Урок музыки «Из чего состоит опера»

1
0
Материал опубликован 21 March 2016

Тема: Из чего состоит опера

Ход урока:

Организационный момент.

У каждой группы таблички: «Отдел оперного либретто», «Отдел оперного пения», «Отдел оперного ансамбля», «Отдел оперного хора», «Отдел оперного оркестра», «Отдел балета и оперной постановки», «Композитор».

Сообщение темы урока.

Тема нашего урока – «Из чего сделана опера». По законам оперного театра опера делится на действия (акты), действия на картины, картины на сцены.

Работа по теме урока.

Мы с вами разделимся на группы, которые профессионально занимаются в разных Оперных отделах. Представитель каждого отдела расскажут нам о деятельности каждого Отдела.

Сейчас я раздам вам некоторую информацию. На ознакомление даётся пять минут.

Начнём работу. Чем же занимается Отдел оперного либретто? Вам слово. (Либретто в переводе с итальянского языка означает книжечка. Либреттист — тот, кто сочиняет текст оперы в стихах или прозе, можно сказать — оперный поэт, оперный писатель.)

Идём к певцам. Что же делает Отдел оперного пения? Пожалуйста, вам слово! (Ария - главная музыкальная характеристика героя оперы. Исполняется одним певцом в сопровождении оркестра. Также есть и другие способы проявления своих чувств – в речитативе. Речитатив — в переводе декламация, чтение вслух. Здесь герои бросают друг другу короткие фразы — реплики, сообщают всякие подробности оперного действия.)

Выразительность арии необыкновенна, она раскрывает нам характер героев более полно и разносторонне, рисует автопортрет.

Сейчас мы с вами послушаем фрагмент из четвёртого действия оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова — «Сцену таяния Снегурочки».

Это один из самых тонких, поэтичных персонажей оперного искусства. Дар любви, подаренный ей матерью Весной, губит Снегурочку, она тает от беспощадных солнечных лучей. И одновременно момент таяния становится для Снегурочки минутой счастья, её душа достигает наивысшего рассвета. Вот такая двойственность состояния выражена в словах Снегурочки: «Люблю и таю».

Идём дальше. Вот вам и Секретный отдел или Отдел оперного ансамбля. А почему он секретный, мы узнаем из рассказа представителей этого отдела. (Слово ансамбль — значит вместе. Бывает такое, что несколько героев какой-то оперной истории собираются вместе. О чём они поют? Попробуйте-ка понять людей, когда все говорят разом и каждый о своём. Слушать такое просто невозможно... в жизни. А в опере — одно удовольствие. Почему так? Это секрет оперного ансамбля, поэтому наш отдел называется ещё и секретным.)

Идём далее. Отдел оперного хора, о нём мы не так давно с вами уже говорили. (Хор - важный участник происходящих на сцене событий, может быть в согласии с главными героями, а может и вступать в конфликт.)

Спасибо. Следуем дальше, опускаемся в оркестровую яму. Оркестровой ямой называется площадка перед оперной сценой, где располагается чуть ли не самый многочисленный отдел — Оперный оркестр. (Оркестр выполняет особое задание: он играет увертюру к опере, чтобы заранее всех настроить на нужную волну.)

Инструментальные фрагменты опер представляют собой подлинные шедевры. К одному из таких примеров относится знаменитая «Мелодия» Кристофера Виллибальда Глюка из оперы «Орфей и Эвридика», которую называют «Жалобой Эвридики». Опера повествует о мифическом певце Орфее, божественное пение которого подчиняло силы природы, и о его жене — юной нимфе Эвридике.

Эвридика, укушенная змеей, умирает и попадает в царство мёртвых. «Жалоба Эвридики» — музыка, передающая печаль её разлуки с жизнью. Настолько выразительна и проникновенна эта музыка, что её ещё называют «Арией без слов».

Слушание музыкального произведения. ♫

Как звучит эта музыка? (Музыка звучала очень нежно, изящно, красиво.)

Следующий отдел балета, вам слово. (Отдел балета — если по ходу действия оперы требуются танцы, чтобы украсить оперу, я всегда приду на помощь.

А я представляю Отдел оперной постановки, здесь, как в любом театре, художник рисует декорации, режиссёр ставит спектакли, гримёр гримирует артистов, костюмер готовит костюмы, осветитель распоряжается светом, машинист сцены орудует механизмами, а пожарник следит за противопожарной безопасностью.)

И, конечно, главное лицо в оперном деле — композитор. (Он сочиняет музыку, а музыка в музыкальном деле всему начало и всему конец. Недаром имя композитора всегда стоит первым, рядом с названием каждой оперы.)

Итог урока.

Каждая опера, ребята, это целый мир сюжетов, действий, персонажей, музыки, гармонии, оркестровки, декораций, актерской игры. И, конечно, прав был Н.А. Римский-Корсаков, сказав о том, что «Каждая опера неповторима, как неповторим вдохновивший её литературный сюжет».

Домашнее задание.

Придумать название собственной оперы. Нарисовать на листе формата А4 оперную декорацию к своей опере.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.