Методическая разработка урока по информатике «Устройство персонального компьютера» (1 курс СПО)
Методическая разработка урока
по информатике
на I курсе ГАПОУ СО «БТМСХ»
на тему: «Устройство персонального компьютера»
Разработал:
Погорелова Татьяна Анатольевна- преподаватель информатики, спецдисциплин и МДК
ГАПОУ СО «БТМСХ»
2020 год
Тема: «Устройство персонального компьютера»
Цель урока:
Формирование целостного представления о функциональном назначении персонального компьютера и архитектуре компьютера.
Задачи урока:
Образовательная:
знакомство с функциональным назначением компонентов компьютера.
Развивающая: развитие внимания и аналитического мышления, развитие познавательных и творческих способностей студентов; развитие готовности студентов к информационно-учебной деятельности..
Воспитательная: воспитание трудолюбия, ответственности за результаты своего труда; воспитание культуры делового общения при совместной работе в группе; воспитание доброжелательности среди студентов, нацеленности на результативность обучения.
Вид занятия: урок смешанного типа
Тип занятия: сообщения новых знаний
Методы занятия: рассказ, беседа, показ, демонстрация, решение проблемных ситуаций деловая игра, метод исследования.
Межпредметные связи: литература, история, музыка, основы информационных технологий
Оборудование и методическое обеспечение урока (электронные ресурсы, Интернет ресурсы): задание на сайте https://learningapps.org, компьютер,
мультимедийный проектор, презентация
Литература: М.С.Цветкова, И.Ю.Хлобыстова «Информатика», учебник,Москва, Издательский центр « Академия», 2018
Ход урока:
I.Оргмомент (10с)
1.Знакомство с группой. Настрой на позитивное общение.
-Добрый день, дорогие ребята!
Меня зовут Татьяна Анатольевна. Я -преподаватель информатики.
"-Поговорим? - О чём?
-О всяком и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Что-то знаю я, а что-то вам известно.
Поговорим? - Поговорим!
Нам будет интересно!"
А я рада, что сегодня именно вы будете соавторами урока, и надеюсь, что ваши любознательность и активность помогут сделать урок успешным.
-Все ли готовы к уроку?
Тогда - вперед! Успехов вам!
II. Сообщение темы, целей, задач урока и мотивация учебной деятельности (4мин 50с)
- Я предлагаю вам просмотреть сказку, которая поможет сформулировать тему нашего урока.
Сказка про компьютер
Вед: Компьютер нам необходим,
В наше время легче с ним:
Можно выйти в интернет,
Все узнать про белый свет,
И зайти на нужный сайт,
Информацию скачать,
Так в компьютерной сети
Можно все себе найти.
Но чтоб компьютером владеть,
Нужно многое уметь,
Вот, к примеру, в век прогресса
Мненье высказал Процессор.
Системный блок:
Самый главный – это я! Остальные – ерунда!
Заучите назубок: важен я – Системный Блок,
Ведь компьютера мозги все во мне и все мои,
И не нужен лишний спор…
Вед: Но тут вмешался Монитор.
Монитор:
Без меня вы пропадете,
Без экрана что найдете?
Не прочтете, не напишете,
Ничего вы не увидите.
Темнота и нет чудес,
И начнется сразу стресс!
Клавиатура:
Что вы спорите тут зря?
Пропадете без меня!
Здесь важна моя фигура,
Всех главней – клавиатура!
Все ко мне быстрей спешат
И по клавишам стучат,
Текст печатают всегда,
Без меня вам никуда!
Мышь:
Ха-ха-ха! Во мне вся фишка!
Всех важней, так это мышка!
Всеми я руковожу,
Хоть и на коврике лежу.
Говорят, что я ручная,
Но я юркая такая:
Вот возьму и убегу,
Попадете все в беду!
Я и так на всех в обиде:
Не давите и не жмите!
Вед: Зря затеяли здесь спор,
Чей важнее тут прибор,
Если каждого возьмем,
Важность каждого найдем!
Никуда без проводов,
Без шнуров и штекеров,
Мелочь каждая важна,
Каждая деталь нужна.
Если что-то поломается случайно,
К сожаленью, все закончится печально!
Вы крепки в одной здесь связке,
Кончен спор, конец всей сказке.
Сообщение темы
-Как вы думаете, какая тема нашего урока?
(заслушать варианты ответов обучающихся)
-Правильно!
Сегодняшний урок мы посвятим рассмотрению темы: «Устройство персонального компьютера» и попытаемся разобраться в ней.
Откройте ваши тетради и запишите дату и тему урока (запись в тетрадь).
Для того, чтобы успешно работать на ПК, необходимо знать его устройства.
Целеполагание
-Я предлагаю нам отправиться в путешествие.
Отправляясь в путь люди собирают багаж, планируют и изучают маршрут и ставят перед собою цель. В качестве багажа возьмем наши знания и умения и поставим перед собой цели. Попробуйте поразмыслить и предположить о чем мы сегодня узнаем (варианты ответов студентов)
-Спасибо, молодцы!
Мотивация
-Эпиграфом нашего урока станут слова Сенека «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».
Я желаю вам попутного ветра и увлекательного путешествия на нашем корабле знаний.
Почти каждый из вас имеет свой персональный компьютер. Вы готовитесь к занятиям , общаетесь в социальных сетях, смотрите фильмы, слушаете музыку и даже не задумываетесь, как это устроено и как это работает. Сегодня мы в этом разберёмся.
III. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний (7 мин)
1. Постановка проблемного вопроса.
-Прошу обратить внимание на экран.На слайде вы видите проблемный вопрос. «Зависят ли возможности компьютера от составляющих его устройств и компонентов?» В конце урока нам предстоит на него ответить. Ребята как вы думаете, зачем нужно изучение этой темы? (студенты отвечают)
-Чтобы вспомнить, что вы уже знаете о компьютере, разгадаем ребусы.
(Студенты работают в тетрадях)
-Прошу вас поменяться работами и осуществить взаимопроверку. Правильные ответы и нормы выставления оценок вы видите на слайде.
-Поднимите руку, кто получил оценку «5», «4».
-Молодцы, ребята! Вы славно справились с этим заданием. Что же было зашифровано в ребусах? (базовая (минимальная) конфигурация ПК)
IV. Ознакомление с новым материалом (25 мин)
-Обратите внимание у вас на партах находится схема в виде рыбьего скелета (ФИШБОУН), где голова это проблемный вопрос нашего урока, кости- основные понятия, которые приведут нас к ответу и хвост содержит ответ на поставленный вопрос.В ходе урока нам предстоит заполнить данную схему.
-Мы уже знаем, что такое компьютер. Об основных видах компьютеров расскажет _____, подготовивщий опережающее задание.
Опережающее задание «Основные виды компьютеров»
- О каких основных видах компьютеров говорилось в сообщении? (стационарный, мобильный, серверы).
-Приступим к изучению устройства компьютера.
Системный блок - главная часть любого настольного стационарного компьютера. В нём располагаются устройства, считающиеся внутренними.
Для того, чтобы детально изучить компоненты системного блока самостоятельно поработаем с учебником. Прочтите раздел «Системный блок» и заполнить схему фишбоуна.
Проверим, что у вас получилось?
Следующий компонент компьютера – монитор – это устройство вывода информации в форме, доступной пользователю. Он является основным визуальным каналом связи со всеми компьютерными программами.
К характеристикам монитора относятся:
1 Длина диагонали и пропорции монитора
2 Тип
3 Разрешение
4 Тип матрицы
5 Степень контрастности и угол обзора
6 Время отклика пикселей
7 Разъемы и порты для подключения монитора
Самая важная характеристика монитора- диагональ экрана. Её размер указывается в дюймах, гле 1 дюйм = 2,54 см. Чем больше диагональ, тем конфортнее работать.
Запишите в схему фишбоун в раздел «Мониторы» как они различаются ( вывести на слайд): по виду выводимой информации, по типу экрана, по размерности отображения.
-Прогресс не стоит на месте. Развитие мониторов, как и жизнь, продолжается.
Следующее устройство ввода информации- клавиатура.
Стандартная клавиатура имеет 104 клавиши и 3 информирующих о режимах работы световых индикатора в правом верхнем углу.
Основные виды клавиатур
1. Мембранные;
2. Механические.
Зафиксируйте виды клавиатур в схеме.
(Объясняю чем отличаются между собой клавиатуры и принцип действия показываю на слайде).
Мембранная клавиатура -это самый распространенный вид устройства ввода информации. Когда вы нажимаете на клавишу, силиконовая мембрана прогибается вовнутрь и замыкает контакты, а затем идет сигнал на монитор.
Клавиатура с механическими переключателями клавиш считаются более качественными благодаря тому, что каждая клавиша имеет свою механику переключения.
Ребята у вас на столах лежит клавиатура и отвертка, с помощью отвертки снимите одну клавишу и определите: к какому типу относится данная клавиатура?
Следующее устройство «графического» управления и служит для ввода информации. Что это ? (Компьютерная мышь.)
Компьютерная мышь – это манипулятор, при движении которого меняется позиция курсора, а встроенный скролл ( колесико или ролик) обеспечивают движение вертикальной полосы прокрутки страниц.
Перечислим и запишем в нашу схему виды компьютерных мышек.
У вас на партах находятся элементы пазла, прошу вас собрать его (работаем в парах).
Пазл «Периферийные устройства»: принтер, сканер, наушники, колонки, микрофон, веб-камера.
- Что у вас получилось? Для чего это устройство?
( Студенты характеризуют каждое периферийное устройство)
Имея все эти дополнительные устройства, расширяются ли возможности ПК?
(Ответы студентов)
А теперь внесите все эти дополнительные устройства в ФИШБОУН.
Физминутка
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо, поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Друг другу улыбки подарили.
-Чтоб на работе чего-то добиться,
Всем безопасно надо трудиться.
Подумайте и скажите, о чём должен помнить человек при работе с компьютером?
(О технике безопасности)- отвечают студенты.
-Сейчас просмотрим ролик по ТБ при работе с компьютером и оргтехникой и ответим на вопросы.
(Видеоролик по ТБ).
- А теперь я предлагаю выполнить практическое задание. Займите места за компьютерами.
-С помощью интерактивного тренажера, который находится в папке «ТРЕНАЖЕР» на рабочем столе и переместите устройства компьютера и заполните схему. Необходимо выполнить только первое задание. Если компьютер вас пропустил далее, значит вы правильно выполнили задание. Если отобразились желтые значки, то нужно исправить ваши ошибки. Удачно вам справиться с заданием.
Контроль каждого студента.
-Молодцы, вы справились с заданием!
Ответ на проблемный вопрос
- А теперь нам предстоит ответить на проблемный вопрос «Зависят ли возможности ПК от составляющих его устройств и компонентов?»
(Ответы студентов)
Внесём ответ в хвост схемы и тем самым завершим работу над схемой.
(Вывести на слайд схему).
-Зная, как расширяются возможности компьютера за счет дополнительных устройств, решите ситуационную задачу.
Предлагаю поделиться на две команды.
Задание:
Вы работаете консультантами в магазине компьютерной техники. Подберите по прайс – листу оптимальную конфигурацию компьютерной системы для данного заказчика:
1 команда для секретаря;
2 команда для видеомонтажера
(Студенты обсуждают командой. капитан выходит к доске и собирает необходимый компьютер)
Спасибо ребята, молодцы! Вы справились с заданием.
V. Первичное осмысление и закрепление связей и отношений
в объектах изучения (4 мин)
-Я предлагаю вам написать синквейн об основных устройствах компьютера. Выберите себе 1 из 4 компонентов, которые входят в базовую конфигурацию компьютера, т.е системный блок, монитор, клавиатура, мышь. А для начала повторим правила написания синквейна.
Синквейн - стихотворение, состоящее из пяти строк и построенное по особым правилам:
первая строка – имя существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором пойдет речь;
вторая строка – два прилагательных или причастий, описывающих признаки предмета;
третья строка – три глагола, описывающие действия предмета;
четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
пятая строка - слово-синоним к первому.
Например,
1.Компьютер
2.Быстрый, многофункциональный
3.Обрабатывает, сохраняет, передаёт
4.Служит для обработки информации.
5.Помощник.
-Давайте проверим. Что у вас получилось? Зачитайте полученные
синквейны.
VI. Задание на дом (30с)
-Перейдём к домашнему заданию.
Те, кто оценивает свои силы на «5» - прошу написать эссе на тему «Какой компьютер я собрал бы для своего использования и почему ».
Те, кто оценивает свои знания на «4» - прошу создать презентацию на тему «Устройство ПК».
Остальных прошу разгадать кроссворд, который находится у вас в рабочих тетрадях.
VII.Подведение итогов урока (3 мин 30 с)
-Вот и подошло к концу наше путешествие. Близок наш причал. Вы хорошо поработали на уроке. Команды прекрасно справились с заданиями. Молодцы.
-Ребята, цели которые мы ставили в начале урока достигнуты? Что вы изучили и узнали? (Ответы студентов)
Рефлексия
-Перед вами карта островов. Прошу вас прикрепить свой кораблик на остров, который соответствует вашему настроению от сегодняшнего урока.
-Мы много узнали о плюсах использования современных ПК в повседневной и профессиональной жизни, а сейчас я предлагаю вам просмотреть видеоролик и задуматься о результатах чрезмерного использования современных гаджетов?
(Видеоролик).
Жизнь велит вам учить, и учится.
Опыт ваш – это мудрости клад.
Все, что выучили вы, пригодится
И весомее станет в стократ.
Спасибо за внимание!
Всего доброго!
Фролова Елена Николаевна
Погорелова Татьяна Анатольевна