Урок – соревнование «Путешествие по природным зонам России»

3
0
Материал опубликован 24 December 2017

Пояснительная записка к презентации

Урок – соревнование

«Путешествие по природным зонам России"

Цель:

- расширение и систематизация знаний обучающихся по теме «Природные зоны России».

Задачи

Образовательные:

- закреплять знания обучающихся о растительном и животном мире природных зон;

развивающие:

- развивать познавательную активность, внимание, логическое мышление;

- развивать умение работать в группах;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе, желание защищать и охранять её;

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Ресурс адресован обучающимся 4 класса

Форма работы: групповая

УМК любой

Материалы и оборудование:

- презентационное сопровождение занятия, выполненное в программе PowerPoint 2010;

- мультимедиа оборудование (компьютер с подключёнными колонками, мультимедийный проектор, экран);

- раздаточный материал.

Ход урока.

1.      Организационный момент.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе на уроке.

Задачи:

- создать положительный эмоциональный настрой;

- помочь принять правильную рабочую позу.

Методы: словесные.

 Ни жить, ни творить «за других» нельзя.

Жить и творить должен каждый сам…

2.     Эмоциональный настрой.

Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло?

Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте это тепло.

Пусть на уроке вам будет  также тепло и уютно. А теперь за работу!

3.  Вхождение в тему урока

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:  сформулировать цели урока, понять значимость изучаемого материала.

Цель, которую ставит перед собой учитель:  сообщить учащимся тему урока, обеспечить мотивацию учения школьников и подвести к формулировке целей урока.

Метод: беседа.

Ребята, а вы любите путешествовать?

– Мы сегодня отправимся в путешествие по нашей стране.

– Скажите, как называется страна, в которой мы живем? (Россия).

– А как её называли раньше? (Русь).

- Широко раскинулась русская земля на все четыре стороны света. Богата и разнообразна природа нашей Родины: бескрайние зеленые луга, золотые поля, дремучие

леса, необъятная синева неба, яркое солнце, хрустальная рябь рек, озер и морей, заоблачные горные вершины. Но нет дороже нашего края сибирского, где мы живем. Недаром гласит пословица: «Нет роднее всего края родимого».

Обучающимся демонстрируется музыкальное слайд – шоу. (Слайд 2)

4. Актуализация опорных знаний.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:  актуализировать свои знания о природных зонах.

Цель, которую ставит перед собой учитель:   организовать деятельность учащихся по повторению сведений о природных зонах.

- Ребята, сегодня мы проведем обобщающий урок по теме «Природные зоны». У нас есть возможность  отправиться в увлекательное путешествие по природным зонам нашей страны и полюбоваться на неповторимые картины родной природы, а также закрепить знания по этой теме, которые вы получили ранее.

 Кроме того, я предлагаю организовать соревнования между командами за звание «Знатоки родной земли». На каждой остановке нашей экспедиции вам предстоит выполнить различные задания и заработать баллы,  чем больше вы их наберете, тем выше вероятность стать победителями. 

Правила игры.

В игре представлены 5 остановок. На каждой остановке предлагаются 6 заданий. Каждое задание оценивается по   10   баллов. Команда по очереди выбирает категорию и вопрос, определив самостоятельно его сложность. При правильном ответе команда получает свои баллы, при неправильном ответе вопрос уходит зрителям, которые так же набирают баллы за игру. Знатоками родной земли становиться та команда, которая наберет наибольшее количество баллов. А так же выбирается три зрителя с наибольшим количеством баллов, которым присваивается звание «Умник» или «Умница» и вручается золотая, серебренная и бронзовая медали.

Результаты игры подсчитывает счетная комиссия.

Условия понятны?  Итак, прошу занять места в вертолете, в добрый путь! (Слайд 3)

5. Представление команд.

1 команда “Туристята”

Нам лучше мокнуть под дождем,

Чем в душной комнате томиться,

Так пусть вперед зовет нас гром,

И пусть нам молния светится.

2 команда “Экологята”

Мы с края таежного – судьба у нас такая,

Вырасти скорее мы мечтаем.

Тебя, родной наш край,

Надеемся, – спасем.

И славу краю нашему, друзья, мы принесем. 

3 команда “Иркутята”

На юг подайся – степь обильная,

На север – все кругом тайга.

Наш край   – земля суровая,

Таков любимый наш сибирский край.

6. Разминка

- Но перед путешествием предлагаю немного размяться. Слушайте и смотрите  внимательно!

Игра:  можно отвечать только ДА или НЕТ.  (Заранее подготовить карточки со словами ДА и НЕТ).

«Верные и неверные утверждения»

    * В списки Всемирного наследия включены Вулканы Камчатки.   (да)

    *Самое большое по площади озеро России – это Байкал. ( нет) Каспийское

    *В Арктике обитают моржи, тюлени, белые медведи.  (да)

    *У растений тундры длинные корни. (нет ) короткие – мерзлота

    *Цепь питания тундры  ЯГЕЛЬ – ОЛЕНЬ – РЫСЬ  (нет) ЯГЕЛЬ – ОЛЕНЬ – ВОЛК

    *В тундре добывают нефть и газ.     (да)

    *Экологической проблемой леса является вырубка лесов? (да)

Молодцы, ребята! Вы хорошо готовились и отвечали всё правильно. Ну, вот немножко размялись.

7. Обобщение знаний о  природных зонах в форме «Своя игра»

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:  применить знания о положении, особенностях неживой природы, о животных и растениях   природных зон в ситуации выбора.

Цель, которую ставит перед собой учитель: обеспечить формирование у учащихся умения самостоятельно применять знания в ситуации выбора.

Метод: самостоятельная работа в группах.

Слайды 4 - 10

Первая остановка нашего виртуального путешествия  «Угадай природную зону». (Материал в приложении 1)

Физминутка.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: снять физическое напряжение.

Цель, которую ставит перед собой учитель:  активно изменить деятельность учащихся, и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка и себя на продолжение занятий.

Итак, в путь.

                   Руки в стороны - 

                   В полет отправляем вертолет.

                   Правая рука вперед,

                   Левая рука вперед,

                   Раз, два, три, четыре

                   Прилетели – тише, тише.

(Слайды 4, 11 – 16 по щелчку и гиперссылке)

 Вторая  остановка нашего виртуального путешествия  «Кто поселился неверно?» (Материал в приложении 2)

Упражнение «Волшебное окошко»

- Настоящий путешественник должен уметь видеть необычное в самых обыкновенных вещах, уметь фантазировать, обладать смекалкой, воображением. Давайте потренируемся.

- У меня в руках «Волшебное окошечко», сегодня оно голубого цвета.

(квадрат голубого цвета)

- Выгляните из этого окошечка, вы увидите что-то удивительное, интересное. Что вы увидели? (ответы нескольких детей)

(Слайды 4, 17 по гиперссылке)

Третья  остановка нашего виртуального путешествия  «Шифровка ботаника» (Материал в приложении 3)

Исполнение песни «Иркутская история»

(Слайды 4, 18 по гиперссылке)

Четвертая  остановка нашего виртуального путешествия  «Составь верно  цепь питания» (Материал в приложении 4)

Игра – пантонима «Изобрази   животного любой природной зоны»

(Слайды 4, 19 по гиперссылке)

Пятая остановка нашего виртуального путешествия  «Экологическая безопасность» (Материал в приложении 5)

8.  Подведение итогов урока.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:  осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса.

Цель, которую ставит перед собой учитель:  дать анализ и оценку успешности достижения цели урока.

Методы: беседа, самооценка.

 - Ребята, наше путешествие подходит к концу, и мы возвращаемся домой. Вы отлично потрудились, были внимательны, быстры, сообразительны! Мне было очень приятно с вами путешествовать! Спасибо! Пришло время подвести итоги соревнования. Давайте подсчитаем баллы. Победила команда №… Вам присуждается звание «Знатоки родной земли».  Поздравляем!

9.  Рефлексия.

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:  дать оценку своему эмоциональному состоянию.

Цель, которую ставит перед собой учитель:  организовать рефлексию учащихся по поводу своего психо - эмоционального состояния.

Рефлексия совместной деятельности на уроке проводится письменно по формуле Я... Мы... Мне...

Я:      

научился(лась)  новому, работал в группе хорошо и предлагал версии;

хорошо работал(а) в группе, узнала много нового;

работал(а) хорошо;

работал(а) не очень активно, но помогал своей группе;

узнал(а) много нового и интересного.

Мы: 

 обобщили знания о природных зонах;

работали слаженно и каждому давали нарисовать или что-нибудь предложить;

высказали свои версии;

работали превосходно;

мы поработали очень хорошо в группе;

в группе работали отлично;

в группе многое узнали;

мы работали слаженно, как сообщества;

мы поработали всей группой сообща;

работали дружно.

Мне: 

понравился урок, понравилось работать с этой темой;

понравилась эта тема;

все очень понравилось;

понравился сегодняшний урок;

понравилось работать в группе.

(Слайд 20)

10. Домашнее задание:

Цель, которая должна быть достигнута учащимися:  понять способ выполнения домашнего задания.

Цель, которую ставит перед собой учитель:  обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.                                                      

Вам предоставляется задание по выбору:

 А)     Приготовить сообщение о редком растении или животном одного из заповедников;

Б)     «Сам себе художник» Дополните дорожку своим рисунком по теме «Природные зоны России»                 


Приложения
DOCX / 16.86 Кб

Презентация к уроку
PPTX / 4.9 Мб

Список использованной литературы

1.      И. Н. Болотникова “Уроки – игры в средней школе”. Волгоград: 2003.

2.      Н. Н. Кондратюк Дидактические материалы по окружающему миру”. М: 2003.

3.      Н. Н. Перепечева “Нестандартные уроки природоведения – 3-4 класс”. Волгоград: 2004.

4.      А.Ф. Романова “Предметные недели в школе”. Волгоград: 2007.

 

Предварительный просмотр презентации

Автор: Реуцкая Елена Борисовна учитель начальных классов МОУ СОШ п. Верхнемарково Усть – Кутский район Иркутская область «Путешествие по природным зонам России»

6 5 1 3 2 4 ИРКУТСК

Угадай природную зону 1 2 3 4 5 6 Кто поселился неверно? 1 2 3 4 5 6 Шифровка ботаника 1 2 3 4 5 6 Составь верно цепи питания 1 2 3 4 5 6 Экологическая безопасность 1 2 3 4 5 6

Эта природная зона в России занимает небольшую площадь. Лето в этой природной зоне продолжается 5 месяцев, оно безоблачное и жаркое. Средняя температура +30 С, местами жара доходит до + 40… +50 С в тени. Ночи прохладные. Часто за лето не выпадает ни капли дождя.

Эта зона занимает больше половины территории России. Нельзя подумать, что вся эта территория покрыта лесами. Здесь много водоемов и лугов.

Зима здесь долгая, температура достигает – 50 С. Снег, а затем мерзлота, которая уходит на глубину до 500 метров. Но за зимой приходит весна, а затем лето. Днем температура в летний день бывает от 10 до 25 С тепла. Оттаивает только поверхностный слой почвы на глубину от 10 до 40-50 см. талые воды не просачиваются, а потому здесь много болот.

Эта зона в нашей стране занимает очень небольшую площадь и располагается на побережье Чёрного и Каспийского морей. Лето очень долгое и довольно жаркое, зима короткая и не холодная. Иногда бывают кратковременные заморозки.

Обширные безлесные пространства, на которых растут травянистые растения. Лето продолжительное. Средняя температура июля +22 – 23,5 С (жара местами достигает + 40С) Погода летом стоит сухая, солнечная. Дожди имеют ливневый характер. Бурные потоки воды, не успевают просочиться в почву и быстро испаряется. Здесь частые суховеи .

Эта природная зона, в которой лед никогда не тает. Почему? Да потому что коротким полярным летом солнце не поднимается высоко, его нежаркие лучи отражаются ото льда и снега, как от зеркала. Растопить лед здешнее солнце не может.

розовая чайка белая сова кайры тупик летяга

гадюка бурундук глухарь кедровка соболь

медуза морская звезда кулик морской конек дельфин

верблюд пустельга суслик дрофа серая куропатка

верблюд корсак тушканчик сайгак рыжий муравей

морж тупик кайра тюлень песец

1 2 3 4 5 6 к а ш т а н к т а ш н а а у б р с к н и б р у с н и к а о н а с и о с и н а к я н т и ж ж и т н я к д з е г у н ж д ж е з г у н п л р н й о я ы а м к п о л я р н ы й м а к

2. Ягель северный олень волк 1. Водоросли рачки рыбы тюлени 5. Трава антилопа скорпион ящерица сокол 4. Гусеница мышь гадюка ёж лиса 3. Змея паук богомол кузнечик трава 6. Водоросли рачки рыбы дельфины 1.Рыбы водоросли рачки тюлени 2. Ягель волк северный олень 3. Змея паук кузнечик богомол трава 4. Мышь гусеница гадюка ёж лиса 5. Трава антилопа ящерица скорпион сокол 6. Водоросли рыбы рачки дельфины

Экология Распашка степных земель Браконьерство Неумеренный выпас скота Неосторожное обращение с огнём Разорение птичьих гнёзд Загрязнение нефтью 1 3 2 6 5 4

Выбираю Выбираю Домашнее задание Приготовить сообщение о редком растении или животном одного из заповедников Дополните дорожку своим рисунком по теме “Природные зоны России”

Интернет ресурсы http://savepic.net/3904617.htm водоросли http://www.ryblib.ru/uploads/posts/2012-07/1343296763_ab81127b1098efd9ed4c4540cc4cbe37.jpg рачок http://www.naturelifepark.com/birds/foto/big/Uria_lomvia.jpg кайры http://basik.ru/images/arctics_photos_part2/38.jpg рыбы http://www.zaecomir.ru/galereya/tulen02f.jpg тюлени http://s020.radikal.ru/i702/1301/f8/d897dba9e235.jpg птицы леса http://s42.radikal.ru/i096/1301/11/4b235388ab24.jpg растения степи http://s52.radikal.ru/i137/1301/fe/49f63cc2442e.jpg животные леса и пустыни http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2008/02/06/1037679.jpg белая куропатка http://myfiles.bir.ru/gallery2/sova-01.jpg белая сова http://savepic.net/3897449.htm краснозобая казарка http://img01.chitalnya.ru/upload2/798/430891249328851712.jpg стерх http://content.foto.mail.ru/mail/andrey_b05/1327/i-1330.jpg северный олень http://img15.nnm.ru/d/7/a/b/6/e0eb6504bff1a1d93b098dd7237_prev.jpg песец http://i057.radikal.ru/1301/71/084c01bb8828.jpg животные пустыни http://www.origins.org.ua/pictures/iStock_000002859859Small.jpg морской конек http://uploads.neatorama.com/wp-content/uploads/2011/02/3605208614_9f2da8a9bb.jpg морской конек http://savepic.net/3902569.htm богомол http://public.carnet.hr/~zorkovac/galerija/Mantis%20religiosa.jpg богомол http://farm1.static.flickr.com/118/296212100_f12a51442a.jpg баклан http://s002.radikal.ru/i197/1301/d9/14dfc62d5785.jpg бакланы http://savepic.net/3901545.htm Арктика http://img-fotki.yandex.ru/get/5406/shef007.45/0_30efe_8e13872c_L.jpg полярный мак http://img-fotki.yandex.ru/get/4411/118349904.12/0_48485_a908750e_XL мох http://img-fotki.yandex.ru/get/4101/iri64662311.b/0_23c7d_fa590eb8_L лишайник http://i.dailymail.co.uk/i/pix/2010/09/21/article-0-0B4742FA000005DC-336_468x370.jpg полярная крачка http://savepic.net/3870825.htm чистик http://900igr.net/datas/morskie-zhiteli/Mlekopitajuschie.files/0003-003-Belukha.jpg белуха http://romada.lt/wp-content/uploads/2011/01/silke_bulves_susvogunais2.jpg

http://www.andreev.org/albums/Katmai/images/14KM.jpg навага http://img12.nnm.ru/e/3/6/0/3/3836df593d6372bde877916c8d8_prev.jpg полярный волк http://img-fotki.yandex.ru/get/3611/ler9991.83/0_17724_f26cd6ac_XL нерпа http://viptur.by/Photos/861a2180-43cc-4229-98e0-b7ce34fce947.jpg морской котик http://www.veter-s.ru/db_files/12216_whale2.jpg серый кит http://img.mota.ru/upload/wallpapers/2011/04/08/11/00/24991/mota_ru_1040809-1366x768.jpg лес http://img11.nnm.ru/b/b/8/1/0/104e09ca292611545296bf503a6_prev.jpg лиственница http://www.proza.ru/pics/2012/03/29/543.jpg папоротники http://nppds.narod.ru/fauna/Nucifraga_caryocatactes.jpg кедровка http://www.priroda.cz/clanky/foto/kunaskalni.jpg соболь http://www.botanichka.ru/wp-content/uploads/2010/09/White-Spruce-520x791.jpg ель http://urtisa.www.nn.ru/users/foto/189193-2010-03-10-lisa.jpg лиса http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/68/Lynx_lynx_poing.jpg рысь http://nature.baikal.ru/phs/norm/15/15358.jpg летяга http://img-fotki.yandex.ru/get/4110/tringaa.5/0_34f6f_1ffb1f75_L глухарь http://img-fotki.yandex.ru/get/22/afalina21.1/0_c729_96db8d9e_XL бурундук http://www.skitalets.ru/trips/2003/seidozero_gor/08_brusnika.jpg брусника http://www.green-portal.ru/custom-content/uploads/betula_pendula_roth.jpg береза http://www.vokrugsveta.ru/photo/thumbnails/1024/20854.jpg степь http://www.stihi.ru/pics/2011/09/13/5060.jpg степной орел http://kartiny.ucoz.ru/_ph/98/2/425443546.jpg сурок http://pernatidruzi.org.ua/pictures/samka_droxvy_m.jpg дрофа http://bcummc.narod.ru/7d7aac6e-fc62-4046-813a-a515d4f9e4f1.jpg лиса http://obukhoff.su/photos/albums/wpw-20080205/Animals_46_28_08_2005.jpg антилопа http://i.u-mama.ru/files/i/img/news/0_1850.jpg мятлик http://www.naturelight.ru/photo/2011-03-24/38778.jpg пустельга http://www.ubytovanischwarz.cz/img/uhercice/big/kavylslicny.jpg ковыль http://megalife.com.ua/uploads/posts/2010-12/1292524527_5989694.jpg манул http://cousin.pascal1.free.fr/chasse/images/perdrix_grise1.jpg серая куропатка http://flower.onego.ru/kustar/ena_6091.jpg карагана http://ieo06.free.fr/local/cache-vignettes/L392xH278/image-155-faddc.jpg степной волк http://2.bp.blogspot.com/-3KpT0uSRFZc/TyMkYtz1AQI/AAAAAAAAAAc/wRTbUAAjz98/s1600/800px-Meganyctiphanes_norvegica2.jpg рачок http://www.webanswers.com/post-images/A/AB/6C796D2B-8178-4B14-932462E467196CF4.jpg кайры http://web-images.chacha.com/images/galleryimage1829264510-mar-12-2012-600x474.jpg лемминг http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/6/91/749/91749961_091912_1818_103.jpg полярный кит

http://img-fotki.yandex.ru/get/4421/133090890.4/0_773f3_faf14300_XL черноморское побережье http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/50/275px-Pachygrapsus_marmoratus_2009_G3.jpg краб http://s47.radikal.ru/i118/1103/74/18d4708aeec3.jpg чайка http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/74/195/74195758_brazhnik.jpg бражник http://www.akvarij.net/forum/uploads/jasenka/A58A7_Actinia-equina.jpg актиния http://img-d.photosight.ru/8d4/3474512_large.jpg богомол http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0/40/832/40832275_1236708065_1.jpg морской конек http://www.infosad.ru/plantscatalog/wood/hvoynie/b_702.jpg кипарис http://linnaeus.nrm.se/flora/di/faga/fagus/fagusyl12.jpg бук http://belgorod-dnestrovskiy.ru/wp-content/uploads/2011/08/chernomorskiy-rapan.png рапана http://www.deep.su/forum/download/file.php?id=11047&t=1 медуза http://imganaliz.hurriyet.com.tr/LiveImages/YeniFotoAnaliz/280/Hayvanlara%20dair%20bilinmeyenler/uskumru.jpg скумбрия http://www.moyavoda.com/storage/news/4ce08df5f14f80a066076399f69ac2bb.jpg дельфин http://www.memoclic.com/medias/fonds-ecran/8/2080-600x450.jpg пустыня http://molbiol.ru/forums/uploads/a003/b043/post-53085-1337520659_thumb.jpg джузгун http://www.plantarium.ru/dat/plants/7/740/103740_e706f605.jpg солянка http://club.foto.ru/gallery/images/photo/2009/03/28/1308461.jpg ящерица - круглоголовка http://savepic.net/3886185.htm сайгак http://de.trinixy.ru/pics2/20071211/tushkan_02.jpg тушканчик http://istotyzywe.pl/wp-content/uploads/2011/12/lis-plowy.jpg корсак http://www.ecosystema.ru/08nature/world/tex/26.jpg полынь http://www.ecosystema.ru/08nature/world/tex/21.jpg молочай http://img-fotki.yandex.ru/get/5007/1824447.9/0_f4801_b4cf2651_XL скарабей http://img.salamnews.org/24f5afeab769780cdc33a3cfd652c3b5/scorpion_13.jpg скорпион http://www.indostan.ru/forum/foto-video/14347/305158_2_o.jpg верблюжья колючка http://s018.radikal.ru/i505/1201/e8/ea35388a3a7a.jpg ушастый еж http://www.tourblogger.ru/sites/default/files/u26483/yamal3.jpg Тундра http://img-2006-09.photosight.ru/19/1654165.jpg северный олень http://fudz.ru/pictures/1310330927.jpg кулик http://savepic.net/3882089.htm стерх http://savepic.net/3911785.htm белая сова http://pics.livejournal.com/shpilenok/pic/000r3wh5 белая куропатка http://s016.radikal.ru/i335/1010/c1/06f6b88915ab.jpg лемминг http://www.floranimal.ru/gallery/big/2244.jpg белый гусь http://www.2-999-999.ru/files/file/item/525E638C7AA14493B680594ED76B9C2A.jpg тис http://image.club.china.com/twhb/1011/2010/1/31/1264869158527_602.jpg тюлень http://img-fotki.yandex.ru/get/5113/130795073.29/0_8487a_cafdb18_XL мостик

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.