Рабочая программа спецкурса для 9 класса «Программирование в среде КуМир»
Рабочая программа
спецкурса «Программирование в среде КуМир»
для учащихся 9 класса
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 35
с углубленным изучением отдельных предметов»
Приволжского района г. Казани»
Учитель Аншукова В.М.
Категория: высшая
2016/ 2017 учебный год
Пояснительная записка
В настоящее время очевидна роль информатики в формировании современной научной картины мира, фундаментальный характер ее основных понятий и законов. Информатика имеет очень большое число междисциплинарных связей. Изучение предмета ведет к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в экономике, социологии, логистике, лингвистике, биологии, медицине, технике, планировании, управлении и др.). Современная информатика представляет собой метадисциплину, в которой сформировался язык, общий для многих научных областей.
В рамках программы, отводимых в базовом курсе информатики на алгоритмизацию и программирование, овладение основами программирования на современных алгоритмических языках не представляется возможным. Но количество ребят, у которых возникает интерес к изучению программирования, становится всё больше.
Данная программа призвана развивать логическое мышление учащихся и аналитический стиль мышления начинающих программистов. Поэтому за основу обучения учащихся по данному курсу используется программирование с максимальным использованием компьютера на занятиях. Кроме того, данный курс поможет учащимся, выбравшим предмет “Иформатика” для сдачи экзамена по выбору, а также облегчит изучение других языков программирования.
Программа предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитана на 68 часов по 2 часа в неделю.
Цель обучения: научить учащихся программировать в среде КуМир (комплект учебных миров).
Задачи курса:
- показать практическую значимость использования программирования для наглядного представления решения задач в различных областях жизнедеятельности человека;
- научить учащихся основам программирования с использованием системы программирования КуМир;
- научить составлению и оформлению программ в соответствии с нормативными требованиями языка программирования;
- содействовать развитию общей информационной культуры как одного из аспектов будущей профессиональной деятельности;
- развивать логическое и аналитическое мышление школьников.
Данная система программирования разработана в ФГУ ФНЦ НИИСИ РАН по заказу Российской Академии Наук и распространяется свободно на условиях лицензии GNU 2.0. Данная лицензия разрешает организации бессрочно использовать КуМир на любом количестве компьютеров в любых целях без оформления, каких либо дополнительных документов.
В системе КуМир используется школьный алгоритмический язык с русской лексикой и встроенными исполнителями. При вводе программы КуМир осуществляет постоянный полный контроль ее правильности, сообщая на полях программы обо всех обнаруженных ошибках. При выполнении программы в пошаговом режиме КуМир выводит на поля результаты операций присваивания и значения логических выражений.
Формы контроля:
Устный опрос, тестовые задания, зачётная (практическая или проектная) работа на компьютере.
Итоговый контроль осуществляется по результатам защиты компьютерных программ, проектов. В процессе защиты учащийся должен представить работающую компьютерную программу, которая решает поставленную перед ним задачу, и обосновать способ ее решения.
Учебно-тематическое планирование
по курсу «Программирование в среде КуМир»
Класс - 9
Учитель – Аншукова Венера Маратовна
Количество часов – 68
Всего 68 час; в неделю 2 часа.
Практических работ 46
Защита проекта: 5
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата План. |
Дата Факт. |
Введение в компьютерное проектирование (4 часа) |
||||
|
Цели изучения курса «Программирование в среде КуМир». Техника безопасности и организация рабочего места. Установка программы «КуМир». |
1 |
||
|
Алгоритм как модель деятельности исполнителей в среде КуМир. СКИ исполнителей в среде КуМир. Формы записи алгоритмов в среде КуМир. Программа в среде КуМир. |
1 |
||
|
Практическая работа № 1. Разработка и исполнение простейших программ в среде КуМир |
1 |
||
|
Переменные. Типы переменных. Объявление переменных в среде КуМир. |
1 |
||
Программирование линейных программ в среде КуМир (6 часов) |
||||
|
Операторы. Оператор присваивания, ввод, вывод данных в среде КуМир. |
1 |
||
|
Практическая работа № 2. Разработка и исполнение программ с использованием операторов присваивания, ввода, вывода данных в среде КуМир. |
1 |
||
|
Порядок выполнения операций. Трассировка программ в среде КуМир |
1 |
||
|
Практическая работа № 3. Разработка и исполнение программ с использованием операций div, mod в среде КуМир. |
1 |
||
|
Знакомство с исполнителем Робот в среде КуМир. СКИ Робота. Линейные алгоритмы для Робота в среде КуМир. |
1 |
||
|
Практическая работа № 4. Разработка и исполнение линейных программ для Робота в среде КуМир. |
1 |
||
Программирование ветвлений в среде КуМир (5 часов) |
||||
|
Разветвляющиеся алгоритмы в среде КуМир. Условный оператор. |
1 |
||
|
Практическая работа № 5. Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием условных операторов в среде КуМир |
1 |
||
|
Сложные условия в среде КуМир. Логические отношения и операции. Порядок выполнения операций. |
1 |
||
|
Практическая работа № 6. Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием сложных условных операторов в среде КуМир |
1 |
||
|
Практическая работа № 7. Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием сложных условных операторов для исполнителя Робот в среде КуМир |
1 |
||
Программирование циклов в среде КуМир ( 12 часов) |
||||
|
Циклические алгоритмы в среде КуМир. Оператор арифметического цикла в среде КуМир. |
1 |
||
|
Практическая работа № 8. Разработка и исполнение разветвляющихся программ с использованием арифметического цикла в среде КуМир. |
1 |
||
|
Практическая работа № 9. Разработка и исполнение разветвляющихся программ с оператора арифметического цикла для исполнителя Робот в среде КуМир |
1 |
||
|
Циклические алгоритмы в среде КуМир. Оператор цикла с условием. Зацикливание программ. |
1 |
||
|
Практическая работа № 10. Разработка и исполнение с использованием цикла с условием в среде КуМир |
1 |
||
|
Практическая работа № 11. Разработка и исполнение программ с использованием оператора цикла с условием для исполнителя Робот в среде КуМир |
1 |
||
|
Вычисление НОД чисел в среде КуМир. Практическая работа № 12. Разработка и исполнение программы вычисления НОД двух чисел в среде КуМир |
1 |
||
|
Цикл с переменной в среде КуМир. |
1 |
||
|
Практическая работа № 13. Разработка и исполнение программ с использованием оператора цикла с переменной в среде КуМир |
1 |
||
|
Практическая работа № 14. Разработка и исполнение программ с использованием вложенных циклов для исполнителя Робот в среде КуМир |
1 |
||
|
Практическая работа № 15. Разработка и исполнение программ с использованием циклов «Пока» для исполнителя Робот в среде КуМир |
1 |
||
|
Практическая работа № 16. Разработка и исполнение программ с использованием сложных условий для исполнителя Робот в среде КуМир |
1 |
||
Графика в среде КуМир (5 часов) |
||||
|
Система координат в среде КуМир. Исполнитель Рисователь. Цвет и толщина линий. Заливка фигур. |
1 |
||
|
Практическая работа № 17. Разработка и исполнение программ создания различных цветных изображений для исполнителя Рисователь в среде КуМир. |
1 |
||
|
Штриховка. Практическая работа № 18. Разработка и исполнение программ создания различных изображений с помощью штриховки для исполнителя Рисователь в среде КуМир. |
1 |
||
|
Практическая работа № 19. Разработка и исполнение программ создания своих изображений для исполнителя Рисователь в среде КуМир. (Проектная работа) |
1 |
||
|
Защита проекта. |
1 |
||
Вспомогательные алгоритмы в среде КуМир (5 часов) |
||||
|
Вспомогательные алгоритмы в среде КуМир. Процедуры. Практическая работа № 20. Разработка и исполнение программ создания изображений для исполнителя Рисователь в среде КуМир с использованием вспомогательных алгоритмов. |
1 |
||
|
Рекурсия. Рекурсивные объекты в среде КуМир. Практическая работа № 21. Разработка и исполнение программ создания изображений для исполнителя Рисователь в среде КуМир с использованием рекурсивных объектов. |
1 |
||
|
Анимация. Практическая работа № 22. Разработка и исполнение программ создания анимационных изображений для исполнителя Рисователь в среде КуМир. |
1 |
||
|
Практическая работа № 23. Разработка и исполнение программ создания своих анимационных изображений для исполнителя Рисователь в среде КуМир. (Проектная работа) |
1 |
||
|
Защита проекта. |
1 |
||
Случайные числа в среде КуМир (5 часов) |
||||
|
Понятие случайных чисел. Генератор случайных чисел в среде КуМир. Практическая работа № 24. Разработка и исполнение программ с использованием генератора случайных чисел для исполнителя Рисователь в среде КуМир. |
1 |
||
|
Практическая работа № 25. Разработка и исполнение программ создания областей, закрашенных точками разного цвета для исполнителя Рисователь в среде КуМир. |
1 |
||
|
Практическая работа № 26. Разработка и исполнение программ создания областей, закрашенных точками разного цвета для исполнителя Рисователь в среде КуМир. |
1 |
||
|
Практическая работа № 27. Разработка и исполнение программ создания своих анимационных изображений для исполнителя Рисователь в среде КуМир. (Проектная работа) |
1 |
||
|
Защита проекта. |
1 |
||
Массивы в среде КуМир (12 часов) |
||||
|
Массивы. Типы массивов. Объявление массивов. |
1 |
||
|
Практическая работа № 28. Разработка и исполнение программ ввода и вывода массива в среде КуМир. |
1 |
||
|
Практическая работа № 29. Разработка и исполнение простейшей программы обработки массива в среде КуМир. |
1 |
||
|
Практическая работа № 30. Разработка и исполнение программ обработки массива с изменением элементов, нахождение среднего арифметического всех элементов в среде КуМир. |
1 |
||
|
Практическая работа № 31. Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение минимального, максимального элементов в среде КуМир. |
1 |
||
|
Практическая работа № 32. Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение номера минимального, максимального элементов в среде КуМир. |
1 |
||
|
Практическая работа № 33. Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение количества нулевых, количества положительных элементов в среде КуМир. |
1 |
||
|
Практическая работа № 34. Разработка и исполнение программ обработки массива на нахождение количества четных, нечетных элементов, суммы элементов в среде КуМир. |
1 |
||
|
Практическая работа № 35. Разработка и исполнение программ обработки символьных массивов в среде КуМир. |
1 |
||
|
Практическая работа № 36. Разработка и исполнение программ Практическая работа № 37. Разработка и исполнение программ обработки элементов матриц в среде КуМир. |
1 |
||
|
Практическая работа № 37. Разработка и исполнение программ обработки элементов матриц в среде КуМир. |
1 |
||
|
Практическая работа № 38. Разработка и исполнение программ обработки файлов в среде КуМир. |
1 |
||
Функции в среде КуМир (6 часов) |
||||
|
Алгоритмы функции в среде КуМир |
1 |
||
|
Практическая работа № 39. Разработка и исполнение программ с использованием функций в среде КуМир. |
1 |
||
|
Рекурсивные функции в среде КуМир |
1 |
||
|
Практическая работа № 40. Разработка и исполнение программ с использованием рекурсивной функции в среде КуМир. |
1 |
||
|
Логические функции в среде КуМир |
1 |
||
|
Практическая работа № 41. Разработка и исполнение программ на построение графиков функций в среде КуМир. |
1 |
||
Другие исполнители в среде КуМир (8 часов) |
||||
|
Исполнитель Водолей, СКИ. |
1 |
||
|
Практическая работа № 42. Разработка и исполнение программ для исполнителя Водолей в среде КуМир |
1 |
||
|
Практическая работа № 43. Разработка и исполнение программ для исполнителя Водолей в среде КуМир |
1 |
||
|
Исполнитель Кузнечик, СКИ. |
1 |
||
|
Практическая работа № 44. Разработка и исполнение программ для исполнителя Кузнечик в среде КуМир |
1 |
||
|
Практическая работа № 45. Разработка и исполнение программ для исполнителя Кузнечик в среде КуМир |
1 |
||
|
Практическая работа № 46. Разработка и исполнение своей программы для любого исполнителя. (Проект). |
1 |
||
|
Защита проекта. Повторение |
1 |
Описание места курса в учебном плане
Сроки реализации программы: 1 год.
Программа реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности для учащихся 9-х классов. На реализацию программы отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов за год.
Содержание обучения
9 класс
Общее число часов – 68
Введение в компьютерное проектирование (4 часа)
Цели изучения курса «Программирование в среде КуМир». Техника безопасности и организация рабочего места. Установка программы «КуМир». Алгоритм как модель деятельности исполнителя. СКИ исполнителя. Формы записи алгоритмов. Программа. Переменные. Типы переменных. Объявление переменных.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования КуМир, интерфейс системы, структура программы, синтаксис программы.
Программирование линейных программ в среде КуМир (6 часов)
Операторы. Оператор присваивания, ввод, вывод данных. Порядок выполнения операций. Трассировка программ. Знакомство с исполнителем Робот. СКИ Робота. Линейные алгоритмы для Робота.
Практика на компьютере: ввод, вывод данных; разработка и исполнение линейных программ; использование операций div, mod. Создание линейных программ для Робота.
Программирование ветвлений в среде КуМир (5 часов)
Разветвляющиеся алгоритмы. Условный оператор. Сложные условия. Логические отношения и операции. Порядок выполнения операций. Трассировка программ.
Практика на компьютере: разработка и исполнение разветвляющихся программ; использование простых и сложных ветвлений.
Программирование циклов в среде КуМир ( 12 часов)
Циклические алгоритмы. Операторы арифметического и условного циклов. Зацикливание программ. Разработка программ для исполнителя Робот. Вычисление НОД чисел. Циклы с переменной. Трассировка программ.
Практика на компьютере: разработка и исполнение циклических программ; использование арифметических и условных циклов, разработка циклических, разветвляющих программ для исполнителя Робот.
Графика в среде КуМир (5 часов)
Система координат. Исполнитель Рисователь. Цвет и толщина линий. Заливка фигур. Штриховка.
Практика на компьютере: разработка и исполнение программ для исполнителя Рисователь: создание различных цветных изображений, создание изображений с помощью штриховки.
Вспомогательные алгоритмы в среде КуМир (5 часов)
Вспомогательные алгоритмы. Процедуры. Рекурсия. Рекурсивные объекты. Анимация.
Практика на компьютере: разработка и исполнение программ для исполнителя Рисователь: создание цветных изображений с использованием процедур, создание изображений с использованием рекурсивных процедур, создание анимационных изображений.
Случайные числа в среде КуМир (5 часов)
Понятие случайных чисел. Генератор случайных чисел. Случайный цвет пикселя.
Практика на компьютере: разработка и исполнение программ для исполнителя Рисователь: создание областей, закрашенных точками разного цвета.
Массивы в среде КуМир (12 часов)
Массивы. Типы массивов. Объявление массивов. Обработка массива с переменной. Обработка массива в цикле. Поиск максимального/минимального элемента массива. Подсчет количества элементов в массиве: с условием и без. Сумма элементов массива: с условием и без. Сортировка массивов. Обработка символьных массивов. Операции со строками. Матрицы. Работа с файлами.
Практика на компьютере: разработка и исполнение программ создания и обработки массивов: ввод, вывод элементов массива, поиск максимального/минимального элемента массива, подсчет количества элементов в массиве: с условием и без, нахождение суммы элементов массива: с условием и без, сортировка массивов, обработка символьных массивов, обработка элементов матрицы, обработка файлов.
Функции в среде КуМир (6 часов)
Функции. Рекурсивные функции. Логические функции. Построение графиков функций.
Практика на компьютере: разработка и исполнение программ с использованием функций, построение графиков функций.
Другие исполнители в среде КуМир (8 часов)
Знакомство с другими исполнителями. Исполнитель Водолей, СКИ. Разработка программ для Водолея. Исполнитель Кузнечик, СКИ. Разработка программ для Кузнечика.
Практика на компьютере: разработка и исполнение программ для исполнителей Водолей, Кузнечик.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса ученик должен:
иметь представление:
о роли и месте знаний по данному курсу при освоении смежных дисциплин и в сфере профессиональной деятельности;
о направлениях развития программного обеспечения вычислительной техники;
знать:
принципы построения алгоритмов;
типы исполнителей, СКИ и базовые конструкции языка КуМир;
основные приемы программирования;
уметь:
составлять простые алгоритмические конструкции;
составлять программы на алгоритмическом языке для формальных исполнителей.
А.Г. Кушниренко, Г.В. Лебедев, Р.А. Сворень. Основы информатики и вычислительной техники. Учебник для средних учебных заведений.
Кушниренко А.Г., Леонов А.Г. Методика преподавания основ алгоритмизации на базе системы КуМир. http://xn--80aawbkjgiswr.xn--1-btbl6aqcj8hc.xn--p1ai/article.php?ID=200901701
Прищепа Т.А.Преподавание программирования в среде КуМир http://ido.tsu.ru/other_res/school2/osn/metod/prog/index.html
Практикумы в КуМир. К.Ю. Поляков. http://kpolyakov.spb.ru/download/kumkurs.pdf
Сайт НИИСИ РАН https://www.niisi.ru/kumir/
Перечень материально-технического обеспечения
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Документ-камера позволяют получить и транслировать в режиме реального времени четкое и резкое изображение практически любых объектов, в том числе и трехмерных. Изображение, полученное с помощью документ-камеры, может быть введено в компьютер, показано на экране телевизора, передано через Интернет, спроецировано на экран посредством мультимедиапроектора.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат;– дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.
Операционная система Windows 7.
Офисное приложение Microsoft Office 2010.
Система программирования КуМир.
11