12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Киянова Людмила Андреевна792
Россия, Ростовская обл., Х.Выдел Родионово-Несветайского района
7

Методическая разработка урока литературы в 5 классе «Из истории создания поэмы «Руслан и Людмила»

Методическая разработка урока литературы в 5 классе учителя МБОУ «Выделянская СОШ» Кияновой Л.А.

Тема: «Из истории создания поэмы «Руслан и Людмила».


 

Цели и задачи: - познакомить обучающихся с отрывками из книги донского пушкиноведа В.П.Гнутова «Поэт в краю степей необозримых», которая посвящена эпизодам жизни и творчества А.С.Пушкина, связанным с его пребыванием на Дону;

- учить школьников находить в художественных произведениях Пушкина яркий след впечатлений, которые произвела на поэта Донская земля;

-формировать у обучающихся навыки выразительного чтения, монологической речи.

- пробудить в детях живой интерес к жизни родного края;

- воспитывать в учащихся высокие патриотические чувства.

Форма урока: заочная экскурсия с использованием ИКТ. 

Визуальный ряд: - презентация «Пушкин на Дону»; -видеосюжет из фильма «Руслан и Людмила»; - видеосюжет из м/ф «Сказка о рыбаке и рыбке» (пролог «У Лукоморья»); - коллаж «Пушкинское Лукоморье».

Звуковой ряд: - отрывки из книги В.П.Гнутова «Поэт в краю степей необозримых» в исполнении учителя (в хрестоматии для 5-7 классов «Литература Дона»); - пролог к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» в исполнении подготовленных учащихся.

 


 

Ход урока.

1.Слово учителя. - Добрый день, ребята. Нашу жизнь можно сравнить с книгой, где каждый прожитый день, месяц, год – это страницы, наполненные встречами и расставаниями, увлечениями и ожиданиями, путешествиями и открытиями. Сегодняшнюю страничку нашей жизни я предлагаю посвятить новой встрече со старым знакомым – с великим русским поэтом А.С.Пушкиным, человеком интересной судьбы, выдающейся личностью.

- Скажите, ребята, какие произведения Пушкина вы читали и чем они вам запомнились? ( Ответы учащихся.)

- Этот человек знаком каждому из нас с раннего детства, он сопровождает нас всю жизнь: учит радоваться жизни, быть честными и милосердными, отважными и целеустремленными. Но более всего поэт учит нас любить нашу великую родину – Россию и нашу малую родину – Донскую землю, от пребывания на которой у него остались самые яркие и незабываемые впечатления. Я предлагаю вам еще раз прикоснуться к творчеству Пушкина и открыть для себя новые грани его таланта.


 


 


 

Слайд 1.

Итак, сегодня мы отправляемся на экскурсию по следам пребывания поэта на Донской земле. И поможет нам в этом донской литературовед, исследователь жизни и творчества Пушкина, Василий Петрович Гнутов, написавший книгу «Поэт в краю степей необозримых», отрывок которой вы найдете в хрестоматии для 5-7 классов «Литература Дона»

2.Работа с отрывком из книги В.П.Гнутова «Поэт в краю степей необозримых».

(Читает учитель. Чтение сопровождается презентацией «Пушкин на Дону».)

«За вольнолюбивые стихи император Александр Первый выслал Пушкина из Петербурга в захолустный Екатеринослав, где поэт заболел малярией и где его больного , в бреду, поздним веером 26 мая 1820 года нашли в бедной хижине приехавшие из Киева Раевские. Герою Отечественной войны 1812 года, корпусному генералу Раевскому-отцу, ничего не стоило склонить мягкого генерала Инзова, начальника Пушкина, к согласию отпустить поэта вместе с ними подлечиться на Кавказ. Так опальный поэт очутился в одной карете с генералом, его сыном Николаем и военным врачом Рудьковским, сопровождавший генерала на Кавказские Воды.

Началась степь, и ее воздух, настоянный на шафране и белом доннике, неувядающих запахах чабреца и полыни, словно целебный бальзам, вернул Пушкину телесную силу и бодрость духа, Глядя на бескрайнюю равнину с высоким, сочным разнотравьем и купами весеннего горицвета на склонах пересекаемых балок, Пушкин думал, что отсюда шли на Киев печенеги, которых так славно поразил его Руслан». ( Просмотр видеосюжета (бой Руслана с печенегами под стенами Киева) из художественного фильма «Руслан и Людмила».)

По словам Гнутова, незадолго до этой поездки Пушкин закончил поэму «Руслан и Людмила», и вполне можно предположить, что в дороге поэт постоянно возвращался к образам своего произведения, тем более, что степные просторы сами рассказывали о былой героической истории.

Слайд 2

Нашим путешественникам встречались древние курганы с каменными идолами посреди

пестрого разнотравья, орлы, парившие в знойном мареве, истлевшие кости в густом ковыле – все это были места, где когда-то соратники великого киевского князя сражались с хазарами и печенегами. Да и древняя хазарская столица, Белая Вежа, находилась недалеко – у станицы Цимлянской (ныне и станица, и хазарская столица покоятся на дне Цимлянского водохранилища).

«Поэт снова был весел, шутил и непринужденно вел беседы с генералом. Началось лукоморье…»

Слайд 3.

Литературовед описывает, как, отдыхая под вековыми дубами на островах в дельте Дона, Пушкин рассматривал ржавеющие в речном иле огромные цепи, которыми когда-то турки перекрывали путь кораблям к Азовской крепости. По преданию, самая большая и толстая цепь была золотой, но ее успел увезти турецкий султан перед тем, как крепость захватили казаки…

5 июня ранним утром прибыли в Таганрог, остановились в доме градоначальника, в котором двумя годами ранее останавливался сам император Александр I.

Слайд 4.

«Город на хорошем месте, - писал о Таганроге Н.Раевский,- строением бедный… но торговлей богат». Действительно, по словам Гнутова, Таганрог в 1820 году был довольно крупным торговым городом с населением около 9000 человек. Кроме русских в Таганроге проживали армяне, итальянцы, англичане, персы, турки… Здесь было около 30 различных заводов и фабрик. Город вел широкую заграничную торговлю.


 

Гнутов описывает интересный эпизод, случившийся с путешественниками по дороге в Ростов: « Омытое дождем, голубело небо, светило солнце. Где-то на обрывистом берегу моря…увидели избушку, покосившуюся, без окон, или, может быть, они были на той стороне, обращенной к морю. Да и дверей они не приметили. Обшарпанная, давно не белённая, крытая соломой, она являла жалкий вид и казалась нежилой. И вдруг, словно из-под земли, появилась возле избушки старуха, черная от загара, простоволосая, с заткнутым за пояс черным передником. Приложив ко лбу ладонь, старуха глядела на проезжающие экипажи. – Вот на! – закричал Пушкин.- Ни дать ни взять – баба-яга у своей избушки на курьих ножках! Все согласились с ним, что очень похоже».

И, конечно же, по дороге из Таганрога в Аксай не могли они проехать мимо руин Танаиса…

Слайд 5

Мимо того холма, с которого, что 2000 лет, что 200 лет назад, что сейчас можно увидеть голубую дельту Дона. А дальше на запад – берега Азовского моря, напоминающие по форме изогнутый лук… Вот оно где отыскалось, сказочное Лукоморье, воспетое Пушкиным.

Слайд 6.

А дальше на пути лежал Ростов. Тогда никто и представить не мог, что через какие-то 100-150 лет он станет культурным, научным и промышленным центром всего региона.Путешественники осматривали крепость Святого Дмитрия Ростовского. «Крепость, - пишет Гнутов, - была хорошо известна генералу Раевскому. Еще двенадцатилетним мальчиком он около года жил в этой крепости с матерью, когда его отчим ходил на Кубань вместе с Суворовым»,

Слайд 7.

Сейчас от стен этой крепости остался крохотный кусочек, стоящий на пересечении улицы Большой Садовой и переулка под говорящим названием Крепостной. Границы крепости проходили по улице Горького, по Нахичеванскому переулку и по улице Станиславского. Сам же Ростов в то время не представлял особого интереса для путешественников, его считали крепостным предместьем.

 

«В одной версте на восток, - продолжает Гнутов, - стоял армянский город Нахичевань. Армяне сюда были переселены из Крыма в 1779 году. Проезжая по Нахичевани, задержались на базаре. Многоязычная толпа поразила воображение поэта… Из Нахичевани путь держали в станицу Аксайскую… остановились во дворе конно-почтовой станции».

Слайд 8

На следующий день генерал Раевский решил навестить своего боевого товарища Денисова, который в то время был войсковым атаманом на Дону и проживал в Новочеркасске. По дороге « увидели огромный раскидистый дуб. Судя по толщине его ствола у основания, дуб был очень стар. «Какое могучее дерево и какая сила жизни, - думал Пушкин, любуясь великаном… и вдруг приметил: полуприкрытая листвой, на ветке дуба сидела девушка в длинном ярком платье, схваченном у талии цветным пояском.

- Смотри, Николай, русалка на ветвях сидит! – воскликнул поэт.

Раевский рассмеялся:

- На дубе сидит простая девушка-казачка, но ты не был бы Пушкиным, если бы не увидел в ней русалку.

Все рассмеялись…

Слайд 9.

Так неожиданно радостно и счастливо началась ссылка молодого поэта. Яркие впечатления от этой поездки остались у него на всю жизнь, по словам Гнутова, самыми сладостными воспоминаниями. Они позволили Пушкину создать неповторимые образы в своих произведениях.

… Через 8 лет, в 1828 году, во втором издании поэмы «Руслан и Людмила впервые был напечатан пролог «У Лукоморья дуб зеленый».

 

3.Просмотр видеосюжета из м/ф «Сказка о рыбаке и рыбке» (пролог «У Лукоморья дуб зеленый»).

4.Выразительное чтение учащимися пролога к поэме «Руслан и Людмила».

5.Игра «Пушкинское Лукоморье».

Учащимся предлагается разделиться на две команды, рассмотреть коллаж, перечислить изображенных на нем персонажей и назвать произведения Пушкина, в которых есть эти герои. Победителем считается та команда, которая правильно назвала больше героев и произведений.

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

6.Подведение итогов урока.

-Ребята, понравилась ли вам сегодняшняя экскурсия?

- Что нового вы сегодня узнали о жизни и творчестве А.С.Пушкина?

- Какие впечатления произвела на поэта Донская земля?

- Какая книга помогла нам узнать об этом и кто ее автор?

- В заключение я хочу поблагодарить ребят, которые помогли мне в проведении этой экскурсии. (Выставление оценок)

7.Домашнее задание: прочитать отрывок из книги В.П.Гнутова «Поэт в краю степей необозримых» в хрестоматии для 5-7 классов «Литература Дона»; подготовить выразительное чтение наизусть пролога к поэме «Руслан и Людмила».

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.