Устный счет как форма работы с числом и действия с ним

0
0
Материал опубликован 7 April




Слайд 1



Слайд 2

















Слайд 3









Слайд 4
















Слайд 5









Слайд 6






Слайд 7






Слайд 8





Слайд 9




Слайд 10





Слайд 11








Слайд 12




















Слайд 13









Слайд 14







Слайд 15
















Слайд 16



















Слайд 17





Слайд 18






Слайд 19








Слайд 20






Слайд 21






Слайд 22








Слайд 23




Слайды

24 - 33

Слайд 34


Слайд 35










Слайд 36










Слайд 37









Слайд 38






Слайд 39





Слайд 40










Слайд 41



Тема: Устный счет как форма работы с числом и действия с ним


Математика является одной из важнейших наук, с ней человек встречается каждый день в своей жизни.

В наше время все чаще на помощь ученикам приходят калькуляторы, и все большее количество учеников не может считать устно.
А ведь устные вычисления развивают:

логическое мышление,

память,

гибкость ума,

приучает человека к точности,

к умению видеть главное,

сообщает необходимые сведения для понимания сложных задач, возникающих в различных областях деятельности современного человека:

расчеты в магазине,

оплата за коммунальные услуги,

расчет семейного бюджета и т.д.

В программе по математики заложены требования к выпускнику начальной школы по разным направлениям. Остановимся на некоторых из них.

К концу обучения в 4 классе в разделе «Числа и величины» у обучающегося должны быть сформированы следующие умения:

читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа;

находить число большее или меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз;

представлять число суммой разрядных слагаемых


В каждом классе планируется работа с числом:

1 класс – числа от 1 до 20 (соотношение числа с количеством предметов, образование и правильное чтение чисел до 20)

2 класс – числа от 1 до 100 (образование и правильное чтение чисел в пределах 100)

3 класс – числа в пределах 1000 (образование и правильное чтение чисел в пределах 1000)

4 класс – многозначные числа (образование и правильное чтение многозначных чисел)



Предлагаю вашему вниманию упражнение, которое можно совместить с чистописанием. При выполнении данного упражнения можно сформировать и отработать все умения, заложенные программой.


Запишите число 398.

Число 398 стоит на триста девяносто восьмом месте в ряду натуральных чисел

Это число трехзначное, так как для записи этого числа нам потребуется 3 цифры:

цифра 3 обозначает 3 сотни, подчеркиваю тремя чертами,

цифра 9 обозначает 9 десятков, подчеркиваю двумя чертами,

цифра 8 обозначает 8 единиц, подчеркиваю одной чертой.

Это число четное, так как оканчивается на 8, а 8 делится на 2.

В этом числе всего:

398 ед.

39 дес.

3 сот.

Записываю число 348 один раз:

Пишу предыдущее число по отношению к тремстам девяноста восьми - это число 397, оно меньше трехсот девяноста восьми на 1, чтобы его получить, надо из трехсот девяноста восьми вычесть 1

Пишу последующее число по отношению к числу 398 - это число 399, оно больше трехсот девяноста восьми на 1, чтобы его получить, надо к тремстам девяноста восьми прибавить 1

Пишу три числа в порядке убывания: 398 уже есть, пишу 397, 396, 395.

Пишу три числа в порядке возрастания: 398 уже есть, пишу 399, 400, 401

Комбинирую новые числа из цифр 3,9,8: 389, 938, 983, 839, 893

Сравниваю числа 389 и 938: 389 меньше 938, смотрю на сотни, 3 сотни меньше, 9 сотен, значит число 389 меньше числа 938;

Сравниваю числа 839 и 893, смотрю на десятки 3 меньше 9, значит число 839 меньше, чем 893.

Представляю число 398 суммой разрядных слагаемых:

 398=300+90+8


При знакомстве с многозначными числами учащиеся 4 класса испытывают трудности в записи чисел. Чтобы сформировать навык правильной записи чисел, я использую таблицы со съемными листами

Класс миллионов

Класс тысяч

Класс единиц

сотни

десятки

единицы

сотни

десятки

единицы

сотни

десятки

единицы










Или абаки с подвижными числовыми лентами.


Также при знакомстве с многозначными числами учащиеся затрудняются при определении предыдущего и последующего чисел по отношению к заданному, в случаях перехода через разряд. Для отработки данного умения я предлагаю такое задание:

в середине тетради записываются числа в столбик

3000

9999

4100

5299

1009

3020

Слева записываются числа предыдущие числа по отношению (-1) к данному, справа – последующие (+1).

2t1744026137aa.gift1744026137ab.gif 999 -1 3000 +1 3001

9t1744026137ac.gift1744026137ab.gif 998 -1 9999 +1 10000

4t1744026137aa.gift1744026137ab.gif 099 -1 4100 +1 4101

5t1744026137aa.gift1744026137ab.gif 298 -1 5299 +1 5300

1t1744026137aa.gift1744026137ab.gif 008 -1 1009 +1 1010

3t1744026137aa.gift1744026137ab.gif 019 -1 3020 +1 3021


При работе с числом использую прием, помогающий определить в числе общее количество единиц, десятков, сотен и т.д. Эта работа способствует лучшему усвоению темы «Величины», помогает детям правильно переводить мелкие единицы измерения в более крупные и наоборот.

1546 ед. 1546 мм

154 дес. 154 см

15 сот. 15 дм

1 тыс. 1 м


Из опыта работы с числами я пришла к выводу, что одной из сложных тем для учащихся 3-4 классов является тема «Доли», поскольку эта тема абстрактна. Для успешного усвоения данной темы применяю схемы, которые дают наглядное представление о том, какие действия необходимо выполнить, чтобы получить правильный результат.


Устный счет

Значение устной работы

Устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности.

Устные упражнения важны ещё и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Нельзя, также сбрасывать со счетов, важную воспитательную роль устных упражнений - они дисциплинируют, учат детей терпению и умению ждать отставших товарищей, помогать им.

С помощью устного счета можно подготовить учащихся к выполнению некоторых заданий во Всероссийской проверочной работе (ВПР) по математике, а также реализовать программные требования.

В программе к концу обучения в 4 классе в разделе «Арифметические действия» у обучающегося будут сформированы следующие умения:

выполнять арифметические действия: сложение и вычитание с многозначными числами письменно (в пределах 1000 – устно), умножение и деление многозначного числа на однозначное, двузначное число письменно (в пределах 1000 – устно), деление с остатком – письменно (в пределах 1000);

вычислять значение числового выражения (со скобками или без скобок), содержащего 2–4 арифметических действия, использовать при вычислениях изученные свойства арифметических действий;

выполнять прикидку результата вычислений, проверку полученного ответа по критериям: достоверность (реальность), соответствие правилу (алгоритму), а также с помощью калькулятора;

находить долю величины, величину по её доле;

находить неизвестный компонент арифметического действия;


На мой взгляд, устный счет это очень важный этап урока, он находится в методической связи с основной темой и носит проблемный характер. Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5 - 10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса

Устный счет помогает мне:

переключить ученика с одной деятельности на другую,

подготовить учащихся к изучению новой темы,

в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала,

повышает интеллект учеников.


Основные формы восприятия устного счета

Устный счет провожу в разных формах:

Беглый слуховой счет, который можно сопровождать показом детьми ответов цифровыми сигналами. Беглый слуховой счёт читается учителем, учеником, воспроизводится в записи на магнитофоне; при его восприятии большая нагрузка приходится на память, учащиеся быстро утомляются; но такие упражнения очень полезны для развития слуховой памяти.

Зрительный счет, запись в тетради примеров с ответами, таблицы, записи на доске, плакаты и т.д. Зрительный устный счёт облегчает вычисления с помощью записей – не надо запоминать числа. Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить вычисления. Например, выполнить действия с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить или выполнить действия при сравнении выражений.

Комбинированная форма счета, т.е. устные вычисления с последующей записью результатов вычислений. Комбинированный устный счёт может проводиться по-разному:

учащиеся показывают ответы на карточках;

проводится взаимопроверка, проверка с помощью компьютерной программы;

происходит расшифровка ключевых слов;

Виды устных вычислений

Работа с рядом натуральных чисел.

Математический диктант.

Состав числа.

Числовые выражения.

Сравнение.

Задачи.

Задачи в стихах.

Занимательные задачи.

Математические игры:

магические квадраты,

викторины,

математическое лото,

кодированные упражнения,

математические эстафеты,

лабиринты,

числовой фейерверк и т.д.)

Игра «Шифровщик» (№1. Арифметика, №2.Умножение, №3 Деление, №4 Слагаемое, №5 Килограмм, №6 Молодчина)

Приемы быстрого счета

Округление слагаемых

Например: 39+42=?

Рассуждай так: 40+42-82, но 39 меньше 40 на 1, значит, 82-1=81, следовательно: 39+42=81


Округление вычитаемого

Например: 43-29=?

Рассуждай так: 43-30-13, но 29 меньше 30 на 1, значит, 13+1=14, следовательно: 43-29+14


Округление сомножителей

Например: 18* 5-?

Рассуждай так: 18*5 = (20-2)*5=20*5-2*5= 100-10=90


Округление делимого

Например: 84:4= ?

Рассуждай так: 84:4= (80+4):4=80:4+4:4=20+1=21


Например: 72:4= ?

Рассуждай так: 72:4= (80-8):4=80:4-8:4=20-2=18


Умножение на 11

Например: 25*11= ?


Чтобы умножить на 11,надо «развернуть» две крайние цифры множителя, а между ними записать цифру, которая равна сумме цифр числа

Если сумма цифр больше или равна 10, то единицы записываем, а количество десятков прибавляем к следующему разряду.


Умножение на 9

Например: 15*9= ?

Рассуждай так: 15*9= 15*(10-1)= 15*10-15*1= 150-15=135


Умножение на 99

Например: 45*99= ?

Рассуждай так: 45*99= 45*(100-1)= 45*100-45*1= 4500-45=4455


Умножение на 101

Например: 23*101= ?

Рассуждай так: 23*101= 23*(100+1)= 23*100+23*1= 2300+23=2323

Чтобы умножить двузначное число на 101, надо записать это число два раза.

Вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, моя задача, как учителя, помогать ученикам, взаимодействовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными.

А это – важнейшее условие для реализации главной общеобразовательной задачи обучения математике – добиться овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь.

Благодарю за внимание!


Презентация к выступлениюPPTX / 9.94 Мб








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.