Программа курса внеурочной деятельности «Компьютерная музыка» (7-8 класс)

3
0
Материал опубликован 29 July 2021 в группе







Программа курса внеурочной деятельности


«Компьютерная музыка»


7 - 8 класс



























Выполнила:

Блажко Ольга Михайловна

учитель музыки

высшей квалификационной категории

МБОУ «Лицей № 1 им. А.С.Пушкина»

г. Нижневартовск


Пояснительная записка


Программа «Компьютерная музыка» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Данная программа имеет художественно-эстетическую направленность. Разработана она для выявления одаренных детей, приобщения их к музыкальному искусству с целью развития их творческих способностей.

Проблема интереса, увлеченности - одна из фундаментальных проблем всей педагогики, и ее умелое решение важно для успешного ведения занятий по любому школьному предмету. Особое значение она приобретает в области искусства, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь хоть каких-то результатов, сколько бы ни отдавать этому сил и времени.

Музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль только тогда, когда дети научатся по - настоящему слышать ее и размышлять о ней. Бессмысленно говорить о каком либо воздействии на духовный мир детей и подростков, если они не научились слушать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.

Основой формирования музыкальной и духовной культуры школьников является восприятие музыки. В процессе восприятия музыки включается жизненный и музыкальный опыт школьников, относящийся к более широкой сфере музыкальных явлений. Это и опыт непосредственного переживания и размышления, формирующийся под воздействием музыкального искусства, и художественный опыт, связанный с исполнением своей сочинённой музыки.


Программа «Компьютерная музыка» является дополнительным курсом внеурочной деятельности к изучению предмета «Музыка», способствует взаимовлиянию и взаимопроникновению знаний, полученных на уроках музыки. Программа предназначена для обучающихся 7 - 8 классов основной общеобразовательной школы, рассчитана на 1 год.

На занятия отводится 2 часа в неделю по 40 минут.

Рекомендуемые формы организации обучения:

Индивидуальная

Групповая

Коллективно – творческая

Работа в группе строится по принципу взаимопомощи, индивидуальной работы с инструментом, работа в паре.



Актуальность программы

В последние годы, в пору стремительно растущего научно-технического прогресса, современные дети проявляют огромный интерес к компьютеру,   к клавишным инструментам. Дети и подростки с увлечением осваивают поистине неисчерпаемые возможности электронного инструмента. И в настоящее время миди - клавиатуры и синтезаторы являются полноправными спутниками акустических  и цифровых  фортепиано. Многие дети хотят обучаться музыке, владеть игрой на музыкальном инструменте, но не все имеют возможность посещать какие - либо учебные заведения дополнительного образования.

В связи с этим, появилась необходимость в создании курса внеурочной деятельности по работе с клавишными электронными инструментами.

Занятия на электронном инструменте создают условия для развития исполнительских, композиторских, звукорежиссерских способностей. Миди – клавиатура имеет выход на наушники и встроенные громкоговорители, которые воспроизводят звучание произведения. Игра на таких инструментах имеет большой функционал, легкое и понятное управление, компактность и мобильность. Увлеченные  процессом  работы  на новом инструменте, обучающиеся максимально используют свой творческий потенциал.

Задача учителя заключается в развитии у учеников навыков самостоятельной работы и активизации мыслительной деятельности.

Методы, применяемые учителем: беседы, диалог с учениками, конспектирование, наглядности.

Тематика уроков предусматривает:

-постепенное изучение основ музыкальной грамоты – как фундамента для более глубокого и полного анализа воспринимаемой музыки;

- накопление опыта творческого осмысления музыки на основе личных экспериментов;

-формирование навыков творческого выражения впечатления от слушаемой и исполняемой музыки;

-развитие умения увидеть глубинные связи музыкального искусства и жизни.

Важной составной частью музыкальной грамотности является знание нотной грамоты. Дети учатся понимать нотные знаки, петь и исполнять по нотам простые попевки и песни, сочинять простые рингтоны. Звуковысотность осваивается посредством схемы. У учащихся развивается чувство ритма, пульсации. Дети осваивают простые размеры, пульсацию, способы импровизации, запись нотной грамоты, учатся выполнять простой ритмический аккомпанемент к музыке или импровизировать, сопровождать на клавишных инструментах звучание произведения, играть выразительно в соответствии с настроением музыкального произведения. Не меньший интерес у учеников вызывает поиск интересных звуков и шумовых эффектов, которые они используют для собственной интерпретации музыкальных произведений. Функциональные возможности MIDI-клавиатуры с большим разнообразием стилей и тембров дает учащимся возможность экспериментировать, не боясь проявлять свои творческие способности. В процессе обучения они учатся использовать функции инструмента, которые хорошо развивают чувство ритма, слух, память.

Виды деятельности на занятиях разнообразны. В работе используется импровизация – вокальная, ритмическая, двигательная. Она способствует развитию музыкально-творческих способностей учащихся, так как в процессе импровизации они стараются передать заданное настроение музыки, осваивают элементы музыкальной выразительности. Для поддержания здоровья школьников на занятиях применяются элементы ритмики.

Программа "Компьютерная музыка" позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный и творческий подходы.

Формирование УУД

познавательные - давать определения понятиям, строить логическое рассуждение, выстраивать последовательность событий

личностные - уважение и любовь к музыкальным традициям народа, любовь к природе, потребность в самовыражении и самореализации

регулятивные - преобразование теоретической задачи в практическую, самостоятельно распределять время на занятии, планировать пути достижения целей, делать самостоятельный анализ при исполнении произведений

коммуникативные - устанавливать и сравнивать разные точки зрения, работать индивидуально и в группе, аргументировать свою точку зрения, осуществлять взаимный контроль, инструментальное исполнительство


Целью данной программы является воспитание творческой, нравственно-ориентированной личности, формирование музыкальной, исполнительской культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.


Задачи:

Образовательные:

Обучить детей навыкам игры на клавишном музыкальном инструменте.

Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;

Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее.

Привить навыки сценического поведения.

Воспитательные:

Воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной и общей культуре народов мира.

Способствовать формированию у школьников положительной мотивации, стойкого интереса к процессу обучения.

Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала.

Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности, расширять общий кругозор.

Развивающие:

Развивать у детей творческие способности, творческую деятельность игрой на клавишных музыкальных инструментах (MIDI -клавиатуры).

Развить способности импровизации и исполнения рингтонов собственного сочинения.

Развивать умение давать личностную оценку музыке, которую сочинил и продемонстрировал на занятии и вне школы, аргументировать свое мнение.

Развить музыкально-эстетический вкус и музыкальные способности детей.


Ожидаемые результаты

Овладение данной программой позволит учащимся

знать:

структуру учебно-музыкальной деятельности,

основное отличие цели и задач, объекта и предмета исследования,

 основные информационные источники поиска необходимой информации в музыкальном искусстве.

уметь:

определять музыкальную характеристику объекта познания;

самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских заданий;

планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы)

пользоваться универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объекте, специальными музыкальными справочниками


В конце учебного года обучающиеся представляют результаты созданных ими рингтонов на MIDI - клавиатуре в виде проекта.


Спецификация модели CME U-Key V2 White

t1627559398aa.jpg



динамическая клавиатура полуфортепианного типа в 49 клавиш

встроенный звуковой модуль от мобильного телефона (полифония 64 голоса, 128 пэтчей формата General MIDI)

цифровой усилитель

динамик

20 назначаемых органов управления, в том числе джойстик (он же переключатель режима работы)

восемь динамических пэдов

восемь регуляторов с неограниченным вращением

вход для педали или педального переключателя

трехсимвольный светодиодный дисплей

колесо ввода данных

MIDI-вход и выход









Календарно-тематическое планирование

Четверть

Дата

Тема

Количество часов


I четверть

16ч.












II четверть

16ч.
















«Введение. Знакомство с MIDI-клавиатурой CME U-key»

Инструктаж по ТБ. Вводное занятие.

Знакомство с MIDI-клавиатурой CME U-key.

Основные функции клавиатуры, её строение.

Режим Song play. Регуляторы управления.

«Организация исследовательской деятельности. Выбор режима исполнения»

Джойстик. Транспонирование, сдвиг октав.

Изменение тембра (программы)

Выбор режима исполнения. Удержание пэда.

Что такое рингтон? Типы рингтонов.

Как создавать рингтон. Виртуальное пианино.

8ч.


2

2


2


2


10ч



2


2

2

2

2

«Основы музыкальной грамоты. Сочини мелодию»

Сочини мелодию. Понятие «Октава»

Знаки альтерации. Диез и бемоль.

Выбор режима исполнения мелодии.

Включение и отключение мелодии (On/Off)

Звукоряд. Ноты первой октавы.

Режим Master. Набор ударных.

Регуляторы тембра звука.

14ч.


2

2

2

2

2

2

2


III четверть

20ч.













IV четверть

18ч.



«Работа с компьютером. Виртуальное пианино»

Знакомство с виртуальным пианино на компьютере.

Скрипичный и басовый ключи.

Мелодии рингтонов. Режим Remote.

Длительности пауз, написание, счёт.

Диапазон нот и каналов на дисплее.

«Компьютерный практикум»

Сохранение настроек SHIFT.

Ритмическое сопровождение. Басы.

Виды ритмических басов.

Тембровая окраска звука.

Название и исполнение рингтона.

10ч.

2

2

2

2

2



16ч.

2

2

2

2

2


Длительности нот, написание, счёт.

Виды аккомпанемента. Аккорд.

Номер текущей программы на дисплее.

«Подготовка и участие в исполнительской деятельности»

Понятие размера в музыке.

Запись нотного текста.

8 функций дисплея.

Отключение всех нот (SHIFTE3)

«Методы работы с библиотечным фондом»

Музыкальные сайты

Электронные энциклопедии, сайт бесплатной музыки muzofon. Обобщение.

2

2

2


.


2

2

2

2

4ч.


2

2



Всего за год - 70 часов

Содержание программы


Тема 1. «Введение. Знакомство с MIDI-клавиатурой CME U-key» (8 ч.)

Клавиатура. Основные функции клавиатуры. Джойстик и его свойства. Музыкальный звук, его свойства. Понятие октавы. Регистры: нижний, средний, верхний.

Тема 2. «Организация исследовательской деятельности. Выбор режима исполнения» (10 ч.)

Что такое рингтон? Виды рингтонов. Режим Song play. Регулятор управления. Выбор режима исполнения, удержание пэда. Продолжительность мелодии. Закрепление темы.

Тема 3. «Основы музыкальной грамоты. Сочини мелодию» (14 ч.)

Знаки альтерации - диез, бемоль, бекар. Написание знаков альтерации. Транспонирование. Использование в игре чёрных клавиш. Написание и нахождение нот первой октавы. Правила и этапы сочинения мелодии. Мелодическая линия. Восходящее и нисходящее движение.

Тема 4. «Работа с компьютером. Виртуальное пианино» (10 ч.)

Скрипичный и басовый ключи. Изучение длительностей пауз, их написание, счет. Сочинение мелодии рингтонов. Работа на виртуальном пианино в компьютере. Виды ритмического сопровождения (басы)

Тема 5. «Компьютерный практикум» (16 ч.)

Изучение длительностей нот: целой, половинной, четвертной, восьмой. Запись длительностей нот, счет. Тембровая окраска. Название рингтона. Исполнение рингтона собственного сочинения.

Тема 6. «Подготовка и участие в исполнительской деятельности» (8 ч.)

Понятие размера в музыке. Размер две четверти. Размер три четверти. Размер четыре четвери. Запись нотного текста. Аккорд. Контрольное списывание нотного текста, исполнение простых жанров (песни, танца, марша) на миди - клавиатуре.

Тема 7. «Методы работы с библиотечным фондом» (4ч.)

Музыкальные сайты (http://www.ringoman.ru; http://epistasas.ru; http://zvonilki.net. muzofon android) и др.

Электронные энциклопедии, сайт бесплатной музыки muzofon.

Требования к уровню подготовки учащихся

совершенствование знаний из области музыкальной грамоты, знаний о музыке;

накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);

выработка эмоционально откликаться на музыку;

развитие навыков «свободного исполнения»;

освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и форматах детского музицирования;

развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.



Материально - техническое обеспечение



п/п

Наименование оборудования

Технические требования

Кол-во

1.

Персональный компьютер

Windows 2000 или выше, 32 MB RAM, компакт-диск привод, поддержка 32-х битного графического режима, монитор с разрешением не менее чем 1024х768, звуковая карта, Internet Explorer v.6, аудио вход и выход. Наличие наушников и микрофона.

5

2.

МИДИ-клавиатуры

Компактная MIDI-клавиатура, имеющая 49 клавиш и оснащённая набором контроллеров для работы с программами и звуковыми модулями. Наряду с MIDI-клавиатурами возможно использование клавишных синтезаторов (с подключением USB)

5

3.

Наушники

Любые наушники, подключаемые к MIDI-клавиатуре.

5

4.

Колонки

Любые колонки, подключаемые к компьютеру.

2

5.

Компьютерные программы

Программа Anvil-studio http://www.anvilstudio.com/mstudioZ.exe

Программа Audacity http://audacity.sourceforge.net/latest/audacity-win/audacity-win-1.2.6.exe

2





Список литературы


Учебно-методический комплект «Музыка и информатика» (студия «Март», Санкт-Петербург, 2007г)

Словарь музыкальных терминов (М., Просвещение, 2009г.)

Обучение с увлечением. Синтезатор. Фортепиано ( выпуск 4) (М., Издательство И.Н.Зайцева, 2013г)

Детские песни и песенки (М., Издательство И.Н.Зайцева, 2012г.)

Будкиной Е.М. «Электронные музыкальные инструменты: синтезатор»,

«Программа фортепиано для учебных заведений культуры и искусства дополнительного образования» Министерства культуры Московской области, Москва, 2002г.

Красильников И.М. «Методика обучения игре на клавишном синтезаторе» (М.: Экон-Информ, 2011)

Красильников И.М. «Хроники музыкальной электроники» ( М.: Экон-Информ, 2010)

Красильников И.М, Алемская А.А., Клип И.Л. «Школа игры на синтезаторе: учебное пособие для учащихся младших, средних и старших классов детских музыкальных школ и школ искусств» (М.: Владос, 2010)

Пешняк В. «Курс игры на синтезаторе. Учебное пособие для детских музыкальных школ (М.: Композитор, 2000)

Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей (М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006)

Королева Е.А. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках ( М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001)

Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов ( Ярославль: Академия развития, 1997)














в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации