Урок-презентация по информатике для 5 класса «Кодирование информации»
Пояснительная записка к презентации
Учреждение "Семейская школа-гимназия лингвистики и компьютерных технологий"
Кодирование информации
Учитель информатики:
Жакупбекова Айнур Болатовна
Класс: 5 «а»
Семей
2016
Тема урока: Кодирование информации
Цель урока: Изучение нового материала по теме «Кодирование информации» с использованием наглядных тем с презентацией.
Задачи урока:
Образовательная: Познакомить учащихся с многообразием окружающих человека кодов, ролью кодирования информации. Отметить роль кодирования информации. Научить детей декодировать зашифрованную информацию. Научить применять свои знания на практике. Воспитывать интерес к предмету.
Развивающая: Логическое мышление, внимание, память. Развивать кругозор детей.
Воспитательная: воспитать интерес к знаниями, добытым человечком; воспитать у учащихся самостоятельность, ответственность за свой выбор.
Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.
Оборудование: компьютерный класс, экран, электронная версия урока – презентация (PowerPoint).
Раздаточный материал: карточки с заданиями для групп, карточки с самостоятельной работой.
Структура работы:
Организационный момент – 1 мин.
Актуализация знаний – 5 мин.
Изучение новой темы – 22 мин.
Закрепление и контроль новых знаний – 13 мин.
Подведение итогов – 3 мин.
Информация о домашнем задание – 1 мин.
Ход урока
1. Организационный момент. Слайд №1 (презентация)
Здравствуйте, садитесь.
Сообщение темы, целей и задач урока.
2. Актуализация знаний.
Прежде чем приступить к изучению новой темы, мы с Вами повторим материал, изученный на прошлом уроке.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ: Слайд №2
1. Что такое информация? (Информация - это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает))
2. Сколько в одном килобайте байтов? (1 килобайт = 1024 байт)
3. Как человек хранит информацию? (Хранение информации в уме - собственная (внутренняя информация) - оперативная память; внешняя память (долговременная).Также существует память отдельного человека и память человечества)
4. Какие современные носители информации вам известны? (Магнитные и лазерные диски, флеш-карты - обладают большой ёмкостью, надёжны и компактны. Винчестер (жёсткий диск)
3. Изучение новой темы.
Информация может поступать от передатчика к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим, в виде жеста, слова, движения, другого условного знака.
Для того чтобы произошла передача информации, приёмник должен не только принять сигнал но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о долгожданной перемене.
Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.
Ребята, давайте запишем определения, что такое код, кодирование. Слайд №3
Код - это система условных знаков для представления информации.
Кодирование - формирование представления информации с помощью некоторого кода. (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).
Способ кодирования зависит от цели, ради которой осуществляется.
Существует три основных способа кодирования информации: Слайд №4
Графический - с помощью рисунков или значков;
Числовой - с помощью чисел;
Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст.
Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так
числовая информация кодируется арабскими, римскими цифрами. Слайд №5
для общения мы используем код - русский язык, в Англии - английский и т.д. Слайд №5
с помощью нотных знаков записуется (кодируется) любое музыкальное произведение правила дорожного движения закодированы с помощью дорожных знаков.
код используется для оценки ваших знаний в школе ("5" отлично и т.д.), вы пишите что-то в тетради - на самом деле вы кодируете информации с помощью специальных символов, эти символы - буквы.
свой код (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт.
Людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся: Азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука.
Характерной особенностью азбуки Морзе является переменная длина кода разных букв, поэтому код Морзе называют неравномерным кодом.
Буквы, которые встречаются в тексте чаще, имеют более короткий код, чем редкие буквы. Это сделано для того, чтобы сократить длину всего сообщения. Но из-за переменной длины кода букв возникает проблема отделения букв друг от друга в тексте. Поэтому для разделения приходится использовать паузу (пропуск). Следовательно, телеграфный алфавит Морзе является троичным, т.к. в нем используются три знака: точка, тире, пропуск.
Слайд №6 Алфавитное кодирование. Задание: расшифруйте сигналы
14, 16, 15, 10, 20, 16, 18
Слайд №7 Азбука Морзе.
Слайд №8 Флажковая азбука.
4. Закрепление и контроль новых знаний.
Практическая работа за компьютером в программе Paint. Слайд №9
Ребята, сейчас мы с вами выполним практические задания для закрепления. Послушайте условия выполнения работы:
Вы разделитесь на две команды.
Придумайте и запишите название команды.
Выберите капитана команды.
У вас на столах лежат карточки, которые помогут вам выполнить предложенные задания.
На выполнение задания дается определённое время, если выполняется раньше - команда получает 1 балл. Напоминаю: соблюдать тишину и ТБ в компьютерном классе!
Задание №1. Расшифровать следующие записи, используя таблицу азбуки Морзе. Слайд №10
(закодированное слово в столбик )Слайд №11
ФИЗМИНУТКА. Слайд №12
Снятие общего утомление. Видео
- Теперь давайте немного отдохнем, снимем напряжение.
Идем на месте раз, два, раз, два.
Шире шаг раз, два, раз, два.
Остановились, потянулись. И выполним наклоны головой.
В одну сторону раз, два.
В другую сторону раз, два. Еще раз, два молодцы! Раз, два.
А теперь не поворачивая голову. Глазками посмотрим вправо-влево, вправо-влево.
Раз, два, раз, два, раз, два по моргали глазками. А сейчас вверх-вниз, вверх-вниз.
Раз, два, раз, два, раз, два по моргали глазками. Хорошо!
Зажмурьте глазки раз, два, три откройте и посмотри вдаль, еще зажмурим раз, два, три и смотрим вдаль.
Задание №2. Декодирование слов по номерам букв (конкурс капитанов). Слайд №13-14
Задание №3. Прочти слова, зашифрованные цветными квадратами. Слайд №15-16
Подведение итогов - команда победитель. Слайд №17
Рефлексия: Слайд №18
Вы видите перед собой конверт от компьютера. Откройте его. В нем он оставил свои фотографии в разном настроение. Покажите какое настроение у вас, после этого урока, с помощью фотографий компьютера.
5. Подведение итогов. Оценивание.
Наш урок подходит к концу. Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня успели сделать (ответы учеников)
повторили материал пройденный на прошлом уроке;
изучили новый материал - кодирование информации;
закрепили новый материал на практике.
За активную работу на уроке получают оценки: ___________
6. Информация о домашнем задании. Слайд №19
Рабочая тетрадь Информатика и ИКТ: стр. 18 – задание 15, 17, 18.
Урок-презентация Кодирование информации
PPT / 3.13 Мб
Приложение 1
DOC / 32.5 Кб
Приложение 2
DOC / 76 Кб
Приложение 3
DOC / 126 Кб
Приложение 4
DOC / 348 Кб