Киноклуб как форма работы с подростками
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Центрального района Санкт-Петербурга «Фонтанка-32»
Методическая разработка:
«Киноклуб как форма работы
с подростками»
Ананьев Юрий Сергеевич,
педагог доп. образования
ГБУДО ДДТ «Фонтанка-32»
2019 год
Оглавление
Приложение 1. Практика киноклуба в зимнем лагере 11
Приложение 2. Список фильмов, отобранных для просмотра с подростками 13
Любой инструмент имеет свою сферу применения. Молотком мы забиваем гвозди, но не закручиваем гайки. Линейкой меряем длины, но не склеиваем поверхности. Таким же инструментом может является и киноклуб, но область его применения не столь очевидна, как у молотка или линейки. Киноклуб как инструмент может быть использован для разных педагогических целей. И это во многом зависит от исходных мировоззренческих установок педагога, его понимания того как должно происходить обучение. А уже из мировоззрения, ценностей, угла зрения вытекают соответствующие методики, цели и задачи обучения, стиль изложения материала. Поэтому, я хотел бы начать эту методическую разработку с достаточного длинного предисловия. В нём мне хотелось бы кратко коснуться того, что для меня является ценным, и в чем я вижу педагогические возможности киноклуба, как формы работы с подростками.
Уже давно существует два противоположных взгляда на самый главный «кулинарный» вопрос педагогики: «Каков на вкус корень учения?» Древние римляне считали, что корень учения горек, но с ними были не согласны огромное число великих педагогов. Некоторые из них прославили свои имена человечным и чутким отношением к своим воспитанникам. Вот уже не первый век сторонники «горького корня» в защиту своей позиции приводят весьма весомые аргументы. Обучение должно воспитывать чувство долга, усидчивость, ответственность, дисциплинированность, а увлекательное обучение всему этому не способствует, оно скорее только развлекает учащихся и не приводит к необходимым образовательным результатам. У сторонников «сладкого корня» тоже есть свои аргументы. Их много. Приведу только один. Ротенберг В.С. доказывает в своих исследованиях, что обучение с интересом, с удовольствием от процесса, положительно влияет на все психические процессы и функции человека. Лучше работает память, повышается работоспособность, но особенно велика, отмечает он, «связь интереса с вниманием, в первую очередь с непроизвольным вниманием». К.Д. Ушинский говорил: «Кто интересуется предметом, у того открыты глаза и уши». Помочь подросткам не только смотреть, но и видеть – это одна из главных задач киноклуба, но на этом я остановлюсь чуть позже.
Как бы ни старалась вся система образования в целом и отдельные учителя школы и преподаватели ВУЗа в частности, но так случилось, что мне в своей жизни довелось попробовать сладкие корни обучения. И теперь мне снова и снова хочется отведать это чудесное блюдо. В периоды такого «сладкого» обучения бывало и так, что я даже не понимал, что чему-то важному в этот момент обучаюсь, я просто жил полной и насыщенной жизнью. И только позже, оглянувшись назад, осознавал, сколь многому я научился, как много успел понять. Иными словами, мой шатер стоит в лагере сторонников «сладкого корня».
Не нужно проводить больших социологических исследований, чтобы понять, что для подростков совместное посещение кинотеатров – это одна из главных форм отдыха и совместного времяпрепровождения. Оставим в стороне вопрос о качестве фильмов, которые они смотрят и о том, что поход в кино часто бывает только поводом для встречи. Из своего лагеря «любителей сладкого корня обучения» мне хочется задать совсем другой вопрос: «Если кино так популярно среди подростков, если оно вызывает у них такой живой интерес, почему оно так редко используются в образовательных целях?» Дружеские походы в кинотеатр говорят о том, что у ребят есть потребность в совместном просмотре и даже анализе фильмов. На мой взгляд, подростки способны к восприятию высокохудожественных и в меру сложных фильмов, они вызывают у них живой интерес. А возможность обсудить этот фильм, выразить свою точку зрения, услышать других людей, посмотреть на этот фильм под иным углом зрения, не только добавляет интереса к просмотру, но и способствует более глубокому пониманию содержания фильма. Киноклуб – это уникальная форма работы с ребятами, она позволяет разрешать огромное количество задач:
способ донести важные мысли и идеи в метафорической форме;
совместный просмотр фильма часто объединяет людей (общность чувств), создает неформальную обстановку в обсуждении;
возможность научиться выражать свою точку зрения, слушать другого, вести дискуссию;
кино помогает снять стресс, отреагировать какие-то травматические переживания и проблемы;
расширяет кругозор, открывает новые возможности;
развивает способность к сопереживанию, может дать тот опыт чувств, которые в реальной жизни подавляются;
Среди этого широкого списка задач нет самой важной для меня. Киноклуб – учит искусству понимания, учит толковать произведение, находить его скрытые знаки и смыслы, учит видеть связи. Можно сказать, что киноклуб учит основам герменевтики. Эта задача мне кажется ключевой при организации киноклуба и самой главной среди всех остальных вышеперечисленных задач. Здесь мне хотелось бы остановиться подробнее, чтобы пояснить свою точку зрения.
Я часто вижу, как различные художественные произведения используются педагогами для того, чтобы донести какие-то важные истины до своих воспитанников. При таком подходе кино или любое другое произведение искусства становится красивой обёрткой для тех идей, которые педагог хочет вложить в своих ребят. Как стоит себя вести, а как этого делать не стоит, что такое хорошо и что такое плохо. Но «истина должна быть пережита, а не преподана», - говорил Герман Гессе. Человек сам должен ее открыть и тогда он будет ее считать своей. Так же можно сказать, что трансляция знаний и истин – это не удел искусства. Подлинное художественное произведение скорее вопрошает, оно открывает человеку глаза на самого себя, на мир, в котором он живет, но оно не дает готовый ответ. Поэтому отношение к кино или другим видам искусства как к такой обертке, в которую заложены необходимые знания, на мой взгляд, в корне не верны. Подлинные художественные произведения требуют труда понимания, и такого же труда требует вся наша жизнь. Гадамер, один из самых ярких представителей герменевтики, придавал процессу понимания онтологическое значение. Понимание выступает, как универсальный способ существования человека. Поэтому научившись искусству понимания во время совместного просмотра и обсуждения фильмов, подростки смогут лучше понимать свою собственную жизнь, относится к ней с большим вниманием. В этом и заключается для меня главнейшая цель киноклуба.
Конечно, любая форма искусства, кино в том числе, может нести в себе готовые знания, уже проверенные многими поколениями ответы. Поэтому одной из целей киноклуба может быть передача этих открытий, но эта цель не должна быть главенствующей. Иначе такое утилитарное отношение к искусству сильно обедняет его, почти полностью закрывает доступ ко всему богатству игры смыслов и мысли данного произведения.
Так же можно показать главенство герменевтической задачи относительно остальных задач из списка: создание неформальной атмосферы, снятие стресса, расширение кругозора, развитие способности к сопереживанию и т.д. Что, конечно, не умаляет их собственного достоинства. Но не будем подробно на этом останавливаться, предисловие и так уже сильно затянулось, пора переходить к практике.
Итак, для меня герменевтическая задача главная в ряду других задач. Выстроенная таким образом иерархия задач, на мой взгляд, максимально полно способствует достижению главной цели работы киноклуба - способствовать более глубокому пониманию себя, других людей, мира. Теперь, исходя из этой цели и таким образом выстроенной иерархии задач, можно переходить к практическим шагам по организации киноклуба с подростками.
Чем более высокий уровень культуры ребят, тем более высокохудожественный фильм можно выбрать. Нужно постараться подобрать фильм без стандартных «голливудских» или каких-либо иных штампов, где есть авторский взгляд и видна тонкая работа актеров, режиссера и вообще всей съемочной группы в целом. Банальные, клишированные фильмы редко способствуют пробуждению мысли, редко что-то важное открывают для человека. Если говорить о важных ценностях человеческой жизни поверхностно, однобоко и используя одни и те же смысловые конструкции, то это скорее будет заслонять человека от его собственных открытий и озарений. На месте подлинных реальных чувств, идей, героев будут их подмены, симулякры.
Конечно, фильм должен затрагивать актуальные проблемы подростков. Это делает просмотр фильма личностно значимым, помогает глубже погрузиться в проблемы, которые затрагиваются в фильме, позволяет избежать отстраненных рассуждений о жизни во время обсуждения фильма.
Может быть, не все будут согласны, но так как фильм подбирается для подростков, он должен быть «правильным». Что это значит? Трудно пояснить этот пункт словами. Добро и зло в фильме должны быть на своем месте. Это не значит, что как детских сказках добро всегда будет побеждать зло, это значит, что не должно быть подмены одного другим. Не должно воспеваться что-то больное, упадочное, противоестественное, посредственное. Фильм должен быть нравственно здоровым и в самых глубинах своих заключать эти ориентиры. Это так же не значит, что об этом прямо или косвенно должно говориться в фильме, особенно, если это сделано нравоучительно.
Фильм должен быть интересным, захватывающим для молодежи. Можно, конечно, потренировать внимательность, усидчивость, дисциплинированность при просмотре какого-нибудь серьезного трудного фильма, но как уже говорилось выше, я сторонник того, чтобы корень обучения был сладким.
Как правило, педагог ограничен тем помещением и той техникой, которая у него уже есть. Но все равно, стоит сказать о лучших условиях для просмотра фильма. Они очевидны:
- Большой экран (желательно использовать проектор)
- Хороший объемный звук
- Удобные места для сидения
- В меру просторное помещение (не слишком большое и не слишком маленькое)
- По желанию и возможности чай с плюшками после просмотра фильма
Все эти условия способствуют более глубокому погружению в фильм и помогают легче вступать в контакт друг с другом.
Возраст: киноклуб с теми задачами, о которых говорилось выше, скорее рассчитан на старших подростков (7-11 класс).
Количество людей: минимальное количество людей для хорошей работы - около 7-8, максимальное - около 100. (Мне дважды случалось организовать киноклуб, когда было 70 человек) В больших группах при обсуждении иногда можно делиться на команды. Чем большее число участников, тем более высокая культура отношений должна быть в группе. Иначе ребята просто не будут слушать говорящего.
Преимущества малых групп:
- это позволяет глубоко и детально проанализировать фильм;
- высказывания ребят на малый круг, как правило, более личные, обсуждение может получиться эмоциональным и личностно значимым для каждого из участников;
- есть возможность услышать каждого, большее число участников выступают в активной позиции.
Преимущества большой группы:
- Усиление эмоционального эффекта от просмотра фильма, впечатления умножаются.
- Более сильное чувство общности переживаний, схожести мыслей.
Если бы главным в киноклубе для меня было снятие стресса, отреагирование травматических переживаний средствами кино, тогда, конечно, фильм стоило бы смотреть целиком, чтобы не терять целостность впечатления. Но так как главной является герменевтическая задача, целостностью впечатления от фильма всё же стоит жертвовать – в ключевых, переломных моментах, спорных сценах прерывать просмотр и задавать вопросы. Это позволит лучше научиться искусству понимания. В моей практике такие остановки скорее только способствовали более внимательному просмотру фильма в дальнейшем. Ребята за счет этих «стоп-кадров» могли глубже разобраться в происходящем в фильме, увидеть большее число деталей. Просмотр становился более осмысленным и захватывающим. Конечно, нужно всегда держать баланс между целостностью впечатления фильма и его анализом. Многое зависит от специфики фильма. Например, есть «душевные» фильмы, которые скорее направлены на то, чтобы зритель смог сопережить его героям. При просмотре таких фильмов и при достаточной подготовке публики, может быть, хватит и одного обсуждения уже после финальных титров.
Также стоит сказать, что поставленных задач невозможно добиться за просмотр и обсуждение только одного фильма. Скорее это должна быть серия встреч, на протяжении которых участники оттачивают свое искусство понимания. Это можно делать как с помощью вопросов, касающихся содержания данного конкретного фильма, так и с помощью освоения универсальных «герменевтических инструментов». «Герменевтическим инструментом» я называю определенный угол зрения, вопрос, который может помочь при анализе фильма, помогает ярче увидеть для себя различные грани художественного произведения. Собственно, описанию этих «инструментов» и будет посвящена дальнейшая часть методической разработки.
«Деталь»
П ервый и один из самых важных инструментов для анализа фильма, это умение замечать детали, понимать, чему они служат, и какой смысл на себе несут. Как правило, художественное произведение состоит из большого количества деталей, событий, которые выстраиваются в целостную картину. Формат статьи не позволяет привести яркий пример из фильма, поэтому возьмем пример из смежного вида искусства - живописи.
Есть удивительная картина Максимова «Все в прошлом». Вглядываясь в нее и замечая все большее количество деталей, начинаешь глубже проникать в смысл заложенного в ней послания от художника. Одна из самых «кричащих» деталей картины – это старый, обветшалый, заброшенный барский дом. Колонны, большой балкон, терраса все это говорит о бывшем величии и богатстве барской жизни. Весь внешний вид оставленной усадьбы вторит названию картины и как бы говорит: «все в прошлом, жизнь на исходе, и нет ничего вечного под этим солнцем». Не столь кричащая, но не менее важная деталь - цветущая сирень. Значит, приходит весна. Эта деталь особенно многогранна и несет в себе большое количество смыслов. С одной стороны сирень вносит умиротворение и надежду в эту картину, с другой это знак того, что одна жизнь спешит сменить другую, так же вспоминаются строки Тютчева про миротворную и всепоглощающую бездну природы, и что она «знать не знает о былом, ей чужды наши призрачные годы».
В фильмах так же можно найти большое количество подобных деталей. Это может быть поступок героя, его жест, фраза, поза, какая-то отдельная сцена, предметы, которые попадают в объектив камеры, состояние героя, место, где разворачиваются события, и многое другое.
Умение замечать детали для меня является главнейшим «герменевтическим инструментом». Овладение этим искусством помогает в реальной жизни различать значимые события, видеть их значение для своей жизни и жизни своих близких, позволяет более тонко ориентироваться в своих выборах. Как говорил Мераб Мамардашвили: «самая типичная ситуация – это незнание самого себя и своего действительного положения. И наша основная задача – это узнать свое действительное положение». То есть различить в потоке своей жизни различные ее детали и связать их в единую картину.
Искусство видеть детали так важно для меня еще и по другой причине. Оно позволяет избежать очень частой ошибки при анализе различных художественных произведений. Книга, фильм или картина частенько служат только поводом для высказывания своих собственных мыслей и идей на темы, затронутые в данном художественном произведении. В этом случае не происходит обогащения человека новыми смыслами, новой точкой зрения, он остается при своих убеждениях и своей картине мира. Вместо попытки понять замысел автора, то есть соприкоснуться уникальным видением мира другого человека, происходит рубрификация. Сложный и жизнеизменяющий процесс понимания заменяется беглой оценкой и отнесением нового знания и опыта в какую-либо из уже готовых «рубрик». Поиск деталей в этом контексте важен тем, что позволяет говорить о смысле фильма более конкретно, помогает проникать в авторский замысел, а не высказать свои собственные мысли и идеи на темы, затронутые в фильме.
«Рифма»
Обладая искусством замечать детали, можно научиться видеть между ними связи – рифмы. Многие детали в фильме не существуют сами по себе, они рифмуются между собой и эта их связность и соответствие друг другу делает смысл каждой из деталей более объемным.
В картине Максимова рифмуется стареющая барыня и ее ветшающий дом на заднем плане. Они рифмуются не только потому, что ветшают и стареют, но и потому что оба брошены, дом – людьми, старушка – своими близкими. Шикарное строение усадьбы отражается во властной позе и выражении лица доживающей свой век барыни. И насколько беднее была бы картина, если бы на ней не было служанки! Они обе уже близки к смерти. Эта экзистенциальная рифма говорит нам о равенстве всех нас перед смертью, о том, что какими бы богатствами мы не обладали, мы не сможем их перенести за границу жизни и смерти.
В этой картине еще много рифм и соответствий, и гораздо больше смыслов и оттенков у тех двух рифм, о которых я упомянул. Чем богаче деталями и рифмами картина, фильм, тем интереснее ее исследовать вместе с подростками. Как правило, они живо откликаются на такой призыв к поиску. В фильме рифмами могут быть повторяющиеся события, начало и конец фильма, схожие герои, помещения, предметы и многое другое. Например, перышко в фильме «Форрест Гамп» Роберта Земекиса рифмуется со всей жизнью главного героя. Перышко свободно отдается велениям ветра, так же как и Форрест Гамп свободно отдается течению своей жизни, куда бы она его не занесла.
«Противопоставление»
Детали связаны между собой не только сближающими их связями – рифмами, но часто и противопоставляются друг другу. В фильмах часто используется прием противопоставления героев, каких-то черт их характера, противопоставляются семьи, организации, времена, предметы, страны, события, поступки.
Для примера снова обратимся к картине Максимова. Служанка и барыня не только рифмуются, но и противопоставляются друг другу своим социальным положением. Весеннее состояние природы птицы, небо, трава, сирень противостоит увяданию жизни старушек. Тень ближнего плана, где происходят события настоящего, противопоставляется освещенному дальнему плану, где стоит оставленная в запустении усадьба. Светлое прошлое и темное настоящее. Каждое из этих противопоставлений обогащает картину новыми связями, смыслами, значениями.
«Событие»
Этот «герменевтический инструмент» тесно связан с умением замечать детали, но все же мне хочется выделить его отдельно. Важно уметь различать какие события происходят в фильме, какое они имеют значение для каждого из героев. Так же важно понимать, что события могут происходить не только вовне, но и внутри героев – это их решения, перепады настроения, преображения, предательства и т.д. В хорошем фильме часто происходит так, что событие, которое происходит вовне, долгое время созревает в душе героя или героев. Полезно будет спросить подростков о том, в какой момент данный герой принял свое решение, изменил свое отношение? Что этому способствовало?
Некоторые фильмы позволяют проследить причинно следственные связи между событиями, что в нашей реальной жизни сделать совсем не так просто. Так же важны связи между событиями внутренними, в душе у героев, и событиями внешними, тем, что происходит в их жизни. Можно так же спросить ребят, что не понимает данный герой, что еще не готов осознать и увидеть? Это очень хороший вопрос, который позволяет научиться подниматься над своей жизненной ситуацией, понимать, что твое видение может быть ошибочным и уж точно никогда не будет полным и исчерпывающим.
«Взаимоотношения героев, эволюция главных героев»
Что происходит на уровне отношений героев? Кто близок друг к другу, кто далек, кто противостоит? Каким образом происходит развитие их отношений? Что влияет на них? Для подростков сфера отношений – одна из самых важных. Ведущей их деятельностью в этот период является общение со сверстниками. Глубокие и мудрые фильмы могут научить строить свои отношения, помогают открыть некоторые их законы, избежать многих ловушек, в которые попадают даже взрослые люди.
Часто бывает так, что герои фильма к его концу становятся другими, что-то происходит с ними за время, которое описывается в фильме. Также они приходят иному качеству отношений друг с другом. Отмечая детали, рифмы и противопоставления, ребята могут показать, в чем именно разница взаимоотношений героев в начале и в конце фильма, и какими герои теперь стали. Не всегда случается преображение героя, часто бывает и деградация, а иногда фильм строится таким образом, что герой остается ровно таким же каким и был в самом начале. Это так же требует своего внимания и исследование причин того, почему герой никак изменился.
«Линии повествования, их переплетения и композиция фильма»
Сюжетные линии фильма, которые состоят из событий, обстоятельств, взаимоотношений героев, их поступков, занимают видимую часть повествования. Иногда сюжетные линии разных героев тесно связаны между собой, иногда далеко отделены и только изредка пересекаются. Важно также увидеть взаимосвязи различных сюжетных линий, линии развития отношений героев. Но в хорошем художественном произведении повествование развивается, как правило, не только по сюжетным линиям. Есть линия душевных переживаний героев, внутри которой происходят значимые события, и эти внутренние события тесно связаны с развитием сюжета. Есть линия раскрытия мира, в котором поселены герои, в процессе повествования мы узнаем все больше и больше подробностей этого мира. Часто включается в повествование рассказчик, который тоже задает свою линию развития, влияющую на общий сюжет. Хороший вопрос, от чьего лица рассказывается история? Ну и, наконец, природа, пейзажи, животные, если они не одушевлены и не являются отдельными героями картины. Они так же часто образуют отдельную линию повествования, которая вступает в те или иные отношения с героями.
Все линии повествования во всех их переплетениях образуют общую композицию фильма. И когда становится видна вся картина целиком, можно задуматься, почему автор выстроил все происходящее в фильме именно в этом порядке, почему именно таким образом он решил нам рассказать свою историю? Как одни части этой композиции связаны с другими?
«Жанр»
Иногда важно понимать, в каком жанре снят этот фильм. Жанр задает свои законы, которым данный фильм, как правило, подчиняется. Понимая жанр, можно предугадать развитие сюжетных линий, общее развитие повествования. Например, если этот фильм выполнен в жанре «роуд-муви», то о нём можно многое сказать, даже не смотря его. В этом фильме героев или героя ждет путешествие, он или они будут преодолевать препятствия и у этого путешествия есть цель. Причем путешествие это происходит не только на уровне сюжетных событий, герой совершает движение внутри самого себя, от одного своего состояния к другому. Понимая законы жанра, можно задать соответствующие вопросы. Например, какие препятствия преодолевает герой? Какова его цель? Какой путь он совершает внутри своей души? И что происходит в конце фильма, достигает ли он своей цели и почему? Ну и, наконец, любой фильм в жанре «роуд-муви» автоматически отсылает нас «Одиссее» Гомера, как одному из самых первых и известных произведений подобного рода. И если ребята знают эту удивительную историю, можно будет найти рифмы данного фильма и «Одиссеи» Гомера. Связь фильма с другими произведениями, существенно обогащает его смысл.
«Символы, аллегории, цитаты, отсылки, знаки, гипертекст»
Многие высокохудожественные фильмы содержат в себе цитаты из каких-либо книг, фильмов, картин. В них так же могут присутствовать символы иных миров, вечных идей, сравнения с реальным миром и аллегории. Фильм, исполненный отсылками к другим художественным произведениям, вечным истинам, повседневным реалиям и т.д., можно сравнить с гипертекстом, в котором за некоторыми словами и фразами «спрятаны» целые пространства дополняющего текста.
Умение с ходу «читать» такой гипертекст фильма требует достаточно большого культурного багажа и остроты взгляда. Современные подростки, к сожалению, редко им обладают. Эту проблему можно решить дополнительной подготовкой к просмотру фильма. Можно рассказать об отдельных символах, произведениях, к которым существуют отсылки в этом фильме, времени и месте, внутри которых происходят события фильма. Что-то можно рассказать уже после просмотра. С группой хорошо подготовленных ребят мы смотрели картину Ингмара Бергмана «Седьмая печать». Этот фильм содержит большое количество отсылок: к Апокалипсису, к событиям времён средневековой чумы, к кодексу рыцарей, к традициям игры в шахматы, к искусству изображения плясок смерти и т.д. Какие-то из этих отсылок мы обсудили до просмотра, что-то я рассказывал и обращал внимание, прерывая показ фильма, ну и что-то уже осталось на обсуждение в конце фильма. Погружение в кинематографические картины такого рода – это целое путешествие в иные времена и пространства, оно может существенно обогатить всех участников киноклуба, расширить их кругозор.
«Клише, стереотипы»
Мне кажется, весьма полезно научить ребят распознавать стандартные приемы и штампы, которые использует режиссер. Это тренирует остроту ума и эрудицию, помогает не только на экране, но и в жизни отличать искренность от фальши. Также это оттачивает вкус и чутье. Подросток, способный различать различные клише и штампы, уже не купится на дешевую «жевачку», которая сейчас так распространена среди молодых людей. В фильмах для него более ценными станут авторский взгляд и его позиция, правдивость рассказанной истории, честность актерской игры и богатство смыслов, которые несет с собой этот фильм. Спецэффекты и бойкий сюжет отойдут на второй план. Умение различать штампы и авторский взгляд – это хороший компас на всю оставшуюся жизнь. И этот компас будет работать не только при выборе книги, фильма, музыки или какого-либо другого художественного произведения, но и при выборах, которыми мы строим свою жизнь.
Конечно, я перечислил далеко не все «герменевтические инструменты». Можно еще рассмотреть темп или ритм повествования. Быстрый он или медленный, когда ускоряется, когда замедляется? Бывают удивительные решения в принципах построения кадра, и это тоже работает на внутренние задачи фильма. Если фильм авторский, он часто имеет собственный стиль и язык повествования. Есть и другие грани фильма, которые можно исследовать при анализе фильма. Еще раз напомню, что «герменевтические инструменты» - это скорее некоторые универсальные приемы понимания замысла. Для каждого конкретного фильма могут быть свои уникальные вопросы, которые подросткам помогут глубже проникнуть в содержание картины.
Так же следует сказать, что эта герменевтическая работа по пониманию фильма, не исключает и других способов и возможностей соприкоснуться с увиденным. Можно без подробного анализа просто позволить поделиться своими впечатлениями, рассказать о значимых моментах в этом фильме, рассказать о своих переживаниях, схожих ситуациях из своей жизни, поразмышлять о том, как бы каждый из нас поступил в ситуации главного героя. Можно задать и другие личные вопросы: какие качества есть у героя, героев, которых не хватает тебе? Какой тип единства есть в нашей группе, и какой был у героев фильма? Чтобы ты изменил в этом фильме, если бы был режиссером? Почему?
«Герменевтические инструменты» легко можно использовать и в других сферах искусства. С помощью них можно пробовать понять литературные произведения, живопись, скульптуру и даже музыку. Но самое главное, что эти же приемы расширяют восприятие реальной жизни и избавляют от многих привычных шор. При регулярности встреч, построенная подобным образом работа киноклуба, поможет его участникам глубже понимать самих себя, различать значимые события в своей жизни, глубже понимать ее законы и взаимосвязи. А главное она учит искусству видеть, открывает глаза на мир, помогает относиться к самому себе и всему окружающему со стремлением понять, а не навешивать ярлыки готовых ответов.
И последнее, что мне хочется еще сказать. Обучение искусству видеть, не может происходить в атмосфере скуки, принуждения и строгой дисциплины. Это возможно только в том случае, если все участники проникнуты общим интересом к творящемуся на их глазах исследованию. Невозможно насильно открыть глаза другому человеку – это должно быть его собственное открытие, в котором он является активным участником.
Всего у нас на базовой части зимнего лагеря было три вечера. Во второй вечер мы поделили ребят на старших и младших. Для каждой из этих групп мы провели отдельную встречу на разных этажах корпуса, в котором мы жили. Первый и третий вечера мы провели в форме киноклуба. О двух этих вечерах и пойдет дальше речь.
«Трасса 60»
Выбор на этот фильм упал из-за того, что он является достаточно легким при просмотре, интригующим, и в то же время в нём есть, о чем подумать. Это был первый день похода, ребята были разного возраста (6-11 класс), разного уровня подготовки, и всего нас вместе с педагогами было около 70 человек. Поэтому фильм постарались выбрать такой, чтобы он смог «попасть» во всех.
Перед фильмом я рассказал о том, что он выполнен в двух жанрах: роуд-муви и сказки. Пояснив ребятам специфику жанра роуд-муви, я задал следующие вопросы:
Какие истории вы можете вспомнить написанные или снятые в этом жанре?
Аллегорией чего может выступать путешествие?
И несколько вопросов про сказки:
Почему дети так любят сказки?
Какие у нее есть атрибуты?
Ответы на эти вопросы, вместе с моими пояснениями и комментариями помогли ребятам настроиться на фильм. Теперь у них есть небольшой багаж инструментов, которые помогут при анализе фильма.
Перед самым просмотром я привел ребятам один образ. Представьте себе ковер. Если вы смотрите на него с обратной стороны, вам видны только узелки, ниточки, отдельные точки и т.д. Вы не видите всего рисунка целиком. Только при должной сноровке и внимательности, соединив все эти отдельные ниточки, можно попытаться угадать рисунок. Так же и при просмотре фильма, мы можем видеть только отдельные сцены, эпизоды, лица, события. Это все разрозненные ниточки, которые нам предстоит собрать в единую картину. Ну что ж, мы настроились на «Трассу 60» и готовы к его просмотру.
Во время просмотра фильма я 3 раза останавливал его и задавал следующие вопросы:
Какая цель пути главного героя?
Какие испытания герою встречались на его пути?
На какой развилке стоит герой?
Какая игра символ этого фильма? Почему?
Что значит видеть черные червы и красные пики?
Кто в фильме антагонист главного героя? (до этого я сказал, что в каждой сказке есть злодей, антагонист главному герою)
Какие вы заметили детали?
Какие детали рифмуются между собой?
Обсуждение происходило бурно, мнения высказывались ребятами интересные, свои. И после каждой остановки фильма, интерес к нему еще больше возрастал. Своими размышлениями, ребята помогали друг другу заметить то, что они сами еще пока не могли осознать.
«К2: Предельная высота»
Для заключительного вечера базовой части был выбран фильм Фрэнка Роддэма «К2: Предельная высота». Сюжет фильма рассказывает о восхождении двух альпинистов на одну из самых опасных гор нашей планеты. На следующее утро начинался поход с полевыми ночевками, а это сильно отличается от проживания в уютных корпусах. Главные герои фильма проходят через большое количество лишений, испытаний, преодолевают трудности. И самое важное в фильме есть внутреннее перерождение одного из героев, в определенный момент он перестает быть эгоистом-одиночкой и готов на сверхусилие ради спасения друга. Для нас было важным поднять эти темы перед будущим походом.
Фильм этот скорее душевный, требующий не аналитической работы, а сопереживания. Поэтому я останавливал его всего один раз. Перед фильмом я рассказал ребятам немного о восхождении в горы, о восьмитысячниках и о том, что такое гора К2. Также я сказал, что фильм этот заключает в себе не только приключения и бравые подвиги смелых ребят, но он выполнен в жанре драмы. То есть в нем большое значение играет психология персонажей, их мировоззрение. И эта сторона повествования скорее даже является более важной, нежели чем развитие сюжета с приключениями. Также я рассказал о том, что в большей части фильмов, книг можно выделить три главных этапа повествования: завязка, основное действие и развязка. В драматическом жанре в начале завязывается не только сюжет фильма, но нам представляются главные герои, их основные черты. А дальше эти герои взаимодействуют между собой, часто они помещаются в различные трудные ситуации, которые проверяют их характеры на прочность. Бывает герои меняются, бывает остаются такими же, какие и были в начале фильма.
Когда мы посмотрели завязку фильма, я остановил его и задал следующие вопросы:
Кто главные герои фильма?
В чем они схожи, а в чем противостоят друг другу?
Какой характер у каждого из этих героев?
С помощью каких деталей вырисовываются характеры этих героев?
Как вы думаете, что будет происходить дальше?
Чем закончится фильм?
Отвечая на вопросы, слушая друг друга, ребята смогли объемно, более конкретно представить себе каждого из главных героев. Теперь они смогли внимательнее следить за развитием и сюжетной линии и за развитием каждого из героев. Данный фильм выстроен таким образом, что у него есть две вершины. Первая – это, конечно, сама гора К2, и тот момент, когда герои забираются на нее. Это конечная точка их длинного маршрута, долгих приготовлений и тренировок. Вторая вершина не совпадает с первой и идет сразу после нее. Это момент, когда на спуске Гарольд ломает себе ногу. Здесь находится центр всего фильма и главная точка его напряжения. К этой вершине шло все предыдущее повествование и здесь случается перерождение Тейлора, второго главного героя.
Фильм произвел очень сильное впечатление на многих ребят, некоторые из них плакали в момент просмотра. После финальных титров мне не сильно хотелось задавать вопросы, но все же для меня было важно, чтобы ребята смогли проследить этапы восхождения именно к этой второй, незримой вершине. В заключительном обсуждении, делясь своими впечатлениями и отвечая на вопросы, ребята смогли лучше разобраться в драматическом содержании фильма.
Вопросы для обсуждения в конце фильма:
Какие у вас впечатления?
Какие «вершины» есть в фильме?
Какие слова, моменты из этого фильма для вас особенно значимы?
В чем задача фильма? Что им смог сказать режиссер?
12 разгневанных мужчин / 1957 г., США / 96 мин.
Жанр: драма Режиссер: Сидни Люмет В главных ролях: М. Балсам, Д. Фидлер, Г. Фонда.
Аннотация: Юношу обвиняют в убийстве собственного отца, ему грозит электрический стул. Двенадцать присяжных собираются чтобы вынести вердикт: виновен или нет. начала заседания почти все склонились к тому, что виновен, и лишь только один из двенадцати позволил себе усомниться. Счет голосов присяжных по принципу «виновен - невиновен» был 11:1. К концу собрания мнения судей кардинально изменились...
Темы для обсуждения после просмотра:
терпимость, ответственность за принятое решение, влияние личных проблем на принятие решений, конформизм, способность отстаивать свою точку зрения
Амели / 2001 г., Германия, Франция / 122 мин.
Жанр: комедия, мелодрама Режиссер: Жан-Пьер Жене В главных ролях: Одри Тоту
Аннотация: Знаете ли вы, что все события, происходящие в нашем мире, даже самые незначительные, взаимосвязаны самым удивительным и чудесным образом? Как полет крошечной мухи может вызвать где-то далеко мощный ураган, так и странные и, на первый взгляд, непонятные поступки тихой и одинокой девушки, живущей в мире своих фантазий, могут навсегда изменить жизнь совершенно разных людей, подарив им счастье и раскрасив окружающий мир яркими, головокружительными красками.
Темы для обсуждения после просмотра:
Бескорыстие, стремление сделать добро.
Босиком по мостовой / 2005 г., Германия/ 118 мин.
Жанр: комедия, мелодрама Режиссер: Тиль Швайгер В главных ролях: Т. Швайгер, Дж. Вокалек, Н. Тиллер
Аннотация: Работая уборщиком в психиатрической больнице, Ник в последнюю секунду спасает от самоубийства девушку Лайлу, что приводит к непредвиденным последствиям: Лайла тайно выслеживает своего спасителя и однажды вечером неожиданно появляется в дверях его квартиры. В ночной сорочке и босиком. Все попытки Ника избавиться от Лайлы кончаются неудачей. Девушка твёрдо решила остаться у него навсегда.
Темы для обсуждения после просмотра:
Что такое любовь. Ответственность за другого человека.
Высший балл / 2004 г., США, Германия / 93 мин.
Жанр: комедия Режиссер: Брайан Роббинс В главных ролях: Э. Кристенсен, К. Эванс, Б. Гринберг, С. Йоханссон
Аннотация: Группа школьников, решивших проникнуть в экзаменационный центр с целью похищения ответов, оказывается запертой. За ночь, проведённую в здании, они понимают, что их проблемы состоят вовсе не в отсутствии хороших оценок…
Темы для обсуждения после просмотра:
Отношение к ситуации экзамена. Проблема сдачи ЕГЭ.
Двухсотлетний человек / 1999 г., Германия США / 132 мин.
Жанр: мелодрама Режиссер: Крис Коламбус В главных ролях: Р. Уильямс
Аннотация: Начало нового тысячелетия; происходит прорыв в глобальных технологиях. Люди уже не заводят дома собак и кошек: они покупают себе роботов. Вот и семья Мартинов приобретает себе необычный подарок: робота нового поколения NDR-114, а в обычной жизни просто Эндрю. Купленный как прибор, запрограммированный для выполнения домашней работы, Эндрю вдруг начинает испытывать странные ощущения. Он еще не знает, что это называется чувствами.
Темы для обсуждения после просмотра:
Человечность целеустремленность, терпимость. Жажда жизни.
Джуно / 2007 г., США, Канада / 96 мин.
Жанр: комедия, мелодрама Режиссер: Джейсон Рейтман В главных ролях: Э. Пейдж, М. Сера, Дж. Гарнер, Дж. Бейтман
Аннотация: Беременная старшеклассница Джуно находит приятную семейную пару, желающую усыновить ее не рожденного ребенка. Перед девушкой встают совсем не детские вопросы: Что делать? Что будет лучше для ее ребенка и как найти себя? Джуно принимает необычное решение...
Темы для обсуждения после просмотра:
Ранняя беременность и суррогатное материнство. Проблема неполных семей. Брак как социальный институт.
Знакомьтесь, Джо Блэк / 1998 г., США / 178 мин.
Жанр: мелодрама Режиссер: Мартин Брест В главных ролях: Б. Питт, Э. Хопкинс
Аннотация: В жизни богатого и влиятельного газетного магната Уильяма Пэрриша появляется сама Смерть, принявшая обличие обворожительного молодого человека по имени Джо Блэк. Смерть, уставшая от своих привычных обязанностей, предлагает Пэрришу необычное соглашение: магнат станет проводником Джо в мире живых, где тот планирует провести свой отпуск. По окончании каникул Смерть заберет Пэрриша с собой. С помощью Уильяма, загадочный и эксцентричный Джо начинает свое путешествие по бренной Земле.
Темы для обсуждения после просмотра:
Ценность жизни, любовь, готовность на жертву.
Класс / 2007 г., Эстония/ 99 мин. (Примечание: Этот фильм подходит не для каждой группы старшеклассников).
Жанр: драма Режиссер: Ильмар Рааг В главных ролях: Валло Кирс, Пярт Уусберг, Лаури Педайя
Аннотация: Фильм повествует об эстонской школе. Главный герой - Йозеп, терпит все унижения, которым подвергают его одноклассники, но в один прекрасный момент всё кардинально меняется и те, кто чувствовали себя сильными, унижая слабого, начинают задумываться над своими поступками...
Темы для обсуждения после просмотра:
Противостояние социальной среде. Выбор между принадлежностью к группе и своими ценностями. Проблема школьного насилия.
Клуб «Завтрак» / 1985 г., США / 97 мин.
Жанр: драма Режиссер: Джон Хьюз В главных ролях: Э. Эстевез, Э.М. Холл, Д. Нельсон, М. Рингуолд, Э. Шиди
Аннотация: Пятеро школьников в наказание за проступки вынуждены приехать в школу в выходной день и написать сочинение "Кем вы себя представляете?" Молодым людям с большим трудом удается разобраться в своих проблемах...
Темы для обсуждения после просмотра:
Проблемы взросления. Подростковые проблемы, с которыми не считаются взрослые.
Лекарство / 1995 г., США / 99 мин.
Жанр: драма Режиссер: Питер Хортон В главных ролях: Б. Ренфро, А. Иган, А. Шорра
Аннотация: История трогательной дружбы двух подростков, один из которых - 10-летний Декстер - неизлечимо болен - у него СПИД. Однажды, прочитав заметку о докторе, который изобрел уникальное лекарство, Декстер со свои соседом и другом Эриком, тайком от матери, решает отправиться на его поиски в Новый Орлеан. Сбежав из дома, они пускаются вниз по течению реки Миссисипи.
Темы для обсуждения после просмотра:
Дружба. Ценность жизни.
Реквием по мечте / 2000 г., США / 102 мин. (Примечание: Этот фильм подходит не для каждой группы старшеклассников).
Жанр: драма Режиссер: Даррен Аронофски В главных ролях: Э. Берстин, Дж. Лето, Д. Коннелли, М. Уайанс
Аннотация: Драма о четырех наркозависимых героях: кто-то подсел на кокаин, кто-то — на таблетки для похудания, кто-то — на телевизионные шоу. Проходят лето, осень, зима. На протяжении этого отрезка времени жизни героев стремительно и жестоко рушатся...
Темы для обсуждения после просмотра:
Причины зависимого поведения (в т.ч. от ПАВ). Наркозависимость – сила или слабость.
Свои дети / 2007 г., Россия / 91 мин.
Жанр: мелодрама Режиссер: Александр Кириенко В главных ролях: Л. Арзамасова, А. Бабенко, А. Серебряков
Аннотация: Дина, бывшая фигуристка, получившая два года назад травму, закрывшую ей дорогу в большой спорт, ведет в детском доме для умственно отсталых танцевальные уроки. Однажды в этот детдоме появляется Лада, робкая и застенчивая и очень талантливая девочка. Нравы, царящие в детском доме, жестоки. Против Лады создается целая коалиция, превратившая жизнь девочки в кошмар. Дина Андреевна проникается симпатией к Ладе и решает забрать ее к себе и оформить над ней опекунство. Позже в жизни Дины появляется Глеб - привлекательный мужчина, с которым Дина познакомилась на катке. Но Глеб сразу же невзлюбил Ладу, а когда узнал, что она из детдома, стал высказывать сомнения в ее полноценности...
Темы для обсуждения после просмотра:
Принятие другого человека. «Свои» и «чужие» люди. Отношения в семье.
Умница Уилл Хантинг / 1997 г., США / 126 мин.
Жанр: драма Режиссер: Гас Ван Сэнт В главных ролях: Р. Уильямс, М. Дэймон, Б. Аффлек
Аннотация: Уилл Хантинг - 20-летний парень из Бостона, который то и дело ввязывается в неприятные истории. Его жизнь достаточно проста – днем он работает уборщиком, моет полы в университете, а вечером с друзьями ходит в бары, знакомится с девушками. Дерется, если это необходимо. Неожиданно он открывает в себе феноменальные математические способности. И когда полиция арестовывает его за очередную драку, профессор математики берет его под свою опеку, но при одном условии: Уилл должен пройти курс психотерапии.
Темы для обсуждения после просмотра:
Дружба. Доверительное общение. Планирование будущего. Манипуляции в общении.
Форрест Гамп / 1994 г., США / 142 мин.
Жанр: комедия, мелодрама Режиссер: Роберт Земекис В главных ролях: Том Хэнкс, Робин Райт Пенн
Аннотация: От лица главного героя Форреста Гампа, слабоумного безобидного человека с благородным и открытым сердцем, рассказывается история его необыкновенной жизни. «Здравствуйте. Меня зовут Форрест. Форрест Гамп. Хотите конфету? Я могу таких съесть миллион. Мама всегда говорила, что жизнь – это коробка конфет – никогда не знаешь, какую вытянешь».
Темы для обсуждения после просмотра:
Цельность личность. Нужно ли оставаться самим собой.
Часы / 2002 г., Великобритания, США / 114 мин.
Жанр: драма Режиссер: Стивен Далдри В главных ролях: М. Стрип, Н. Кидман, Дж. Мур
Аннотация: В фильме описывается жизнь и рабочие будни Вирджинии Вульф через рассказ истории трех женщин: Вульф, которая показана в период написания ею «Миссис Дэллоувэй», когда ее терзали мысли о самоубийстве; Лары Браун, молодой жены и матери, которая задыхается в рамках своей опрятной жизни среди Лос-Анджелеса 1949 года; и Клариссы Вон, которая устраивает вечеринку в Нью-Йорке наших дней для своего близкого друга Ричарда, умирающего от СПИДа.
Темы для обсуждения после просмотра:
Жизнь без прикрас. Проблема жизни и смерти. Один человек должен умереть, чтобы другие больше ценили свою жизнь... (с)
Человек дождя / 1988 г., США / 133 мин.
Жанр: драма Режиссер: Барри Левинсон В главных ролях: Д. Хофман, Т. Круз
Аннотация: У Чарли, грубоватого и эгоистичного молодого повесы, в наследство от отца остались лишь розовые кусты да «Бьюик» 49-го года. Внезапным «сюрпризом» для него стало открытие того, что львиная доля наследства оставлена отцом его больному аутизмом брату Раймонду. Задавшись целью отобрать свою «справедливую долю» семейного достояния, Чарли похищает старшего брата и держит его заложником. Но то, что было задумано им из эгоизма, перерастает в волшебную одиссею дружбы и самоосмысления, которая разводит границы обособленного мирка Раймонда, а Чарли позволяет вырваться из оков своей некогда бесчувственной души.
Темы для обсуждения после просмотра:
Ценность подлинных отношений между людьми. Терпимость друг к другу.
Баженова Л.М. Азбука кино. / Программы дополнительного художественного образования детей. – М., «Просвещение», 2005 г.
Франко Г.Ю. Искусство кино и отечественная культура. / Программы дополнительного художественного образования детей. – М., «Просвещение», 2005 г.
Коблик Е.Г. Повышение социальной компетентности детей и подростков: Фильмотека. – М., «Генезис», 2006.