12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Суворкова Нэйля Фалюровна90
Россия, Пермский край, Пермь

Конспект

урока музыки для учащихся 3 -го класса

учителя музыки Суворковой Нэйли Фалюровны

в музыкальном театре « Опера « Руслан и Людмила ». « Увертюра».

Тема: Опера «Руслан и Людмила» М.И.Глинки.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: Сформировать представление об особенностях построения оперного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через знакомство с оперой М.И. Глинки « Руслан и Людмила».

Задачи:

1 Предметные

- продолжение знакомства с жанром оперы, отдельными сценами и с певческими голосами;

- постижение триединства деятельности композитора- исполнителя- слушателя;

-углубление представлений учащихся о способах и приемах музыкального развития на основе восприятия и исполнения музыкальных тем;

-Выявить взаимосвязь музыки - слова - изобразительного искусства в опере.

-Освоить понятия: опера, солист, хор, контраст, увертюра-финал.

2.Метапредметные

-Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;

-Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы;

- Взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;

-Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

3.Личностные

-Формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;

-Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

-Развитие образно-ассоциативного мышления детей на основе активного, прочувствованного восприятия музыки.

Метапредметные умения ( УУД), которые будут формироваться в ходе урока

Регулятивные:

- принимать и удерживать учебные задачи;

- включаться в процесс решения поставленных задач.

Познавательные:

- учатся понимать особенности музыкального театра.

- анализ и обобщение полученных ранее знаний.

Коммуникативные:

- Умение слышать, слушать и понимать окружающих;

- участвовать в коллективном исполнении.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы работы:

- объяснительно - иллюстративный (изложение материала);

- практический (отработка навыков);

- исследовательский (выявление общих характеристик в музыке и литературе, анализ результатов)

Основные понятия, термины:

ария, увертюра, каватина, сопрано, баритон.

Оборудование и материалы:

Учебник «Музыка. 3 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина;

Хрестоматия «Музыка. 3 класс».

Фонохрестоматия. 3 класс.

Фортепиано.

Карточки с новыми терминами.

портрет композитора М.И.Глинки.

Ход урока

На доске записана тема урока:

Опера « Руслан и Людмила».

Входят дети в класс под «Марш Черномора».

У. Ребята, вы узнали эту музыку?

Как вы думаете, почему наш урок начался с этой музыки?

Д. Мы будем говорить о сказочных персонажах.

У. Верно. А сказочные герои - это персонажи сказок.

Скажите, а Черномор в какой сказке живет?

Д. Руслан и Людмила. А.С.Пушкина.

У. Ребята, вы на уроках литературы учили замечательное вступление к сказке? (предлагаю ребятам хором рассказать эти строки « У Лукоморья дуб зелёный….)

- Сегодня на уроке мы продолжим открывать новое, выявлять особенности развития музыкальных образов. Постараемся «увидеть» основной конфликт, столкновение сил добра и зла, победу света над тьмой.

Каких персонажей из этой сказки мы поставим на сторону ДОБРА? А каких на сторону зла?

Д. (ответы)

У. Музыка оперы построена на борьбе Добра и Зла. Это происходит не только в искусстве, но и в жизни.

Сталкивались ли вы в жизни со злом? Приведите примеры добрых отношений.

Д. (ответы)

У. Ребята откройте учебник на странице №70.Рассмотрите иллюстрации.

О каких героях мы сейчас начнем рассказ?

Д. О Руслане и Людмиле.

У. Я предлагаю вам послушать арию Руслана, но прежде нам нужно вспомнить, что такое АРИЯ?

Д. Песня главного героя из оперы.

У. А какую мы слушали арию не так давно?

Д. Ария Сусанина.

У. Ария - это вокальное произведение для одного голоса с аккомпанементом, соответствующее драматическому монологу, обычно в составе оперы. Под арией может также подразумеваться музыкально-инструментальная пьеса певучего характера. Предлагаю ребятам представить, что они в театре.

СЛУШАНИЕ арии Руслана.

Как эта ария помогает нам понять характер главного героя?

- Давайте попробуем исследовать изобразительные и выразительные возможности музыки.

Д.(ответы)

У. Партию Руслана в опере исполняет низкий мужской голос, но выше, чем бас. Этот голос называют – БАРИТОН.

Прикрепить карточку с названием на доске.

А какие женские голоса вы знаете в опере?

Д. Сопрано, альт.

У. Мы с вами сейчас послушаем Коватину Людмилы. Слово КОВАТИНА для нас новое.

Кавати́на (итал. cavatina) — это небольшая лирическая оперная ария. С конца XVIII века часто - выходная ария в опере. Это небольшая и несложная песенная форма в небыстром темпе в духе арии с одной нежной темой.

Слушание каватины Людмилы.

У. Давайте мы с вами сравним эти два музыкальных фрагмента. Как композитор показывает музыкой отважного Руслана и изящную, любящую Людмилу?

Д.(ответы)

Разучить с ребятами фрагмент коватины.

У. Ребята ,откройте следующую страницу учебника. Прочитайте , как А.С. Пушкин характеризует Фарлафа.

А как композитор относится к этому персонажу мы узнаем послушав сцену из 2 действия оперы. В ней злобная колдунья Наина обещает Фарлафу свою помощь. Партию Фарлафа в опере исполняет самый низкий мужской голос

БАС.

Слушание.

У. Сравните, ребята, музыкальный и поэтический образ Фарлафа.

Как меняется состояние Фарлафа на протяжении действия?

Что отличает тему Фарлафа от темы Руслана?

Д.(ответы)

У. А как звучит партия колдуньи Наины?

Д. Мелодия ее не очень развита. Звучит словно заклинание.

У. Предлагаю спеть тему Фарлафа по нотной записи.

Постарайтесь передать интонацией его безудержную радость. Торжество и хвастовство.

У. Кто из вас знает, как закончится сказка?

Это мы можем узнать в самом конце сказки, а в опере можно это узнать в самом начале – в увертюре. Что такое увертюра?

Д. Музыкальное вступление к опере.

У. Ребята, определите, как звучит музыка и чем, возможно, закончится опера?

Слушание увертюры.

Д. В конце увертюра звучит ликующе, светло, жизнеутверждающе.

Думают, что все закончится хорошо, т.к. слышны жизнеутверждающие нотки.

После прослушивания учащиеся определяют, что данное произведение созвучно русским народным сказкам, где добро побеждает зло.

У. Через музыкальные интонации, темы, краски можно передать характер человека, сюжетную линию произведения, торжество светлых сил жизни.

Вот на этой торжественной ноте мы и завершим свое сегодняшнее путешествие в оперу. Закончилась наша маленькая экскурсия.

Большое это дело – опера.

Подведение итогов. Рефлексия.

Что больше всего вам понравилось на уроке? Какой вид деятельности? Оцените свою работу, работу своих одноклассников.

Домашнее задание: повторить и вспомнить слова песни «Сказки гуляют по свету» Е.Птичкин, М.Пляцковский.

У. Молодцы! (выставление оценок)

Спасибо за урок!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.