Урок-презентация по информатике для 5 класса «Кодирование информации»

1
0
Материал опубликован 20 October 2016 в группе

Пояснительная записка к презентации

Учреждение "Семейская школа-гимназия лингвистики и компьютерных технологий"

Кодирование информации

 

Учитель информатики:

Жакупбекова Айнур Болатовна

Класс: 5 «а»

 

Семей

2016

Тема урока: Кодирование информации

Цель урока: Изучение нового материала по теме «Кодирование информации» с использованием наглядных тем с презентацией.

Задачи урока:

Образовательная: Познакомить учащихся с многообразием окружающих человека кодов, ролью кодирования информации. Отметить роль кодирования информации. Научить детей декодировать зашифрованную информацию. Научить применять свои знания на практике. Воспитывать интерес к предмету.

Развивающая: Логическое мышление, внимание, память. Развивать кругозор детей.

Воспитательная: воспитать интерес к знаниями, добытым человечком; воспитать у учащихся самостоятельность, ответственность за свой выбор.

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

Оборудование: компьютерный класс, экран, электронная версия урока – презентация (PowerPoint).

Раздаточный материал: карточки с заданиями для групп, карточки с самостоятельной работой.

Структура работы:

Организационный момент – 1 мин.

Актуализация знаний – 5 мин.

Изучение новой темы – 22 мин.

Закрепление и контроль новых знаний – 13 мин.

Подведение итогов – 3 мин.

Информация о домашнем задание – 1 мин.

Ход урока

1. Организационный момент. Слайд №1 (презентация)

Здравствуйте, садитесь.

Сообщение темы, целей и задач урока.

2. Актуализация знаний.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы с Вами повторим материал, изученный на прошлом уроке.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ: Слайд №2

1. Что такое информация? (Информация - это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает))

2. Сколько в одном килобайте байтов? (1 килобайт = 1024 байт)

3. Как человек хранит информацию? (Хранение информации в уме - собственная (внутренняя информация) - оперативная память; внешняя память (долговременная).Также существует память отдельного человека и память человечества)

4. Какие современные носители информации вам известны? (Магнитные и лазерные диски, флеш-карты - обладают большой ёмкостью, надёжны и компактны. Винчестер (жёсткий диск)

3. Изучение новой темы.

Информация может поступать от передатчика к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим, в виде жеста, слова, движения, другого условного знака.

Для того чтобы произошла передача информации, приёмник должен не только принять сигнал но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о долгожданной перемене.

Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.

Ребята, давайте запишем определения, что такое код, кодирование. Слайд №3

Код - это система условных знаков для представления информации.

Кодирование - формирование представления информации с помощью некоторого кода. (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).

Способ кодирования зависит от цели, ради которой осуществляется.

Существует три основных способа кодирования информации: Слайд №4

Графический - с помощью рисунков или значков;

Числовой - с помощью чисел;

Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так

числовая информация кодируется арабскими, римскими цифрами. Слайд №5

для общения мы используем код - русский язык, в Англии - английский и т.д. Слайд №5

с помощью нотных знаков записуется (кодируется) любое музыкальное произведение правила дорожного движения закодированы с помощью дорожных знаков.

код используется для оценки ваших знаний в школе ("5" отлично и т.д.), вы пишите что-то в тетради - на самом деле вы кодируете информации с помощью специальных символов, эти символы - буквы.

свой код (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт.

Людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся: Азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука.

Характерной особенностью азбуки Морзе является переменная длина кода разных букв, поэтому код Морзе называют неравномерным кодом.

Буквы, которые встречаются в тексте чаще, имеют более короткий код, чем редкие буквы. Это сделано для того, чтобы сократить длину всего сообщения. Но из-за переменной длины кода букв возникает проблема отделения букв друг от друга в тексте. Поэтому для разделения приходится использовать паузу (пропуск). Следовательно, телеграфный алфавит Морзе является троичным, т.к. в нем используются три знака: точка, тире, пропуск.

Слайд №6 Алфавитное кодирование. Задание: расшифруйте сигналы

14, 16, 15, 10, 20, 16, 18

Слайд №7 Азбука Морзе.

Слайд №8 Флажковая азбука.

4. Закрепление и контроль новых знаний.

Практическая работа за компьютером в программе Paint. Слайд №9

Ребята, сейчас мы с вами выполним практические задания для закрепления. Послушайте условия выполнения работы:

Вы разделитесь на две команды.

Придумайте и запишите название команды.

Выберите капитана команды.

У вас на столах лежат карточки, которые помогут вам выполнить предложенные задания.

На выполнение задания дается определённое время, если выполняется раньше - команда получает 1 балл. Напоминаю: соблюдать тишину и ТБ в компьютерном классе!

Задание №1. Расшифровать следующие записи, используя таблицу азбуки Морзе. Слайд №10

(закодированное слово в столбик )Слайд №11

ФИЗМИНУТКА. Слайд №12

Снятие общего утомление. Видео

- Теперь давайте немного отдохнем, снимем напряжение.

Идем на месте раз, два, раз, два.

Шире шаг раз, два, раз, два.

Остановились, потянулись. И выполним наклоны головой.

В одну сторону раз, два.

В другую сторону раз, два. Еще раз, два молодцы! Раз, два.

А теперь не поворачивая голову. Глазками посмотрим вправо-влево, вправо-влево.

Раз, два, раз, два, раз, два по моргали глазками. А сейчас вверх-вниз, вверх-вниз.

Раз, два, раз, два, раз, два по моргали глазками. Хорошо!

Зажмурьте глазки раз, два, три откройте и посмотри вдаль, еще зажмурим раз, два, три и смотрим вдаль.

Задание №2. Декодирование слов по номерам букв (конкурс капитанов). Слайд №13-14

Задание №3. Прочти слова, зашифрованные цветными квадратами. Слайд №15-16

 

 

Подведение итогов - команда победитель. Слайд №17

Рефлексия: Слайд №18

Вы видите перед собой конверт от компьютера. Откройте его. В нем он оставил свои фотографии в разном настроение. Покажите какое настроение у вас, после этого урока, с помощью фотографий компьютера.

 

 

5. Подведение итогов. Оценивание.

Наш урок подходит к концу. Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня успели сделать (ответы учеников)

повторили материал пройденный на прошлом уроке;

изучили новый материал - кодирование информации;

закрепили новый материал на практике.

За активную работу на уроке получают оценки: ___________

6. Информация о домашнем задании. Слайд №19

Рабочая тетрадь Информатика и ИКТ: стр. 18 – задание 15, 17, 18.


Урок-презентация Кодирование информации
PPT / 3.13 Мб

Приложение 1
DOC / 32.5 Кб

Приложение 2
DOC / 76 Кб

Приложение 3
DOC / 126 Кб

Приложение 4
DOC / 348 Кб

 

Предварительный просмотр презентации

Информацию я встречу, даже если не хочу, В школе, дома, на прогулке ее везде я получу. Информация – подруга, информация – сестра, Без нее нам будет туго, ну а с нею жизнь светла! Класс: 5 Учитель информатики: Жакупбекова Айнур Болатовна, учреждение «Семейская школа-гимназия лингвистики и компьютерных технологий» г.Семей

Что такое информация? Что такое информация? Информация – это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает). Сколько в одном килобайте байтов? 1 килобайт = 1024 байт. Как человек хранит информацию? Хранение информации в уме – оперативная память (внутренняя информация); внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества. Какие современные носители информации вам известны? Магнитные и лазерные диски, флеш - карты – обладают большой ёмкостью, надёжны и компактны. Винчестер (жёсткий диск)

Код – это система условных знаков для представления информации. Код – это система условных знаков для представления информации. Кодирование – это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода.

Графический 2.Числовой 3.Символьный - с помощью рисунков или значков - с помощью чисел - с помощью символов того же алфавита, что и текст

– числа, записанные римскими цифрами – русский язык – английский язык

А-1 Б-2 В-3 Г-4 Д-5 Е-6 Ё-7 Ж-8 З-9 И-10 Й-11 К-12 Л-13 М-14 Н-15 О-16 П-17 Р-18 С-19 Т-20 У-21 Ф-22 Х-23 Ц-24 Ч-25 Щ-26 Ш-27 Ъ-28 Ы-29 Ь-30 Э-31 Ю-32 Я-33     Задание: расшифруйте сигналы 14, 16, 15, 10, 20, 16, 18

Задание: расшифруйте сигналы Азбука Морзе

Флажковая азбука Задание: с помощью флажковой азбуки зашифрованы фразы. Отгадайте их.

Задание № 1 Задание № 1 Расшифровать следующие записи, используя таблицу азбуки Морзе:

М О Н И Т О Р П Р И Н Т Е Р цифра текст

ФИЗМИНУТКА ФИЗМИНУТКА

Задание №2 Задание №2 Декодирование слов по номерам букв

13 6 2 9 15 1 12 13 6 2 9 15 1 12 3 21 12 14 29 26 30 2 21 12 3 1 25 10 19 13 16 Хлеб Звук Буква Знак Мышь Число

Задание № 3 Задание № 3 Прочти слова, зашифрованные цветными квадратами.

С А М О Д Е Л К Н И Л Е С О К Н О К Л А Д Д Е Л О К И Н О М О Д А

Подведение итогов урока

Рефлексия

Рабочая тетрадь Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь Информатика и ИКТ: стр. 18 – задание 15, 17, 18.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.