Факультативный курс по программе «Песочная живопись» («сэнд – арт»)

4
0
Материал опубликован 11 February 2022 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»

г. Биробиджан


Факультативный курс по программе

«Песочная живопись» («сэнд – арт»)

Направленность: художественная

Возраст учащихся: 10-14 лет



1.Пояснительная записка

На сегодняшний день значительно возрос интерес специалистов – педагогов, психологов, логопедов к организованным занятиям с детьми с использованием песка и специальной световой доски. Доказано, что благодаря этому, у учащихся, в том числе и у детей с ОВЗ, развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь), умение действовать по словесным инструкциям. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Песок дает возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное - быстро достигать желаемого результата. Техника рисования песком хороша тем, что в процессе деятельности можно изменить рисунок, нарисовать новый, дополнить его деталями и т. д. Рисуя песком, не надо ждать, когда он высохнет, не надо пользоваться ластиком, чтобы исправить ошибки. В рисовании песком участвуют обе руки, поэтому оба полушария мозга работают.

Программа основывается на Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Программа составлена с учётом возрастных особенностей детей.

Цель программы:

- углубление знаний, развития интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессионального самоопределения, подготовки одаренных учащихся к конкурсам и выставкам.

Задачи программы:

Образовательные:

- обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка;

-обучать умению самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения;

- продолжать знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду).

Развивающие:

- развивать познавательную активность детей, память, внимание, мышление, творческое воображение, креативность;

- формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого предмета;

- развивать навыки саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний;

- развивать умение совместно работать со сверстниками в группах разной комплектации, планировать деятельность.

Воспитательные:

- способствовать самоопределению и творческой самореализации;

- воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Формы и режим занятий

Программа рассчитана на 18 часов. Занятия проводятся один раз в неделю по два академических часа по 40 минут с переменой – 10 минут.

Форма обучения – очная. Основная форма обучения – занятие, включающее теоретическую и практическую часть. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме (4-5 человек).

Возраст обучающихся – 10-14 лет.

Принципы реализации программы

В процессе обучения применяются принципы реализации программы:

- принцип воспитывающего обучения, поскольку учащимся даются не только знания, но и формируется его личность;

- принцип связи теории с практикой, который позволяет обосновать необходимость полученных знаний и возможность их практического применения;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип доступности;

- принцип наглядности.


2.Учебно-тематический план

п/п

Название раздела и темы

Кол-во

часов

Форма занятий

1

Введение. Техника безопасности в работе с песком, вводный инструктаж. История возникновения песочной анимации, знакомство с материалом (песком). Знакомство с песочными коробами.

1

Вводный инструктаж, просмотр видеороликов

2

Волшебство линий. Точки и круги. Упражнения.

1

Рассказ, игра,

демонстрация

3

Техника рисование песком «Насыпания». Упражнения.

1

Рассказ, игра,

демонстрация

4

Техника рисование песком «Отпечатка»

1

Рассказ, игра,

демонстрация

5

Знакомство с техникой «Вытеснение». Дерево. Упражнения.

2

Рассказ, игра,

демонстрация

6

Техника рисование двумя руками одновременно. Упражнения.

1

Демонстрация, практ. задание

7

Техника рисования песком.

Эмоции и чувства: радость, грусть, удивление и т.д.

1

Практ. задание

8

Сюжетное рисование в технике «насыпания» «Моя мама»

2

Практ. задание

9

Сюжетное рисование по теме: «Город, в котором я живу».

4

Практ. задание

10

Сюжетное рисование по теме: «Детство».

4

Практ. задание


Итого

18



Методическое обеспечение программы

Для успешного и полного освоения курса программы необходимым условием является применение различных форм и методов обучения:

Методы: наглядно-слуховой, практический, объяснение, наглядно-зрительный, метод активизации творческих проявлений, метод экспериментирования, побуждения, предложения, совместного поиска, наблюдения, помощи.

Приемы: дискуссии, беседы, игры – коммуникации, экологические и исторические игры, проективные игры, познавательные игры, рисование песком, посыпание цветной морской солью, элементы сказкотерапии, музыкальное сопровождение

Формы: специально организованные фронтальные, групповые, индивидуальные занятия; совместная деятельность взрослого и детей; самостоятельная деятельность детей; игры с песком, рисование песком; создание выставок; участие в конкурсах.

Материально-техническое обеспечение программы

Занятия проводятся на базе МБОУДО «Детская художественная школа».

Оборудование:

1.Водонепроницаемые деревянные ящики;

2.Ящики со световым стеклом;

3.Песок, лопатки.


Техники работы

«Техника закидывания».

Используется для создания темного фона на большей части рабочей поверхности. Делается несколькими быстрыми движениями. Ребром ладони как бы сбрасываем верхушку с песка, лежащего вдоль края стекла, к центру или противоположному краю стекла. От амплитуды движения будет зависеть, насколько далеко песок распространяется по поверхности. При закидывании получаются причудливые песочные разводы. С помощью данной техники удобно изображать небо, землю, море.

«Техника засыпания».

Используется для создания затемненных поверхностей. Данная техника позволяет создавать градации и тонкие переходы на темных участках рисунка. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно – таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки. Совершая небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности, аккуратно рисуем темную поверхность в нужном месте. От продолжительности процедуры засыпания песка будет зависеть степень темноты данного участка рисунка. При использовании данной техники получаются поверхности с разными контурами.

«Техника насыпания».

Взяв песок в кулак, сжимаем его и держим вертикально, чтобы пальцы были обращены к рисующему. Рукой, находящийся в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по нужному контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящней она получится. Данный вид техники применяется для затемнения элементов рисунка внутри контуров или получения темных фигур с простым и сложным очертанием. Положение руки и песка остаются прежними, меняются лишь движения кисти, они напоминают штрихование карандашом.

«Техника вытирания».

Данный вид техники применяется для создания светлых участков на рисунке. Вытирая лишний песок с поверхности, рисуем нужный силуэт из оставшегося песка. Положив ладонь на поверхность, и немного нажимая на нее, двигаем кистью по стеклу в нужном направлении. Для получения небольших светлых пятен используем боковую поверхность большого пальца.

«Техника процарапывания».

Итог процарапывания – создание светлого контура, схожего со следом карандаша или фломастера. Для рисования используем подушечку пальца или ноготь

«Техника отпечатка».

Помогает добиваться имитации различных фигур и материалов. В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно использовать отпечатки все ладони, пальцев, ребра ладони. Также можно использовать различные предметы: расческу, кисти, картонку.


Список литературы

Белоусова О.А. Обучение дошкольников рисованию песком. –Журнал «Старший воспитатель» No5/ 2012г.

Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.

Зинкеевич- Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. – СПб.:Речь, 2002. – 224 с.

Мариелла Зейц «Пишем, рисуем на песке. Настольная песочница», «Москва. Инт», 2010. –93с.


Пальчиковые игры и упражнения

По материалам сайта http://doshkolniki.org

Щупальца осьминога

Пальцы сжаты в кулачки и развернуты к себе. Слова произносим четко!

Много ног у осьминога (поочередно, начиная с большого, выпрямляют все пальцы — 1-я позиция).

Все они ему нужны (пальцы в обратном порядке сгибаются в кулак — 2-я позиция).

Заменяют ему руки (1-я позиция).

Очень ловкие (2-я позиция) они (кулачки повернуть на себя и одновременно их раскрыть).

Цветок

У каждого из вас кисти рук превратились в цветок.

Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.

Утром рано он закрыт (кисти рук находятся в исходном положении).

Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают полураскрытый бутон).

Раскрывает лепестки, красоту их вижу (кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок).

К вечеру цветок опять закрывает венчик (пальцы сомкнуть — нераскрывшийся цветок).

И теперь он будет спать (кисти рук в исходном положении).

До утра, как птенчик (кисти рук положить под щеку — имитация сна).

Большие и маленькие

Дети, напрягите пальцы на обеих руках. Вот какие они! Растопырьте пальцы. А теперь они

стали маленькие-маленькие. Согните их и коснитесь подушечками (кончиками пальцев) верхней стороны ладоней, т. е. у основания пальчиков.

Были маленькие мы (пальцы согнуты, прижаты к ладони).

Стали вдруг большие (расправить пальцы, растопырить).

Шалунишки, шалуны (движение «фонарики»).

А дружные какие! (Сцепляют пальцы обеих рук в замок, ладони сжаты.)


Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы разминать

Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы (на каждое слово дети делают хлопки).

Разминать (на это слово пальцы сжать в кулаки).

Это Ваня (показывают большие пальцы обеих рук).

Самый сильный, самый толстый и большой (большими пальцами покачивать из стороны в

сторону).

Степа нужен для того, чтоб показывать его (большие пальцы остаются вынутыми из кулака, а указательные на обеих руках немного двигаются).

А Сергей, он самый длинный, и стоит он в середине (выводят средние пальцы из кулаков).

А Матвей, он безымянный, он избалованный самый (выводят безымянные пальцы).

А Никита, хоть и мал (вывести мизинцы).

Очень (прижать к ладоням большие пальцы).

Ловок (согнуть указательные, средние и безымянные пальцы на обеих руках, прижать к ладоням).

И удал (подушечки мизинцев повернуты к лицу, приближаются к губам, после поцелуя, через низ вывернуть кисти рук от себя).

Рыбки

(1)Пять маленьких рыбок играли в реке,

(2)Лежало большое бревно на песке,

(3)И рыбка сказала: « Нырять здесь легко!»

(4)Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»

(5)А третья сказала: «Мне хочется спать!»

(6)Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.

(7)А пятая крикнула: «Здесь крокодил!

(8)Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»

Покажите детям рыбок – как они плавают, ныряют и крокодила – как он

открывает пасть.

Предложите детям «поиграть в рыбок».

Ладони сомкнуты, чуть округлены.

1 - Выполняем волнообразные движения в воздухе.

2 - Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок (бревно)

3 - Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение.

4 - Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).

5 - Ладони кладём под щёчку (рыбка спит).

6 - Быстро качаем ладонями (дрожь).

7 - Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).

8 – Прячем руки за спину, педагог старается их поймать.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.