Урок-путешествие по истории России
Цели урока:
- Обучающие:
-обобщить и систематизировать знания учащихся по данному историческому периоду;
Развивающие:
- способствовать проявлению активности каждого ученика;
- закрепить навыки работы с историческими понятиями;
- развивать логику мышления,
- развивать коммуникативную компетентность,
- формировать грамотную речь;
- формировать умение быстро ориентироваться в смене видов деятельности;
Воспитательные:
- воспитывать толерантность,
- воспитывать аккуратность,
- воспитывать точность при выполнении заданий.
Тип урока: Повторительно-обобщающий (урок –путешествие).
Оборудование:
- тесты;
- компьютерная версия заданий;
- иллюстраций;
- настенная карта.
Ход урока
I Организационный момент.
Мы завершили изучение курса истории России XVI- XVIII вв., потому сегодня мы проведем повторительно-обобщающий урок в форме путешествия в г. Историяленд. Как всякий город, наш город состоит из улиц, переулков, перекрёстков… , путешествуя по которым мы встретимся с разными периодами, событиями из истории нашей Родины. Наша задача во время путешествия ответить на все вопросы каждой из улиц.
1.Площадь портретов. (слайд 2)
Задача учащихся узнать, чьи портреты перед ними. (Иван Грозный, Алексей Михайлович, Екатерина II , М.В. Ломоносов, Пётр I , Василий Шуйский, А.С. Суворов )
2..Перекрёсток «ОТВЕЧАЙКА» (слайд 3)
На этом этапе урока учащиеся должны ответить на вопросы разного уровня сложности:
1) назовите земли, вошедшие в состав России при Иване IV?
2) кого называли «тушинским вором»?
3) что означает выражение «По Сеньке и шапка»?
4) что означает выражение « шиворот – на выворот»?
5) какой статус получила Россия, приобретя выход в Балтийское море?
6) печатный учебник, который можно в XVII веке купить за 1 копейку?
3.Тупичок Дат (слайд 4,5)
Вариант I
а) 1533 – 1584 гг. | 1) указ о «заповедных летах» |
Ответы: 4а,3б,2в, 1г
Соотнесите даты и события
Вариант II
а) 1606 – 1607 гг. | 1) Северная война |
Ответы: 1б, 2а, 4в, 3г.
4. Улица понятий. (слайды 6,7.8,9,10,11 )
Перед учениками слайды с историческими понятиями
Задача учащихся объяснить каждое из понятий:
Вотчина
Опричнина
Поместье
Земский собор
Крепостное право
Мануфактура
6 Тест-стрит.
Выполнить тестовое задание
Вариант I
1. В 1570 г. Иван IV c опричниками подверг разорению:
а) Тверь
б) Новгород
в) Псков
2. Летом 1612 г. от поляков были очищены северные районы страны, и центром ополчения стал город:
а) Москва
б) Псков
в) Нижний Новгород
3. В первой половине XVII века срок сыска беглых крестьян был:
а) увеличен до 15 лет
б) увеличен до 10 лет
в) увеличен до 5 лет
4. Прутский поход Петра I закончился:
а) длительной блокадой русской армии
б) потерей Россией крепости Азов
в) полным разгромом янычар
5. Высшим гражданским чином в «Табеле о рангах» являлся:
а) тайный советник
б) канцлер
в) сенатский регистратор
6. Кому принадлежат слова: «Не мог я вытерпеть притеснения народного, во всей России чернь бедная терпит великие обиды и разорения»?
а) Пугачёву
б) Радищеву
в) Булавину
Вариант II
1. Введение опричнины привело:
а) к укреплению государства
б) ослаблению центральной власти
в) подрыву хозяйства страны
2. Кто вступил на престол после смерти Елизаветы Петровны в 1761 году?
а) Екатерина II
б) Петр III
в) Павел I
3. В XVII веке в России появился новый термин – «полковник». Им обозначали:
а) людей, отдававших за долги половину урожая
б) людей, побывавших в плену у половцев
в) большую ложку
4. В Полтавской битве русское командование ввело:
а) штыковую атаку
б) земляные укрепления
в) использовали казачью конницу
5. Идея организации и открытия Кунсткамеры принадлежит:
а) Михаилу Романову
б) Алексею Михайловичу
в) Петру I
6. Великим государем – императором Петром III именовал себя:
а) Емельян Пугачёв
б) Степан Разин
в) Иван Болотников
Ответы: I вариант- б, в, а, б, б, а
II вариант- в, б, а, б, в, а
7 Проспект Личностей (слайды 12-20 )
На этом этапе учащимся предлагается узнать, о какой исторической личности идёт речь
1) Значительно расширил землю России. При нём был принят Судебник, созван Стоглавый собор. Был женат 7 раз. Отличался жестокостью, первый смертный приговор вынес в 13 лет. При нём говорили: «Царь приказал, а бояре приговорили». О ком идёт речь? ( Иван Грозный )
2) До пяти лет жил в женском тереме. В 16 лет стал царём. Во время его царствования произошли крупные народные восстания. Но все они были подавлены. Произошло также воссоединение Украины с Россией. ( Алексей Михайлович )
3) Был руководителем волнений на юге России. Собрал большое войско, рассылая так называемые «прелестные письма». Ненавидел воевод и церковников. В народе о нём сложено много песен и стихов. ( Степан Разин )
4) Был женат дважды. Вторая супруга была «чухонской прачкой». При нём Россия добилась выхода в Балтийское море. Ввел европейский образ жизни в среде русской знати. 5) К власти пришла с помощью гвардейцев. При ней была отменена смертная казнь, а помещики получили право ссылать крестьян на поселение в Сибирь. После смерти оставила 15000 платьев в своём гардеробе. В народе её с любовью называли «дщерь Петра». ( Елизавета I )
6) Прошёл все воинские звания. Совершил знаменитый Швейцарский поход. Автор учебника: «Наука побеждать». Ему принадлежат слова: «Тяжело в учении, легко в бою». ( А. В. Суворов )
7) Учёный из народа. Создал первую в России химическую лабораторию. Был физиком, химиком, поэтом, историком. Автор мозаики «Полтавская баталия». ( М. В. Ломоносов )
8) Императрица Екатерина II назвала его «бунтовщиком, хуже Пугачёва». ( Радищев )
9 Воспитывался бабушкой. Стал императором в 42 года. Ограничил барщину 3 днями в неделю. ввел воскресный отдых для крестьян. Запретил носить фраки и круглые шляпы. ( Павел I )
II Подведение итогов урока.