Факультативный курс по программе «Песочная живопись» («сэнд – арт»)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»
г. Биробиджан
Факультативный курс по программе
«Песочная живопись» («сэнд – арт»)
Направленность: художественная
Возраст учащихся: 10-14 лет
1.Пояснительная записка
На сегодняшний день значительно возрос интерес специалистов – педагогов, психологов, логопедов к организованным занятиям с детьми с использованием песка и специальной световой доски. Доказано, что благодаря этому, у учащихся, в том числе и у детей с ОВЗ, развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь), умение действовать по словесным инструкциям. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребенка. Песок дает возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное - быстро достигать желаемого результата. Техника рисования песком хороша тем, что в процессе деятельности можно изменить рисунок, нарисовать новый, дополнить его деталями и т. д. Рисуя песком, не надо ждать, когда он высохнет, не надо пользоваться ластиком, чтобы исправить ошибки. В рисовании песком участвуют обе руки, поэтому оба полушария мозга работают.
Программа основывается на Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Программа составлена с учётом возрастных особенностей детей.
Цель программы:
- углубление знаний, развития интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессионального самоопределения, подготовки одаренных учащихся к конкурсам и выставкам.
Задачи программы:
Образовательные:
- обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка;
-обучать умению самостоятельно оценивать ситуацию и принимать решения;
- продолжать знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду).
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей, память, внимание, мышление, творческое воображение, креативность;
- формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого предмета;
- развивать навыки саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний;
- развивать умение совместно работать со сверстниками в группах разной комплектации, планировать деятельность.
Воспитательные:
- способствовать самоопределению и творческой самореализации;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Формы и режим занятий
Программа рассчитана на 18 часов. Занятия проводятся один раз в неделю по два академических часа по 40 минут с переменой – 10 минут.
Форма обучения – очная. Основная форма обучения – занятие, включающее теоретическую и практическую часть. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме (4-5 человек).
Возраст обучающихся – 10-14 лет.
Принципы реализации программы
В процессе обучения применяются принципы реализации программы:
- принцип воспитывающего обучения, поскольку учащимся даются не только знания, но и формируется его личность;
- принцип связи теории с практикой, который позволяет обосновать необходимость полученных знаний и возможность их практического применения;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип доступности;
- принцип наглядности.
2.Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела и темы | Кол-во часов | Форма занятий |
1 | Введение. Техника безопасности в работе с песком, вводный инструктаж. История возникновения песочной анимации, знакомство с материалом (песком). Знакомство с песочными коробами. | 1 | Вводный инструктаж, просмотр видеороликов |
2 | Волшебство линий. Точки и круги. Упражнения. | 1 | Рассказ, игра, демонстрация |
3 | Техника рисование песком «Насыпания». Упражнения. | 1 | Рассказ, игра, демонстрация |
4 | Техника рисование песком «Отпечатка» | 1 | Рассказ, игра, демонстрация |
5 | Знакомство с техникой «Вытеснение». Дерево. Упражнения. | 2 | Рассказ, игра, демонстрация |
6 | Техника рисование двумя руками одновременно. Упражнения. | 1 | Демонстрация, практ. задание |
7 | Техника рисования песком. Эмоции и чувства: радость, грусть, удивление и т.д. | 1 | Практ. задание |
8 | Сюжетное рисование в технике «насыпания» «Моя мама» | 2 | Практ. задание |
9 | Сюжетное рисование по теме: «Город, в котором я живу». | 4 | Практ. задание |
10 | Сюжетное рисование по теме: «Детство». | 4 | Практ. задание |
| Итого | 18 | |
Методическое обеспечение программы
Для успешного и полного освоения курса программы необходимым условием является применение различных форм и методов обучения:
Методы: наглядно-слуховой, практический, объяснение, наглядно-зрительный, метод активизации творческих проявлений, метод экспериментирования, побуждения, предложения, совместного поиска, наблюдения, помощи.
Приемы: дискуссии, беседы, игры – коммуникации, экологические и исторические игры, проективные игры, познавательные игры, рисование песком, посыпание цветной морской солью, элементы сказкотерапии, музыкальное сопровождение
Формы: специально организованные фронтальные, групповые, индивидуальные занятия; совместная деятельность взрослого и детей; самостоятельная деятельность детей; игры с песком, рисование песком; создание выставок; участие в конкурсах.
Материально-техническое обеспечение программы
Занятия проводятся на базе МБОУДО «Детская художественная школа».
Оборудование:
1.Водонепроницаемые деревянные ящики;
2.Ящики со световым стеклом;
3.Песок, лопатки.
Техники работы
«Техника закидывания».
Используется для создания темного фона на большей части рабочей поверхности. Делается несколькими быстрыми движениями. Ребром ладони как бы сбрасываем верхушку с песка, лежащего вдоль края стекла, к центру или противоположному краю стекла. От амплитуды движения будет зависеть, насколько далеко песок распространяется по поверхности. При закидывании получаются причудливые песочные разводы. С помощью данной техники удобно изображать небо, землю, море.
«Техника засыпания».
Используется для создания затемненных поверхностей. Данная техника позволяет создавать градации и тонкие переходы на темных участках рисунка. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но сжимаем их не очень сильно – таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки. Совершая небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности, аккуратно рисуем темную поверхность в нужном месте. От продолжительности процедуры засыпания песка будет зависеть степень темноты данного участка рисунка. При использовании данной техники получаются поверхности с разными контурами.
«Техника насыпания».
Взяв песок в кулак, сжимаем его и держим вертикально, чтобы пальцы были обращены к рисующему. Рукой, находящийся в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по нужному контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем ширину линии. Чем быстрее вести линию, тем тоньше и изящней она получится. Данный вид техники применяется для затемнения элементов рисунка внутри контуров или получения темных фигур с простым и сложным очертанием. Положение руки и песка остаются прежними, меняются лишь движения кисти, они напоминают штрихование карандашом.
«Техника вытирания».
Данный вид техники применяется для создания светлых участков на рисунке. Вытирая лишний песок с поверхности, рисуем нужный силуэт из оставшегося песка. Положив ладонь на поверхность, и немного нажимая на нее, двигаем кистью по стеклу в нужном направлении. Для получения небольших светлых пятен используем боковую поверхность большого пальца.
«Техника процарапывания».
Итог процарапывания – создание светлого контура, схожего со следом карандаша или фломастера. Для рисования используем подушечку пальца или ноготь
«Техника отпечатка».
Помогает добиваться имитации различных фигур и материалов. В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно использовать отпечатки все ладони, пальцев, ребра ладони. Также можно использовать различные предметы: расческу, кисти, картонку.
Список литературы
Белоусова О.А. Обучение дошкольников рисованию песком. –Журнал «Старший воспитатель» No5/ 2012г.
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
Зинкеевич- Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной терапии. – СПб.:Речь, 2002. – 224 с.
Мариелла Зейц «Пишем, рисуем на песке. Настольная песочница», «Москва. Инт», 2010. –93с.
Пальчиковые игры и упражнения
По материалам сайта http://doshkolniki.org
Щупальца осьминога
Пальцы сжаты в кулачки и развернуты к себе. Слова произносим четко!
• Много ног у осьминога (поочередно, начиная с большого, выпрямляют все пальцы — 1-я позиция).
• Все они ему нужны (пальцы в обратном порядке сгибаются в кулак — 2-я позиция).
• Заменяют ему руки (1-я позиция).
• Очень ловкие (2-я позиция) они (кулачки повернуть на себя и одновременно их раскрыть).
Цветок
У каждого из вас кисти рук превратились в цветок.
Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.
• Утром рано он закрыт (кисти рук находятся в исходном положении).
• Но к полудню ближе (ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к концам указательных, кисти рук напоминают полураскрытый бутон).
• Раскрывает лепестки, красоту их вижу (кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок).
• К вечеру цветок опять закрывает венчик (пальцы сомкнуть — нераскрывшийся цветок).
• И теперь он будет спать (кисти рук в исходном положении).
• До утра, как птенчик (кисти рук положить под щеку — имитация сна).
Большие и маленькие
Дети, напрягите пальцы на обеих руках. Вот какие они! Растопырьте пальцы. А теперь они
стали маленькие-маленькие. Согните их и коснитесь подушечками (кончиками пальцев) верхней стороны ладоней, т. е. у основания пальчиков.
• Были маленькие мы (пальцы согнуты, прижаты к ладони).
• Стали вдруг большие (расправить пальцы, растопырить).
• Шалунишки, шалуны (движение «фонарики»).
• А дружные какие! (Сцепляют пальцы обеих рук в замок, ладони сжаты.)
Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы разминать
• Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы (на каждое слово дети делают хлопки).
• Разминать (на это слово пальцы сжать в кулаки).
• Это Ваня (показывают большие пальцы обеих рук).
• Самый сильный, самый толстый и большой (большими пальцами покачивать из стороны в
сторону).
• Степа нужен для того, чтоб показывать его (большие пальцы остаются вынутыми из кулака, а указательные на обеих руках немного двигаются).
• А Сергей, он самый длинный, и стоит он в середине (выводят средние пальцы из кулаков).
• А Матвей, он безымянный, он избалованный самый (выводят безымянные пальцы).
• А Никита, хоть и мал (вывести мизинцы).
• Очень (прижать к ладоням большие пальцы).
• Ловок (согнуть указательные, средние и безымянные пальцы на обеих руках, прижать к ладоням).
• И удал (подушечки мизинцев повернуты к лицу, приближаются к губам, после поцелуя, через низ вывернуть кисти рук от себя).
Рыбки
(1)Пять маленьких рыбок играли в реке,
(2)Лежало большое бревно на песке,
(3)И рыбка сказала: « Нырять здесь легко!»
(4)Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко»
(5)А третья сказала: «Мне хочется спать!»
(6)Четвёртая стала чуть-чуть замерзать.
(7)А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
(8)Плывите отсюда, чтоб не проглотил!»
Покажите детям рыбок – как они плавают, ныряют и крокодила – как он
открывает пасть.
Предложите детям «поиграть в рыбок».
Ладони сомкнуты, чуть округлены.
1 - Выполняем волнообразные движения в воздухе.
2 - Руки прижаты друг к другу. Переворачиваем их с боку на бок (бревно)
3 - Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение.
4 - Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест).
5 - Ладони кладём под щёчку (рыбка спит).
6 - Быстро качаем ладонями (дрожь).
7 - Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются (рот).
8 – Прячем руки за спину, педагог старается их поймать.