Конспект урока по русскому языку на тему «Правописание безударной гласной в корне слова» (1 класс)
Конспект урока по русскому языку на тему:
«Правописание безударной гласной в корне слова»
1 «Б» класс
УМК «Школа России»
Екатеринбург
2020
Предмет, Тема, Класс, УМК | Методы | Тип, вид урока. Результат | Планируемые результаты | Виды учебной деятельности | Система средств обучения | ||||
Личностные | Метапредметные | Предметные | |||||||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | |||||||
Русский язык. Правописание безударной гласной в корне слова. 1 класс. УМК «Школа России». | Объяснительно-иллюстративный Частично поисковый Репродуктивный | Урок рефлексии. Урок-беседа | Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; Умение объяснять причины успеха или неуспеха в учебной деятельности. | Умение ставить цель; Умение выполнять действие самоконтроля при подборе проверочных слов. | Умение оформлять свои мысли в устной речи; Учатся находить проверочные слова и образовывать однокоренные слова; Умение делать вывод; Умение ориентироваться в своей системе знаний; Умение ставить цель на уроке. | Умение строить монологические высказывания; Стремятся к более точному выражению собственного мнения; Проявляют инициативность и активность; Владеют диалогической формой речи. | Формулирование алгоритма подбора проверочных слов; Умение подбирать проверочные и однокоренные слова; Умение строить модель записи слов с проверочными словами. Умение ставить ударение и указывать слабую и сильную позицию гласной в корне слова. | Работа с презентацией, самостоятельная работа. | Презентация Учебное пособие по русскому языку 1-2 класс О.В.Узоровой и Е.А.Нефедовой |
Перспективная цель: сформировать способность к использованию правил написания безударной гласной в корне слова.
Актуальная цель: сформировать представление правил написания безударной гласной в корне слова в процессе работы с учебным пособием.
Задачи:
Обучающие:
Обеспечить обобщение и систематизацию знаний о правописании слов с безударной гласной в корне слова;
Формировать способность к исправлению ошибок;
Закреплять навык распознавания слов с проверяемыми безударными гласными в корне слова и аргументировать написание в них безударной гласной.
Развивающие:
Развивать речь, внимательность, умение работать с информацией, словесно-логическое мышление.
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к мнению друг друга и корректно их оценивать в процессе выполнения работы.
Тип урока: урок рефлексии.
Вид урока: урок-беседа.
Принципы: наглядности, доступности, психологической комфортности.
Методы: словесный, наглядный.
Приемы: работа с пособием, работа устно в процессе диалога, работа в парах, самостоятельно.
Литература: УМК «Школа России». Учебное пособие по русскому языку 1-2 класс О.В.Узоровой и Е.А.Нефедовой. 1 класс методические рекомендации.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Планируемые результаты |
Организационно-мотивационный. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности. | Создание положительной мотивации на урок. -Ребята, пожалуйста, проверьте свою готовность к уроку. Все ли на своих местах? -Итак, сначала тихо сядут девочки. А теперь тихо сядут мальчики. -Ребята, а какое у вас сегодня настроение? (на партах лежат смайлики). -Вспомните, чем мы занимались на прошлом уроке? -Верно, мы продолжаем нашу тему, данные знания нам пригодятся сегодня на уроке. -Те задания, которые мы будем выполнять, постарайтесь выполнить без ошибок. | Доброжелательный настрой на уроке. Проверяют готовность к уроку. -Да Садятся девочки. Садятся мальчики. Показывают карточки со смайликами. -Изучали написание слов с безударными гласными в корне слова. | Коммуникативные: включаться в диалог, коллективное обсуждение. Личностные: формирование умения организовывать учебную деятельность. Регулятивные: способность к саморегуляции. |
Этап актуализации и пробного учебного действия. | -Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы видите на ней? -А какие буквы записаны у меня на доске? -Хорошо -А что мы видим внизу доски? -А сейчас нам необходимо вставить пропущенные буквы. -Тогда открывайте ваши тетради, запишите дату и «Классная работа» Прописывает на доске дату и слова классная работа. -Давайте подумаем, в каком слове пропущена первая буква -А почему именно в этом слове пропущена буква «е», а не буква «и» -Молодцы! -Давайте выделим корень в слове «лесник» -Молодцы. Все верно! -В каком слове пропущена буква «и»? -Верно. А почему вы так решили, можно поставить букву «е». -Молодцы! Все верно! -Так, осталась последняя буква «О» - А проверочное слово какое? - Молодцы. Все верно! - Давайте приступим ко второму заданию. - Посмотрите на свои рабочие места. Что вы там видите? - А что изображено на этих карточках? - Ваша задача составить слово в парах. Запишите его в тетради и подберите к нему проверочное слово. -Какое слово получилось? -Молодцы! -Давайте выполним еще одно интересное задание. -Наше задание представлено на доске. Внимательно прочитайте его и выполните. Контролирует работу детей. |
-Буквы -Гласные. -Слова, в которых пропущена буква Прописывают в тетради. -Буква «е» пропущена в слове «лесник». -Пропущена буква «е», потому что проверочное слово «лес». -Корень «лес».
-Буква «и» пропущена в слове «грибы». -Потому что проверочное слово «гриб». -Букву «О» вставим в слово «сова» -Проверочное слово «совы». -Карточки. -На карточках изображены буквы. Составляют слово (свеча) и подбирают проверочное слово. -Получилось слово «свеча». Проверочное слово «свечи».
-Ваня собирал буквы в корзину, но собрал лишние. Догадайся, какие буквы лишние в корзине у Вани. Выполняют задание. | Коммуникативные: включаться в диалог, коллективное обсуждение, проявлять активность и инициативу. Регулятивные: планировать деятельность. Личностные: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, проводить сравнение, осуществлять анализ, делать выводы. |
Локализация индивидуальных затруднений и действие целеполагания. | После выполнения задания сравнивают работу с образцом на экране. (лишние буквы – «м», «н», «с») - Сейчас проверим, как вы выполнили задание. Какую ошибку могли допустить? Почему? -Молодцы. А сейчас запишите все эти буквы. Гласные подчеркните красным цветом. Синим подчеркните согласные. - После выполненного задания, я предлагаю вам взять простой карандаш и проверить себя. Отмечайте +/- , если кто-то допустил ошибку ставит «-» и исправляет ее, кто выполнил правильно ставит +. -Все ли справились с заданием без ошибок? -У кого возникли затруднения и появились ошибки? - Какая цель нашего урока? - Правильно, а еще понять, почему вы допустили ошибки. | -Могли допустить ошибки …… В корзине лишними являются буквы «м», «н», «с». (затруднение в понимании, в правильности ответа …) Выполняют задания. Поднимают руку, у кого нет ошибок Поднимают руку, у кого возникли затруднения. - Найти ошибки и исправить их. | Регулятивные: учатся ставить учебную задачу, поиск пробелов в знаниях. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование цели. |
Построение проекта коррекции выявленных затруднений. | - Давайте посмотрим и скажем, какие ошибки вы допустили. - Скажите, как вы будете исправлять ошибку? - Как правильно подобрать проверочные слова? Как вы рассуждали? | Рассказывают, какие ошибки допустили. -Подобрать проверочные слова. -Посмотреть в словаре, если это словарное слово. -Нужно подобрать такое слово, чтобы безударная гласная стояла в сильной позиции. | Познавательные: формулирование пробелов в знаниях. Регулятивные: способность к саморегуляции, планирование действий. |
Обобщение затруднений во внешней речи. | -Ребята, давайте откроем учебное пособие Узоровой, Нефедовой на стр.157(один пять семь) упр.121(один два один). -Прочитайте, пожалуйста, задание. -Спасибо. Мы с вами не просто спишем слова и вставим пропущенные буквы, а мы еще с вами подберем к данным словам проверочные и разделим их на слоги. -Поднимите руку, кто понял задание. -Хорошо. Выходите к доске. -Прочитай слово, интонационно выделяя ударный слог. -В каком слогу пропущена безударная гласная? -Какое проверочное слово мы можем подобрать, чтобы была сильная позиция. -Верно. Какой корень в данных словах. -Сколько слогов в данном слове? -Все согласны? -Давайте прохлопаем слоги. -Следующее слово, читаем. -На какой слог падает ударение? -В каком слоге пропущена буква? -Каким словом мы можем проверить безударную гласную? -Верно. Какой корень мы выделим? -Давайте разделим слово лесной на слоги. -Молодцы. -Следующее слово, читаем, пожалуйста. -На какой слог падает ударение? -Где же пропущена гласная буква? -Как мы можем проверить, чтобы убедиться? -Верно. -Давайте прохлопаем слоги слова парной. -Являются ли все эти слова однокоренными? -Молодцы. | -Открывают учебное пособие. -Спишите, вставляя пропущенные буквы. Поднимают руку. К доске выходит один ученик. -речнОй, ударение падает на второй слог, на гласную букву о. -В первом слоге пропущена безударная гласная е. -рЕчка -В данных словах корень реч. -Два, потому что две гласных. -Да. -Хлопают: реч-ной. -Лесной. -Ударение падает на второй слог на гласную о. -В первом слоге гласная е. -Лес. -Лес. -Лес-ной. -Парной. -Ударение падает на второй слог на гласную о. -Безударная гласная а в первом слоге. -Пар. -Хлопают: пар-ной. -Да. | Коммуникативные: включаться в диалог, коллективное обсуждение, проявление инициативности и активности. Личностные: способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные: планировать деятельность. Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание, осуществлять анализ, ориентироваться в своей системе знаний. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | -Итак, я предлагаю вам выполнить следующее задание самостоятельно. После выполнения мы сравним с вами работу по образцу. Задание. Прочитай загадки. Напишите отгадки. Выпишите слова с пропущенными буквами. Напишите к ним проверочные слова, обозначьте орфограмму. Я, сознаюсь, в_новата, Я х_тра и плутовата. Я в курятник в_ч_рком Часто б_гаю т_йком. -Кто готов – сигнал. -А теперь сверьте свою работу с образцом на доске. Образец. Я, сознаюсь, виновата, Я хитра и плутовата. Я в курятник вечерком Часто бегаю тайком. (Лиса) (Безвинный) виновата, (хитрый) хитра, (вечер, вечерний) вечерком, (бег) бегают, (тайна) тайком. | Выполняют задание самостоятельно. Проводят сравнение с образцом. | Регулятивные: планировать деятельность, оценивать результаты по выработанным критериям. Познавательные: проводить сравнение, умение ориентироваться в своей системе знаний. Личностные: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
Итог урока (рефлексия учебной деятельности). | - Какую цель мы ставили на сегодняшнем уроке? -Мы достигли этой цели? - Какие новые знания вы получили, отвечая на эти вопросы, решая учебные задачи? Ответьте, продолжив выражения. -Я понял… -Теперь я могу… - Оцените свою работу закончив следующие выражения: -Мне было трудно... -Мне сегодня было интересно… -Молодцы, урок окончен! | -Повторить написание безударных классных в корне слова, подбирать к ним проверочные слова и научиться исправлять свои ошибки. -Да. Предположительные ответы: -Я понял (а), как подбирать поверочные слова. -Теперь я могу исправлять свои ошибки, анализируя их. -Я понял (а), как делить на слоги. Предположительные ответы: -Мне было трудно подбирать проверочные слова. -Мне сегодня было интересно | Личностные: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |