Программа интенсивного факультативного курса «Тропинка к творчеству»

0
0
Материал опубликован 9 March 2019

Локтева Наталья Владимировна,

педагог дополнительного образования

муниципального учреждения дополнительного образования

«Малая академия» (г. Краснодар)

Программа

интенсивного факультативного курса «Тропинка к творчеству»

Пояснительная записка

Данная программа «Тропинка к творчеству» является авторской программой дополнительного образования детей и реализуется в рамках летней школы МУ ДО «Малая академия».

Современные методики внешкольной деятельности органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Эти методики направлены главным образом на раскрытие и развитие индивидуальных способностей, которые в той или иной мере свойственны всем детям и подросткам.

В условиях летней школы заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания детей, а также для их всестороннего развития.

Занятия по данной программе помогут ребятам обрести опыт творческого сотрудничества не только со сверстниками, но и с детьми более старшего и младшего возраста, что, в свою очередь, будет способствовать формированию таких качеств, как терпение, умение считаться с мнением другого, уважительное отношение к труду младших, необходимость прийти на помощь и т. д.

Предложенная система занятий нацеливает ребят на нестандартные решения творческого задания, на поиск адекватных замыслу средств художественного выражения.

Направленность данной дополнительной образовательной программы состоит в формировании творческого мышления и в формировании мотивации успешности.

Цель данной образовательной программы – сформировать интерес к творческой деятельности, художественно-творческой активности.

Задачами данной образовательной программы являются:

  • развить воображение учащихся;

    раскрытие творческого потенциала учащихся;

    формирование творческих умений и навыков;

    формирование навыков и умений коллективной работы;

    формирование художественного вкуса;

    формирование потребности в творческой организации своего жизненного пространства;

    обогащение эмоционально-образной структуры личности и формирование эстетического отношения к окружающему миру.

Основные принципы обучения:

- принцип наглядности

- принцип воспитывающего обучения и формирование эмоционально-ценностного отношения к миру

- принцип сознательности и активности

Возраст обучающихся: 11-14 лет (учащиеся 5-8 классов). Программа учитывает психолого-возрастные особенности детей, их запросы и интересы.

Организационно-методические основы обучения.

Программа рассчитана на 12 учебных дней в рамках летнего профильного лагеря. Занятия проводятся каждый день по 3 часа в режиме практикумов. Объем программы 36 часов.

Программа рассчитана на 12 Общая продолжительность – 36 часов, 12 занятий по 3 часа.

Наполняемость группы: от 15 до 25 человек в зависимости наполняемости лагерной группы.

Реализация программы предполагает следующие формы учебных занятий:

беседа,

мастер-класс,

экскурсия,

дискуссия,

учебная игра, тренинг,

творческий отчет.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

вводный вид контроля (батарея тестов Е. Туник),

текущий вид контроля (проведение на каждом занятии творческих работ обучающихся с последующим их коллективным анализом),

итоговый вид контроля (презентация творческих проектов).

Педагогические принципы обучения учащихся:

- личностно ориентированный подход (обращение к жизненному опыту обучаемого, признание самобытности и уникальности личности каждого ученика);

- психологический подход (опора на возрастные особенности и уровень интеллектуально-творческой подготовки обучаемого);

- ценностно-гуманистический подход (объяснение поведения отдельного человека с позиции его уникальности и самобытности внутреннего мира);

- социокультурный подход в формировании толерантного сознания школьников (предусматривает анализ предпосылок возникновения конфликта, вырабатывает способность вести диалог и конструктивно решать спорные ситуации за счет развития чувства терпимости к культурно-национальному своеобразию каждого народа).

В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, сопоставительный, деятельностный, эвристический, исследовательский, сообразуясь с этапом обучения, промежуточной целью, возрастом учащихся, их творческим потенциалом и т. д.

Программа предусматривает использование индивидуальной, фронтальной, групповой форм учебной работы, применение практической, самостоятельной работы и дифференцированных заданий.

Итогом работы должна стать выставка работ, которые были выполнены на занятиях. Обязательно должны быть представлены все законченные работы, независимо от их успешности. Хороший результат дает также обмен письмами в конце курса между детьми и преподавателем.

Материальное обеспечение программы: Занятия предполагают использование разнообразных художественных материалов и инструментов, таких, как пастель, жировые или масляные мелки, карандаши (простой и цветные), акварель, гуашь, акриловые краски, кисти, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры, а также природных материалов – камешков, шишек, листьев, цветов, трав, соломы и т. д. В процессе работы применяются также фантики, пластмассовая и бумажная упаковка, пуговицы, бусы и другие «необычные» материалы. Для коллективных заданий – большие листы ватмана или свертки обоев.

УЧЕБНО-Тематическое планирование

п/п

Темы

Общее кол-во часов

Теоретич.

Практич.

1

Место творчества в жизни человека

3

2

1

2

Креативность как составляющая творческих способностей

3

1

2

3

Вдохновение или кропотливая работа

3

1

2

4

Язык искусства

3

2

1

5

Игры со словами: вербальное творчество

3

3

6

Усовершенствования и изобретения

3

3

7

Музыка и лицедейство

3

1

2

8

Художник и зритель

3

1

2

9

Язык образов и время

3

2

1

10

Познание и самовыражение

3

1

2

11

Творческая мастерская: индивидуальная и групповая работа

3

3

12

Коллективный творческий проект

3

3

ВСЕГО:

36

11

25

Содержание программы

Тема 1. Место творчества в жизни человека. (3 ч)

Проводится в форме дискуссии. Рефлексия в форме рисунка «Дерево моих возможностей».

Тема 2. Креативность как составляющая творческих способностей. (3 ч)

Проводится в форме семинара. Рефлексия в форме эссе «Креативность: как я её понимаю».

Тема 3. Вдохновение или кропотливая работа. (3 ч)

Проводится в форме дискуссии. Рефлексия в виде рисуночного теста «Рыбка в аквариуме».

Тема 4. Язык искусства. (3 ч)

Проводится в форме проблемной лекции. Рефлексия в виде абстрактного рисунка на тему «Мое настроение».

Тема 5. Игры со словами: вербальное творчество. (3 ч)

Конструирование различных стихотворных и прозаических малых форм: хокку, лимерики, стишки-пирожки, рассказ из слов на одну букву и т.п. Рефлексия в виде подобного сочинения.

Тема 6. Усовершенствования и изобретения. (3 ч)

Знакомство с «Фокальным методом» и его применение к окружающим предметам. Рефлексия в форме письма «Обращение к себе будущему».

Тема 7. Музыка и лицедейство. (3 ч)

Актерские этюды под музыку. Рефлексия – фотографирование живой скульптуры «Мой внутренний мир».

Тема 8. Художник и зритель. (3 ч)

Характер человека в портрете. Рефлексия в форме рисунка «Мой символический портрет».

Тема 9. Язык образов и время. (3 ч)

Проводится в форме проблемной лекции. Рефлексия в форме рисунка «Мое счастье».

Тема 10. Познание и самовыражение. (3 ч)

Проводится в форме беседы. Рефлексия в форме письменных ответов на предложенные вопросы.

Тема 11. Творческая мастерская: индивидуальная и групповая работа. (3 ч)

Беседа с последующей коллективной работой по заданным темам «Успех», «Счастье», «Добро», «Любовь», и т.п. Рефлексия в форме эссе «Как мне работалось в команде».

Тема 12. Коллективный творческий проект. (3 ч)

Просмотр работ всех участников группы. Обращается внимание на работы, требующие завершения. Оформление и подготовка рисунков к экспозиции. Обсуждение и оценка всей творческой деятельности в летней школе. Правила оформления графических и живописных работ, аппликации. Принципы создания экспозиции.

Оформление помещения, изготовление книги отзывов.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.