Урок-семинар «Помещики-накопители и помещики-расточители в поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"»

4
1
Материал опубликован 2 February 2016
Учитель русского языка и литературы средней школы-лицея №23 г.Актобе Самиева Айна Алтаевна. Урок-семинар "Помещики-накопители и помещики-расточители" в поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души».

Тема: Помещики – “расточители” и помещики – “накопители” в поэме Н.В.Гоголя “Мёртвые души”.

Цель:

– Раскрыть характеристику образов помещиков;

– Выделить главные черты характера, особенности портрета; – Показать нравственное разложение помещичьего класса;

– Приобщить учеников к исследовательской работе;

– Развить интерес к творчеству Н.В.Гоголя.

Оборудование:

Портрет Н.В.Гоголя.
Таблица – опора.
Иллюстрации.
Карточки.
Музыка.
Портреты художников.

Ход урока: I. Организационный момент. II. Актуализация.

! – Ребята, мы на том уроке с вами начали изучать одну из самых прекрасных произведений Николая Васильевича Гоголя поэму “Мёртвые души”. Он писал В.А.Жуковскому: “ Это будет первая моя порядочная вещь – вещь, которая вынесет моё имя. Вся Русь явится в нём ”.

– Опрос:

? – Вспомните, от чьего лица ведётся повествование в “Капитанской дочке” Пушкина? (Пётр Гринёв.)

? – От чьего лица ведётся повествование в “Герое нашего времени” Лермонтова? (Максим Максимыч, Печорин.)

! – Там рассказчиками выступают литературные персонажи: Пётр Гринёв, Максим Максимыч, Печорин.

? – Кто является рассказчиком в “Мёртвых душах”?

! – Писатель. Но это не просто Гоголь: это обобщённый образ.

 ? – С кем вместе автор путешествовал по всей России?

! – Вместе с Чичиковым.

Путешествие Чичикова позволило автору изобразить целую галерею образов помещиков.

Вместе с Чичиковым мы заехали в город N.

 ? – С кем встретился Чичиков?

! – С городскими сановниками, губернатором, вице – губернатором, прокурором, помещиками Маниловым, Собакевичем.

 ? – Как он себя ведёт с ними?

! – Он осторожно, учтиво заводит знакомства, прощупывает почву, на которой ему придётся действовать.

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы и цели урока.

2. Запись темы и эпиграфа к уроку.

Не ревизские – мёртвые души,
а все эти Ноздрёвы,
Маниловы и все прочие.

А.И.Герцен.

3. Вступительное слово учителя.

– Ребята, мы с вами закончили экскурсию по городу N вместе с Чичиковым.

А теперь мы отправляемся в путь.

Звучит грустная, протяжная музыка. “ Эх, дубинушка ухнем…”.

Подготовленный ученик под музыку читает отрывок из второй главы типичную картину убожества, нищеты русской провинции: ...Деревня Маниловка…(стр. 182….)

? – Ребята, к кому мы приехали?

(Ответы.)

На столах лежат визитные карточки. Посмотрим, что написано в его визитной карточке.

Помещик Манилов –  бесплодный мечтатель и фантазёр.

4. “Приятная встреча”.

На доске прикреплены портреты Манилова (рисунки Боклевского и Кукрыниксов).

– Ребята, дайте общую характеристику Манилову из прочитанных глав и портретов художников.

Ученики дают лексическую характеристику образу и записывают в тетрадь:

– Полное отсутствие живых мыслей, стремлений, интересов. Бесплодное фантазёрство; “сладенькая болтовня”. Заискивающие манеры; заманчивая улыбка; человек бесформенный, неопределённый.

5. На доске – карта путешествия Чичикова.

Чичиков вместо Собакевича попадает к Коробочке.

Подготовленный ученик проводит разминку, сообщая о Коробочке.

Читается визитная карточка Коробочки:

Помещица Коробочка Настасья Петровна –  коллежская секретарша,  которая готова продать вам даже свою душу по выгодной цене.

6. Экскурсия в картинную галерею.

(Проводит её ученик или ученица.)

– Я хочу обратить ваше внимание на портреты уже знакомых вам героев поэмы “Мёртвые души”. Они выполнены известными мастерами кисти П.М.Боклевским и Кукрыниксами.

Пётр Михайлович Боклевский (1816 – 1897) – русский живописец, рисовальщик, ученик Брюллова,

выполнил серию карикатур и иллюстраций к произведениям Тургенева, Островского, Достоевского.

Боклевский – известный иллюстратор “Мёртвых душ” Гоголя. Его заслуга заключается в том, что он создал прекрасную галерею образов поэмы.

Полной противоположностью Манилову изображена художником Коробочка.  Мне кажется, что она похожа  на черепаху в тяжёлом панцире, из которого торчит маленькая  головка, без шеи, с совершенно  тупым выражением лица,  упрямо – неподвижным  взглядом.

А вот ещё один портрет Манилова. Таким увидели его Кукрыниксы.

Слащавая, “сахарная” улыбка, прищуренные глазки, губки бантиком, заискивающий наклон головы.

Кукрыниксы – это псевдоним трёх замечательных художников: Куприянова, Крылова и Соколова.

Они учились вместе в Московском художественном   училище. Всемирную известность получили, создав новый тип политической острой карикатуры.

Манилов в изображении Кукрыниксов – “ божий одуванчик”, расточающий ласковые словечки, приятно улыбающийся.

7. Аукцион в Маниловке.

Предлагается 5 вопросов. Кто из “покупателей” наберёт больше баллов, тот получит утешительный приз.

Что было написано на беседке у пруда?

(“ Храм уединённого размышления”.)

Как звали жену Манилова?

(Лизанька.)

Сколько лет прожили в супружестве Маниловы?

(Более 8 лет.)

Как звали детей Манилова?

(Фемистоклюс и Алкид.)

Какие подарки обещал привезти Чичиков детям Манилова?

(Саблю и барабан.)

8. Рассмотрим снова карту.

? – Куда и к кому попал наш Чичиков на этот раз?

(Ответы учащихся.)

? – Кто же такой Ноздрёв?

На доску прикрепляется портрет Ноздрёва и читается визитная карточка помещика Ноздрёва.

Помещик Ноздрёв –  кутила, картёжник и болтун –  с большим удовольствием проиграет вам всё своё состояние в карты,   потом выпьет и закусит за ваш  счёт в любом трактире.

Подготовленный ученик рассказывает о Ноздрёве.

9. Продолжается путешествие по образам помещиков.

Наконец – то наш Чичиков попадает к Собакевичу.

(Читается визитная карточка Собакевича.)

Помещик Собакевич Михайло Семёнович –   ненавистник просвещения, крепкий хозяин,   неуступчивый в торгах,–  будет рад “облить грязью” всех знакомых за  обильным ужином в своём доме.

10. Экскурсия в галерею.

– Новая ситуация.

Последний из представителей “мёртвых душ”, помещиков – крепостников – Плюшкин.

(Заранее подготовленный ученик описывает село и портрет Плюшкина.)

11. Экскурсия в картинную галерею.

(Подготовленный экскурсовод – ученица.)

Мы снова в картинной галерее. Перед нами – два портрета Плюшкина.

Первый портрет написан русским живописцем П.М.Боклевским, с которым мы уже знакомы по портретам других героев “Мёртвых душ”.

Перед нами остросатирический портрет Плюшкина.

А вот произведение другого художника. Как же изображён наш герой?

Александр Алексеевич Агин (1817 – 1875) – русский художник, один из родоначальников русской реалистической иллюстрации. В 1841 году появились его первые рисунки, вскоре он иллюстрирует произведения М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Н.В.Гоголя.

Художник не любит отвлечённых портретов, а показывает героев в действии.

И вот он – Плюшкин!

12. Читается визитная карточка Плюшкину.

Помещик Степан Плюшкин –   жестокий крепостник, скупой,   подозрительный, недоверчивый  ко всем – не желает видеть вас в своём имении и не собирается угощать даже прошлогодним  куличом.

13. Обобщение по образу Плюшкина.

? – Как и почему трудолюбивый хозяин Плюшкин превратился в “ прореху на человечестве”?

? – Какую роль в главе играет описание сада?

(Ответы учащихся.)

IV. Закрепление ЗУН.

Обсуждение:

? – В какой последовательности распределил Гоголь своих героев?

(Ответы учащихся.)

? – А где же живые души?

! – Они, по выражению Герцена, позади “ мёртвых душ” – это народ.

Ребята, мы чуть не забыли о нашем главном герое.

Давайте мы его пригласим в гости и поговорим.

--– Интервью с Чичиковым – чиновником ХIХ века.

---Итак, Павел Иванович, как вам живётся в ХIХ веке?

(Ответ Чичикова – ученика.)

--– Интервью с Чичиковым – предпринимателем ХХ1 века.

--– Итак, Павел Иванович, как вам живётся в ХХI веке?

(Ответ Чичикова – ученика.)

-– Обобщение урока. Выводы учащихся.

--– Мы простились с нашим главным героем. Сел он на свою бричку, задумался и поехал.

Звучит музыка “ Ямщик, не гони лошадей”.

Под эту музыку один ученик читает монолог “ Русь…”.

(11 глава из поэмы “ Мёртвые души”.)

На такой лирической ноте мы заканчиваем урок.

Комментарии

Спасибо за урок!

3 June 2020