Тема: Устный счет как форма работы с числом и действия с ним
Математика является одной из важнейших наук, с ней человек встречается каждый день в своей жизни. В наше время все чаще на помощь ученикам приходят калькуляторы, и все большее количество учеников не может считать устно. А ведь устные вычисления развивают: логическое мышление, память, гибкость ума, приучает человека к точности, к умению видеть главное, сообщает необходимые сведения для понимания сложных задач, возникающих в различных областях деятельности современного человека: расчеты в магазине, оплата за коммунальные услуги, расчет семейного бюджета и т.д. В программе по математики заложены требования к выпускнику начальной школы по разным направлениям. Остановимся на некоторых из них. К концу обучения в 4 классе в разделе «Числа и величины» у обучающегося должны быть сформированы следующие умения: читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа; находить число большее или меньшее данного числа на заданное число, в заданное число раз; представлять число суммой разрядных слагаемых
В каждом классе планируется работа с числом: 1 класс – числа от 1 до 20 (соотношение числа с количеством предметов, образование и правильное чтение чисел до 20) 2 класс – числа от 1 до 100 (образование и правильное чтение чисел в пределах 100) 3 класс – числа в пределах 1000 (образование и правильное чтение чисел в пределах 1000) 4 класс – многозначные числа (образование и правильное чтение многозначных чисел)
Предлагаю вашему вниманию упражнение, которое можно совместить с чистописанием. При выполнении данного упражнения можно сформировать и отработать все умения, заложенные программой.
Запишите число 398. Число 398 стоит на триста девяносто восьмом месте в ряду натуральных чисел Это число трехзначное, так как для записи этого числа нам потребуется 3 цифры: цифра 3 обозначает 3 сотни, подчеркиваю тремя чертами, цифра 9 обозначает 9 десятков, подчеркиваю двумя чертами, цифра 8 обозначает 8 единиц, подчеркиваю одной чертой. Это число четное, так как оканчивается на 8, а 8 делится на 2. В этом числе всего: 398 ед. 39 дес. 3 сот. Записываю число 348 один раз: Пишу предыдущее число по отношению к тремстам девяноста восьми - это число 397, оно меньше трехсот девяноста восьми на 1, чтобы его получить, надо из трехсот девяноста восьми вычесть 1 Пишу последующее число по отношению к числу 398 - это число 399, оно больше трехсот девяноста восьми на 1, чтобы его получить, надо к тремстам девяноста восьми прибавить 1 Пишу три числа в порядке убывания: 398 уже есть, пишу 397, 396, 395. Пишу три числа в порядке возрастания: 398 уже есть, пишу 399, 400, 401 Комбинирую новые числа из цифр 3,9,8: 389, 938, 983, 839, 893 Сравниваю числа 389 и 938: 389 меньше 938, смотрю на сотни, 3 сотни меньше, 9 сотен, значит число 389 меньше числа 938; Сравниваю числа 839 и 893, смотрю на десятки 3 меньше 9, значит число 839 меньше, чем 893. Представляю число 398 суммой разрядных слагаемых: 398=300+90+8
При знакомстве с многозначными числами учащиеся 4 класса испытывают трудности в записи чисел. Чтобы сформировать навык правильной записи чисел, я использую таблицы со съемными листами Класс миллионов | Класс тысяч | Класс единиц | сотни | десятки | единицы | сотни | десятки | единицы | сотни | десятки | единицы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Или абаки с подвижными числовыми лентами.
Также при знакомстве с многозначными числами учащиеся затрудняются при определении предыдущего и последующего чисел по отношению к заданному, в случаях перехода через разряд. Для отработки данного умения я предлагаю такое задание: в середине тетради записываются числа в столбик 3000 9999 4100 5299 1009 3020 Слева записываются числа предыдущие числа по отношению (-1) к данному, справа – последующие (+1). 2 999 -1 3000 +1 3001 9 998 -1 9999 +1 10000 4 099 -1 4100 +1 4101 5 298 -1 5299 +1 5300 1 008 -1 1009 +1 1010 3 019 -1 3020 +1 3021
При работе с числом использую прием, помогающий определить в числе общее количество единиц, десятков, сотен и т.д. Эта работа способствует лучшему усвоению темы «Величины», помогает детям правильно переводить мелкие единицы измерения в более крупные и наоборот. 1546 ед. 1546 мм 154 дес. 154 см 15 сот. 15 дм 1 тыс. 1 м
Из опыта работы с числами я пришла к выводу, что одной из сложных тем для учащихся 3-4 классов является тема «Доли», поскольку эта тема абстрактна. Для успешного усвоения данной темы применяю схемы, которые дают наглядное представление о том, какие действия необходимо выполнить, чтобы получить правильный результат.
Устный счет Значение устной работы Устный счет на уроках математики способствует развитию и формированию прочных вычислительных навыков и умений, он также играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики, как одного из важнейших мотивов учебно-познавательной деятельности. Устные упражнения важны ещё и тем, что они активизируют мыслительную деятельность учащихся; при их выполнении активизируется, развивается память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Нельзя, также сбрасывать со счетов, важную воспитательную роль устных упражнений - они дисциплинируют, учат детей терпению и умению ждать отставших товарищей, помогать им. С помощью устного счета можно подготовить учащихся к выполнению некоторых заданий во Всероссийской проверочной работе (ВПР) по математике, а также реализовать программные требования. В программе к концу обучения в 4 классе в разделе «Арифметические действия» у обучающегося будут сформированы следующие умения: выполнять арифметические действия: сложение и вычитание с многозначными числами письменно (в пределах 1000 – устно), умножение и деление многозначного числа на однозначное, двузначное число письменно (в пределах 1000 – устно), деление с остатком – письменно (в пределах 1000); вычислять значение числового выражения (со скобками или без скобок), содержащего 2–4 арифметических действия, использовать при вычислениях изученные свойства арифметических действий; выполнять прикидку результата вычислений, проверку полученного ответа по критериям: достоверность (реальность), соответствие правилу (алгоритму), а также с помощью калькулятора; находить долю величины, величину по её доле; находить неизвестный компонент арифметического действия;
На мой взгляд, устный счет это очень важный этап урока, он находится в методической связи с основной темой и носит проблемный характер. Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо выделять 5 - 10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса Устный счет помогает мне: переключить ученика с одной деятельности на другую, подготовить учащихся к изучению новой темы, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, повышает интеллект учеников.
Основные формы восприятия устного счета Устный счет провожу в разных формах: Беглый слуховой счет, который можно сопровождать показом детьми ответов цифровыми сигналами. Беглый слуховой счёт читается учителем, учеником, воспроизводится в записи на магнитофоне; при его восприятии большая нагрузка приходится на память, учащиеся быстро утомляются; но такие упражнения очень полезны для развития слуховой памяти. Зрительный счет, запись в тетради примеров с ответами, таблицы, записи на доске, плакаты и т.д. Зрительный устный счёт облегчает вычисления с помощью записей – не надо запоминать числа. Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить вычисления. Например, выполнить действия с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить или выполнить действия при сравнении выражений. Комбинированная форма счета, т.е. устные вычисления с последующей записью результатов вычислений. Комбинированный устный счёт может проводиться по-разному: учащиеся показывают ответы на карточках; проводится взаимопроверка, проверка с помощью компьютерной программы; происходит расшифровка ключевых слов; Виды устных вычислений Работа с рядом натуральных чисел. Математический диктант. Состав числа. Числовые выражения. Сравнение. Задачи. Задачи в стихах. Занимательные задачи. Математические игры: магические квадраты, викторины, математическое лото, кодированные упражнения, математические эстафеты, лабиринты, числовой фейерверк и т.д.) Игра «Шифровщик» (№1. Арифметика, №2.Умножение, №3 Деление, №4 Слагаемое, №5 Килограмм, №6 Молодчина) Приемы быстрого счета Округление слагаемых Например: 39+42=? Рассуждай так: 40+42-82, но 39 меньше 40 на 1, значит, 82-1=81, следовательно: 39+42=81
Округление вычитаемого Например: 43-29=? Рассуждай так: 43-30-13, но 29 меньше 30 на 1, значит, 13+1=14, следовательно: 43-29+14
Округление сомножителей Например: 18* 5-? Рассуждай так: 18*5 = (20-2)*5=20*5-2*5= 100-10=90
Округление делимого Например: 84:4= ? Рассуждай так: 84:4= (80+4):4=80:4+4:4=20+1=21
Например: 72:4= ? Рассуждай так: 72:4= (80-8):4=80:4-8:4=20-2=18
Умножение на 11 Например: 25*11= ?
Чтобы умножить на 11,надо «развернуть» две крайние цифры множителя, а между ними записать цифру, которая равна сумме цифр числа Если сумма цифр больше или равна 10, то единицы записываем, а количество десятков прибавляем к следующему разряду.
Умножение на 9 Например: 15*9= ? Рассуждай так: 15*9= 15*(10-1)= 15*10-15*1= 150-15=135
Умножение на 99 Например: 45*99= ? Рассуждай так: 45*99= 45*(100-1)= 45*100-45*1= 4500-45=4455
Умножение на 101 Например: 23*101= ? Рассуждай так: 23*101= 23*(100+1)= 23*100+23*1= 2300+23=2323 Чтобы умножить двузначное число на 101, надо записать это число два раза. Вызывая интерес и прививая любовь к математике с помощью различных видов устных упражнений, моя задача, как учителя, помогать ученикам, взаимодействовать с учебным материалом, пробуждать у них стремление совершенствовать способы вычислений и решения задач, менее рациональные заменять более совершенными. А это – важнейшее условие для реализации главной общеобразовательной задачи обучения математике – добиться овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и в будущей профессии, так прочно, чтобы они стали достоянием учащихся на всю жизнь. Благодарю за внимание! |