Урок-презентация по русскому языку «Сочинение — рассказ по сюжетным рисункам на тему "Стёпа дрова колет"»
Пояснительная записка к презентации
Областное государственное казённое образовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья № 26»
МО учителей гуманитарного цикла
Конспект проведения
открытого урока развития речи
в 7 а классе
«Сочинение - рассказ по сюжетным рисункам
на тему «Стёпа дрова колет»
Учитель высшей категории
Тулупова Лариса Сергеевна
Ульяновск, 2016
Тема урока: «Сочинение - рассказ по сюжетным рисункам на тему «Стёпа дрова колет» (2 часа)
Дата проведения: 14.12.2016
Место проведения: Областное государственное казённое образовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 26».
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Цель: познакомить обучающихся с вариантами вступления и заключения в рассказе, формировать умение создавать текст, отвечающий задачам высказывания и характеру адресата.
Задачи:
1) образовательные:
повторить особенности повествования как функционально-смыслового типа речи;
повторить особенности рассказа как жанра повествования;
актуализировать знания обучающихся о выборе языковых средств в зависимости от коммуникативной цели, адресата и речевой ситуации;
2) коррекционно-развивающие:
развивать речь учащихся, умение строить текст в соответствии с нормами его построения и правилами письменного оформления;
- продолжить формировать умение применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности;
- развивать мышление, устную речь, память, умение систематизировать изученный материал;
- развивать познавательный интерес к предмету;
3) воспитательные:
- воспитывать интерес к учению, мотивировать на создание собственных текстов в соответствии с поставленной коммуникативной целью и с учётом адресата и заданной речевой ситуации;
- учить вслушиваться в ответы одноклассников, быть объективным и доброжелательным в их оценке;
- напомнить о правилах безопасного поведения в быту.
Результаты обучения:
личностные: интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный запас слов и усвоенных грамматических средств для создания текста в письменной форме;
метапредметные: преобразовывать визуальную информацию в текстовую; адекватно выражать своё отношение к изображённому с учётом речевой ситуации в письменной форме, соблюдая нормы построения текста, основные нормы современного русского литературного языка и изученные правила орфографии и пунктуации; осуществлять самопроверку письменного текста;
предметные: знать особенности рассказа как жанра функционально-смыслового типа речи повествования; композицию рассказа; осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от коммуникативной цели, адресата и речевой ситуации; создавать сочинение-рассказ по сюжетным рисункам с включением готовой части текста (вступления и заключения).
Оборудование:
учебник «Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений в 2 ч. Ч. 1» / [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. — М.: Просвещение, 2012;
мультимедийный комплект, презентация;
раздаточный материал: примерные планы сочинений.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы урока. Целеполагание.
- Какую часть речи мы сейчас с вами изучаем на уроках русского языка? (глагол).
- Сегодня на уроке мы тоже поработаем с глаголами. Но ведь у нас сейчас урок развития речи, а не урок русского языка. Как вы думаете, каким образом нам могут пригодиться глаголы сейчас - на уроке развития речи? В текстах какого типа речи активно используются глаголы? (типа повествования).
- Итак, мы действительно будем работать с текстами типа повествование. А как вы думаете, каким образом? (…) Вспомните, на прошлой неделе мы тоже работали с текстом типа повествование – с басней «Два товарища». Какую работу мы с вами провели? Что выполнили? (написали изложение). Ну, так кто догадался, что мы будем делать сегодня? (писать сочинение-повествование).
- Итак, мы сегодня действительно пишем сочинение-рассказ, но не простое, а по сюжетным рисункам. А кто догадался, по каким сюжетным рисункам мы будем писать сочинение? (…)
- Итак, какова будет тема нашего сочинения? («Стёпа дрова колет»). (СЛАЙД 1)
- Оформим запись в тетради (запись числа, темы урока: «Сочинение-рассказ по сюжетным рисункам на тему «Стёпа дрова колет»).
3. Анализ задания.
- Читаем задание, предложенное в упражнении 465. Осмысливаем, что будем делать. (…)
- (СЛАЙД 2): Итак, у нас получится сочинение–рассказ. В упражнении нам даны варианты вступления, сюжетные рисунки и пословицы – в упр.458. Давайте разберём каждое из заданий.
1.Знакомимся с вариантами вступления (читаем вслух выразительно) и беседуем по вопросам, перейдя по «звёздочке» на СЛАЙД 4:
Вопрос / вступление |
I |
II |
С кем произошёл случай? |
Со Стёпой Рассказчик - свидетель события |
С автором (Стёпа –это автор) Рассказчик слышит, узнаёт о случае от Стёпы |
Кому мы могли бы рассказать о случае со Стёпой? |
Другу, родственнику, брату Маме и папе (если Стёпа – это одноклассник) |
|
С какой целью было бы наше высказывание (повествование)? |
Посоветовать Предостеречь Повеселить Поделиться Погоревать о случившемся Посочувствовать |
- С какой целью было бы наше высказывание (повествование)?
Посоветовать другу, брату, родственнику не браться за дело, которого не знаешь; предостеречь, что не стоит хвастаться тем, чего не умеешь, и раньше, чем работу выполнишь; повеселить друзей или родственников (тут, наверное, стоит осторожно намекнуть, что весело, когда история произошла с другим человеком, а не с тобой, Стёпе вряд ли было до веселья, и предположить, что уместнее выразить сожаление о случившемся, посочувствовать Стёпе и присоединиться к выводам об осторожности, аккуратности и взвешенности в делах и поступках).
-Одинаковым ли получится текст, если адресаты и цели повествования будут разными?
Нет. Разными будут свойства речи: лексика, интонации, мимика (в устной речи).
2.Обратимся к пословицам, которые можно использовать в концовке (СЛАЙД 3).
- Выберите из предложенных пословиц те, которые могли бы нам пригодиться при написании нашего сочинения (анализ пословиц, вывожу на экран выбранные пословицы).
4.
- Сочинение-рассказ по сюжетным рисунка "Стёпа дрова колет"
PPTX / 3.84 Мб
Сочинение по сюжетным рисункам "Стёпа дрова колет"(конспект)
DOCX / 205.46 Кб
Раздаточный материал
DOCX / 41.76 Кб
План сочинения
DOCX / 41.79 Кб
Композиция сочинения
DOCX / 24.7 КбФизкультминутка.
Имитация рубки дров. Обращаю внимание, как правильно нужно держать топор и замахиваться им во избежание несчастного случая (СЛАЙД 5).
5. Актуализация знаний. Композиция рассказа.
- А теперь давайте вспомним, как строится текст повествовательного характера? Какова его композиция? Расскажите. (Ответы учащихся, затем работа со СЛАЙДом 6) (…)
- Какой рисунок соответствует завязке вашего будущего рассказа? (№ 1). Составьте эту часть рассказа (…)
- Какой рисунок соответствует развитию действия? (№ 2). Расскажите. (…)
- Какой рисунок соответствует кульминации? (№ 3). Расскажите (…).
- Какой элемент композиции не представлен на рисунке? (развязка). Какой может быть развязка в данном рассказе? (…)
- Вспомним, что в нашем сочинении предполагается вступление и заключение. Что будет являться вступлением? (один из двух вариантов в тексте).
- А что будет являться заключением? (одна из выбранных пословиц).
6. Самостоятельная работа по предложенным планам текста.
- Перед вами два предложенных плана. Сравните их с предложенными нам вступлениями. Подумайте, какой из планов соответствует первому, а какой соответствует второму вступлению? Пронумеруйте предложенные вам планы (работают, по окончании проверка) (СЛАЙДЫ 7,8).
7. Словарно-орфографическая работа.
- А теперь скажите, что колет Стёпа? (дрова). (работа по презентации над понятиями поленья, чурки, брёвна, чурбаны, а также над правописанием глагола «колет») (СЛАЙДЫ 9-12).
8. Постановка и формулировка задания.
- Итак, что предстоит вам сделать на 2 уроке? (СЛАЙД 13).
- И помните, что в повествовании текст «держится» сменой действий, в таком тексте велика роль глагола. Поэтому нужно постараться подобрать точные, яркие глаголы и правильно их употребить.
Урок 2. Работа учащихся над сочинением.