12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Назирова Ольга Викторовна93
Россия, Тамбовская обл., Кирсанов
3

Урок-презентация «И звёзды слушают меня, лучами радостно играя…» Художественный мир поэзии М.Ю. Лермонтова.



Назирова Ольга Викторовна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Уваровщинская сош» Кирсановского района Тамбовской области

Урок-презентация

«И звёзды слушают меня, лучами радостно играя…»

Художественный мир поэзии М.Ю. Лермонтова.

Введение

   «И звёзды слушают меня, лучами радостно играя» - заключительный урок по творчеству М.Ю. Лермонтова. Конспект урока предназначен для студентов колледжа. В течение длительного времени произведения Лермонтова изучались только в школе, но в последнее время творчество этого выдающегося поэта снова включено в программу по литературе для студентов СПО. В связи с реформой образования для повышения качества обучения общеобразовательная подготовка в ТОГАПОУ «Аграрно-промышленный колледж» передана в ведение школы. Поэтому перед учителем литературы встают важные, ответственные цели и задачи:

подвести итоги в изучении творчества М.Ю. Лермонтова;

активизировать процесс восприятия лирики поэта для более глубокого и полного понимания своеобразия поэтического мастерства;

развивать умение анализировать и интерпретировать лирические произведения, устанавливать ассоциативные связи художественного текста и живописных полотен, музыкальных произведений на стихи М.Ю. Лермонтова;

воспитывать эстетический вкус, интерес и любовь к поэзии М.Ю. Лермонтова.

Основная сложность для учителя заключается в том, что студенты прибыли из разных учебных заведений, учились по разным учебникам, у разных учителей, поэтому необходимо создать целостную картину жизни и творчества поэта, усилить воздействие лирики Лермонтова на душу и чувства студентов через эмоциональные впечатления от увиденного и услышанного. Несмотря на всю важность образовательных и развивающих целей, главной на данном уроке является воспитательная цель, так как от достижения этой цели будет зависеть, останется ли поэт и его творчество в памяти наших выпускников на долгое время.

Для решения поставленных задач использовались различные педагогические средства: беседа, проблемные задания, демонстрация презентации, прослушивание и обсуждение музыкальных произведений на стихи Лермонтова, анализ лирического произведения, заочная экскурсия в Тарханы. Всё это помогает создать яркий, необычный, запоминающийся образ поэта, развивает воображение, художественный вкус, пробуждает нравственные и эстетические чувства, позитивное отношение к окружающему миру.

Конспект урока в своей работе могут использовать не только преподаватели системы СПО и НПО, но и школьные учителя как в полном объёме, так и частично.

Цели урока будут достигнуты, если выпускники будут вспоминать строки стихов М.Ю. Лермонтова, слушать и восхищаться романсами, когда-нибудь привезут своих детей в Тарханы, если их душа вслед за словами Лермонтова будет взлетать в Космос, к Богу.


Цели урока

Образовательные:

ввести студентов в атмосферу жизни и творчества М.Ю. Лермонтова для создания яркого, запоминающегося образа поэта;

подвести итоги изучения творчества поэта, повторить и обобщить знания, полученные в школе;

раскрыть богатство, глубину и своеобразие поэтического мастерства Лермонтова.

Развивающие:

развивать умение анализировать и интерпретировать лирические произведения, устанавливать ассоциативные связи художественного текста и живописных полотен, музыкальных произведений на стихи М.Ю. Лермонтова.

Воспитательные:

воспитывать эстетический вкус, интерес и любовь к поэзии М.Ю. Лермонтова.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, романс Е.С. Шашиной «Выхожу один я на дорогу» в исполнении мужского хора Петербургского подворья Оптиной Пустыни, романс А. Варламова «Горные вершины» в исполнении Карины и Рузанны Лисициан, тексты стихов Лермонтова.

Задание перед уроком

Из предложенных стихотворений выбрать одно и выучить наизусть, объяснить, почему именно это стихотворение было выбрано: «Пророк», «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», «Выхожу один я на дорогу».

Ход урока

Огнистый Сириус заметен и на усеянном звёздами небе,

а яркая звезда таланта Лермонтова блистает почти на пус-

тынном небосклоне, без соперников по величине и блеску.

В.Г. Белинский

Подготовка студентов к активному восприятию учебного материала.

Выразительное чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Пророк».

Вступительное слово учителя.

Слайд 1.

Сегодня мы начали наш урок с чтения прекрасного стихотворения «Пророк» Михаил Юрьевича Лермонтова именно потому, что он будет посвящён этому поэту. Это очень грустный и важный урок. Грустный, потому что сегодня мы закроем последнюю страницу в системе уроков по творчеству Лермонтова. Важный, потому что от этого урока будет зависеть, останется ли Лермонтов в вашей жизни, будете ли вы помнить его стихи, захочется ли вам снова перечитать их.

Тема нашего урока - «И звёзды слушают меня, лучами радостно играя…» Художественный мир поэзии М.Ю. Лермонтова». Как вы уже знаете, это цитата из стихотворения «Пророк». Тема необычная, да и сам поэт никогда не был обычным заурядным человеком. Несмотря на все тома, посвящённые его жизни и творчеству, поэт до сих пор остаётся загадкой, поэтому интерес к его произведениям никогда не иссякнет.

Слайд 2.

Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку: «Огнистый Сириус заметен и на усеянном звёздами небе, а яркая звезда таланта Лермонтова блистает почти на пустынном небосклоне, без соперников по величине и блеску». А ещё В.Г. Белинский писал о поэте: «Его жизни суждено было проблеснуть блестящим метеором, оставить после себя длинную струю света и благоухания и – исчезнуть во всей красе своей». Действительно, Лермонтов – это звезда, которая вспыхнула, осветила всё и погасла по воле рока, но искры этой звезды остались в сердцах миллионов читателей.

Повторение изученного.

1. Учитель.

Нам очень повезло. Если посмотреть на карту, можно увидеть, что всемирно известные Тарханы, колыбель гениального поэта, находятся совсем недалеко от нашего Кирсанова. И не только это. Поэт путешествовал по дорогам Тамбовской губернии, увековечил Тамбов в шутливых строках «Тамбовской казначейши». Его творчество и судьба тесно переплетены с нашим краем. Лермонтов любовался нашими просторами, прекрасными пейзажами, наслаждался красотой рек и прудов, дышал тем же воздухом, что и мы. Многие из вас, когда учились в школе, побывали в музее-заповеднике «Тарханы». Какие впечатления у вас остались после этой поездки?

Студенты. Осталось ощущение лёгкости, свободы, восторга от красоты природы, грусти от того, что жизнь поэта оборвалась на самом взлёте, в самом расцвете творческих сил.

Учитель. Я с вами полностью согласна. А хотелось бы вам снова побывать там? Я думаю, хотелось бы, потому что это такое удивительное место, что, побывав там один раз, хочется снова вернуться и погрузиться в эту замечательную атмосферу. Я предлагаю отправиться в Тарханы с помощью фотографий, которые когда-то сделали вы.

Просмотр презентации.

Слайд 3. «И всё полно здесь имени его…»

 

Амфитеатр Тархановской поляны
Весь в ожиданье лермонтовских строк.
Пылают розы, светятся тюльпаны, 
И время начинает диалог.
 
Звучат стихи, знакомые нам с детства. 
И горло перехватывает грусть.
Поэзия вершит здесь чудодейство, 
Которое мы знаем наизусть.
 
И кажется в незримом разговоре
Вновь повстречались Мцыри и монах…
И мрачно смотрит на гостей Печорин, 
Успокоенья не найдя в стихах.
 
Какая-то девчушка вышла к сцене, 
К портрету положила васильки.
И в то мгновенье взгляд её весенний
Как будто оживил его зрачки.
 
Андрей Дементьев

 

Андрей Дементьев – наш современник, замечательный поэт, который очень любит Тарханы, часто там бывает, потому что считает, что без Лермонтова и его поэзии многих стихов просто не было бы. «И всё полно здесь имени его…» - именно так назвал Дементьев свою книгу, посвящённую любимому Поэту.

Слайд 4.

И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей…

Тарханы, по-старинному Никольское или Яковлевское, - большое поместье в Пензенской губернии, принадлежавшее бабушке поэта Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Здесь прошло детство Михаила Юрьевича, сюда он рвался всей душой, здесь находился источник его вдохновения.

Тарханы, бескрайние поля, чистый прозрачный воздух, закаты и просторы. Здесь Лермонтову открылось тихое очарование холмистых степей, проселочных дорог, таинственность темных лесов, светлых березовых перелесков, задумчивых речек, здесь был источник его вдохновения.

III. Чтение и анализ стихотворений «Когда волнуется желтеющая нива», «Пророк».

Учитель. Как вы считаете, когда вы вспоминали об экскурсии в музей – заповедник, удалось ли вам найти нужные слова, чтобы передать свои чувства?

Студенты. К сожалению, не всегда сразу удаётся выразить свою мысль, чувствовали мы намного больше, чем смогли рассказать об этом.

Учитель. А как вы думаете, в каком из стихотворений, предложенных вам для чтения и заучивания наизусть, поэту удалось передать всю глубину своих чувств, вызванных прекрасным русским пейзажем?

Студенты. Это стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива».

Слайды 5-6.

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, -

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога...

Учитель. Кто из вас выучил эти стихи, почему вы выбрали именно их, чем они вас привлекли?

Студенты. Рассказывают о том, чем им понравилось стихотворение, читают его наизусть.

Слайд 7.

Вопросы для анализа стихотворений:

Давайте ещё раз послушаем стихотворение «Пророк». (Студенты читают стихотворение наизусть). Кого называл Лермонтов пророком? Опишите его портрет.

В чём видел поэт своё предназначенье?

Как относится общество к поэту-пророку, почему отвергает «любви и правды чистые ученья»?

Как чувствует себя поэт в светском обществе?

Где находит пророк свой приют?

Какую роль играет в стихотворении образ пустыни?

Почему в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» поэт вспоминает о родных местах?

Как Лермонтову удаётся так проникновенно написать о Родине?

Меняется ли настроение, душевное состояние лирического героя, когда он видит прекрасный русский пейзаж?

Какие слова и почему вы считаете самыми главными в стихотворении?

Почему Лермонтов, вспоминая родные Тарханы, говорит о Боге?

ВЫВОД

  1. Пророк – это поэт-изгнанник, непризнанный гений. Его портрет вызывает сочувствие:

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм и худ и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!

Долг поэта заключается в том, чтобы поэтическим словом воздействовать на души и чувства людей.

Пророк приходит к людям, несет им истину, но не понят ими, не принят, потому что вынужден жить и творить в условиях общественного строя, основанного на социальной несправедливости. Поэт-гражданин, поэт-пророк в таком обществе вызывает ненависть к себе, его забрасывают камнями, его презирают, с позором изгоняют из города. Правда, обличающая самодержавный строй и крепостничество, не нравилась светскому обществу, поэтому Лермонтов был окружен злословием, недоброжелательным отношением, оставаясь при этом верным своему предназначению.

Поэт одинок, печален, считает, что уже нет никакой надежды на признание потомков, нет уверенности в том, что годы труда не прошли даром.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу…
  • Здесь поэт нашел свой последний приют. Пустыня – это символ одиночества, единения с Богом, с природой. Сверхъестественные способности помогли пророку не только увидеть «страницы злобы и порока», но и постигнуть гармонию мира. Природа – творение Бога – откликается на зов поэта:
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

В тяжёлые дни одиночества и непонимания М.Ю. Лермонтов часто вспоминал край детства, родные Тарханы. В памяти поэта возникали родные пейзажи: ключ, бегущий по оврагу, бескрайнее поле, ландыши. Возможно, именно поэтому было написано стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива».

Для создания картины, полной красоты и гармонии, автор использует эмоциональные эпитеты: сладостный листок, душистая роса, мирный край, румяный вечер, ландыш серебристый. Стихотворение становится простым и понятным. Это впечатление во многом обусловлено четкостью его построения. Лермонтов так проникновенно пишет о родных месстах, что вместе с ним видишь, как «волнуется желтеющая нива», «ландыш серебристый приветливо кивает головой», слышишь, как «свежий лес шумит при звуке ветерка », «студеный ключ играет по оврагу». Природа покоряет человека своей красотой и гармонией. Душа успокаивается, переполняется счастьем, забываются все тревоги и заботы:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе,

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

Но успокоение приходит лишь при созерцании природы. В обществе, где царят ложь и лицемерие, злоба и жестокость, быть счастливым сложно.

Родина, Тарханы для поэта – самое святое место на земле, поэтому именно здесь он видит Бога. Видеть Бога – это высшая награда, чтобы постигнуть это, нужно терпеть, выносить зависть и одиночество, нести свой крест.

Музыкальность М.Ю. Лермонтова. Художественный мир Лермонтова.

1. Учитель. М.Ю. Лермонтов – необычайно талантливый человек. Он обладал не только поэтическим, но и музыкальным даром. Хорошая музыка потрясала его, он умел слушать и воспринимать её так, что в воображении появлялись реальные и фантастические образы, музыка, по его мнению, могла дополнять и даже заменять слова. Поэт играл на скрипке и фортепиано, пел, пытался сочинять, но главное – чувствовал душой, пропускал музыку через своё сердце. Поэтому написано так много замечательных романсов и других музыкальных произведений на его стихи. Они легко ложатся на музыку, потому что писал стихи не только поэт, но и музыкант. Эти произведения можно слушать бесконечно, невозможно отделить музыку от стиха, настолько это всё прекрасно.

2. Учитель. А какой ещё вид искусства помогал поэту выразить свои мысли и чувства?

Студенты. Это изобразительное искусство.

Учитель. Природа одарила его и талантом живописца. Картины Михаила Юрьевича выразительны и динамичны. В этом вы можете убедиться сами.

Слайды 8-10.

Презентацию сопровождает романс А. Варламова «Горные вершины» на стихи М.Ю. Лермонтова в исполнении Карины и Рузанны Лисициан.

Беседа по вопросам:

  1. Существует ли связь между стихами и картинами поэта?

    Что на картинах показалось вам необычным, занимающим самое важное место?

    Каким изображает поэт небо, какое ощущение вызывает у вас эта часть картин?

Лермонтов-поэт и Лермонтов-художник – это единое целое. Поэт не только умел тонко чувствовать и слышать мир, но и видел его так объёмно, так красочно, что мог передать движение, игру света и тени.

Важное место на картинах занимают горы, перед величием которых человек ощущает себя песчинкой. Но не менее важное место на картинах занимает небо.

Небо – это символ свободы, света, радости, чистоты, что-то необъяснимое, святое. Это мы уже видели и слышали в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива». Небо, космос – это Бог.

Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу».

Учитель. Сегодня мы уже не раз убедились, что Лермонтов всегда стремился к звёздам, на небо, которое притягивало к себе, как магнит, своей загадочностью, святостью, красотой. Звёзды, небеса, Бог для него неразделимы. Эти слова – самые употребляемые в поэзии М.Ю. Лермонтова. Бог встречается в его стихах 168 раз, звёзды – 106 раз. Критик И. Золотусский писал, что поэт – раненый ангел, который всю жизнь боролся с демоном в себе, и ангел победил. Он никогда не отрицал Бога, религиозность никогда не умирала в нём.

Поэт мечтал об отставке, чтобы посвятить себя литературе, изменить свою жизнь, мечтал о любви, счастье, свободе, но время неумолимо приближало его к трагической смерти. Лермонтов погиб рано, будто бы для того, чтобы навсегда оставаться молодым, полным сил. Незадолго до смерти он пишет своё главное стихотворение, своё завещание «Выхожу один я на дорогу».

Послушайте романс композитора Елизаветы Сергеевны Шашиной «Выхожу один я на дорогу» в исполнении мужского хора Санкт-Петербургского подворья Оптиной Пустыни.

Слайды 11-12.

Вопросы для анализа стихотворения:

Представьте себе картину, которую поэт изобразил в начале стихотворения. Расскажите, какие образы появились в вашем воображении, какой цвет преобладает, почему.

Вспомните живописные картины Лермонтова и сравните их с картиной, изображённой в стихотворении. Что в них общего и чем они отличаются?

Откуда, с какой точки изображает поэт нашу землю, мог ли он знать, как она выглядит с этого места? Это реальная картина или воображение поэта?

В стихотворении снова возникает образ пустыни, какое значение он имеет здесь? Продолжите строку: «Пустыня – это символ …».

На чём сконцентрирован взгляд поэта, на внешнем описании или внутреннем мире человека?

Как чувствует себя лирический герой, почему ему «так больно и так трудно»?

Изменилось ли его отношение к окружающей действительности?

В стихотворении возникает мотив сна, что он означает в этом стихотворении?

Почему в конце стихотворения появляется образ дуба и именно этим оно заканчивается? Можно ли утверждать, что этот образ сугубо земной?

Романс «Выхожу один я на дорогу» исполняли многие выдающиеся певцы. Очень проникновенно он звучит в исполнении Анны Герман, голос которой льётся как звёздный свет. Почему сегодня он прозвучал в исполнении мужского хора Санкт-Петербургского подворья Оптиной Пустыни?

ВЫВОД

В начале стихотворения автор показывает великолепный пейзаж. Мы видим тихую южную ночь, дорогу, освещённую льющимся с неба лунным светом, сияние звезд, земной шар, который «торжественно и чудно спит в сиянье голубом». Преобладает голубой цвет, цвет чистоты, простора, свободы, непостижимости, Космоса.

Как и в живописных полотнах Лермонтова, мы видим красоту и величие природы, прекрасное загадочное небо. Но в стихотворении это ночное небо, необъятное, бездонное, величественное. Мы видим звёзды, яркие, манящие к себе, кажется, что они говорят друг с другом. Но нигде, ни на одной картине мы не увидим землю в голубом сиянье.

Впервые в литературе Лермонтов показал Землю из безвоздушного пространства: «В небесах торжественно и чудно/ спит Земля в сиянье голубом…». Поэт не мог знать, как выглядит земной шар сверху, но силой своего таланта он сумел подняться над землёй и представить себе эту картину.

Пустыня – это возвышенный и одухотворённый образ, место, где происходит духовное очищение, преодоление искушения. Пустыня - это символ величия природы, символ веры, поэтому появилась замечательная метафора «пустыня внемлет богу».

Взгляд поэта сосредоточен не столько на внешнем мире, сколько на душевных переживаниях человека. Он обнажает борьбу противоречивых мыслей и чувств.

Поэт испытывает восторг от созерцания красоты. В мире гармония, он ощущает блаженство и умиротворение. Но вскоре он обращается к своим мыслям, тревожным раздумьям: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем? » Поэт одинок. Потому путь его «кремнистый», сложный, полный непонимания. Состояние одиночества – одновременно тягостное и привычное для него. Мысль его обращается к человеческому обществу, в котором бушуют страсти и душевные тревоги, к своим грустным мыслям. Герою «больно и… трудно» оттого, что нет «свободы и покоя».

Но уже не звучит прежний пессимизм, он любит жизнь с ее страданиями и радостями, гонит прочь промелькнувшую мысль о смерти. Поэтому трагического ощущения не возникает, появляется надежда на счастье, примирение с миром и Богом, которое меняет его мироощущение и внутреннее состояние. Он уже не тяготится своим одиночеством.

Автор пишет: «Я б хотел забыться и заснуть». Сон – это уход от прежней жизни и возрождение к новой, свободной и спокойной жизни, это не «холодный сон могилы», а жизнь. С ним соединяется надежда на любовь.

Дуб – это символ мощи и вечной жизни. На первый взгляд кажется, что это сугубо земной образ, но в этом стихотворении дуб соединяет земное с космическим, приобщает человека к вечной жизни Вселенной.

Многие певцы мирового уровня исполняли романс Лермонтова, но сегодня он прозвучал в исполнении мужского хора Санкт-Петербургского подворья Оптиной Пустыни потому, что это всё-таки размышления мужчины, сильного, талантливого, сомневающегося, и именно этому хору удалось показать главное – возрождение к новой жизни, примирение с миром и Богом.

Подведение итогов урока.

Каким вы теперь представляете себе поэта, что вы можете сказать о его творчестве?

Что необычное, загадочное вы узнали о Лермонтове?

Чем он выделяется на фоне других поэтов?

Почему Белинский называл его звездой, у которой нет соперников?

Слайд 13.

В ходе беседы при помощи учителя студенты должны сделать следующие выводы:

Михаил Лермонтов - очень сложный человек. Сильный, холодный, необычайно умный, опережающий возраст, богатый духовно, беспощадно рассудительный, язвительный и даже циничный. Его мало кто любил и понимал, он был одинок. Поэт всю жизнь носил маску. За внешними заносчивостью, язвительностью, злостью, угрюмостью скрывалась удивительно чуткая, ранимая, чистая и "нежная" душа, которую Лермонтов пронес в неизменности через все житейские бури. Он не зачерствел сердцем и не утратил своей душевной красоты - слишком мощные духовные силы были изначально заложены в этом человеке.

С самого детства Лермонтов ощущал свою избранность. Михаил Юрьевич был не только блестящим поэтом, но и хорошим художником, обладал необыкновенной музыкальностью. Он предчувствовал скорую смерть, но не пытался изменить свою жизнь, он играл со смертью, поэтому умышленно шел на скандалы, зачастую заканчивающиеся дуэлями. И его противники неизменно промахивались. Поэт участвовал в самых жарких схватках. В сражении под Валериком в атаку он будет идти впереди отряда и непринужденно помахивать прутиком. Чеченские пули скосят весь передний ряд. Но Лермонтов не получит ни царапины. Целый и невредимый он возвратится в отпуск в Петербург и подаст прошение об отставке, в надежде заняться исключительно литературной деятельностью. Но Величайшим указом ему запрещено появляться в Петербурге. Многие считали, что он непременно должен был кончить так трагически: не Мартынов, так кто-нибудь другой убил бы его. Загадочная судьба и загадочная смерть.

В 27 лет он поднимется уже вровень с Пушкиным. А некоторые его стихи достигли такого совершенства и такой музыкальности, каких не смог больше достичь ни один русский поэт. Глубина, выразительность, фантастичность поэтических образов - буквально пленяют. Это не просто человек, глубоко верующий в Бога, а человек, наделенный, может быть, даром предвидения. Он не мог знать того, что он написал. Того, что он написал, не могло быть не только в его личном опыте, этого не знал и не предполагал никто в то время! Именно поэтому В.Г. Белинский называет его звездой, у которой нет соперников.

Выставление оценок.

Заключительное слово учителя.

Слайды 14-16

Мечта Михаила Юрьевича Лермонтова о жизни вечной и свободе сбылась. Он живёт в своём творчестве, в душах читателей. Звезда-Лермонтов вечно будет созерцать землю с небес. Хочется надеяться, что там его мятежная душа нашла свой приют и вечный покой.

Однажды писатель М. Горький сказал о Л.Н. Толстом: «Толстой – это целый мир». Мы сегодня с полным основанием можем сказать: «Лермонтов – это целый космос».

Задание на дом: сочинение «Мой Лермонтов».

Литература

М.Ю. Лермонтов в русской критике: Сб. статей/ Сост. К.Н. Ломунова. – М.: Сов. Россия, 1985.

Пешков В.П. Страницы прошлого читая… - В.: Центрально-чернозёмное книжное издательство, 1972.

М.Ю.Лермонтов. Точка зрения. Сост. И.И.Подольская. - М.: Лайда, 1993.

Коровин В.И. Творческий путь М.Ю.Лермонтова. - М.: Просвещение,1973.

М.Ю. Лермонтов в школе. Пособие для учителя. Сост. А.А. Шагалов. – М.: Просвещение, 1976.

Андроников И.Л. Лермонтов. Исследования и находки. - М.: Художественная литература, 1977.

 


И звёзды слушают меня...
PPT / 4.86 Мб

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.