Урок-сказка по русскому языку «Путешествие к Зимушке-зиме. Правописание безударной гласной в корне слова»

1
0
Материал опубликован 23 January 2022



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ялтинская начальная школа №13» МО ГО Ялты








Использование современных образовательных технологий: (функциональной грамотности, элементы игровой технологии, элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения. ИКТ технологии, личностно-ориентированное обучение) на уроке литературное чтение во 2 классе с учётом требований ФГОС


Тема: урок-сказка по русскому языку «Путешествие к Зимушке-зиме. «Правописание безударной гласной в корне слова»


t1642954482aa.jpg


Подготовила

учитель высшей категории

МБОУ «ЯНШ № 13»

Кошеленко Елена Валентиновна






Ялта

25.11. 2021г.




Открытый урок-сказка по русскому языку «Путешествие к Зимушке-зиме.» «Правописание безударной гласной в корне слова»

Учитель: Кошеленко.Е.В.

Дата: 25.11.2021

Класс: 2-А

Тема: «Безударные гласные в корне слова. Обобщение и закрепление изученного»




Тип урока: применения знаний, умений и навыков.

Педагогические цели: создать условия для актуализации знаний учащихся о способах проверки безударной гласной в корне слова; способствовать развитию умения находить безударную гласную в корне.

Задачи: способствовать развитию умения распознавать слова с безударными гласными и подбирать проверочные слова, рассуждать и самостоятельно выполнять задания в соответствии с темой урока; создать условия для развития речи учащихся.

-

Планируемые результаты:

Предметные: овладевают изучаемыми нормами русского языка, основами грамотного письма; подбирают однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки написания слова.

Метапредметные:

Познавательные: анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи.

Регулятивные: овладевают способами решения учебной задачи, выбирают один из них для решения учебной задачи, учитывают правило(алгоритм) в планировании и контроле способа решения.

Коммуникативные: выражают свои мысли и чувства, соблюдая нормы литературного языка» задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Личностные: проявляют интерес к познанию русского языка, вырабатывают элементы коммуникативного, социального и учебно - познавательного мотивов изучения русского языка.

Ресурсы урока: компьютер, телевизор, видеозапись фрагмента фильма «Времена года. Зима», загадки, словари: толковый, орфографический, карточки с дифференцированным заданием, схема-опора « Ёлка», карточки- льдинки, карточки-снежинки, предметные картинки, картинки «Зима. Зимние забавы», таблички, веер с гласными.



Ход урока


Организационный момент.


- Долгожданный дан звонок, начинается урок.


Сообщение темы и целей урока.

-Дети, начнём наш урок с просмотра отрывка фильма. А куда мы совершим путешествие - вы мне скажите после просмотра.

- Сегодня мы с вами отправимся в гости к «Зимушке- зиме»

3. Актуализация опорных знаний

а) минутка чистописания

А О Е Я И

-Что это за буквы? ( гласные)

-Давайте эти буквы свяжем одной верёвочкой и запомним, что эти

безударные гласные в корне надо проверять.

( стук в двери)

Ученик:

-А вот и наша гостья.

Разукрасила зима:

На уборе бахрома

Из прозрачных льдинок,

Звездочек- снежинок.

Вся в алмазах, жемчугах,

В разноцветных огоньках,

Льёт вокруг сиянье,

Шепчет заклинанье:

Зима (ученица в костюме зимы)

(выход Зимы под музыкальное сопровождение)

Зима:

-Лягте, мягкие снега,

На леса и на луга,

Тропы застелите,

Ветви опушите!

На окошках, Дед Мороз,

Разбросай хрустальных роз

Лёгкие виденья,

Хитрые сплетенья.

Ты, метелица, чуди,

Хороводы заводи,

Взвейся вихрем белым

В поле поседелом!

Спи, земля моя, усни,

Сны волшебные храни.

-Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я Зима. Пришла к вам на урок, принесла свои снежные задания.

Отгадайте загадку:

-Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:




Дни его всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт

Мы встречаем Новый год. (Декабрь)


б) Орфоэпическая минутка. Фонетическая минутка.


-Какое сегодня число? Месяц? ( …декабря)

-Что за слово декабрь? ( словарное)

-Какую безударную гласную мы должны запомнить? (е)

-Какая ещё есть безударная гласная в слове? (а)

-Мы её будем запоминать или проверять? (проверять)

-Подберите проверочное слово ( декабрь, декабрьский)

-Давайте пропишем это слово целую строчку и сделаем фонетический разбор этого слова, а так же запомним пословицу с этим словом « Декабрь год кончает, зиму начинает» Запишем.

-Какие гласные буквы надо проверять? (Безударные)

-Почему? ( Они слышатся нечётко)

-Какое правило мы знаем?


Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Ставь под ударение.


в) Словарная работа.

-Зима решила поиграть с нами и словарные слова засыпала снежинками. Давайте отгадаем, что это за словарные слова.

(со)рока, (мед)ведь, (во)рона, (мо)роз, кла(сс), у(че)ник,(со)бака, (па)льто, (ко)ньки, Ро(сс)ия.


г) Развитие речи.

- Зимушка-волшебница и сейчас мы с вами очутились в «Царстве Льдов».

-У каждого на парте появилась льдинка. На льдинках написаны предложения и в них есть слова с пропущенными безударными гласными. Требуется вставить эту гласную и написать проверочное слово.


1 вариант- Наступили сильные х_лода (………).

2 вариант- Снег завалил с_довые (……….) дорожки.

3 вариант- Птицы з_мой (………) голодают.

4 вариант- Дети устроили для них к_рмушки (……….).

5 вариант- Девочки насыпали с_мена (…….) тыквы.

6 вариант- Г_лодные (……..) птицы быстро склевали корм.

-Проверим. Какие буквы вставили?

-Прочитайте предложения по порядку.

-Что получилось? (Текст, рассказ, т.к. предложения связаны по смыслу)

-Озаглавим текст. (Птицы зимой).






4. Физкультурная минутка.

А сегодня у зимы новоселье.

Мы с тобой приглашены на веселье.

Дом построим из сугроба.

Чтобы сильным быть и ловким,

Приступаем к тренировке.

-А какой вышины?

Вот такой вышины.

Белый коврик у порога.

-А какой ширины.

Вот такой ширины.

Погляди-ка потолки ледяные,

Высоки-превысоки кружевные!

Мы по лестнице шагаем,

Выше ноги поднимаем,

Двери комнат отворяем,

Справа-хлоп, слева- хлоп.

Здравствуй, Зимушка –Зима!

Принимать гостей пора!


5. Работа над новым материалом.

Зима:- Первые гости у меня уже были. Отгадайте кто?

Гость гостил, мост мостил

Без топора, без клиньев.

Лихо смастерил. (Мороз)

-Но Мороз пришёл не один, а со своими родственниками.


Мороз, морозец, морозище, заморозки, изморозь, морозный, морозить, морозильник.


-Какие это слова? Докажите. Запишите. Выделите корень в каждом слове.

-Поставьте ударение в каждом слове.


Холод, холодный, похолодало, холодильник, холодок, холодище.


-Какие это слова? Докажите, Выделите корень.

-Поставьте ударение в каждом слове.

-А в каком слове гласная о слышится чётко?

-Это проверочное слово.

-А остальные слова в слабой позиции.

-Вспоминаем стишок о гласной.


6. Первичное закрепление.


а) Работа с однокоренными словами.

-Подберите однокоренные слова к слову


Снег, снежинка, снежный, снеговик, подснежный, снегирь, снегопад,

Снегурочка.


-Поставьте ударения в словах.

- В каких словах гласная безударная?

Какие слова можно считать проверочными?

(снег, снежный, подснежник)


б) Работа с карточками-снежинками. (у каждого ученика)


-Ребята, осенью колхозники посеяли озимую пшеницу, она взошла, и к

лету травка должна вызреть, но у Зимы много работы и она просит нас

потеплее укрыть молодую зелень снежинками. А для этого мы должны

правильно поднимать снежинки с гласными буквами (а, о, и, е, я). Будьте

внимательны.


Гр(и,е)бы, м(а,о)ря, сл(е,и)ды, тр(а.о)ва, д(е,и)ла, гр(я,е)да, л(и,е)сты,

г(а,о)ра, хл(е,и)ба, д(а,о)лёкий, в(е, и)дро, п(я,е)тно.


-Укрываем поле теперь снежинками.


-Ну вот теперь у нас « Много снега- много хлеба» будет. Запишем

пословицу в тетрадь


7. Вторичное закрепление.


Ученик читает стихотворение С. Михалкова « В снегу стояла ёлочка»

В снегу стояла ёлочка-

Зелёненькая чёлочка,

Смолистая,

Здоровая,

Полутораметровая.


Произошло событие

В один из зимних дней:

Лесник решил срубить её!-

Так показалось ей.

Она была замечена,

Была окружена…

И только поздним вечером

Пришла в себя она.


Какое чувство странное!

Исчез куда-то страх…

Фонарики стеклянные

Горят в её ветвях.

Сверкают украшения-

Какой нарядный вид!

При этом, без сомнения,

Она в лесу стоит.


Несрубленная! Целая!

Красивая и крепкая!..

Кто спас, кто разодел её?

Сынишка лесника!


- О каком событии идёт речь в стихотворении? (Новый год)

Что является главным украшением праздника? (Ёлка)

- Давайте украсим нашу ёлку игрушками, но только теми, название которых

мы проверим:


Зв(е,и)зда, ш(а,о)ры, св(е,и)ча, с(о,а)ва, сн(е,и)жинка, гр(и,е)бок,

к(о,а)локольчик, ог(о,а)ньки, фл(а,о)жок, Дед М(о,а)роз, сн(е,и)жок,

8. Подведение итогов урока. Рефлексия.


- Молодцы. Хорошо поработали .
- Давайте еще раз вспомним, о какой орфограмме шла речь.
- Какие гласные в корне требуют проверки?
- Как вы подбирали проверочные слова?

 -Какие пословицы вы запомнили?
-Все ли понравилось на уроке?
-Кого бы вы похвалили?
-Кому помогли?
- В начале урока вы показывали карточки, отражающие ваше настроение. 
- А какое настроение у вас теперь? Поднимите соответствующую карточку (солнышко или облачко)

- Давайте попрощаемся с нашей гостьей Зимой.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации