Библиотечный урок по произведению М. Ю. Лермонтова «Бородино», «Скажи-ка дядя...» (5 класс)

2
1
Материал опубликован 11 October 2017

Калужская область Боровский район

МОУ « СОШ г. Ермолино»

Методическая разработка библиотечного урока

по произведению М.Ю. Лермонтова « Бородино»

для учащихся 5-х классов

« Скажи - ка, дядя, ведь недаром...».

Подготовил педагог - библиотекарь

« МОУ « СОШ г. Ермолино»

Лукахина Снеголе Альгиманто.

Библиотечный урок проводится в школьной библиотеке.

Цель урока: продолжить воспитание чувств патриотизма учащихся;

привитие любви к чтению.

Задачи: воспитание любви к творчеству великих писателей;

развитие чувств эмоциональной отзывчивости;

развитие кругозора;

развитие интереса к истории;

способствовать развитию творческих интересов учащихся.

Участники: учащиеся 5-х классов.

Ведущие: руководитель музея, учащиеся 8 класса.

Метод проведения: иллюстративно - словесный.

Оборудование: книжная экспозиция о войне 1812 года, видеопроектор, экран, мультимедийная презентация к библиотечному уроку, музыкальное оформление.

 

Ход мероприятия

Во время мероприятия транслируется мультимедийная презентация

« Бородинская битва».

Чтец:

«Скажи - ка , дядя,ведь не даром

Москва, спалённая пожаром,

Французу отдана?

Ведь были схватки боевые,

Да, говорят, ещё какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!»

 

Руководитель библиотеки:

Среди памятников художественной литературы, посвящённых героическим страницам русской истории, небольшое стихотворение « Бородино» занимает особое место; если б Лермонтов был автором только одного этого стихотворения, то и в этом случае он был бы народным поэтом.

Ведущий:

Русский народ в течение всей многовековой истории всегда боролся за свою независимость.

12 июня 1812 года Наполеоновская армия вторглась в Россию.

Русский народ ответил напавшему на него врагу могучим отпором, патриотическим одушевлением и неугасимой жаждой отстоять свою отчизну, принести ей в жертву свою жизнь и всё достояние.

В стихотворении « Бородино» поэт избрал тот момент в исторических судьбах своей родины, когда на Бородинском поле решался вопрос: быть или не быть России независимым государством. Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской армией под командованием М.И. Кутузова и армией Наполеона I Бонапарта.

Чтец:

« И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки -

Французы тут как тут.»

Руководитель библиотеки:

Рассказ о Бородинском сражение ведётся от лица лермонтовского героя, «дядьки», который был свидетелем тех грозных дней и остался жив.

Из строк стихотворения:

« Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день..»

мы видим, что солдаты русской армии и солдаты французской армии ждали третий, решающий день, когда будет решён исход битвы.

Ведущий:

Перед самым сражением - перед самой битвой никто не спал.

Солдаты чистили ружья, точили штыки;и,готовясь к смерти, надевали чистые рубашки. Шёпотом завещали они землякам отнести поклон, кто к жене, кто к брату, кто благословение детям, если вынесет бог из сражения и службы.

Многие менялись крестами и образами.

« Крестовый брат! Не выдавай!» - говорили они друг другу, прощаясь.

« Братья товарищи! Не поминайте лихом!»

Они знали, что завтра будут драться на пороге Москвы, а Москву каждый считал воротами в свой дом, но это был не страх, то не было отчаяние - то была гордая решимость умереть за свою отчизну и умереть не напрасно.

« И только небе засветилось.

Всё шумно вдруг зашевелилось

Сверкнул за строем строй».

« И вот засерело утро... Краснее крови стало солнце - и озарило вышины Бородинского поля...батареи. Правда были скрыты, но холмы щетинились штыками...» вспоминал то утро один из участников той битвы Л.Марлинский.

7 сентября (26 августа) 1812 года на Бородинском поле произошло сражение, которое изменило ход войны 1812 года.

Чтец:

« Вам не ведать таких сражений!..

Носились знамёна, как тени.

В дыму огонь блестел.

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала.

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало.

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась - как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой...».

Руководитель библиотеки:

Каждый из участников Бородинского сражения - от главнокомандующего до ополченца, только что прибывшего в ряды армии - понимал, что этот день, этот бой был решающим в жизни его страны.

Чтец:

« Полковник наш рождён был хватом:

Слуга царю, отец солдатам...

Да, жаль его: сражён булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он. Сверкнув очами:

« Ребята! Не Москва ль за нами?

Умрём же под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали.

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.»

Ведущий:

Ни у одного из писателей, предшественников Лермонтова, которые касались темы Бородина, то будь В.А. Жуковский «Бородинская годовщина»,или Д.Давыдов « Бородинское поле», не был показан на переднем план герой из народа.

Читая строки из стихотворения, вы,наверное, заметили, что рассказ ведётся от лица простого солдата, рядового участника сражения, старого артиллериста.

Чтец :

« Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри - не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали Москвы!»

Утром 8 сентября русская армия покинула Бородинское поле.

Продолжать бой было рискованно и поэтому М. Кутузов принимает решение отвести армию к Москве.

На Бородинском поле убитыми остались 60000 солдат французской армии.

Ведущий:

Из воспоминаний Фёдора Глинки -участника Бородинского сражения:

« Груды трупов человеческих и конских, множество распущенных по воле лошадей, множество действующих и подбитых пушек, размётанное оружие, лужи крови, тучи дыма: вот черты из общей картины Бородинского сражения».

Звучит отрывок из увертюры П.И. Чайковского «1812 год».

Руководитель библиотеки:

8 августа 1882 года, в Москве, впервые прозвучала увертюра

П.И. Чайковского « 1812 год».

В основу этого произведения Чайковский положил события 1812 года. Вторжение в Россию вражеских войск, самоуверенность Наполеона, решившего, что он покорит великую страну, подвиг народа, торжество его победы - это всё привлекло композитора к написанию увертюры.

Ведущий:

В годы Великой Отечественной войны стихотворение

« Бородино» многократно передавалось по радио лучшими чтецами нашей страны. Фронтовые газеты призывали к победе лермонтовскими стихами

« Так победим же под Москвой!».

В грозные дни 1941 года, на Бородинском поле Советская Армия встретила немецких захватчиков и , доказав свою решимость победить врага, не допустить его к Москве, стихотворение Лермонтова о Бородинской битве зазвучало с новой силой.

Руководитель библиотеки:

Перед началом знаменитого сражения за Москву в декабре 1941 года, командир 32-й стрелковой дивизии полковник Полосухин посетил Бородинский музей; в книге посетителей, поданной ему сторожихой, он заполнил графу о целях посещения Бородинского поля словами : « Приехали Бородинское поле защищать».

Когда же, покидая музей, где каждая реликвия говорила о славных людях и их подвигах в 1812 году, Полосухин прочитал стихи поэта:

«Да,были люди в наше время... Богатыри».

 

Руководитель библиотеки:

В передовой статье « Правды» 27 июля 1941 года, в столетнюю годовщину смерти Лермонтова, было сказано: « « Бородино» - величайшая ценность русской литературы. Нет русского человека, любящего свою родину, который бы не знал этого стихотворения, который бы не был обязан Лермонтову своим патриотическим воспитанием».

Ведущий:

Стихотворение « Бородино» - сказ о народном патриотизме в войну с Наполеоном - остаётся гимном богатырям русского народа, спасшим независимость своей страны. Так будет всегда, пока звучит русский язык, пока жив русский народ. А народ бессмертен...

Звучи отрывок из торжественной увертюры П. И Чайковского

« 1812 год».

Ребята, давайте мы с вами ответим на вопросы.

Кто является автором стихотворения « Бородино»?

Когда происходило Бородинское сражение?

С кем воевала русская армия?

Назовите главнокомандующего нашей армии?

Кто такой Наполеон Бонапарт?

От лица кого ведётся рассказ про это сражение?

Какие картины боя вам представлял старый солдат?

К чему призывает это стихотворение?

Кто такие патриоты?

Какая прослеживается связь между войной 1812 года и войной 1941 года?

Кто хочет продекламировать стихотворение?

Используемая литература.

1. М.Ю. Лермонтов « Бородино». Москва « Детская литература» 1989г.

2.Сборник « 1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников».

Москва. Издательство « Правда» 1987 год.

3. Сборник «Бородино» М.Ю. Лермонтова и его патриотические традиции»

Ленинград. Издательство Академии педагогических наук РСФСР.1948 г.

4.Газета « Правда» № 234 6 сентября 1943г.

5.Музыка П.И. Чайковского торжественная увертюра « 1812г».

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хороший урок по патриотическому воспитанию, но не библиотечный.

28 November 2017