12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна18


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ункурдинская средняя общеобразовательная школа»













Урок литературы


«Теплый свет детства»



по стихотворению И.А.Бунина «Детство»











Шаламова Т.Л.

учитель высшей категории










Теплый свет детства.

Цели урока:

Обучение анализу лирического произведения;

Развитие у учащихся навыков групповой работы и творческих способностей.

Ход урока

Организационный момент.

2 . Работа над темой урока.

Вступительное слово учителя: В жизни каждого человека есть светлая и радостная пора - детство. Это прекрасный мир, исполненный ярких, сочных красок, теплого, лучистого света, неиссякаемой доброты и любви, исходящей от мамы и папы, бабушки и дедушки, а главное - первозданно чистого и непосредственного взгляда на окружающую жизнь. Очень часто уже взрослые люди мыслями и памятью обращаются к своему детству, стремясь вернуться в тот мир, который бесконечно дорого, он манит к себе и томит своей первозданной чистотой, невозвратимой в настоящем.

Тема детства - одна из самых любимых тем русской литературы. Почти каждый большой мастер слова отдал дань этой светлой и радостной поре человеческой жизни. Кто-то сосредоточил свое внимание на сложностях становление личности, на психологических особенностях детской души, кто-то на поэзии детства , кто-то на чистоте и одухотворенности детского восприятия мира.

Ребята, я попрошу вас назвать произведения на тему детства, которые вы читали.

«Детство» Л.Н.Толстого(Детство, Отрочество, Юность)

В «Детстве» Толстого всё погружено море любви, разлитой вокруг Николеньки: все любят его, и он любит всех. На страницах повести вырастает мир детства - милая, дорогая , незабываемая пора…

Отрывок из повести наизусть учащимся.

Но мир гармонии и всепоглощающей любви у Толстого осложняется. В детский мир приходит смерть у Николеньки умирает мать. Это событие кажется ему невероятным, так как мир для него - это место, где всё живет и исполнено радости. Смерть матери, расставание с Натальей Савниной и Карлом Ивановичем становятся порывом, отделяющим детство от отрочества.

«Детство» М.Горького. («Детство. Мои университеты. В людях»)

В автобиографической повести Горького повествование движется не по хронологическим векам как у Толстого, а яркие картины возникают как результат наиболее сильных впечатлений, оставшихся в сознании Алёши от столкновений с действительностью. В повести всё контрастно: жесткость деда и доброта бабушки, ссора с дядьями и дружба с Цыганком, несправедливость деда по отношению к Григорию, дружба Алеши с Хорошим Делом. Особая роль в Алешином детстве принадлежит бабушке. Именно она - неизменный посредник между маленьким мальчиком и большим миром. От нее получает Алеша самые ценные жизненные уроки.

«Детство Тёмы» Н.Г.Гарина-Михайловского.

В повести показан сложный мир взросления ребенка. Герой сталкивается со многими неправедностями мира. Особенно потрясли меня два самых важных эпизода - это спасение Темой Жучки и перенесение Темой предательства товарищей в гимназии. Но всё это умиряется благодаря родительской любви, и особенно материнской - пылкой и всепрощающей.

«Детские годы Багрова - внука» Сергея Тимофеевича Аксанова.

Это художественное воспроизведение детских лет автора, начиная с третьего до десятого года жизни. Мир взрослых, не всегда понятный герою повести – Сереже, просвечивается чисто человеческим детским взглядом. Духовно, нравственно вырос, возмужал герой. Сам Аксаков писал, что показал в повести жизнь человека в детстве, детский мир, созидающийся под влиянием ежедневных новых впечатлений... Жизнь человека в дитяти.

Вывод:

- Да, действительно, ребята, все названные произведения о детстве, о взаимоотношениях взрослых и детей. Разные семьи, различные взаимоотношения. Но есть общее, что объединяет эти произведения:

герои повестей наблюдательны, пытливы, умеют сопоставлять, рассуждать, оценивать поступки свои и чужие; сострадать и раскаиваться в своих поступках;

все повести дышат любовью: к человеку, к Родине, к природе, к матери, к братьям нашим меньшим, к справедливости и правде...

А любовь эта сосредотачивается для человека с рождения в его семье. Семья – для маленького человека – это вечное и самое надежное убежище в мире. Это дом, и таким он остается для нас на всю жизнь, мы лишь расширяем и достраиваем его. Это место, куда человек стремится всю свою жизнь, где ему бывает и плохо, и хорошо, но где его любят и ждут. Таким должен быть дом детства. Таким он раскрывается и в русской литературе: и в прозе, и в поэзии.

- А сегодня на уроке мы с вами обратимся к поэзии и посмотрим , и как эта тема звучит в стихотворении Ивана Алексеевича Бунина «Детство» .

Итак, тема урока «Тёплый свет детства»

(Стихотворение И.А.Бунина«Детство»).
Знайте, что ничего нет выше,
и сильнее, и здоровее, и позднее
впредь для жизни, как хорошее
какое-нибудь воспоминание из детства
из родительского дома.
Ф.И.Достоевкий

Запись темы урока и эпиграфа.
5. Мы с вами уже знакомились с биографией писателя. Я прошу вас её кратко изложить.
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже в небогатой дворянской семье. Детские годы будущего писателя прошли в поместье Буниных на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Здесь ему впервые открывается «скромная» красота русской природы. Уже в раннем детстве пробуждается в нём наблюдательность и художнический талант, и он пытается найти нужные цвета ,образы, чтобы передать пленительное очарование летнего ржаного поля ,берёзовой рощи на полотне с помощью красок и кисти. Притягательную силу, врачующее воздействие природы почувствовал мальчик Иван Бунин, когда умерла его младшая сестрёнка. От глубокой душевной боли, убегая в лес ,обращаясь в молитвах к небу и солнцу. Природа для него - целительная и благотворная сила. Счастье - по Бунину - это полное слияние с природой. Оно доступно лишь тем, кто проник в неё тайны, кто внимателен, кто «видит» и «слышит»
6. В автобиографической книге «Жизнь Арсеньева» он так вспоминает её о своём детстве: журнал «литература в школе» №11-2006 г.
7. Каким вы представляете мальчика Бунина по этим воспоминаниям?
(Любит природу, внимательно вглядывается во всё, что видит вокруг себя, любит мечтать и фантазировать. У него тонкая поэтическая душа. Ему хочется плыть на лёгком белом облаке, грустно расставаться с рыжим жучком, любуется ржаным полем.)
Работа над стихотворением.
1. Сегодня мы обратимся к его стихотворению «Детство»
-
Я задам вам вопрос, ответ на который вы дадите в конце урока: «Почему столь дороги поэту И.А.Бунину, уже взрослому человеку, воспоминания о детстве?
Итак, стихотворение связано с детскими воспоминаниями поэта о сосновом боре. Но прежде чем прочитать стихотворение, попробуем вспомнить собственные впечатления о сосновом боре.
2. Приходилось ли вам бывать в нём? Что запомнилось из него больше всего?
/Вкусный запах хвои, когда она нагрета солнцем; высокие стволы сосен, их красноватая тёплая кора/

Чтение стихотворения.

Задание: прослушать стихотворение и ответить на вопрос: Какое настроение создает стихотворение? С чем оно связано? /радостное, приподнятое настроение. Рождается оно ранним утром, когда жизнь кажется бесконечной и прекрасной, обещает новые открытия./

Какие картины вам представились при чтении этого стихотворения? /Сухой сосновый лес, пронизанный солнечным светом. Молодая зеленая хвоя весело блестит на солнце, а старая рыжая тускло мерцает на сухих ветках; на земле еще можно увидеть почерневшие раскрытые старые шишки. В бору оживленно перекликаются птицы, перепархивая с дерева на дерево, изредка слышится звонкая дробь дятла... А вот и десятилетний мальчик в светлой рубашонке. Широко раскрытыми радостными глазами он всматривается в крону высокой сосны. Может быть, он видит каких-то птиц, может быть, что-то особенное, видимое только ему./

Как воспринимается лес этим мальчиком? Почему он называет его «солнечными палатами»? /Лес представляется ребёнку прекрасным Дворцом Природы: не случайно он называет его «солнечными палатами» Слово «палаты» употребляются в книжной речи, придавая ей торжественность звучания. Возвышенный смысл заложен уже в фонетическом составе слова: здесь вольно рассказывается, повторяясь, звук «а», придавая ещё большую ширь и свободу лексическому содержанию слова в полногласном сочетание с «л».

Слово «палаты» встречается нам в сказках.

Какой образ возникает в нашем воображении, когда мы произносим его?

\ Царственно прекрасный дворец, роскошный, богатый, украшенный золотом.\

И когда этот сказочный образ соотносится в нашем сознание с описание пейзажа картине природы придаемся еще большее великолепие, таинственность, необычность.

Героя в то далекое утро поразило, насколько огромным и необъятным является окружающим окружающий его мир. Слово «палаты», обозначающего большой дворец, оказалось недостаточно для описания просторов природного света. Он бесконечен, многомерен, заполняя ей все вокруг, раскинулся повсюду. Именно слово повсюду, неспроста повторяющееся у Бунина дважды, передает во многом ощущение безмерности и бескрайности пространства.

Как же чувствует себя мальчик в этом сказочно прекрасном уголке природы?

Он переживает необычное эмоциональное возбуждение. Восторг, ликование, восхищение переполняют его. Чрезмерность чувств героя раскрывается с помощью слов: весело, блеск, яркий свет. Герой испытывает то состояние души, которое Бунин в другом произведении точно и выразительно определил как «радость радостей». Отчего такое состояние? Может быть, и от того, что он хозяин в «солнечных палатах».

Устное словесное рисование.

«Поэт, создавая художественное полотно, немногословен, отбирает самые важные моменты, многое остается за текстом, преднамеренно умалчивается автором. Он как бы дает читателю самому дорисовать недостающие, но подразумевающиеся подробности. Давайте, попытаемся вообразить, как еще может проявляться счастливое самоощущение мальчика?»

/Он рассматривает деревья, гладит шершавые стволы, вдыхает запах хвои; замирает в задумчивости, заглядевшись на блики света на зеленых полянках, иногда оглашает бор радостным криком, как бы опробуя тишину утра. Мальчик счастлив: впереди длинный летний день, полный света и тепла, новых открытий и веселых игр. Он как будто хочет все разом вобрать в себя: и запахи, и краски. А то, что не имеет яркого цвета, сильного запаха, проверяется на ощупь./

- Что же проверяет мальчик на ощупь?

/Да, песок. Он дотрагивается до песка, перебирает его руками и вдруг обнаруживает, что «песок – как шелк...»

Мальчик останавливается, замирает, начинает понимать, что недостаточно только чувств, чтобы вжиться в этот прекрасный мир./

Песок – как шелк...

Мы должны вдуматься в это короткое предложение: в поэтическом произведении оно имеет особый смысл.

- Как называется такой прием в литературе?

- Да, сравнение. Объясните, а как вы понимаете, почему песок сравнивается с шелком?

/Песок приятен на ощупь, от него исходит тепло, поэтому он похож на такую чудесную ткань./

Дополнительное значение имеет здесь и тире. Во-первых, оно – знак паузы, поэтому надо показать интонацию, голосом показать наступающую перемену в состоянии мальчика. Во-вторых, оно указывает на временную протяженность происходящего: прошло какое-то время, в течение которого предмет явился в новом качестве, в новом образе.

Весьма содержательным знаком является и многоточие.

- Оно делит стихотворение на две части, проводя грань в его смысловом содержании.

- Им обозначена важная перемена во внутреннем ощущении главного действующего лица. Он как бы погружается внутрь себя и вглубь окружающих вещей.
Эмоции угасают, ив познание окружающей реальности включающейся разум.
и в этом состоянии мальчик совершает настоящие открытие.

7. Какие это открытия?
Прежде чем ответить на этот вопрос, я приглашаю вас на экскурсию к знаменитому художнику, великолепному певцу русского леса Ивану Ивановичу Шишкину.
Взгляните на репродукции некоторых полотен Шишкина, сопоставьте со стихотворением Бунина и скажите, какие из картин художника более всего созвучны ему по настроению, эффектам света и описанию.
1) «Хвойный лес. Солнечный день»(1895)
2) «На песчаном грунте»(1889 или 1890)
3) «Сосны, освещённые солнцем»(1886)

В первой картине лес напоминает «Солнечные палаты» своим чередованием стройных высоких стволов, которые выстраиваются перед нами , словно приглашают в глубь леса на солнечные яркие поляны.
Во второй картине мы как бы ощущаем свежий чистый хвойный воздух,
которым льётся сквозь деревья и играет на мягком «золотистом песке» (« Песок - как щёлк »)
Две сосны , освещенные солнцем, от которых тянутся тени , является центром всей композиции и тоже похожи на величественный вход в «солнечные палаты».
- Так какие же это открытия?
Во-первых, мальчик наблюдает превращения в сосне.
1) Какой казалось ему сосна раньше?
/Обычным деревом , даже некрасивым. Сочетается с прилагательным корявый/

А сейчас сосна преобразилась: за внешней корявостью мы видим скрытое величие.

2) Как описывает Бунин ствол? /Ствол-гигант, тяжелый, величавый/

Давайте продолжим синонимический ряд эпитетов: сосна – могучая, величественная, древняя, столетняя, высокая, большая.

3) Когда мальчик прильнул к сосне, то почувствовал в ней что-то близкое, родное.

Что он говорит о коре сосны? /Кора груба, морщиниста, красна.../

Какое слово передает родственную связь человека и дерева? /Морщиниста/

Да, благодаря этому слову сосна оживает, превращается в одухотворенное существо.

Кто же вспоминается вам, когда вы произносите это слово? /Бабушку, маму, их руки/

Так вместе с сосной столько же близким, домашним, уютным предстает огромный, таинственный мир природы.

4) Новое открывает мальчик не только вокруг себя, но и в себе самом. Очень важной мне кажется строка:

«И чувствую: мне только десять лет...»

5) Какие перемены в самом себе замечает десятилетний мальчик?

/Пребывая в утреннем сосновом бору, ощущая единение с вековой природой, мальчик впервые осознал свое «я». Сопоставляя свои годы с возрастом деревьев, он узнал о быстротечности и относительности времени. Он начинает понимать, что человек – часть природы/.

10 лет – тот важный момент, которым определяется новый период развития личности, начало самостоятельного и осмысленного познания жизни, сулящее множество потрясающих открытий. Герою стихотворения удалось сделать в это утро еще одно гениальное открытие.

- Обратимся к концовке стихотворения:

«И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света».
Итак, мальчику удалось почувствовать то, что не всякому дано испытать, - почуять запах «солнечного света».

6) Так почему же, или благодаря чему, герою стихотворения «Детство» удалось сделать так много неожиданных открытий?

Мальчик умеет замечать прекрасное вокруг себя. Он восхищается, наслаждается красотой соснового бора. И природа как бы в благодарность за это пробуждает в нем дремавшие силы. Недаром говорят, что познание
мира начинается с восхищения красотой.

Мальчику дана та одаренность души, которая не позволят ему лениться. Ведь он не в первый раз посещает сосновый бор, но всякий раз ему здесь интересно, всякий раз он примечает что-то новое. Накапливаются впечатления, знания – и вот свершается настоящее открытие.

Не случайно события происходят рано утром, когда человек полон сил, раскрепощен, свободен, находится в любимом уголке природе. Он живет согласно законам природы, и она открывает ему великие тайны бытия.

Открытие нового происходит не сразу, требует сосредоточенности, терпения. Мальчик умеет быть последовательным: от простого он идет к сложному.

Кто главные персонажи стихотворения?

Мальчик.

Сосна, сосновый лес.

Есть в стихотворении еще одно главное действующее лицо, сопричастное всему свершившемуся. Это – солнце. Весь текст наполнен словами, однокоренными или по смыслу связанными со словом солнце.

Назовите их.

/Жарче, сухим, смолистым, солнечным, блеск, яркий свет, шелк, красна, тепло, прогрета, зной, сухость./

Да, правильно, солнце присутствует повсюду. От него исходит свет и тепло, зависит цвет и далее запах, рост дерева и мироощущение ребенка.

3.Итог урока.

Так почему же столь дороги взрослому человеку воспоминания о детских годах?

- Уже будучи взрослым мужчиной, признанным поэтом, он ясно мог осознать, что именно в детские годы сформировалось в нем «чувство родной земли», «влюбленность в красоту природы», «огромное чутье природы».

- Обращается к детям прежде всего, объясняет ценность того возраста, в котором они пребывают, указывает нравственно-познавательные ориентиры.

Что вы возьмете для себя с этого урока?

«Познай себя – и мир откроется тебе!»

4.Домашнее задание. Литературная мастерская.

1 группа «Литературоведческая»

Какие художественные средства выразительности использует Бунин в стихотворении? Приведите примеры. Какую роль они выполняют?

2 группа «Литературная»

Сочинение-миниатюра «какое впечатление произвело на меня стихотворение Бунина» или «Запах моего детства»

3 группа «Художественная»

Нарисуйте иллюстрации к стихотворению Бунина «Детство».



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.