12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Попова Ольга Александровна1271
Учитель русского языка и литературы
Россия, Кировская обл., Луза

"Я ДЕТСТВОМ ЖИВУ, СТАРАЯСЬ ИЗ ДЕТСТВА НЕ ВЫПАСТЬ..."

Литературная игра по произведениям А.А. Лиханова

для детей среднего школьного возраста.


 

Цель: пробуждение интереса к произведениям и приобщение учащихся к

более глубокому изучению творчества А. А. Лиханова. Воспитание

гражданственности, нравственное совершенствование личности учащихся,

формирование активной жизненной позиции, размышление о смысле жизни

и соотношение в нём личностного и общественного.

Подготовка: За месяц до проведения мероприятия нужно предложить учащимся

прочесть произведения Альберта Лиханова.

Провести классные часы:

а) «Основные вехи жизненного пути»

б) «Обзор творчества А. Лиханова»

в) «Добрые дела А. Лиханова для общества».

Оформление:

Книжная выставка: "Я ДЕТСТВОМ ЖИВУ, СТАРАЯСЬ ИЗ ДЕТСТВА НЕ ВЫПАСТЬ...".

Портрет А. А. Лиханова.

Высказывания А. Лиханова: «Чтение — это дыхание ума и пища для

сердца»;   "Мои книги для всех и, может быть, для родителей более, чем

для детей, хотя, честно говоря, я хотел бы, прежде всего, быть услышанным

ребёнком"; «Интернет не заменит книгу, в компьютерном тексте нет духа»;

Девиз Детского фонда: «Ни дня без доброго дела»

Альберт Лиханов давно и прочно занял почётное место в современной русской литературе, в одной из важнейших её частей – прозы для детей и юношества. Постоянный интерес к судьбе детей, к изучению обстоятельств, влияющих на формирование их жизненных убеждений, забота о нравственном здоровье подрастающего поколения характерны для творчества Альберта Анатольевича Лиханова – писателя, публициста, общественного деятеля.

В течение последнего месяца вы знакомились с творчеством А. Лиханова. Прочитали книги, познакомились с героями его книг. Какие произведения вам больше всего понравились? Согласитесь, что ни одно произведение не оставило вас равнодушным.

Правила игры: играют две команды.

Задание №1 «Биография». Командам даётся 10 минут, чтобы вспомнить факты из биографии

А. А. Лиханова.

Выступает один человек от команды. Кто больше приведёт фактов жизненного пути А. Лиханова.

Команды молодцы, отлично справились с заданьем. Дополним ваши выступления любопытными фактами его биографии.

*Одним из воспоминаний детства был клён, забираясь на который Лиханов очень любил читать книги.

*В детстве А. Лиханов занимался лыжами и в секции лёгкой атлетики, где установил рекорд, который до сих пор не побит.

*В детстве же ему подарили фотоаппарат «Комсомолец», с которого началось увлечение А. Лиханова фотографией.

*Уже в детстве и юности отправлял свои рассказы и заметки в газеты «Пионерская правда», «Комсомольская правда», «Комсомольское племя», «Кировская правда», где они печатались.

*Будучи в Комсомольске-на-Амуре на практике, писал статьи в одну газету под тремя псевдонимами-именами: Лиханов, Анатольев, Кузнецов.

*Серьёзно о писательской деятельности задумался во время болезни. Не мог лежать в постели без дела и начал писать рассказы.

*Произведение «Солнечное затмение» в 1978 году вошло в число лучших книг Америки для юношества.

*К 45 годам написано 30 книг.

Задание №2 «Викторина».

Какие повести входят в роман «Русские мальчики»?

От чьего имени ведётся рассказ в повести «Последние холода»?

Какую военную тайну хранил дедушка Антона в романе «Мой генерал»?

Как объяснить название романа «Сломанная кукла»?

В чём заключается мудрость Анны Николаевны, учительницы, главной героини повести «Крёстна».

О чём рассказывается в романе «Никто»?

Кому принадлежат слова: «Детство – это такой возраст, который проходят все, но выходят из него разными»?

Кому Лиханов посвящает свои книги?

По каким произведениям Лиханова сняты фильмы?

10. Любимое время года писателя.

Любимое занятие.

Девиз Детского фонда, созданного А. Лихановым.

Задание №3 «Угадай произведение». Команды должны угадать, из какого произведения отрывок, и назвать его.

*Я обгоняю маму и отца, я жму во все лопатки и ви­жу, как по шаткой лесенке, спиной ко мне спускает­ся мужчина в лётчицком шлеме. Я поддаю газу и про­ношусь мимо какого-то маленького старика в корич­невом пальто и кепке. Старик что-то говорит мне, ка­жется, но тут уж не до него, я подлетаю к мужчине в лётчицком шлеме, думая, зачем артиллеристу такой шлем. И говорю спине, улыбаясь во весь рот:

— Мон женераль!

Отрывок из романа «Мой генерал»

*Итак, став взрослым и понемногу разговаривая с разными людьми, я постепенно выяснил, что и пред­положить в детстве-то не мог. А выяснил я очень да­же простецкую влиятельность Анны Николаевны в нашем городе.

Ведь почему мы её не видели в хлебном магазине никогда? Чтобы она карточки отоваривала? Да по­тому просто-напросто, что в хлебном у неё работала её бывшая ученица. Анна Николаевна отдавала ей свою карточку, и та через день, а если надо, и ка­ждый день, приносила хлеб к учительнице домой, а то и прямо в школу.

Отрывок из повести «Крёстна»

*Федька проснулся поздно и заторопился на голу­бятню. Вчера он долго ворочался, не мог уснуть, а ночью ему снились разные страхи. Будто мать по­ставила тесто, оно поднялось, вышло из миски, ска­тилось на пол и стало пухнуть, расти на глазах, ста­ло подбираться к подбородку, душить, а выбраться невозможно — как с ним, с тестом, быть, не поплы­вёшь по нему — густое, и не пойдёшь — жидкое...

Отрывок из повести «Солнечное затмение»

У всех людей старый год заканчивается в полночь под первое января – и впереди триста шестьдесят пять дней, ежели не считать високосный год. А здесь… Каждый месяц – это, в сущности, год. Точнее, каждая смена. Они колеблются по своим размерам, эти смены, суть не в этом, а в том, что каждый круг – это встреча, знакомство, сближение, узнавание, даже любовь, а потом неизменное, неотвратимое расставание.

Отрывок из романа «Невинные тайны»

Задание №4 «Карточки».

В каком из этих произведений встречаются следующие персонажи книг. Каждой команде выдаются два набора карточек, в одном название произведений, другой персонажи. Разложи правильно карточки.

Повесть «Последние холода» Вадик и Маша

Повесть «Крёстна» Анна Николаевна

Роман «Никто» Коля Топоров

Повесть «Солнечное затмение» Фёдор и Лена

Роман «Сломанная кукла» Вячик

Роман «Мой генерал» Антон

Задание №5 «Портрет».

Угадать героя по описанию

*Лицо у неё круглое и ямочки на щеках, а глаза ясные, синие. Если она сидит у окна и солнечный луч сбоку светит, падает маме прямо в глаза — хрусталики её горят, словно прозрачные камушки.

Мама моя добрая, я её злой никогда ещё не ви­дел. Даже когда сердится, она всё равно добрая. Во­лосы у мамы русые, она их в косы заплетает и укла­дывает кольцом на голове. За это папа зовет её сол­нышком. А всех вместе нас — семейством Белобрысиковых. Имя у мамы, как и лицо её, — округлое, доброе:

Портрет №1 :Ольга мама Антона из романа «Мой генерал»

*Лицо у неё было совершенно обык­новенное, старушечье — продольные морщины на лбу, резкие прорези от носа к краешкам рта, и скулы выпирают, наверное, это от общей худобы. Седые во­лосы зачёсаны на пробор и назад, а на затылке, я ви­дел, тощая маленькая косичка, спрятанная под пла­ток, — маленький старушечий секрет.

Портрет №2 Анна Николаевна из повести «Крёстна»

*Светлоглазый, с круглым лицом, в раннем детст­ве он был одним из стайки головастиков, не просто похожих друг на друга, но абсолютно одинаковых, а потом, с годами не, то чтобы вырвался вперед, а отошел в сторону, пожалуй. Обрел масть — темно-русые, откуда-то шелковистые красивые волосы, которые, если их не состригать безжалостно воспи­тательскими ножницами, наверное, предназначен­ными когда-то для стрижки баранов, льются вол­шебными струями от макушки во все стороны, лег­кие и пышные, сами по себе составляя в зависть беспородному девчачьему большинству неслыхан­ное богатство.

Еще одна подробность — брови. Казалось бы, и они должны иметь цвет в масть волосам, но по прихоти природы брови у него были абсолютно черные, ровно насурьмленные, и разлетались от переносицы прямыми стрелками, придавая его ли­цу решительное выражение.

Широкий нос с широкими же ноздрями и ши­рокие губы завершали его облик какой-то утвердительностью, определенностью, твердо­стью.

Портрет №3 Коля Топоров из романа «Никто»

*Мы сидели с ним на одной парте, и он вполне соответствовал своей фамилии. Он был очень маленький, но очень головастый. Головастый во всех смыслах. Он хорошо соображал, особенно по арифметике, а кроме того, его голова была очень большая, круглая и крепкая. Иногда – не злоупотребляя, впрочем, этим – он применял её как таран, готовый снести на своём пути любую преграду. Во всяком случае – почти любую.

Портрет №4 Вовка Крошкин из повести «Крутые горы»

Задание №6 «Кто больше».

(По принципу аукциона.) Команды должны назвать как можно больше названий произведений А. А. Лиханова. Даётся 5 минут, чтобы вспомнить произведения. Начинает команда, имеющая меньше баллов.

Задание №7 «Словарь».

Порой нужно знать точное значение слов. Бывает, что забываешь в самый неподходящий момент, а спросить не у кого. Вот тогда мы и открываем толковый словарь. Толковый словарь нужен, чтоб знать правильное толкование слов и правильное (уместное) употребление этих слов.

Следующее задание, с помощью словаря объяснить значение слов, все эти слова название книг А. Лиханова. Какая команда быстрей справится.


 

ИНЦИДЕНТ, ГОЛГОФА, ПАВОДОК, КОДЕКС, СФИНКС, ЭШАФОТ

Задание №8 «Реклама».

Командам надо придумать и нарисовать обложку книги любого произведения А. А. Лиханова. Придумать рекламу этой книги и прорекламировать её.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ВСЕХ КОНКУРСОВ.

К сожалению, сегодня мы смогли только прикоснуться ко всей многогранной деятельности Лиханова как литератора и общественного деятеля.

- Давайте постараемся определить основные задачи, которые решает в своей деятельности Альберт Анатольевич Лиханов.

- Актуальны ли они для России и нашего города? Почему?

- Что сейчас вы добавили бы к человеческому портрету А. Лиханова (земляк, современник, деятельный, неравнодушный человек)?

- Что значит быть неравнодушным? (Неравнодушный человек – это тот, который видит трудности, беды других и старается им помочь, человек дела).

- Давайте попробуем задать себе вопрос: А кто же я? Человек – зритель или человек-деятель? Скорее всего, что каждому трудно ответить на этот вопрос, потому что Добро Деятельное не кричит о себе, а тот, кто его дарит, делает это по зову души. Из маленьких добрых поступков – уступить место в транспорте, не пройти мимо плачущего малыша, подарить улыбку тому, кому плохо, - вырастают большие добрые дела.

Мы надеемся, что сегодняшнее мероприятие не оставило вас равнодушными.

 

Список использованной литературы:

Лиханов А.А. Собрание сочинений: В 4 т., - М., 1986-1987.

Изучение творчества Альберта Лиханова в школе. Методическое пособие: Е.О.Галицких. – М.: ООО «Детство. Отрочество. Юность», 2009.

Души магнитный полюс. О творчестве А. Лиханова. – М., 1984.

Поздравляем юбиляра. А. А. Лиханову 50 лет. – Литературная газета, 1985, 18 сентября.

«Мой генерал»: семейное прочтение. – Читаем, учимся, играем, №8, 2005.

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.