Урок-викторина в виде презентации по итогам изучения творчества А.С .Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя

2
0
Материал опубликован 19 November 2015

Урок-викторина

по итогам изучения творчества А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя

Цели: повторить, обобщить, систематизировать знания учащихся по итогам изучения творчества А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя

Ход урока:

I. Орг.момент

II. Слово учителя:

Русская литература немыслима без великих имен - А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя. Они создали ценности мирового уровня и занимают особое место в культуре России.

О ком эти слова?

Солнце нашей поэзии, создатель солнечной системы русской литературы…
В.Одоевский
М.Ю.Лермонтов - то явление в литературе, которое принято называть чудом…
С.Наровчатов
Н.В.Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат живыми красками действительности. Видишь и слышишь их!
В.Г.Белинский

1 этап Биография писателя

1. Соотнесите годы жизни с именами писателей

2. Соотнесите названия имений с именами писателей

3. С именами каких писателей связаны данные образовательные учреждения?

4. Кто занимался воспитанием А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя?

5. Назовите лицейских друзей А.С.Пушкина

6. Как называлось первое произведение Н.В.Гоголя?

7. В связи с чем В.Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью?
Каково содержание надписи?

8. Кто из писателей находился в ссылке ?

9. Какую науку преподавал Гоголь в Петербургском университете?

10. Кто из писателей получил военное образование?

11. О ком говорил Н.В.Гоголь: «Ничего не предпринимал, ничего не писал без его совета»?

2 этап Содержание произведений

1. Назовите произведения, в которых присутствуют данные герои

2. Из каких произведений отрывки:

1. «Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе»

2. «На берегу пустынных волн

Стоял он, дум великих полн,

И вдаль глядел. Пред ним широко река неслася; бедный челн

По ней стремился одиноко»

3. «Долго стоял он неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава сверток бумаг; он вынул их и развернул несколько пяти и десятирублевых смятых ассигнаций. Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования. Он сжал бумажки в комок, бросил наземь, притоптал каблуком и пошел…»

4. «Лишь один из них, из опричников,
Удалой боец, буйный молодец.
В золотом ковше не мочил усов;
Опустил он в землю очи темные,
Опустил головушку на широку грудь-
А в груди его была дума крепкая»

5. «Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая сила их»

6. «Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковами; шаровары, шириною в Черное море, с тысячью складок и со сборами

Из каких произведений даны отрывки описания природы?

«Над Москвой великой, златоглавою, над стеной кремлевской белокаменной

Из-за дальних лесов, из-за синих гор,

По тесовым кровелькам играючи,

Тучки серые разгоняючи,

Заря алая подымается;

Разметала кудри золотистые, умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица, глядя в зеркальцо,

В небо чистое смотрит, улыбается.

Уж зачем ты, заря алая, просыпалася?

На какой ты радости разыгралася?»

«Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо: холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев.
Я приехал в село при закате солнца и остановился у почтового домика.»

«Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то, что составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленой девственной пустыней. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Ничто в природе не могло быть лучше их. Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы цветов… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!»

Описание
каких героев здесь представлено?

«При сих словах вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. Красота ее меня поразила.»

«…считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях - обобрать чужой сад или огород, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамена предприимчивого бурсака, и никогда, ни в коем случае, не выдавал своих товарищей»

«…имел чувства несколько живее и как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был более изобретателен, нежели его брат; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда умел увертываться от наказания…»

В каких произведениях А.С.Пушкина
изображен Петр
I?

Что явилось источником для создания «Песни о вещем Олеге»?

Как звали пасечника, от лица которого ведется рассказ в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»?

Из какого произведения данные выражения:
«Терпи казак - атаманом будешь!»,
«Есть ли еще порох в пороховницах?»

В какой сборник (название) вошла повесть «Тарас Бульба»?

Сколько сказок написано А.С.Пушкиным?

Какое историческое событие стало основой
трагедии «Борис Годунов»?

Какое историческое событие стало основой
повести «Тарас Бульба»?

3 этап Теория литературы

На какие роды делится литература?
Что такое жанр?

Дайте определение жанрам:
трагедия,
поэма,
повесть

Определите жанр произведений:
«Песнь о вещем Олеге»
«Полтава»
«Медный всадник»
«Молитва»
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
«Дубровский»
«Тарас Бульба»
«Борис Годунов»
«Когда волнуется желтеющая нива»
«Станционный смотритель»

Определите стихотворный размер следующих строк:

«Мороз и солнце. День чудесный.
Еще ты дремлешь, друг прелестный…»

«Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам…»

«Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид…»

«По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел…»

Проанализируйте стихотворение «Ангел» М.Ю. Лермонтова по схеме:

1. Тема
2. Основная мысль
3. Композиция
4. Используемые тропы

По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой

Он пел о блаженствет безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.

И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

4 этап Развитие речи

Почему необходимо читать книги?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Извините за прямолинейность, но работа слабенькая.

7 February 2016