла отражение в произведениях «В дурном обществе», имеющем и другое название – «Дети подземелья», и «Слепой музыкант».
7А класс «Сиротское детство» (В.Г.Короленко «В дурном обществе»)
В2.: Нашему земляку Дмитрию Наркисовичу Мамину-Сибиряку тоже была не чужда тема «украденного детства», которая затронута в произведениях «Вертел», «Кормилец», «В ученье», «В глуши», «Богач и Ерёмка», «В каменном колодце». Можно сказать, что особое место в творчестве занимают произведения, в которых описывается трудное детство.
Наш другой знаменитый земляк – сказочник Павел Петрович Бажов – также в своих произведениях часто касался судьбы детей и подростков, вынужденных рано начинать трудовую жизнь, работая помощниками и подмастерьями на уральских заводах и в мастерских.
9А класс «Рабочее детство» (Д.Н.Мамин-Сибиряк «Вертел», «Кормилец», «В каменном колодце», сказы П.П.Бажова (подмастерья)
У: Самое страшное время для человечества – это война. Ужасное потрясение испытала наша страна с началом Великой Отечественной войны. Дети оказались самыми уязвимыми в ней.
Отрывок видеоурока «Дети войны» (5.08—9.40)
10А класс «Детство, украденное войной» (Произведения о детях войны)
У:
(10 классу) Скажите, можно ли считать военное детство счастливым?
(9 классу) Можно ли считать счастливым трудовое, рабочее детство?
(7 классу) А сиротское детство бывает счастливее детства, проведенного в семье?
(5 классу) Крестьянское детство – счастливое?
Таким образом, мы увидели сегодня, что русские писатели чутко уловили, что ребёнок, безоглядно любящий и искренне верящий, во многом зависит от того окружения, в которое он попадает. Одинаково понимая, в чём проблема «украденного детства», каждый автор раскрывал её по-своему.
Мы видим, что тема эта стала достаточно популярной у русских авторов. Как думаете, почему?
(форма кластера – на рабочем столе каждой группы). – Вывод на большой экран
У: - Как думаете, а в современном нам мире есть факторы, которые могут украсть у ребенка светлую пору жизни? Назовите их.
- терроризм
- жестокость
- равнодушие взрослых
- насилие
- семейное насилие
- сиротство
- военные конфликты
- зависимости (алкоголизм, курение, наркомания, интернет)
- техногенные опасности
- ВИЧ/СПИД
- другие серьезные болезни
- природные опасности
Рефлексия:
- Скажите, что-то в вас изменилось после сегодняшней встречи?