Актуальные аспекты реализации учебной программы «Основы проектной деятельности в рамках внеурочного обучения финансово-правовой грамотности» по предмету «Обществознание»
Актуальные аспекты реализации учебной программы» Основы проектной деятельности в рамках внеурочного обучения финансово-правовой грамотности» по предметной области «обществознание»
Н. И. Ибрагимова
Гимназия «Новоскул»
Город Великий Новгород
Российская Федерация
Actual aspects of the implementation of the educational program «Fundamentals of project activities in the framework of extracurricular training in financial and legal literacy» in the subject area" Social Studies
N. I. Ibragimova
Municipal Autonomous Educational Institution “Gymnasium "Novoschool"
Velikiy Novgorod
Russian Federation
Аннотация.
В статье ставится задача рассмотреть формы организации внеурочной деятельности по учебному предмету «обществознание» на основе разработанной авторской программы» Основы проектной деятельности в рамках внеурочного обучения финансово-правовой грамотности»
Актуальность данной программы по обществознанию раскрывается через развитие пространства, способствующего формированию универсальных учебных действий учащихся на экономическом и правовом содержании образования при введении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Annotation
The goal of the article is to consider the forms of organization of extracurricular activities in the subject “Social Studies” based on the author’s developed program “Fundamentals of project activities in the framework of extracurricular education in financial and legal literacy”.
The relevance of this program in Social Studies is revealed through the development of a space that promotes the formation of universal educational skills for students on the economic and legal content of education with the introduction of the Federal State Educational Standard of the secondary general education.
В Конституции Российской Федерации, Федеральном Законе “Об образовании”, в Концепции преподавания обществознания обозначены основные принципы государственной политики в сфере образования, что подчёркивает, что учебный предмет “Обществознание” играет ключевую роль в формировании всесторонне-развитой личности.
В Концепции в разделе “Содержание” предмета “обществознание”, в частности, указано: “обучающиеся осваивают основные понятия финансовой грамотности; устройство банковской, налоговой, пенсионных систем, системы страхования; осваивают способы разумного взаимодействия семьи с различными финансовыми институтами, знакомятся с правами потребителя финансовых услуг, учатся их защищать...”. Исходя из поставленных задач была составлена рабочая программа факультативного курса “Основы проектной деятельности в рамках внеурочного обучения учащихся финансово-правовой грамотности”. Эта программа имеет большую актуальность, так как сейчас много внимания уделяется внедрению интерактивных образовательных технологий и методов учебного проектирования, исследований игровых технологий.
Целесообразность программы «Основы проектной деятельности в рамках внеурочного обучения финансово-правовой грамотности» заключается в овладении различными (в соответствии с ФГОС) видами деятельности (самостоятельной проектной, исследовательской деятельностью и др.) обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.
Методы обучения реализуются в следующих формах работы:
1. Экскурсии
2. Игры, дебаты
3. Использование технических средств обучения, ресурсов интернета
4. Работа с источниками экономической информации
5. Анализ инструментов финансовых рынков
6. Интерактивные технологии
7. Индивидуальная работа
Среди перечней возможных продуктов можно выделить: научные статьи, тезисы, личный финансовый план, устный доклад, популярные статьи, рисунки, выставки работ, разработка план-графика мероприятий, мультимедийные продукты, видеоролики, справочники, учебные пособия.
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.
Итогом и основным результатом обучения станет индивидуальный проект по выбранной теме, в публичной презентации которого выпускники программы покажут степень готовности принимать решения в области управления личными финансами, основанные на анализе собственных целей и возможностей, текущей и прогнозируемой экономической ситуации, доступных финансовых инструментов.
При выполнении и презентации индивидуального проекта учащиеся должны продемонстрировать общие проектные умения: планировать и осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; использовать доступные ресурсы для достижения целей; применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.
Предметные результаты изучения данного курса - приобретение школьниками компетенций в области финансовой и правовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение факультативного курса позволит учащимся сформировать навыки принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.
Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.
Личностными результатами изучения курса следует считать воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
Таким образом, данный курс способствует самоопределению учащегося в жизни, что повышает его социальную и личностную значимость, и является актуальным как с точки зрения подготовки квалифицированных кадров, так и для личностного развития ученика.
Содержание программы факультативного курса
«Основы проектной деятельности в рамках внеурочного обучения
финансово-правовой грамотности»
Освоение содержания факультативного курса « Основы проектной деятельности в рамках внеурочного обучения финансово-правовой грамотности осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами базового уровня обществознания, истории, технологии, математики ,экономики, правоведения и предметами региональногого образования.
Данная факультативная программа содержит 2 основных модуля:
1.Основы проектной деятельности (включает 10 часов)
2.Финансово-правовая грамотность ( включает 25 часов)
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Тип урока | Краткое содержание | Планируемые результаты |
Раздел I. Основы проектной деятельности -10 часов | |||||
1-2 | Основные понятия проектной деятельности. Виды проектов. | 2 | Открытие новых знаний. | Что такое проект? Виды проектов. Важность исследовательских проектов в жизни человека. | Различать виды проектов |
3 | Что такое проблема в проектной деятельности? | 1 | Открытие новых знаний. | Понятие о проблеме. | Упражнение в выявлении и изменении собственной точки зрения |
4 | Каково значение гипотезы? | 1 | Комбинированный урок. | Понятие о гипотезе. Ее значение в исследовательской деятельности. | Учимся выдвигать гипотезы. |
5 | Как выбрать тему проекта? | 1 | Практикум. | Классификация тем. | Умение выбрать тему проекта. |
6 | Как сформулировать цели и задачи проекта? | 1 | Открытие новых знаний. | Отличие целей от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. | Уметь определять задачи для достижения поставленных целей. |
7 | Методы исследования. | 1 | Комбинированный урок. | Эксперимент. Наблюдение. Анкетирование. | Практические занятия: »Назови все особенности предмета», »Нарисуй в точности предмет» |
8 | Исследовательский поиск. | 1 | Практикум. | Что такое исследовательский поиск? Способы фиксации получаемых сведений. | Решение познавательных и практических задач. |
9 10 | Знакомство со структурой проекта. Повторение и обобщение пройденных тем. Знакомство с лучшими школьными проектами | 1 1
| Практикум Урок-конференция | Структура проекта.
| Развитие практических умений и навыков. |
Раздел 2.Финансово-правовая грамотность- 25 часов | |||||
11 | Зачем нам нужны деньги? | 1 | Открытие новых знаний. | Деньги. Роль денег в жизни человека. | Мини-проекты» Детские сказки о деньгах и торговле». «С миру по нитке: памятники, посвященные деньгам» |
«12 | Что может рассказать о себе рубль и копейка? | 1 | Открытие новых знаний. | История развития денежных отношений в России. | Мини-проекты» Деньги в Древней Руси». «История звонкой монеты». |
| |||||
13 | Тема «денег» в литературе, искусстве, музыке и кино | 1 | Открытие новых знаний. | Д.И.Фонвизин «Недоросль», Н.В.Гоголь «Мертвые души», А.С.Пушкин «Скупой рыцарь». Кустодиев »Купец»,К.Массейс «Меняла» | Мини-проекты» Учимся финансовой грамотности на успехах и ошибках литературных героев». «Самые необычные деньги в мире» |
14 | Как печатают деньги в России? | 1 | Открытие новых знаний. | Технология печатания денег. Защита банкнот. | Мини-проекты» Способы защиты российской банкноты» |
15 | Формы финансового мошенничества. Уголовная ответсвенность за фальшивомонетничество. | 1 | Комбинированный урок. | Основные признаки, указываю щие на риски финансового мошенничества. Раскрыть способы минимализации рисков. | Мини-проекты» Казнь через казну», «Финансовые пирамиды», »Самые известные финансовые мошенники в истории» |
16 | Денежные знаки разных стран | 1 | Комбинированный урок | Понятие валюта. Валютный курс. | Мини-проекты» Самые дорогие монеты мира» |
17 | Правовой статус ребенка | 1 | Урок-диспут | .Права, обязанности и ответственность от рождения и до совершеннолетия. | «Как не стать жертвой преступления?» |
18 | Где заработать подростку? | 1 | Урок-экскурсия | Центр занятости город Великий Новгород и популярные вакансии для школьников. | Мини-проекты» Сувенирный бизнес в Великом Новгороде» (сезонность и доходность) |
19 | Семейный бюджет. | 1 | Комбинированный урок | Структура семейного бюджета. Источники семейного дохода. | Составление семейного бюджета. |
20 | Личный финансовый план. | 1 | Практикум | Личные финансовые цели, предварительная оценка их достижимости. | Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета. |
| |||||
21 | Как и когда возникли банки? | 1 | Открытие новых знаний. | История возникновения банков. | Мини- проекты о истории возникновения банков в России |
22 | Виды банков в России, их функции и логотипы. | 1 | Комбинированный урок. | Информация о банках и банковских продуктах. Логотипы банков. | Составить рекламные буклеты о банковских продуктах. Мини-проекты» Стиль банковского сотрудника», »Банковский этикет» |
23 | Что такое детская банковская карта? | 1 | Комбинированный урок. | Применение пластиковых карт в расчетах и платежах. | Творческая работа «Мой дизайн банковской карты» |
24 | Платежные системы в интернете. Криптовалюта | 1 | Комбинированный урок. | Понятие криптовалюта. Платежные системы в интернете. | Мини-проекты «Киберугрозы в банковской сфере» |
25 | Почему нужно защищать персональные данные? Закон о персональных данных | 1 | Практикум. | Закон о персональных данных. | Мини-проект «Необходимость защиты персональных данных» |
| |||||
26 | Что я знаю о кредите? | 1 | Открытие новых знаний. | Понятия «кредит» и «кредитная история» | Мини-проекты» «Жизнь в кредит: за и против» «История появления векселя» |
27 | Уголовная ответственность за неуплату кредита. | 1 | Открытие новых знаний. | Федеральный Закон «О кредитных историях» | Формирование осознанной необходимости соблюдения платежной дисциплины во избежание личного банкротства, поиска легитимных способов решения возможных проблем совместно с банком. |
28 | Как выгодно вложить деньги? Инвестиции и вклады. | 1 | Открытие новых знаний. | Критерии надежности банков. | Вычислять простые и сложные проценты по депозиту. |
29 | Правовая основа договора банковского вклада. | 1 | Открытие новых знаний. | Условия открытия вклада. | Приводить примеры банковских депозитов. |
30 | История возникновения и развития страхования. | 1 | Деловая игра. | Понятие страхования. Договор страхования. | Мини проекты» Ведущие страховые компании в России», «Необычные виды страхования». |
31 | Налоги и развитие российского государства. | 1 | Комбинированный урок. | История возникновения и развития налогов в России. | Групповые проекты» Самые необычные налоги мира» |
32 | Зачем платить налоги? Закон о налогах. | 1 | Открытие новых знаний. | Изучение налогового законодательства РФ. Структура налоговой системы в России. | Составление схемы» Налоги и их виды» |
33 | Пенсионная грамотность | 1 | Открытие новых знаний. | Пенсионная система России. | Мини-проекты» История пенсий в России» |
34 | Профессии, связанные с деньгами. Финансово-правовой диктант. | 1 | Практикум. | Мир профессий. | Мини-проекты»10 новых профессий в финансовой сфере» |
35 | Защита индивидуальных и групповых проектов | 1 | Урок-конференция | | . |
Литература:
1.Обществознание: учебник для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений :базовый уровень/под редакцией Л.Н.Боголюбова, Москва: Просвещение 2016 год
2. Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации. Проект Минфина России и Всемирного банка.
3.Информация с официального сайта Министерства финансов Российской Федерации: Режим доступа:
4. Система (рамки) базовых компетенций в области финансовой грамотности для России.
5. Сайт ippk.ru (Концепции модернизации содержания и технологий преподавания учебных предметов)