Урок-сказка по русскому языку «Путешествие к Зимушке-зиме. Правописание безударной гласной в корне слова»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ялтинская начальная школа №13» МО ГО Ялты
Использование современных образовательных технологий: (функциональной грамотности, элементы игровой технологии, элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения. ИКТ технологии, личностно-ориентированное обучение) на уроке литературное чтение во 2 классе с учётом требований ФГОС
Подготовила
учитель высшей категории
МБОУ «ЯНШ № 13»
Кошеленко Елена Валентиновна
Ялта
25.11. 2021г.
Учитель: Кошеленко.Е.В.
Дата: 25.11.2021
Класс: 2-А
Тема: «Безударные гласные в корне слова. Обобщение и закрепление изученного»
Тип урока: применения знаний, умений и навыков.
Педагогические цели: создать условия для актуализации знаний учащихся о способах проверки безударной гласной в корне слова; способствовать развитию умения находить безударную гласную в корне.
Задачи: способствовать развитию умения распознавать слова с безударными гласными и подбирать проверочные слова, рассуждать и самостоятельно выполнять задания в соответствии с темой урока; создать условия для развития речи учащихся.
-
Планируемые результаты:
Предметные: овладевают изучаемыми нормами русского языка, основами грамотного письма; подбирают однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки написания слова.
Метапредметные:
Познавательные: анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи.
Регулятивные: овладевают способами решения учебной задачи, выбирают один из них для решения учебной задачи, учитывают правило(алгоритм) в планировании и контроле способа решения.
Коммуникативные: выражают свои мысли и чувства, соблюдая нормы литературного языка» задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
Личностные: проявляют интерес к познанию русского языка, вырабатывают элементы коммуникативного, социального и учебно - познавательного мотивов изучения русского языка.
Ресурсы урока: компьютер, телевизор, видеозапись фрагмента фильма «Времена года. Зима», загадки, словари: толковый, орфографический, карточки с дифференцированным заданием, схема-опора « Ёлка», карточки- льдинки, карточки-снежинки, предметные картинки, картинки «Зима. Зимние забавы», таблички, веер с гласными.
Ход урока
Организационный момент.
- Долгожданный дан звонок, начинается урок.
Сообщение темы и целей урока.
-Дети, начнём наш урок с просмотра отрывка фильма. А куда мы совершим путешествие - вы мне скажите после просмотра.
- Сегодня мы с вами отправимся в гости к «Зимушке- зиме»
3. Актуализация опорных знаний
а) минутка чистописания
А О Е Я И
-Что это за буквы? ( гласные)
-Давайте эти буквы свяжем одной верёвочкой и запомним, что эти
безударные гласные в корне надо проверять.
( стук в двери)
Ученик:
-А вот и наша гостья.
Разукрасила зима:
На уборе бахрома
Из прозрачных льдинок,
Звездочек- снежинок.
Вся в алмазах, жемчугах,
В разноцветных огоньках,
Льёт вокруг сиянье,
Шепчет заклинанье:
Зима (ученица в костюме зимы)
(выход Зимы под музыкальное сопровождение)
Зима:
-Лягте, мягкие снега,
На леса и на луга,
Тропы застелите,
Ветви опушите!
На окошках, Дед Мороз,
Разбросай хрустальных роз
Лёгкие виденья,
Хитрые сплетенья.
Ты, метелица, чуди,
Хороводы заводи,
Взвейся вихрем белым
В поле поседелом!
Спи, земля моя, усни,
Сны волшебные храни.
-Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я Зима. Пришла к вам на урок, принесла свои снежные задания.
Отгадайте загадку:
-Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
б) Орфоэпическая минутка. Фонетическая минутка.
-Какое сегодня число? Месяц? ( …декабря)
-Что за слово декабрь? ( словарное)
-Какую безударную гласную мы должны запомнить? (е)
-Какая ещё есть безударная гласная в слове? (а)
-Мы её будем запоминать или проверять? (проверять)
-Подберите проверочное слово ( декабрь, декабрьский)
-Давайте пропишем это слово целую строчку и сделаем фонетический разбор этого слова, а так же запомним пословицу с этим словом « Декабрь год кончает, зиму начинает» Запишем.
-Какие гласные буквы надо проверять? (Безударные)
-Почему? ( Они слышатся нечётко)
-Какое правило мы знаем?
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Ставь под ударение.
в) Словарная работа.
-Зима решила поиграть с нами и словарные слова засыпала снежинками. Давайте отгадаем, что это за словарные слова.
(со)рока, (мед)ведь, (во)рона, (мо)роз, кла(сс), у(че)ник,(со)бака, (па)льто, (ко)ньки, Ро(сс)ия.
г) Развитие речи.
- Зимушка-волшебница и сейчас мы с вами очутились в «Царстве Льдов».
-У каждого на парте появилась льдинка. На льдинках написаны предложения и в них есть слова с пропущенными безударными гласными. Требуется вставить эту гласную и написать проверочное слово.
1 вариант- Наступили сильные х_лода (………).
2 вариант- Снег завалил с_довые (……….) дорожки.
3 вариант- Птицы з_мой (………) голодают.
4 вариант- Дети устроили для них к_рмушки (……….).
5 вариант- Девочки насыпали с_мена (…….) тыквы.
6 вариант- Г_лодные (……..) птицы быстро склевали корм.
-Проверим. Какие буквы вставили?
-Прочитайте предложения по порядку.
-Что получилось? (Текст, рассказ, т.к. предложения связаны по смыслу)
-Озаглавим текст. (Птицы зимой).
4. Физкультурная минутка.
А сегодня у зимы новоселье.
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построим из сугроба.
Чтобы сильным быть и ловким,
Приступаем к тренировке.
-А какой вышины?
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога.
-А какой ширины.
Вот такой ширины.
Погляди-ка потолки ледяные,
Высоки-превысоки кружевные!
Мы по лестнице шагаем,
Выше ноги поднимаем,
Двери комнат отворяем,
Справа-хлоп, слева- хлоп.
Здравствуй, Зимушка –Зима!
Принимать гостей пора!
5. Работа над новым материалом.
Зима:- Первые гости у меня уже были. Отгадайте кто?
Гость гостил, мост мостил
Без топора, без клиньев.
Лихо смастерил. (Мороз)
-Но Мороз пришёл не один, а со своими родственниками.
Мороз, морозец, морозище, заморозки, изморозь, морозный, морозить, морозильник.
-Какие это слова? Докажите. Запишите. Выделите корень в каждом слове.
-Поставьте ударение в каждом слове.
Холод, холодный, похолодало, холодильник, холодок, холодище.
-Какие это слова? Докажите, Выделите корень.
-Поставьте ударение в каждом слове.
-А в каком слове гласная о слышится чётко?
-Это проверочное слово.
-А остальные слова в слабой позиции.
-Вспоминаем стишок о гласной.
6. Первичное закрепление.
а) Работа с однокоренными словами.
-Подберите однокоренные слова к слову
Снег, снежинка, снежный, снеговик, подснежный, снегирь, снегопад,
Снегурочка.
-Поставьте ударения в словах.
- В каких словах гласная безударная?
Какие слова можно считать проверочными?
(снег, снежный, подснежник)
б) Работа с карточками-снежинками. (у каждого ученика)
-Ребята, осенью колхозники посеяли озимую пшеницу, она взошла, и к
лету травка должна вызреть, но у Зимы много работы и она просит нас
потеплее укрыть молодую зелень снежинками. А для этого мы должны
правильно поднимать снежинки с гласными буквами (а, о, и, е, я). Будьте
внимательны.
Гр(и,е)бы, м(а,о)ря, сл(е,и)ды, тр(а.о)ва, д(е,и)ла, гр(я,е)да, л(и,е)сты,
г(а,о)ра, хл(е,и)ба, д(а,о)лёкий, в(е, и)дро, п(я,е)тно.
-Укрываем поле теперь снежинками.
-Ну вот теперь у нас « Много снега- много хлеба» будет. Запишем
пословицу в тетрадь
7. Вторичное закрепление.
Ученик читает стихотворение С. Михалкова « В снегу стояла ёлочка»
В снегу стояла ёлочка-
Зелёненькая чёлочка,
Смолистая,
Здоровая,
Полутораметровая.
Произошло событие
В один из зимних дней:
Лесник решил срубить её!-
Так показалось ей.
Она была замечена,
Была окружена…
И только поздним вечером
Пришла в себя она.
Какое чувство странное!
Исчез куда-то страх…
Фонарики стеклянные
Горят в её ветвях.
Сверкают украшения-
Какой нарядный вид!
При этом, без сомнения,
Она в лесу стоит.
Несрубленная! Целая!
Красивая и крепкая!..
Кто спас, кто разодел её?
Сынишка лесника!
- О каком событии идёт речь в стихотворении? (Новый год)
Что является главным украшением праздника? (Ёлка)
- Давайте украсим нашу ёлку игрушками, но только теми, название которых
мы проверим:
Зв(е,и)зда, ш(а,о)ры, св(е,и)ча, с(о,а)ва, сн(е,и)жинка, гр(и,е)бок,
к(о,а)локольчик, ог(о,а)ньки, фл(а,о)жок, Дед М(о,а)роз, сн(е,и)жок,
8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Молодцы. Хорошо поработали .
- Давайте еще раз вспомним, о какой орфограмме шла речь.
- Какие гласные в корне требуют проверки?
- Как вы подбирали проверочные слова?
-Какие пословицы вы запомнили?
-Все ли понравилось на уроке?
-Кого бы вы похвалили?
-Кому помогли?
- В начале урока вы показывали карточки, отражающие ваше настроение.
- А какое настроение у вас теперь? Поднимите соответствующую карточку (солнышко или облачко)
- Давайте попрощаемся с нашей гостьей Зимой.