Статья на тему «Нейротехнологии в работе педагогов как эффективный инструментарий развития дошкольников с ЗПР»
Конечная Жанна Павловна,
воспитатель,
Усольцева Ирина Викторовна,
воспитатель,
МБДОУ города Иркутска детский сад №145
НЕЙРОТЕХНОЛОГИИ
В РАБОТЕ ПЕДАГОГОВ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребёнка. Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь, которая достигается развитием координации движения и моторики у детей в возрасте от 2 до 8 лет. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Почему именно нейроигры? Так как мы работаем с детьми с задержкой психического развития, а, как правило, чистой задержки у детей не бывает, обязательно имеются сочетанные нарушения развития СДВГ, РАС, ЗПРР, отсутствием речи (как в нашем случае и т.д.), нам, как педагогам приходится находить разнообразные методы работы с данной категорией детей.
Применение системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием поможет оказать положительное влияние на сформированность мозговых процессов детей, при условии правильной организации этой технологии. Такой подход поспособствует достижению возрастных нормативов в общем развитии и, в частности, речевом.
Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных двигательных («кинезиологических») упражнений, которые направлены на развитие общей двигательной координации, формирование крупных содружественных движений двумя руками и ногами, развитие координации рук и ног и т.д. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Нейропсихологические методики помогают восстановить связь полушарий, компенсировать поврежденные функции головного мозга.
Нейроигра, это отличное дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется она не вместо коррекционной программы, а вместе с ней в комплексе. Повышается стрессоустойчивость, улучшается мыслительная деятельность, улучшается память, внимание, речь. Облегчается процесс обучения чтению и письму. По последним данным неврологов для успешного обучения важно не лечение, а именно обучение (вижу, слышу, чувствую)
Предлагаем несколько упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка и структур мозга, активно участвующих в процессе формирования речи и поведения ребенка. Задача состоит в том, чтобы довести каждый из этапов до автоматизма.
1. Нейроигры с мячом в паре (игроки сидят напротив друг друга, движения четко, на счёт, рука без мячика никуда не поднимается, это мячик к ней прибегает) можно запускать в любой последовательности задачи - себе, затем другому, или сначала другому затем себе. Игра доставит не только удовольствие, но и принесет большую пользу.
2. Игра «Цветные Ладошки»
Цель: развитие внимание, пространственных представлений, межполушарного взаимодействия, оптимизация коммуникативных умений.
Особое внимание хочется уделить доске Бильгоу – простому, но эффективному тренажеру для развития интеллекта, внимания, речи и координации движений. Рекомендуется для использования у детей с различными потребностями в развитии и обучении. Занятия помогают улучшить концентрацию и снизить уровень активности. Упражнения способствуют развитию способности к концентрации и фокусировке внимания. Тренажер помогает укреплять мышцы, необходимые для поддержания правильной осанки. Доска Бильгоу улучшает когнитивные способности и учебные навыки. Помогает в развитии эмоционального регулирования и социальных навыков. Подходит для работы с детьми, имеющими особенности в развитии. Занятия на доске Бильгоу помогают синхронизировать работу центров мозга, отвечающих за познавательные и двигательные функции. Регулярные упражнения способствуют развитию зрительно-моторной координации и общей координации движений. Занятия на доске Бильгоу должны проводиться под контролем специалиста, который следит за техникой безопасности и подбирает оптимальный уровень сложности упражнений.
Начинать следует с самых простых задач, постепенно усложняя тренировку. На первых этапах ребенок учится удерживать равновесие на доске, стоя в разных позах. После освоения основного баланса можно добавлять разнообразные задачи, например, перекидывание мешочков, упражнения с мячиком, повороты туловища. Рекомендуется проводить занятия регулярно, от 30 до 60 минут 3-4 раза в неделю, постепенно увеличивая уровень сложности и изменяя угол положения опоры.
В результате применения в коррекционно – образовательном процессе нейропсихологических игр у воспитанников с задержкой психического развития отмечается положительная динамика. Дети становятся более активными, инициативными, работоспособными, уверенными в своих силах и возможностях, эмоционально устойчивыми. Улучшаются графические навыки, процессы памяти и внимания, произвольность поведения.
Список литературы:
1. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя.- М.:Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.
2. Праведникова Ирина Развитие межполушарного взаимодействия и графических навыко/Ирина Праведникова.- Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2020.- 31 с.
3. Трясорукова Т.П. Развитие графомоторных навыков у детей с задержкой психического развития: тренажер/ Т.П.Трясорукова. – Ростов н/ Д:Феникс, 2021. – 32 с.
4. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика. Издательство Феникс, 2022 – 32 с.