Урок – соревнование «Путешествие по природным зонам России»
Пояснительная записка к презентации
Урок – соревнование
«Путешествие по природным зонам России"
Цель:
- расширение и систематизация знаний обучающихся по теме «Природные зоны России».
Задачи
Образовательные:
- закреплять знания обучающихся о растительном и животном мире природных зон;
развивающие:
- развивать познавательную активность, внимание, логическое мышление;
- развивать умение работать в группах;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе, желание защищать и охранять её;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Ресурс адресован обучающимся 4 класса
Форма работы: групповая
УМК любой
Материалы и оборудование:
- презентационное сопровождение занятия, выполненное в программе PowerPoint 2010;
- мультимедиа оборудование (компьютер с подключёнными колонками, мультимедийный проектор, экран);
- раздаточный материал.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе на уроке.
Задачи:
- создать положительный эмоциональный настрой;
- помочь принять правильную рабочую позу.
Методы: словесные.
Ни жить, ни творить «за других» нельзя.
Жить и творить должен каждый сам…
2. Эмоциональный настрой.
Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло?
Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте это тепло.
Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!
3. Вхождение в тему урока
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: сформулировать цели урока, понять значимость изучаемого материала.
Цель, которую ставит перед собой учитель: сообщить учащимся тему урока, обеспечить мотивацию учения школьников и подвести к формулировке целей урока.
Метод: беседа.
– Ребята, а вы любите путешествовать?
– Мы сегодня отправимся в путешествие по нашей стране.
– Скажите, как называется страна, в которой мы живем? (Россия).
– А как её называли раньше? (Русь).
- Широко раскинулась русская земля на все четыре стороны света. Богата и разнообразна природа нашей Родины: бескрайние зеленые луга, золотые поля, дремучие
леса, необъятная синева неба, яркое солнце, хрустальная рябь рек, озер и морей, заоблачные горные вершины. Но нет дороже нашего края сибирского, где мы живем. Недаром гласит пословица: «Нет роднее всего края родимого».
Обучающимся демонстрируется музыкальное слайд – шоу. (Слайд 2)
4. Актуализация опорных знаний.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: актуализировать свои знания о природных зонах.
Цель, которую ставит перед собой учитель: организовать деятельность учащихся по повторению сведений о природных зонах.
- Ребята, сегодня мы проведем обобщающий урок по теме «Природные зоны». У нас есть возможность отправиться в увлекательное путешествие по природным зонам нашей страны и полюбоваться на неповторимые картины родной природы, а также закрепить знания по этой теме, которые вы получили ранее.
Кроме того, я предлагаю организовать соревнования между командами за звание «Знатоки родной земли». На каждой остановке нашей экспедиции вам предстоит выполнить различные задания и заработать баллы, чем больше вы их наберете, тем выше вероятность стать победителями.
Правила игры.
В игре представлены 5 остановок. На каждой остановке предлагаются 6 заданий. Каждое задание оценивается по 10 баллов. Команда по очереди выбирает категорию и вопрос, определив самостоятельно его сложность. При правильном ответе команда получает свои баллы, при неправильном ответе вопрос уходит зрителям, которые так же набирают баллы за игру. Знатоками родной земли становиться та команда, которая наберет наибольшее количество баллов. А так же выбирается три зрителя с наибольшим количеством баллов, которым присваивается звание «Умник» или «Умница» и вручается золотая, серебренная и бронзовая медали.
Результаты игры подсчитывает счетная комиссия.
Условия понятны? Итак, прошу занять места в вертолете, в добрый путь! (Слайд 3)
5. Представление команд.
1 команда “Туристята”
Нам лучше мокнуть под дождем,
Чем в душной комнате томиться,
Так пусть вперед зовет нас гром,
И пусть нам молния светится.
2 команда “Экологята”
Мы с края таежного – судьба у нас такая,
Вырасти скорее мы мечтаем.
Тебя, родной наш край,
Надеемся, – спасем.
И славу краю нашему, друзья, мы принесем.
3 команда “Иркутята”
На юг подайся – степь обильная,
На север – все кругом тайга.
Наш край – земля суровая,
Таков любимый наш сибирский край.
6. Разминка
- Но перед путешествием предлагаю немного размяться. Слушайте и смотрите внимательно!
Игра: можно отвечать только ДА или НЕТ. (Заранее подготовить карточки со словами ДА и НЕТ).
«Верные и неверные утверждения»
* В списки Всемирного наследия включены Вулканы Камчатки. (да)
*Самое большое по площади озеро России – это Байкал. ( нет) Каспийское
*В Арктике обитают моржи, тюлени, белые медведи. (да)
*У растений тундры длинные корни. (нет ) короткие – мерзлота
*Цепь питания тундры ЯГЕЛЬ – ОЛЕНЬ – РЫСЬ (нет) ЯГЕЛЬ – ОЛЕНЬ – ВОЛК
*В тундре добывают нефть и газ. (да)
*Экологической проблемой леса является вырубка лесов? (да)
Молодцы, ребята! Вы хорошо готовились и отвечали всё правильно. Ну, вот немножко размялись.
7. Обобщение знаний о природных зонах в форме «Своя игра»
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: применить знания о положении, особенностях неживой природы, о животных и растениях природных зон в ситуации выбора.
Цель, которую ставит перед собой учитель: обеспечить формирование у учащихся умения самостоятельно применять знания в ситуации выбора.
Метод: самостоятельная работа в группах.
Слайды 4 - 10
Первая остановка нашего виртуального путешествия «Угадай природную зону». (Материал в приложении 1)
Физминутка.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: снять физическое напряжение.
Цель, которую ставит перед собой учитель: активно изменить деятельность учащихся, и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка и себя на продолжение занятий.
Итак, в путь.
Руки в стороны -
В полет отправляем вертолет.
Правая рука вперед,
Левая рука вперед,
Раз, два, три, четыре
Прилетели – тише, тише.
(Слайды 4, 11 – 16 по щелчку и гиперссылке)
Вторая остановка нашего виртуального путешествия «Кто поселился неверно?» (Материал в приложении 2)
Упражнение «Волшебное окошко»
- Настоящий путешественник должен уметь видеть необычное в самых обыкновенных вещах, уметь фантазировать, обладать смекалкой, воображением. Давайте потренируемся.
- У меня в руках «Волшебное окошечко», сегодня оно голубого цвета.
(квадрат голубого цвета)
- Выгляните из этого окошечка, вы увидите что-то удивительное, интересное. Что вы увидели? (ответы нескольких детей)
(Слайды 4, 17 по гиперссылке)
Третья остановка нашего виртуального путешествия «Шифровка ботаника» (Материал в приложении 3)
Исполнение песни «Иркутская история»
(Слайды 4, 18 по гиперссылке)
Четвертая остановка нашего виртуального путешествия «Составь верно цепь питания» (Материал в приложении 4)
Игра – пантонима «Изобрази животного любой природной зоны»
(Слайды 4, 19 по гиперссылке)
Пятая остановка нашего виртуального путешествия «Экологическая безопасность» (Материал в приложении 5)
8. Подведение итогов урока.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса.
Цель, которую ставит перед собой учитель: дать анализ и оценку успешности достижения цели урока.
Методы: беседа, самооценка.
- Ребята, наше путешествие подходит к концу, и мы возвращаемся домой. Вы отлично потрудились, были внимательны, быстры, сообразительны! Мне было очень приятно с вами путешествовать! Спасибо! Пришло время подвести итоги соревнования. Давайте подсчитаем баллы. Победила команда №… Вам присуждается звание «Знатоки родной земли». Поздравляем!
9. Рефлексия.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: дать оценку своему эмоциональному состоянию.
Цель, которую ставит перед собой учитель: организовать рефлексию учащихся по поводу своего психо - эмоционального состояния.
Рефлексия совместной деятельности на уроке проводится письменно по формуле Я... Мы... Мне...
Я:
научился(лась) новому, работал в группе хорошо и предлагал версии;
хорошо работал(а) в группе, узнала много нового;
работал(а) хорошо;
работал(а) не очень активно, но помогал своей группе;
узнал(а) много нового и интересного.
Мы:
обобщили знания о природных зонах;
работали слаженно и каждому давали нарисовать или что-нибудь предложить;
высказали свои версии;
работали превосходно;
мы поработали очень хорошо в группе;
в группе работали отлично;
в группе многое узнали;
мы работали слаженно, как сообщества;
мы поработали всей группой сообща;
работали дружно.
Мне:
понравился урок, понравилось работать с этой темой;
понравилась эта тема;
все очень понравилось;
понравился сегодняшний урок;
понравилось работать в группе.
(Слайд 20)
10. Домашнее задание:
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: понять способ выполнения домашнего задания.
Цель, которую ставит перед собой учитель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Вам предоставляется задание по выбору:
А) Приготовить сообщение о редком растении или животном одного из заповедников;
Б) «Сам себе художник» Дополните дорожку своим рисунком по теме «Природные зоны России»
Приложения
DOCX / 16.86 Кб
Презентация к уроку
PPTX / 4.9 Мб
Список использованной литературы
1. И. Н. Болотникова “Уроки – игры в средней школе”. Волгоград: 2003.
2. Н. Н. Кондратюк Дидактические материалы по окружающему миру”. М: 2003.
3. Н. Н. Перепечева “Нестандартные уроки природоведения – 3-4 класс”. Волгоград: 2004.
4. А.Ф. Романова “Предметные недели в школе”. Волгоград: 2007.