Урок-праздник «Спасибо, Азбука, тебе!»
Пояснительная записка |
||
1. |
Автор (ФИО, должность) |
Чехранова Зоя Васильевна, учитель начальных классов МБОУ «Курск – Смоленская ООШ» |
2. |
Название ресурса |
Сценарий праздника «Спасибо, Азбука, тебе! |
3. |
Вид ресурса |
Сценарий познавательной программы с элементами театрализации |
4. |
Предмет, УМК |
Русский язык (обучение грамоте) (внеклассная работа), УМК «Школа России» |
5. |
Цель и задачи ресурса |
Цель: в игровой форме обобщить знания учащихся о звуках и буквах родного языка Задачи: создать праздничную атмосферу, хорошее настроение; воспитывать уважительное отношение к родному языку, любовь к книге, желание хорошо учиться; развивать память, мышление, внимание; способствовать развитию творческой и познавательной активности учащихся. |
6. |
Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс |
1 класс |
7. |
Программа, в которой создан ресурс |
Microsoft Word |
8. |
Методические рекомендации по использованию ресурса |
Сценарий будет интересен учителям и воспитателям начальной школы, студентам педагогических вузов. Мероприятие предназначено для детей 1 класса, родителей. Праздник «Прощание с Азбукой» — не просто развлечение. Это день, отмечающий окончание важного этапа — обучения грамоте. Цель: Мотивировать интерес к учению, формировать устойчивый интерес к чтению. Играя с буквами, словами и предложениями, участвуя в дидактических и ролевых играх, учебных диалогах дети понимают, что читать — это замечательно! |
9. |
Источники информации |
http://www.znaki-pr.ru/texts/znaki-pr_stihi%26pics.html Спутник классного руководителя. Автор-составитель Н.А. Максименко. – Волгоград: Учитель, 2007. Занимательное азбуковедение. В.В.Волина.- М.;Просвещение, 1991. Настольная книга учителя начальных классов Н.Ф.Дик Ростов-на-Дону Феникс, 2005 |
Цель праздника: в игровой форме обобщить знания учащихся о звуках и буквах родного языка
Задачи:
создать праздничную атмосферу, хорошее настроение;
воспитывать уважительное отношение к родному языку, любовь к книге, желание хорошо учиться;
развивать память, мышление, внимание;
способствовать развитию творческой и познавательной активности учащихся.
Подготовительная работа.
За неделю до праздника класс необходимо поделить на три команды. Каждая команда должна выбрать название и капитана.
Ход праздника
Под мелодию песни «Наша школьная страна» сл. К. Ибряева, муз. Ю.Чичкова. начинается праздник
Учитель.
Здравствуйте гости, родители, дети.
День необычный сегодня на свете.
Сегодня праздник состоится у нас,
С Азбукой прощается наш первый класс!
Выходят ребята, читают стихи.
Родители не жалейте ладошки свои.
1. В 1класс к нам приходите,
И улыбки захватите,
Научились мы читать.
Будем праздник отмечать!
2. Мы собрали всех сегодня,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
3.Мир полон загадок, приключений и тайн,
Их ты узнаешь, поверь.
Дорога открытий всегда начинается
В школе за партой твоей.
Дети исполняют песню «Песня первоклассника».
4. Пусть зовут нас «семилетки»!
5. Пусть не ставят нам отметки!
6. Не ведем мы дневники!
7. Все же мы.
Все (хором): Ученики!
8. Любим чистый светлый класс!
Все: Это раз!
9. Там читаем мы слова!
Все : Это два.
10. Стали мы теперь дружны!
Все: Это три.
11. А в четвёртых, посмотри,
– Азбуку уже прочли!
12. Нашей первой книжке рады все мальчишки!
13. И девчонки с ней дружны.
Все мы с «Азбукой» на « ты».
14. Ну, а в-пятых, я Лариске, сам уже пишу записки!
И бабуля говорит: «Мой внучонок Вундеркинд!».
15. Ребята, я очень рада за нас!
Вижу: учимся всему
Счёту, грамоте, письму.
Хоть малы ещё на вид,
Знаем русский алфавит.
Сколько букв в нём?
Все. Тридцать три! Дети исполняют песню «Алфавит»
Раздаётся стук в дверь и входит Азбука
Азбука. Здравствуйте, первоклассники, здравствуйте, гости! Привет, мальчики и девочки! Как я рада снова встретиться с вами!
Учитель - Дорогая, Азбука! Мы рады тебя приветствовать на нашем празднике. Мы можем показать, чему научились за этот год. Будь нашей гостьей!
Азбука: - Спасибо за приглашение! Но я пришла не с пустыми руками, хочу загадать вам загадки, и мы можем начинать праздник.
Чёрные, кривые, от рождения немые.
А как только встанут в ряд сразу все заговорят. /Буквы/.
Чудесные! Прекрасные! Гласные! Согласные!
Звонкие! Глухие! Разные такие!
Без них нельзя постичь науки! Вы догадались? Это…(звуки).
Угадать букву по описанию:
- 2 столба наискосок,
Между ними поясок. (А)
- К единице 3 поставим,
Что за букву получаем? (В)
- Эта буква широка
И похожа на жука. (Ж)
- Посмотри на колесо
И увидишь букву … (О)
- И подобно кочерге,
Горбит спину буква … (Г)
- Подходящие ворота,
Проходи кому охота. (П)
- C этой буквой на носу
Филин прячется в лесу. (Ф)
- На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра 3 ! (З)
Азбука:
Ребята, молодцы!
Вас сегодня не узнать:
Стали бойко вы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали,
И хочу сказать сейчас:
Рада я, друзья, за вас!
Учитель: Давайте вспомним, как всё начиналось. Многие из вас, ещё не умея читать, на первых уроках учились слушать и слышать слово, а помощниками нашими были? (Звуки).
Учитель прикрепляет левую часть первой строки пирамидки – «Звуки».
Игра «Звуки-помощники»
Учитель: Итак , первый этап – «Звуки-помощники». Я читаю вам слова, а вы внимательно слушаете их, выделяете шёпотом первый звук в каждом слове. Эти звуки помогут вам составлять новое слово.
шоколад букварь зонтик
корова утренник вагон
омут карандаш уши
лось восток кино
арка армия иглы
(школа) (буква) (звуки)
Ребята называют получившиеся слова.
Учитель: Какой была первая буква, с которой вы познакомились на страницах «Азбуки»? (А)
Дети хором читают стихотворение Н.Костарёва:
Астра, азбука, айва
Начинаются на А.
И кончаются на А
Астра, азбука, айва.
Игра «Выручи буквы»
Учитель: Начинаем второй этап – «Выручи буквы» (прикрепляет правую часть нижней строки пирамидки).
На заготовленных альбомных листах в разноцветных кружках нарисованы элементы букв.
Учитель: Жук – буквоедик постарался на славу! Допишите фломастером элементы букв.
Когда команда заканчивает выполнять задание, лист для проверки вывешивается на доске. Дополнительное задание: из полученных букв составить слова.
Игра «Слоговое лото»
Учитель: Игра «Слоговое лото» ( открывает вторую строку пирамидки).
Ребята получают лист бумаги, на котором написан слог КА. Задание: за 5 минут составить как можно больше слов, начинающихся с данного слога. Лист для проверки также вывешивается на доску.
Следующая ступенька пирамиды – «Слово». Начинается конкурс капитанов. Даются карточки, на каждой из которых написано по три слова, но буквы в словах переставлены. Задание: угадать слова. Время – 2 мин.
танрас дианро янревед
неикчу утильеч тельропф
шаркуги шотукпе тукашрев
(страна, (родина, (деревня,
ученик, учитель, портфель,
игрушка) петушок) вертушка)
В это время члены команд отгадывают загадки.
Новый дом несу в руке,
Двери дома на замке,
А живут в доме том
Книжки, ручка и альбом. (Портфель)
Буквы, значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке поставлены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется он... (Алфавит)
Кулик не велик целой сотне велит:
То сядь да учись, то встань, разойдись. (Звонок)
Я с собой её ношу,
Не макаю, но пишу.
Замечательная штучка
Самопишущая... (Ручка)
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я?.. (Тетрадь)
На странице букваря -
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей. (Буквы)
Я с оценками дружу,
Вижу и задания,
Бывает, что встречаются
Даже замечания.
Верный школьников я спутник,
И помощник я в науках. (Дневник)
Следующее задание – «Из одного слова – несколько». На каждую букву слова «азбука» придумать по одному трёхсложному слову (армия, защита, барабан, учитель, карандаш, ананас).
Учитель: Поднимаемся ещё на одну ступеньку – «Предложение».
Задание: составить предложение, используя как можно больше слов из подобранных в предыдущем задании.
Ступенька «Речь». Игра «Угадайка».
Учитель: А теперь поиграем в «Угадайку». Вспомните героев прочитанных вами книг.
Задание командам:
а) Из какого произведения взяты строчки и кто их автор?
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Учитель: Какие ещё сказки А.С.Пушкина вы знаете?
б) Назвать автора и название стихотворения:
Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята, хрюкать!»
в) «Несчастная кошка порезала лапу». Продолжите! Назовите автора и произведение.
Учитель: Завершая наш праздник и прощаясь с учебником «Азбука», давайте подумаем, за что можно сказать «Спасибо» первому учебнику?
Команды обсуждают этот вопрос, от каждой команды выступает по одному человеку.
1. Прощай, дорогая «Азбука»,
Расставаться с тобой нам жаль.
Мы знаем буквы, знаем слоги,
За всё огромное спасибо!
2. Был наш путь не очень долгим.
Незаметно дни бегут.
А теперь на длинной полке
Нас другие книжки ждут.
3. До свидания! До свидания!
А на следующий год
Наша Азбука научит
Тех, кто в первый класс придёт!
Учитель: Одним из последних стихотворений в нашей «Азбуке», посвящённых буквам, было стихотворение С.Я.Маршака.
Дети сразу вспоминают стихотворение: «Ты эти буквы заучи…», встают и хором дикламируют.
Определяется команда-победительница, вручаются призы, подарки (книги), учебники «Русский язык» и «Литературное чтение» с просьбой обернуть, сделать закладку. Пожелания от родителей, учителя.