12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Подгайная Татьяна90

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования г. Владикавказа»

структурное подразделение

«Центр развития творчества детей и юношества «Нарт»











«Увлекательный мир шашек»

(образовательный проект)









Составитель:

педагог дополнительного образования

Подгайная Т.П.










Владикавказ, 2022г

Вид проекта: краткосрочный (1 месяц – май)

Возраст участников: 7-8 лет

Способ реализации: групповой


Введение

Достоверно о происхождении этой игры неизвестно, однако существуют несколько легенд и версий.


Легенды:

По одной из легенд шашки изобрел древнегреческий герой Паламед, известный как участник осады Трои. Осада города продолжалась 10 лет и, чтобы убить скуку, Паламед придумал эту игру, рисуя клетки на земле

По другой легенде, шашки придумал бог торговли и воровства Гермес. Он предложил богине Луне сыграть с ним в шашки с тем условием, что в случае ее проигрыша он получит от Луны пять дней. Одержав победу, Гермес прибавил эти пять дней к тем 360 дням, которые до этого составляли год.


Шашки в России

Шашки в России. Зарождение и развитие отечественных шашек.

По некоторым данным, игры, похожие на современные шашки, были известны восточным славянам уже в 4 в. Как показывают археологические раскопки, в «шашки» играли и в Киевской Руси (фигуры делались из глины, стекла, кости). В числе поклонников этой игры был Владимир Мономах. Упоминания о тавлеях (так называлась распространенная на Руси шашечная игра) можно найти в некоторых былинах и письменных свидетельствах посещавших Русь иностранцев.

Во времена Петра I шашки входили в программу ассамблей. Сам император был заядлым – и очень сильным – игроком. В более поздние времена шашками увлекались многие известные российские политики, ученые, деятели искусства. Упоминания об этой игре можно найти в произведениях Г.Р. Державина, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя. Но вплоть до 19 в. не существовало единых шашечных правил, что сдерживало дальнейшее развитие игры и не позволяло проводить соревнования.

В 1803 писатель и историк Н.Карамзин опубликовал первую в России статью о шашках. В 1827 вышло первое в стране печатное шашечное пособие знаменитого шахматиста и знатока шашек А. Петрова Руководство к основательному познанию шашечной игры, или Искусство обыгрывать всех в русские шашки. Автор не только изложил основные правила игры, но и поделился с читателями некоторыми ее «хитростями».

В последующие десятилетия вводится нотация для записи ходов и расположения шашек на доске, совершенствуются правила, зарождается теория игры. В некоторых периодических изданиях появляются специальные шашечные разделы, большую популярность приобретает игра по переписке и решение задач. Постепенно растет уровень игры. Сохранились свидетельства об игре некоторых шашечных самородков, в основном из Москвы и Санкт-Петербурга.

В 1884 напечатан Устав шашечной игры известного теоретика, историка и пропагандиста шашек М. Гоняева, что способствовало дальнейшему упорядочению игры (среди прочего Уставом было официально отменено так называемое правило «фука», прежде позволявшее снимать с доски шашку соперника, по невниманию не побившего чужую фишку). Этим Уставом руководствовались организаторы многих матчей и турниров в разных местах страны, включая и всероссийские шашечные первенства.

В июле 1894 в Москве состоялся первый Всероссийский турнир по шашкам, являвшийся, по сути, чемпионатом страны (организатором этого и двух следующих подобных турниров выступил пропагандист шашек П.Н. Бодянский, одно время издававший первый в России специальный журнал «Шашки»), Восемь участников играли друг с другом в два круга. Выиграли соревнования С. Воронцов и Ф. Каулен (по принятому в Москве в 1890-е неофициальному «рейтингу» относившиеся к первой категории игроков). Воронцов повторил свой успех на втором (1895) и четвертом (1901) первенствах, а Каулен – на третьем (1898). В числе призеров этих турниров были теоретики и пропагандисты шашечной игры братья А.В. Шошины (одно время издававшие «Шашечный листок»), известный этюдист Н. Кукуев и др.

В конце XIX в. прошел также первый Всероссийский шашечный турнир по переписке (победил А. Оводов) и первый Всероссийский конкурс составления (его выиграл Н. Панкратов).

В начале 20 в. предпринимались попытки возродить шашечные издания, но в большинстве своем они были безуспешны или недолговечны (счастливое исключение – шашечный отдел в приложении к журналу «Нива», который редактировал В. Шошин). Общероссийские первенства по шашкам до революции больше не проводились.


Шашки в СССР

Шашки в СССР. В 1922 прошел первый чемпионат Москвы, победителем стал В. Медков, начинавший свою спортивную карьеру еще до революции.

С 1924 проводятся чемпионаты СССР по русским шашкам (по 1991 включительно прошел 51 такой турнир). Первый чемпионат собрал 20 шашистов, сильнейшим был Медков, который, – как и все участники, набравшие более 50 процентов очков, м получил звание мастера. Медков еще дважды становился чемпионом страны. В общей сложности этот титул в разное время выигрывали 33 спортсмена: В. Бакуменко, В. Соков, 3. Цирик (завоевавший больше всех – 6 – титулов и ставший первым гроссмейстером СССР по русским шашкам) и др. Примечательно, что И. Куперман и некоторые др. победители первенств по русским шашкам затем преуспели в сто клетках – и на чемпионатах страны, и на мировых соревнованиях.

Первый чемпионат страны по шашкам среди женщин (с участием 20 спортсменок) состоялся в 1936, победу в нем одержала Е. Сущинская, не проигравшая ни одной партии.

В 1920-1930-е выходило немало специальных пособий по игре в русские шашки. Они стали тогда поистине массовым увлечением. Перед войной в стране насчитывалось свыше 100 тысяч организованных шашистов, почти 400 из них – разрядники, а свыше 40 – мастера.

Международные шашки были известны у нас в стране давно, но подлинное признание получили не сразу. Незадолго до Великой Отечественной войны прошел первый турнир по сто клеткам (победители - В. Соков и Л. Рамм). После войны московский мастер В. Гиляров выпустил первое учебное пособие. С 1954 в СССР разыгрывается официальное первенство по сто клеткам (среди победителей - А. Андрейко и др., последним чемпионом СССР стал – в 1991 – А. Шварцман). В 1956 в Москве проведен первый международный турнир с участием советских и зарубежных «стоклеточников» (победил киевлянин М. Коган), после чего наши мастера начали активно осваивать интернациональную арену. (В том же 1956 СССР входит в ФМЖД.) В разное время победителями крупнейших соревнований по сто клеткам становились И. Куперман, В. Щеголев, А. Гантварг, А. Андрейко и др., среди мастеров-женщин отличились Е. Михайловская, И. Спасская и др. Массовое признание этой разновидности шашечной игры в СССР началось в 1960-е. Если поначалу международные шашки активно культивировались лишь в Москве. Ленинграде, Киеве и Харькове, то теперь к ним добавился целый ряд других городов, – прежде всего столицы национальных республик Вильнюс, Тбилиси, Рига, Минск.

В 1960-1970-е шашки приобретают огромную популярность в стране. Помимо международных шашек, огромный интерес вызывают соревнования заочников и шашечных композиторов. С 1959 выходил популярный специализированный журнал «Шашки».

В СССР шашки были одной из самых распространенных спортивных игр. В Федерации шашек к моменту распада СССР состояло несколько миллионов человек, включая несколько тысяч мастеров спорта и разрядников.

Современный этап

Современный этап. Федерация шашек России (президент Р. Климашев) зарегистрирована в 1995. Объединяет спортивные организации почти 90 субъектов РФ. С 2000 в ФШР действует комиссия по 100-клеточным шашкам. Федерация проводит индивидуальные и командные соревнования по 64- и 100-клеточным шашкам среди представителей разных возрастных категорий, в том числе чемпионат и Кубок России среди мужчин и женщин, чемпионат среди команд субъектов РФ и др. Продолжая зародившуюся еще в советское время традицию, ФШР проводит всероссийские школьные командные соревнования на приз клуба «Чудо-шашки». В календаре Федерации значатся также турниры по молниеносным и быстрым шашкам, по заочной игре и решению шашечных композиций. Осенью 2003 ФШР была исключена из ФМЖД – за организацию «альтернативных» чемпионатов мира по русским шашкам под эгидой МАРШ.

В России функционирует также Межрегиональная общественная организация «Федерация международных шашек России», штаб-квартира которой располагается в Уфе. Она входит в ФМЖД, проводит свой чемпионат России по 100-клеткам и пр.

В 1999 официально зарегистрирован первый в стране профессиональный шашечный клуб – «Нефтяник» (г. Ишимбай), не раз завоевывавший Кубок европейских чемпионов. Подобные клубы существуют теперь и в некоторых других городах России.

Среди ведущих российских шашистов – международные гроссмейстеры А. Чижов, А. Георгиев, А. Шварцман (единственный имеет звание международного гроссмейстера в трех видах шашек: международные, русские, быстрые), Т. Тансыккужина, гроссмейстеры Т. Тетерина, Е. Бушуева, В. Лангин и др.

Актуальность проекта

Игра в шашки пришла в наши дни с древних времен. На сегодняшний день эта игра стала одним из видов спорта. Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность; вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает усидчивость, пространственное воображение; развивает способность действовать в уме; самое главное – развивает память. Шашки – это средство для умственного развития детей. Учащийся, обучающийся этой игре, становиться более собранным, самокритичным, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает так же элемент соревнования, что повышает эффективность развития обучающегося. Игра в шашки пришла в наши дни с древних времен. На сегодняшний день эта игра стала одним из видов спорта.

Игра в шашки развивает логическое мышление, смекалку, сообразительность; вырабатывает умение мыслить абстрактно; воспитывает усидчивость, пространственное воображение; развивает способность действовать в уме; самое главное – развивает память. Шашки – это средство для умственного развития детей. Ученик, обучающийся этой игре, становиться собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Такая деятельность рассчитана на работу в паре и изначально предполагает так же элемент соревновательности, что повышает эффективность развития ребенка.

Игра в шашки гениальна. Ее можно выбрать как отдых в семье, как хобби. Эта игра приближает родителей с ребенком. Шашечная игра – не сложная, не требует финансовых затрат, развивает интеллектуальную игру всей семьи.


Проблема:

Поверхностный интерес родителей к шашечной игре и неумение детей играть в данную настольную игру.


Обоснование проблемы:

Неумение и нежелание детей играть в настольные игры, в том числе в шашки.

Недостаточность знаний родителей и детей об истории игры в шашки и его видах. Незаинтересованность родителей обучению шашечной игре в дошкольном и школьном возрасте.


Цель проекта:

Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в настольную игру шашки.



Задачи проекта:

Образовательные:

познакомить обучающихся с историей игры в шашки;

совместно с педагогом дополнительного образования научить детей действовать в соответствии с правилами игры;

сформировать мотивацию к занятиям любыми интеллектуальными играми.

Развивающие:

развивать навыки общения и коммуникативной культуры;

создать благоприятные условия для развития мышления, речевых, творческих и спортивных способностей воспитанников, формирования всесторонне и гармонично развитой личности;

привить обучающимся любовь к игре в шашки через игровую и творческую деятельность на занятиях и в свободное время.

Воспитывающие:

содействовать формированию духовно-нравственных качеств личности ребёнка;

формировать способность к адекватной самооценке и уверенность в своих силах и возможностях не только при игре в шашки, но и на развивающих групповых занятиях;

формировать умение радоваться не только своему успеху, но и успеху других детей независимо от личного отношения к ним (принцип толерантности);

сформировать и развить заинтересованность родителей успехами детей через совместное творчество, участие в различных развлечениях и соревнованиях на базе школы.


Ожидаемые результаты по проекту

Реализация проекта позволит детям повысить интерес к игре шашки, развить свои творческие способности; помочь стать более уверенными в себе, целеустремленными; развить умение рассуждать, выдвигать объяснения, концентрировать внимание; улучшить эмоциональное и психофизическое состояние здоровья

Реализация проекта позволит родителям повысить заинтересованность членов семьи к игре в шашки в условиях семейной педагогики; улучшить психологический климат в семье на основе формирования единства интересов всех ее членов; приобщать своих детей к занятиям спортом – шашкам.


Этапы работы проекта

Подготовительный этап

Разработка проекта.

Постановка проблемы, формулировка темы.

Постановка целей, задач, содержания проекта.

Подбор литературы (художественной, научно-популярной, энциклопедической).

Составление будущего плана деятельности.

Задачи:

изучить историю возникновения и развития шашек;

показать значение шашек в развитии личности ученика, его успешности в жизни;

заинтересовать обучающихся игрой в шашки, привлечь родителей к совместным турнирам.

Основной этап

Осуществление деятельности (работа с источниками информации).

Источники информации:

Википедия. Раздел «Шашки»;

Сидлин А. М. «Как научиться играть в шашки».

Вопрос-викторина

(Приложение 1)

Заключительный этап

Подготовка отчетных материалов проекта.

Шашечный турнир «В Шашечном Королевстве» (итоговое мероприятие).

Презентация проекта «Увлекательный мир шашек».

(Приложение 2)

Итоги реализации проекта

Дети познакомились с историей игры в шашки и её видах.

Изменился взгляд родителей на обучение детей шашечной игре

Возрос интерес и желание детей к совместной игре

Дети в конце проекта стали с большим интересом, с успехом и чаще играть в настольные игры и, в частности, в шашки.

100% детей группы овладели шашечной игрой.





Литература

Барский Ю. П., Городецкий В. Б. Сеня. Храбрик и шашки. М.: Дет. лит., 1992.

Вигман В.Я. – «Радость Творчества», 2005.

Городецкий В. Б. Книга о шашках. М.: Дет. лит., 1984.

Егоров А.В. – Как научить играть в шашки? 2005.

Погрибной В.К., Юзюк В.Я. – Шашки для детей. Феникс, 2011.

Сказка о том, как Аня играла с казаками в шашки

Юровский Е.М., Кондратьева Л.П. – Зайкины шашки, 2001.































Приложение 1


Вопрос-викторина

Как называется доска для игры в шашки? (Шашечница)

Какой формы шашечная доска? (Квадратная)

Какого цвета клетки поля при игре в шашках? (Белого, черного)

На каком цветовом поле ведется игра? (На черном)

Сколько клеток на доске русских шашек? (64 клетки)

Можно ли ходить простой шашкой назад? (Нет, только вперед)

Как называются прямые линии, которые идут слева направо и справа налево? (Горизонтальные линии)

В какую фигуру превращается шашка, если она доходит до противоположного горизонтального края доски. (В дамку)

Какая линия длиннее: горизонтальная или вертикальная? (Линии равные)

Какое количество шашек в распоряжении игроков в русских шашках? (12 шашек)

Как же называются линии, которые идут сверху вниз и снизу вверх? (Вертикальные линии)

В какую игру еще можно играть на шашечнице? (Шахматы)

Как зовут человека, который играет в шашки? (Шашист)

На каких квадратах располагаются шашки? (На чёрных)

Как располагаются шашки в начале игры? (На трёх горизонтальных линиях с каждой стороны)

А как определить, кому, какими играть? (С помощью жребия, в любительских партиях просто зажимают в двух руках по 1 шашке разного цвета, и предлагают партнёру выбрать одну из двух. Какую шашку выбрал, таким цветом ему и играть)












Приложение 2


Шашечный турнир по русским шашкам «В Шашечном Королевстве»

(итоговое мероприятие)


Цель: создать условия для интеллектуального развития обучающихся


Задачи:

Обучающие:

активизировать мыслительную деятельность, тренировать память, внимание, находчивость, смекалку

Развивающие:

развивать логическое мышление, чувство ответственности и умение, разрешать проблемные ситуации

Воспитывающие:

воспитывать спокойствие и настойчивость, умение достойно выиграть и проигрывать с достоинством


Предварительная работа:

заранее познакомить обучающихся с правилами проведения турнира, чтобы все участники относились ответственно и осознанно к предъявляемым к ним требованиям;

подготовить дипломы, карточки с именами участников турнира;

составить жюри (наблюдатели), назначить ответственного за награждение участников;

подготовить столы для проведения мероприятия.


Правила турнира:

В первом туре играют все участники (12 обучающихся-6 пар) турнира. Наблюдатели следят за ходом игры. Проигравшие в первом туре игроки (6 чел.) занимают 3-е место и выходят из игры. Во втором туре встречаются победители первого тура (6чел.) и делят между собой 1-е и 2-е места (3 первых и 3 вторых места).


Ход турнира

Ведущий: Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости. Мы с вами сегодня в гостях в шашечной стране, где у нас пройдет шашечный турнир. Давайте все вместе поприветствуем участников турнира!

(Ведущий по очереди представляет всех участников турнира)

(Дети выходят и выстраиваются полукругом).

Ведущий (обращается к участникам): Ну что, ребята, готовы соревноваться?


Обучающиеся: Да.


Первый обучающийся:

Рассказать пришла пора!

Шашки – древняя игра.

К нам пришла издалека

Чёрно-белая доска –

Из Египта. Это – клетки,

Разноцветные соседки.

Рядом с белым – черный цвет,

И другого цвета нет!


Второй обучающийся:

Убедитесь в этом сами.

Клетки названы полями.

Знайте, черные поля –

Это шашкина земля!


Третий обучающийся:

Шашки – маленькие шайбы.

С ними клюшкой поиграть бы.

Шашки бьются меж собой,

А игра упорный бой!


Четвертый обучающийся:

Вот свободные поля

(Вспомним, шашкина земля!).

На одно лишь только поле

Шашку двигаем, не боле!


Пятый обучающийся:

Может шашка шашку «бить» ...

И такое может быть,

Но тогда, на самом деле,

Говорят, что шашку «съели» ...

Шестой обучающийся:

Но внимательно смотри!

Можно «съесть» и две, и три –

Выполнялось бы условье.

Хоть четыре! На здоровье!


Седьмой обучающийся:

Я еще добавить рад:

«Есть» мы можем и назад!

Но ходить – всегда вперед.

Там нас превращенье ждет,

Там свершиться может чудо:

Шашка слабая покуда.

До конца доски дойдет –

Силу дамки обретет ...


Восьмой обучающийся:

Ходит дамка словно пава.

Взад – вперед, шаги легки –

И налево, и направо,

Из конца в конец доски.

Любит «главную дорогу»,

«Есть» старается помногу.

Может «есть» издалека.

В дамках сила игрока


Ведущий: Ребята, очень трудно и интересно, наверное, играть в шашки? А за что вы любите эту игру?


Обучающиеся (все вместе):

Шашки – древняя игра.

Она полезна и нужна!

Быть внимательным и честным.

Учит нас всегда она!


Ведущий: Ребята, сегодня вы продемонстрируете свое умение играть в шашки. Ведь у нас сегодня здесь пройдет шашечный турнир.


Ведущий: В жюри у нас... (представление жюри)

Ведущий: Кто с кем будет играть, сейчас определим с помощью жребия.

Один из наблюдателей вытягивает по 2 карточки с именами детей из мешочка и определяет пары детей. Дети занимают столы.


Ведущий: Определим, кому, какими шашками играть? (С помощью жребия, в любительских партиях просто зажимают в двух руках по 1 шашке разного цвета, и предлагают партнёру выбрать одну из двух. Какую шашку выбрал, таким цветом ему и играть)


Ведущий (обращается к игрокам): Ну что, ребята, самые внимательные и умелые из вас выйдут победителями! Желаю вам удачи и побед!


Ведущий: Прежде чем объявить наш турнир открытым, хочу сказать, что наши участники здесь сегодня не одни. В зрительном зале сидят их товарищи и родители, которые поддерживают наших игроков и очень за них переживают.


Ведущий (обращается к игрокам): Не нарушайте правила игры, будьте спокойны и предельно внимательны и вас ждет успех! Шашечный турнир объявляю открытым!

Турнир начинается. Наблюдатели ведут протокол соревнования для выявления победителей. По окончании турнира определяются победители турнира.


Ведущий: Вот и подошел к концу наш шашечный праздник. Все вы храбро сражались за победу, все вы молодцы, но сегодня кому-то повезло больше, кому-то меньше. И я передаю слово председателю жюри для объявления сегодняшних победителей.

Награждаются все участники турнира, все дети угощаются сладкими подарками.


Ведущий: На этом шашечный турнир объявляю закрытым.

Мы надеемся, что дети

Предпочтут уроки эти

Лязгам дикого эфира.

А затем в масштабах мира

Пусть бескровный этот бой

Увлекает за собой

Всех людей на всей планете

И на звездах, что нам светят!


Подведение итогов занятия

Педагог: Наше занятие подходит к концу. Давайте посмотрим, какие у нас результаты.

Ребята, турнир показал, что вы хорошо усвоили наши уроки и сражались как полноценные соперники. Но нам многому надо ещё научиться. Впереди у нас знакомство с новыми ходами и комбинациями, разыгрывание новых партий, подробный разбор хитростей и особенностей игры.


Рефлексия

Ребята, закончился шашечный турнир. Что больше всего понравилось? Довольны вы своими результатами? Какие ваши пожелания для будущих турниров?

Участники делятся впечатлениями и демонстрируют свои решения.


Педагог: Спасибо за занятие. На следующих занятиях мы продолжим изучать эту интересную игру – шашки.

Опубликовано


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 25.03.24 в 19:11 0Ответить Пожаловаться
Замечательный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.