Программа интенсивного факультативного курса «Тропинка к творчеству»
Локтева Наталья Владимировна,
педагог дополнительного образования
муниципального учреждения дополнительного образования
«Малая академия» (г. Краснодар)
Программа
интенсивного факультативного курса «Тропинка к творчеству»
Пояснительная записка
Данная программа «Тропинка к творчеству» является авторской программой дополнительного образования детей и реализуется в рамках летней школы МУ ДО «Малая академия».
Современные методики внешкольной деятельности органично сочетают в себе элементы обучения с развитием художественно-творческих способностей. Эти методики направлены главным образом на раскрытие и развитие индивидуальных способностей, которые в той или иной мере свойственны всем детям и подросткам.
В условиях летней школы заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания детей, а также для их всестороннего развития.
Занятия по данной программе помогут ребятам обрести опыт творческого сотрудничества не только со сверстниками, но и с детьми более старшего и младшего возраста, что, в свою очередь, будет способствовать формированию таких качеств, как терпение, умение считаться с мнением другого, уважительное отношение к труду младших, необходимость прийти на помощь и т. д.
Предложенная система занятий нацеливает ребят на нестандартные решения творческого задания, на поиск адекватных замыслу средств художественного выражения.
Направленность данной дополнительной образовательной программы состоит в формировании творческого мышления и в формировании мотивации успешности.
Цель данной образовательной программы – сформировать интерес к творческой деятельности, художественно-творческой активности.
Задачами данной образовательной программы являются:
-
развить воображение учащихся;
раскрытие творческого потенциала учащихся;
формирование творческих умений и навыков;
формирование навыков и умений коллективной работы;
формирование художественного вкуса;
формирование потребности в творческой организации своего жизненного пространства;
обогащение эмоционально-образной структуры личности и формирование эстетического отношения к окружающему миру.
Основные принципы обучения:
- принцип наглядности
- принцип воспитывающего обучения и формирование эмоционально-ценностного отношения к миру
- принцип сознательности и активности
Возраст обучающихся: 11-14 лет (учащиеся 5-8 классов). Программа учитывает психолого-возрастные особенности детей, их запросы и интересы.
Организационно-методические основы обучения.
Программа рассчитана на 12 учебных дней в рамках летнего профильного лагеря. Занятия проводятся каждый день по 3 часа в режиме практикумов. Объем программы 36 часов.
Программа рассчитана на 12 Общая продолжительность – 36 часов, 12 занятий по 3 часа.
Наполняемость группы: от 15 до 25 человек в зависимости наполняемости лагерной группы.
Реализация программы предполагает следующие формы учебных занятий:
беседа,
мастер-класс,
экскурсия,
дискуссия,
учебная игра, тренинг,
творческий отчет.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
вводный вид контроля (батарея тестов Е. Туник),
текущий вид контроля (проведение на каждом занятии творческих работ обучающихся с последующим их коллективным анализом),
итоговый вид контроля (презентация творческих проектов).
Педагогические принципы обучения учащихся:
- личностно ориентированный подход (обращение к жизненному опыту обучаемого, признание самобытности и уникальности личности каждого ученика);
- психологический подход (опора на возрастные особенности и уровень интеллектуально-творческой подготовки обучаемого);
- ценностно-гуманистический подход (объяснение поведения отдельного человека с позиции его уникальности и самобытности внутреннего мира);
- социокультурный подход в формировании толерантного сознания школьников (предусматривает анализ предпосылок возникновения конфликта, вырабатывает способность вести диалог и конструктивно решать спорные ситуации за счет развития чувства терпимости к культурно-национальному своеобразию каждого народа).
В процессе обучения используются следующие методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, сопоставительный, деятельностный, эвристический, исследовательский, сообразуясь с этапом обучения, промежуточной целью, возрастом учащихся, их творческим потенциалом и т. д.
Программа предусматривает использование индивидуальной, фронтальной, групповой форм учебной работы, применение практической, самостоятельной работы и дифференцированных заданий.
Итогом работы должна стать выставка работ, которые были выполнены на занятиях. Обязательно должны быть представлены все законченные работы, независимо от их успешности. Хороший результат дает также обмен письмами в конце курса между детьми и преподавателем.
Материальное обеспечение программы: Занятия предполагают использование разнообразных художественных материалов и инструментов, таких, как пастель, жировые или масляные мелки, карандаши (простой и цветные), акварель, гуашь, акриловые краски, кисти, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры, а также природных материалов – камешков, шишек, листьев, цветов, трав, соломы и т. д. В процессе работы применяются также фантики, пластмассовая и бумажная упаковка, пуговицы, бусы и другие «необычные» материалы. Для коллективных заданий – большие листы ватмана или свертки обоев.
УЧЕБНО-Тематическое планирование
№ п/п |
Темы |
Общее кол-во часов |
Теоретич. |
Практич. |
1 |
Место творчества в жизни человека |
3 |
2 |
1 |
2 |
Креативность как составляющая творческих способностей |
3 |
1 |
2 |
3 |
Вдохновение или кропотливая работа |
3 |
1 |
2 |
4 |
Язык искусства |
3 |
2 |
1 |
5 |
Игры со словами: вербальное творчество |
3 |
|
3 |
6 |
Усовершенствования и изобретения |
3 |
|
3 |
7 |
Музыка и лицедейство |
3 |
1 |
2 |
8 |
Художник и зритель |
3 |
1 |
2 |
9 |
Язык образов и время |
3 |
2 |
1 |
10 |
Познание и самовыражение |
3 |
1 |
2 |
11 |
Творческая мастерская: индивидуальная и групповая работа |
3 |
|
3 |
12 |
Коллективный творческий проект |
3 |
|
3 |
ВСЕГО: |
36 |
11 |
25 |
Содержание программы
Тема 1. Место творчества в жизни человека. (3 ч)
Проводится в форме дискуссии. Рефлексия в форме рисунка «Дерево моих возможностей».
Тема 2. Креативность как составляющая творческих способностей. (3 ч)
Проводится в форме семинара. Рефлексия в форме эссе «Креативность: как я её понимаю».
Тема 3. Вдохновение или кропотливая работа. (3 ч)
Проводится в форме дискуссии. Рефлексия в виде рисуночного теста «Рыбка в аквариуме».
Тема 4. Язык искусства. (3 ч)
Проводится в форме проблемной лекции. Рефлексия в виде абстрактного рисунка на тему «Мое настроение».
Тема 5. Игры со словами: вербальное творчество. (3 ч)
Конструирование различных стихотворных и прозаических малых форм: хокку, лимерики, стишки-пирожки, рассказ из слов на одну букву и т.п. Рефлексия в виде подобного сочинения.
Тема 6. Усовершенствования и изобретения. (3 ч)
Знакомство с «Фокальным методом» и его применение к окружающим предметам. Рефлексия в форме письма «Обращение к себе будущему».
Тема 7. Музыка и лицедейство. (3 ч)
Актерские этюды под музыку. Рефлексия – фотографирование живой скульптуры «Мой внутренний мир».
Тема 8. Художник и зритель. (3 ч)
Характер человека в портрете. Рефлексия в форме рисунка «Мой символический портрет».
Тема 9. Язык образов и время. (3 ч)
Проводится в форме проблемной лекции. Рефлексия в форме рисунка «Мое счастье».
Тема 10. Познание и самовыражение. (3 ч)
Проводится в форме беседы. Рефлексия в форме письменных ответов на предложенные вопросы.
Тема 11. Творческая мастерская: индивидуальная и групповая работа. (3 ч)
Беседа с последующей коллективной работой по заданным темам «Успех», «Счастье», «Добро», «Любовь», и т.п. Рефлексия в форме эссе «Как мне работалось в команде».
Тема 12. Коллективный творческий проект. (3 ч)
Просмотр работ всех участников группы. Обращается внимание на работы, требующие завершения. Оформление и подготовка рисунков к экспозиции. Обсуждение и оценка всей творческой деятельности в летней школе. Правила оформления графических и живописных работ, аппликации. Принципы создания экспозиции.
Оформление помещения, изготовление книги отзывов.