Программа инженерного летнего лагеря
Программа инженерного летнего лагеря
Йо-хо-хо и бутылка… воды! «Пираты во времени».
Естественно-научный мейкерский досуг школьников 5-8-х классов
(12-ти дневное погружение)
Программа разработана учителем Ковалевой Е.Б.
МАОУ ОЦ «Горностай», г. Новосибирск
Содержание:
- пояснительная записка
- место реализации
- срок действия программы
- участники программы
- профиль лагеря
- материально-техническое оснащение
- цели и задачи программы
- актуальность программы
- план работы детского лагеря
- содержание программы
- режим дня лагеря
- ожидаемы результаты
- приложения
- список использованной литературы
- список мультфильмов для просмотра
Программа инженерного летнего лагеря
Йо-хо-хо и бутылка… воды! «Пираты во времени».
Естественно-научный мейкерский досуг школьников 5-8-х классов (12-ти дневное погружение).
пояснительная записка: Для школьников инженерных классов и для ребят, занимающихся в кружках инженерной направленности, было бы интересно организовать летний досуг с погружением в теорию физических экспериментов с опытами по физике, решением изобретательских задач, просмотром познавательных мультфильмов, чтобы узнать больше о воде и её свойствах. Во время отдыха на море или у реки, подростки могли бы уделить внимание творчеству, проектированию и созданию своими собственными руками макетов инженерных конструкций, связанных с водой,- с древности до наших дней. Модели можно делать виртуальные, играя электронными конструкторами и тренажерами, либо реальные, мастеря макеты из простых доступных материалов. В любом случае, школьникам надо изучить перед этим законы физики, чтобы знать по каким принципам и законам природы функционируют водяные конструкции и физические приборы на воде. Обучение основам гидродинамики, гидротехники можно организовать увлекательно и непринужденно, в форме просмотра познавательных фильмов по теме и видео-уроков в соответствии с возрастом ребят. А устройство приборов становится понятнее, если начинать изучение с простых механизмов древности. Просмотр мультфильмов мотивирует детей к творчеству, позитивному настрою на работу, хорошему настроению, а также сыграет воспитательную роль в понимании дружбы, взаимовыручки, сплочению коллектива. Летнее время подростков будет заполнено мыслительно-творческой деятельностью, проектно-мейкерской, познавательно-развлекательной и игровым досугом. А в свободное время можно купаться, гулять на свежем воздухе, обливаться водой, изобретая новые водяные игрушки и приспособления, работающие на воде. Приятного всем отдыха!
место реализации: пришкольный лагерь, лагерь у реки, на острове, приморский лагерь.
срок действия программы: 12 летних тематических дней.
участники программы: школьники 5-8-х классов. Вожатые – студенты-физики технических вузов, будущие инженеры. Наставники – преподаватели инженерных вузов, школьные учителя физики, технологии, химии, биологии и других естественно-научных дисциплин.
профиль лагеря – естественно-научный, мейкерский, познавательный. Ежедневно будут проводиться физические опыты с водой. Школьники совместно с наставниками создадут простейшие модели бумажных корабликов, деревянных плотов, водяных мельниц древности, макетов водяных устройств и водяных игрушек из простых материалов: бумаги, картона и пластиковых бутылок, деревянных палочек от мороженого. Дети также посмотрят познавательные мультфильмы, поиграют в электронные игры по теме, порешают творческие изобретательские задачи.
материально-техническое оснащение: для поделок понадобятся - бумага, картон, пластиковые бутылки, стаканчики, пластилин, х/б веревочки, нитки, клеящий карандаш, ножницы, скотч, палочки от мороженого, прищепки, воздушные шары, соломинки.
Для просмотра мультфильмов необходимы: гаджеты с доступом в сеть Интернет, экран с проектором или кинозал с коллекцией советских мультфильмов. Для электронных игр – гаджеты, ноутбуки или компьютеры, ПО. Для распечатки чертежей макетов конструкций и рисунков – принтер.
цели и задачи программы: Обеспечить эффективный летний досуг школьникам, сочетая отдых, купание, оздоровление и обучение естественно-научным предметам через творческую и практическую деятельность. Задачи программы:
- расширять кругозор школьников в области естественно-научных знаний о воде;
- развивать конструкторские умения учеников;
- решать инженерные изобретательские задачи;
- развивать коммуникативные навыки школьников;
А поскольку лето – жаркое время года, то будут вполне уместны безопасные физические опыты с водой, игры, обливание, купание. Поэтому отдаленной целью является ещё оздоровление и закаливание детей.
актуальность программы для участников детского лагеря заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление естественно-научных, инженерно-конструкторских, технических знаний, с опорой на практическую и экспериментальную деятельность. Приобщение к здоровому образу жизни.
План работы детского лагеря 12 тематических дней
№1 день. «Свистать всех наверх!». День знакомства друг с другом и с фундаментальными законами физики. Ребята изучают законы плавания тел (закон Архимеда) и мастерят простые модели плавсредств,- бумажные кораблики, мини-плоты, парусники. А девочки разрабатывают бумажные головные уборы от солнца и дизайнерские спасжилеты из пластиковых бутылок. Затем школьники вместе с вожатыми устраивают «Регату на ручье» и определяют, чей кораблик поплывёт быстрее по течению воды и не утонет. Победитель становится капитаном следующего дня.
№2 день. «По морям, по волнам… Моря на бумаге». День изучения и проектирования старинных морских приборов, а также изобретения новых механизмов и воплощения свежих идей. По древним чертежам из старейшей Александрийской библиотеки ученики мастерят простейшие приборы, необходимые в плавании: лот, лаг, водяной компас, водяной термометр-барометр, влагомер, плотномер, измеритель прозрачности воды (приложение №3). Приборы испытывают на работоспособность. Предлагают усовершенствования.
№3 день. «В Древнем мире с механикусом Героном». День конструирования ретро-моделей водяных устройств и забавных водяных игрушек древности. Будущие инженеры как бы открывают для себя заново законы природы и делают модели древних водяных игрушек по описаниям в старинных рукописях,- чашек-непроливаек, водяных часов Древней Греции - Клепсидр, модель Геронова сифона. Пожарный насос, изобретенный александрийским механиком Ктесибием. Чашку Пифагора. Модель Архимедова винта. (приложение №2). Перед конструированием дети смотрят мотивирующие мультфильмы из архивов «золотой коллекции» мультфильмов СССР.
№4 день. «Древний Восток – дело тонкое». День конструирования ретро-моделей водяных устройств Древнего Востока. Ребята моделируют бамбуковый водопровод, весы на воде, китайские водяные часы, китайский гидравлический молот и гидравлический пресс. Можно также смоделировать устройство колодцев Великого шелкового пути и систему охлаждения и увлажнения домов жителей пустыни в жаркую погоду. Ребята могут провести опыты с уменьшенными моделями устройств для подъёма воды на востоке: шадуф, ворот для подъема воды из колодца, чигирь для орошения полей, нория; можно сделать модели различных водяных колес и проверить, как они работают (приложение №2).
№5 день. «Полундра! Чтоб не тонули корабли». День физических экспериментов с водой. Школьники проводят ряд экспериментов с давлением столба жидкости на стенки и дно сосуда (закон Паскаля), проводят опыты с кессоном (стакан, перевернутый вверх дном и опущенный в воду). Ребята проводят дискуссию об опасности подводных погружений и о кессонной болезни. А также решают изобретательские задачи, как поднять затонувший корабль со дна? Как спасти тонущего человека с берега, не ныряя за ним? Каким приспособлением выловить бревна и топляк из воды? (приложение №1).
№6 день. «Остров Робинзонов». День приключений и поиска чистой питьевой воды на территории лагеря. Попытка добыть пресную воду различными способами, очистить её различными способами. Как приспособиться к выживанию на необитаемом острове? Ребята мастерят солнечную водогрейку, солнечный опреснитель воды, дождемер из пластиковой бутылки, самодельный термос (приложение №3). Для наглядности природных явлений, можно сделать действующую модель круговорота воды в природе.
№7 день. «С левого борта - мельницы средневековья». День починки старого мельничного колеса у замшелой мельницы. Ученики конструируют модели старинных водяных мельниц с различными типами колес и различными механическими конструкциями. Школьники могут соорудить гидротехнические сооружения из песка и запустить туда воду, проверив, по какому руслу или каналу вода потечет. Правильно ли было спроектировано гидротехническое сооружение с системой каналов, запруд и мельниц?
№8 день. «Фонтаны Петергофа». День конструирования макетов фонтанов, шутих, брызгалок. Школьники изучают историю строительства фонтанов Петергофа, понимают принципы работы этих устройств, основанных на природных явлениях (без насосов и дополнительной энергии). Ребята разбираются в планировке и устройстве современных крупных портовых городов и портов. Ученики конструируют макеты необходимых для судоходства и подъема/спуска судов из реки в море шлюзов и других полезных гидротехнических сооружений. Можно смастерить макет артезианского колодца для понимания того, почему вода течёт вверх фонтаном?
№9 день. «Мы - рыцари удачи. Морские солёные брызги». День физико-химических опытов с водой. В этот день запасаемся пластиковыми бутылками, воронками для переливания воды. Ребята будут очищать морскую воду от солей различными доступными и простыми методами: для начала - выпариванием. А затем - очищать морскую воду от солей вымораживанием. Можно провести опыты по очистке грязной воды фильтрованием, используя различные бумажные и тряпичные фильтры. При этом определить, какой фильтр очищает воду эффективней? В этот день можно провести опыты по выделению растворенных газов из минеральной воды, откупоривая бутылку с минеральной водой, натянув на горлышко бутылки воздушный шарик. Собрав, таким образом, газ в шарике, и завязав его, можно его отпустить. Шарик не полетит, потому, что углекислый газ тяжелее воздуха. Но можно определить объем растворенного в бутылке углекислого газа, одновременно решая качественные задачи по физике. От чего зависит растворимость газов в жидкостях? В какой воде холодной или горячей содержится больше кислорода? И другие задачи.
№10 день. «Море любит смелых да умелых. Полный вперед!» День погружения в мир физических теорий, законов и формул. Школьники изучат закон Паскаля, закон Бернулли, повторят опыт Рене Декарта, смастерив водяную игрушку «Картезианский водолаз».
№11 день. «Рыбацкие байки о морских обитателях». День биофизических экспериментов и рассказов о науке бионике. Как приспособить природные хитрые устройства морских животных, живущих в воде, на пользу человека? Ребята поговорят о природных живых опреснителях, плавучих «галерах», глубоководных рыбах, живых «батискафах». Школьники разберутся в «патентах природы» морских обитателей и подумают на тему, какие ещё, удобные для жизни в воде приспособление можно «подсмотреть» у обитателей глубоких соленых океанов и мелких пресных лужиц. (приложение №4).
№12 день. «Окунёмся на хронокате в будущие миры. От волны волны не ищут». День мечтателей и фантастических идей. Школьники фантазируют на тему новых гидротехнических сооружений, интересных инновационных водных устройств и конструкций будущего. Ребята дискутируют об альтернативной энергии, получаемой в будущем из воды или с помощью воды. Ученики предлагают новые способы очистки воды, необычные природные фильтры. В этот день ребята ничего не мастерят руками, обмениваются информацией, отдыхают, беседуют, поют песни под гитару у прощального костра.
Содержание программы
Йо-хо-хо и бутылка… воды! «Пираты во времени» |
|||||||||
День первый. Свистать всех наверх! |
|||||||||
мульт-заставка |
теория, опыты |
электронные тренажеры |
мастерим руками |
изобретательские задачи |
|||||
Видео-заставка «Бригантина поднимает паруса» (2 мин) Мульт-заставка «Трое на острове» (17 мин) Песня «Как вы яхту назовете, так она и поплывет» (1 мин) |
Изучаем и измеряем силу Архимеда, плавание тел |
ЭОР «Виртуальная лаборатория» |
Делаем модель плавучего плавсредства, которое держится на воде и не тонет. Бумажный кораблик, плот, парусник, спасжилет, бейсболки, |
Как резко остановить корабль- задача 15 Лодка с реактивным двигателем задача 20 |
|||||
День второй. По морям, по волнам… Моря на бумаге. |
|||||||||
«Песня Врунгеля» (2 мин) Мульт-заставка «приключение на плоту» (9 мин) |
Без лота как без ног, без лага как без рук, без компаса как без головы (поговорка) |
ЭОР «Виртуальная лаборатория» |
По старым чертежам мастерим приборы, необходимые в плавании. Лот, лаг, термометр-барометр, плотномер, измеритель прозрачности воды, водяной компас; |
Термос на батарейках задача19 |
|||||
День третий. В Древнем мире с механикусом Героном |
|||||||||
Мульт-заставка «Коля, Оля и Архимед» (19 мин) Мульт-заставка «На задней парте3» (9 мин) |
Изучаем принцип устройства водяных часов древних римлян - клепсидры; водопровод древних римлян; винт Архимеда |
ЭОР «Виртуальная лаборатория» |
Делаем модели древних водяных игрушек, Клепсидры, водяные игрушки, Геронов фонтан |
Автоматическая поилка для коров задача17 |
|||||
День четвертый. Древний Восток – дело тонкое |
|||||||||
Мульт-заставка «Пустомеля-изобретатель» (10 мин) Мульт-заставка «Засуха» (20 мин) |
Изучаем конструкции кондиционирования в жилищах древних китайцев. Изучаем принципы устройства колодцев на древнем востоке |
ЭОР «Виртуальная лаборатория» нория, акведук |
Бамбуковый водопровод ; весы на воде; китайские водяные часы, колодцы Великого шелкового пути, гидравлический молот |
Древние китайские водяные часы задача 21 |
|||||
День пятый. Полундра! Чтоб не тонули корабли |
|||||||||
Песня «В синем море, белой пене» (2 мин) мульт-заставка «Сокровища затонувших кораблей» (16 мин) |
Изучаем принципы плавания и погружения батискафов и подводных лодок. Зачем рыбам плавательный пузырь? |
ЭОР «Виртуальная лаборатория» |
Кессон, давление столба жидкости |
Как поднять корабль или клад со дна задача 7, задача 6, спасение утопающих задача11, задача12 |
|||||
День шестой. Остров Робинзонов |
|||||||||
Мульт-заставка «тайна далекого острова» (28 мин) Мультфильм «рассказы старого моряка» «необитаемый остров» (18 мин) Песня «баня-пар» (2 мин) |
Слушаем инструкции как выжить на необитаемом острове? Как добыть воду, Как очистить воду |
ЭОР «Виртуальная лаборатория» |
Солнечный опреснитель,- как добыть воду? Дождемер. Водогрейка, Самодельный термос, модель круговорота воды в природе. |
Опреснить воду задача5, грунтовая батарейка электростанция на ручье задача 8, задача 9 |
|||||
День седьмой. С левого борта - мельницы средневековья |
|||||||||
мульт-заставка секреты воды от РусГидро (7 мин)) мульт-заставка «Пустомеля-изобретатель» (9 мин) Песня «Пираты» (2 мин) |
Изучаем принцип устройства водных механических конструкций, превращающих энергию воды в работу. Как вода воду поднимает |
ЭОР «Виртуальная лаборатория» |
Мельницы средневековья |
Колодец задача 2 , задача 3 Ледовая переправа – задача 14 |
|||||
День восьмой. Фонтаны Петергофа. |
|||||||||
Мульт- заставка «рассказы старого моряка Антарктида» (18 мин) Песня «Паруса Крузенштерна» (3 мин) |
Разбираемся в устройстве конструкции фонтанов Петергофа |
ЭОР «Виртуальная лаборатория» |
Фонтаны Петергофа |
фонтан задача 37 паромная переправа задача 13 |
|||||
Песня «в порту» (15 мин) |
Артезианские колодцы, Шлюз, как корабль проходит шлюз, гидравлический домкрат |
Волноломы задача 10 |
|||||||
День девятый. Морские солёные брызги. Мы - рыцари удачи |
|||||||||
Песня «Что такое SOS» (2 мин) Мульт-заставка «На задней парте1» (9 мин) Мульт-заставка «На задней парте4» (10 мин) |
Исследование минерального состава воды. туман; как воду сделать питьевой; |
ЭОР «Виртуальная лаборатория» |
Исследование морской воды по солевому составу. Сравниваем содержание солей в разных минеральных водах |
Автоматическая поливалка для растений задача18 |
|||||
День десятый. Море любит смелых да умелых. Полный вперед! |
|||||||||
Песня катерок (10 мин) Мульт-заставка «Приключение на плоту» (9 мин) Мульт –заставка Пин-код «закон Паскаля, закон Бернулли» (13 мин) |
Опыты с водой в пластиковой бутылке |
ЭОР «Виртуальная лаборатория» |
Картезианский водолаз Декарта,- водяная игрушка |
Трубопровод Задача 16 |
|||||
День одиннадцатый. Рыбацкие байки о морских обитателях. |
|||||||||
Мульт-заставка «Рассказы старого моряка» (18 мин) Мульт-заставка «кораблик» (10 мин) |
Бионика. Морские растения учат нас быть «на плаву». Изучаем стили плавания животных. Кто такие живые «галеры» и живые батискафы. |
ЭОР «Виртуальная лаборатория» |
Механизм длительного пребывания под водой живых организмов. |
Разработать лодку в виде рыбы задача 4 |
|||||
День двенадцатый. Окунёмся на хронокате в будущие миры. От волны волны не ищут. |
|||||||||
Мульт-заставка «Главный звездный» (19 мин)
|
аквапарк; Город-остров будущего в океане |
ЭОР «Виртуальная лаборатория» |
Плавучие города-наутилусы |
Придумать фантастические конструкции |
режим дня:
8.30 – подъем, умывание
8.40 - утренняя зарядка
9.00 - завтрак
9.30 – занятия инженерного кружка (теория: просмотр познавательных мультфильмов)
11.00 – спортивная пятиминутка, купание
11.00 – занятия инженерного кружка (практика: опыты, инженерные эксперименты)
12.30 - прогулка, игры на воздухе
13.30 - обед
14.00 - послеобеденный отдых
15.00 - занятия инженерного кружка (мейкерство: мастерим руками гидравлические модели)
16.30 - полдник
16.45 - спортивные игры, прогулки
18.00 - занятия инженерного кружка (игра: электронные игровые конструкторы)
19.30 - ужин
20.00 - отрядные и общие лагерные мероприятия
21.00 - подготовка ко сну
ожидаемы результаты и их оценка: Выполняя проектные задачи, в основе которых лежат физические опыты с водой, школьники будут решать простейшие, но уникальные инженерные задачи. Это поспособствует не только развитию инженерных навыков, но и самовыражению школьника, развитию его творческих способностей. Оценить результаты мейкерской деятельности можно будет по поделкам водных устройств и водяных игрушек. Оценить творческие и конструкторские способности ребят можно будет по тому, как успешно они изобретают и решают проектные и задачи.
Приложения
Приложение №1. Список примерных изобретательских задач:
- проектировать и сделать подводную лодку или батискаф, работающий автономно на экологически чистой энергии.
- Придумать и спроектировать модель водяного насоса, добывающего воду из скважин (колодцев). Система управления моделью должна: а) управлять частотой вращения двигателя, б) вести расчет числа качаний, в) обеспечить защиту от аварии.
- Предложить метод беспроводной передачи видеоданных из глубокого колодца
- Разработать бионический дизайн-проект водного транспортного средства, используя функциональность и пропорциональность живых объектов (нарисовать лодку в форме рыбы, например, или батискаф в виде осьминога и т.д.).
- Предложить новый способ эффективной фильтрации и очистки сточных вод.
- Предложить способ, как поднять мусор со дна мелкого водоёма.
- Придумать, как поднять глубоководное затонувшее судно.
- Придумать маломощную мини-гидроэлектростанцию на ручье, чтобы зарядить батарейку, не портя экологию берегов и чистоту воды ручья.
- Придумать переносную мини-гидроэлектростанцию, экологически безопасную.
- Волноломы защищают берег от разрушения волнами. Это сооружения из бетонных плит. Их строительство отнимает много труда, времени и денег. Они портят вид и не всегда эффективны. Иногда они мешают судоходству, сужая фарватер. Предложить, как сделать так, чтобы волноломы не мешали кораблям, но была бы надежная защита от ударов прибрежных волн. Продумать возможность сборно-разборной конструкции.
- Предложить идею или простое устройство, позволяющее прямо с берега оказать тонущему человеку быструю помощь, не ныряя спасателям.
- Придумать простое и эффективное устройство для вытаскивания на берег плавающих в воде бревен и топляка, чтобы они не мешали купающимся людям.
- Найти способ паромной переправы, избавляющий от долгих ожиданий и не препятствующий судоходству на реке.
- Придумать способ проверки на прочность ледовой переправы для пешехода и транспорта в зимнее время года. Как проверить, выдержит ли толщина льда груз?
- Придумать, как резко остановить корабль, плывущий по воде.
- Кто сумеет без хлопот перекрыть трубопровод? Особенно, если трубопровод или газопровод проходит по дну моря?
- Придумать автоматическую поилку для коров на ферме.
- Придумать устройство для автоматической поливки комнатных растений.
- Придумать переносной термос на батарейках.
- Придумать лодку или корабль с реактивным двигателем на воде (как у кальмара)
- Придумать необычную конструкцию водяных часов по аналогии с древними китайскими водяными часами (в емкость с дырочкой во дне, положенную на воду, просачивается вода по каплям, отмеряя время).
Приложение №2. Список водяных ретро-конструкций древности, макеты которых могут смастерить школьники: «Неиссякаемый кувшин» изобретенный Героном из Александрии, автомат по раздаче воды для омовения рук, термоскоп Герона Александрийского. Шприц для вытягивания гноя, изобретенный Героном Александрийским. Геронов фонтан и сифон. Пожарный насос, изобретенный александрийским механиком Ктесибием. Кружка Пифагора - сосуд, в который можно наливать жидкость только до определённой отметки, но если налить выше, всё вытечет. Водяные часы древних греков – Клепсидры. Китайский водяной компас и китайский гидравлический молот. Модели устройств для подъёма воды: архимедов винт, шадуф, журавель, ворот для подъема воды из колодца, чигирь для орошения полей, нория. Модели водяных колес, средневековых водяных мельниц.
Приложение №3. Список детских поделок водяных конструкций.
- Изготовить простой солнечный водонагреватель.
- Изготовить простой солнечный опреснитель воды из полиэтиленовой пленки и тарелки.
- Изготовить из картонной упаковки “турбину”, демонстрировать её работу под проточной водой.
- Изготовить простую паровую турбину на примере чайника со свистком.
- Изготовить из трубочки и баночки водяной термометр.
- Изготовить простую модель дождемера из пластиковой бутылки.
- Очистить морскую воду от солей выпариванием.
- Очистить морскую воду от солей вымораживанием.
- Очистить грязную воду фильтрованием.
- Провести опыты по выделению растворенных газов в минеральной воде, откупоривая бутылку с минеральной водой.
- Изготовить работающую мини-модель гидравлического домкрата.
- Изготовить работающую мини-модель артезианского колодца.
- Создать простой прибор для измерения влажности (гигрометр) на основе волоса.
- Сделать действующую модель водяных часов.
- Сделать модель водяных горок аквапарка.
- Сделать модель «Картезианского водолаза» Рене Декарта
- Придумать детскую игрушку. Принцип работы игрушки должен быть основан на свойствах воды (водяные мельницы, лейки, брызгалки, непроливайки).
Приложение №4. Живые синоптики. На море о приближающемся шторме можно узнать по рачкам бокоплавам, если они вдруг начинают выползать на берег. О шторме можно узнать по дельфинам, если они прячутся за скалы, и особенно по поведению медуз, которые опускаются на глубину за несколько часов до начала шторма.
Живые барометры: Птицы чувствительны к изменениям атмосферного давления, к уменьшению освещенности и скоплению электричества. Поэтому, перед непогодой певчие птицы перестают петь, а чайки, утки, наоборот, начинают кричать. Лягушки в непогоду выходят на сушу и долго квакают.
Перед дождем речные рыбы, такие как сом, вьюн и голец, обычно спокойно лежащие на дне водоема, становятся беспокойными перед грозой. За сутки до дождя всплывают на поверхность сомы и вьюны, а гольцы мечутся в воде вверх-вниз.
Живые навигаторы. У некоторых водных обитателей есть способности к навигации.
Искусными навигаторами являются морские черепахи, лососевые рыбы, рыбы угри. Далекие миграции совершают сельдь, тюлька, треска, некоторые тюлени, морские котики и киты.
список использованной литературы:
- http://rifmovnik.ru/lib/2/book15_2.htm - самодельные конструкции
- https://www.youtube.com/watch?v=Em6mCdU0ykg - Герон Александрийский и его изобретения
- http://eor-np.ru/taxonomy/term/611 - ЭОР «Виртуальная лаборатория»
- http://praktikum7.narod.ru/p49aa1.html - лабораторный практикум
- http://jtdigest.narod.ru/dig3_01/beis.htm - как сделать бейсболку
- https://www.youtube.com/watch?v=Wsps3fPLgX8 - водяные мельницы
- https://www.youtube.com/watch?v=kcu_DoXkAzU - как сделать воду питьевой
- https://www.youtube.com/watch?v=ydM_XEYGcWA - как добыть воду в лесу
- https://www.youtube.com/watch?v=H2wIls7gsSM - фонтаны Петергофа
- https://www.youtube.com/watch?v=nyCsrFfY4jY - аквапарк
- https://www.karusel-tv.ru/video/9854 - свойства воды
- http://jtdigest.narod.ru/dig1_02/nasos.htm - как вода воду поднимает
- https://www.youtube.com/watch?v=m8n_cAP5S_U Картезианский водолаз
- http://fanread.net/book/11501855/?page=8 изобретательские задачи
список мультфильмов:
- https://www.youtube.com/watch?v=DIekBn99cV4 «Секреты воды» от РусГидро
- https://www.youtube.com/watch?v=jAjak-0KEjo «Зачем пирату голова»? Песня
- https://www.youtube.com/watch?v=RvYs0iFrJMg «Сокровища затонувших кораблей» мультфильм в пионерском лагере
- https://www.youtube.com/watch?v=vrJMjUhqlJY рассказы старого моряка «Необычайное путешествие» планктон и морские обитатели
- https://www.youtube.com/watch?v=KPazb9f_wUo «Коля Оля и Архимед»
- https://www.youtube.com/watch?v=8azmy5MBQmM «Мореплавание Солнышкина»
- https://www.youtube.com/watch?v=IVmqSOvr1Fg&t=37s «Трое на острове»
- https://www.youtube.com/watch?v=aSUSGuTQ_6U рассказы старого моряка «Необитаемый остров»
- https://www.youtube.com/watch?v=QIofYpPC7Qo рассказы старого моряка «Антарктида»
- https://www.youtube.com/watch?v=L60gc-2PIAk&list=PLmBLb1TzzKSRbdpGaR4jgHK7JBom40Vir&index=13 мультфильм «Главный звездный
- https://www.youtube.com/watch?v=zcBu1aRgscQ «На задней парте №1»
- https://www.youtube.com/watch?v=G-tZklItcuw «На задней парте №3»
- https://www.youtube.com/watch?v=MTf3VcHpkys «На задней парте №4»
- https://www.youtube.com/watch?v=1NB8be6VMXI «Тайна далекого острова»
- https://www.youtube.com/watch?v=1-J9rhSYkjA «Легенда о старом маяке» (мультфильм про войну)
- https://www.youtube.com/watch?v=mCBUHVdNmNI мультфильм пин-код «Вода»
- https://www.youtube.com/watch?v=1foiT3vtz5E «В гостях у лета»
- https://www.youtube.com/watch?v=0hEj1fW4tS4&t=9s «Приключение на плоту»
- https://www.youtube.com/watch?v=cU455QmoBhs «Пустомеля-изобретатель»
- https://www.youtube.com/watch?v=TI-4W6Hm6QQ «Кораблик» по сказке Сутеева
- https://www.youtube.com/watch?v=UQuEsTmPC6k&t=113s «Засуха»
11