Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Детская художественная школа» г. Биробиджан
Факультативный курс по программе
«Рисунок»
Направленность: художественная
Возраст учащихся: 10-14 лет
Составитель:
Ивагина Н.П.,
зам. директора по УВР
1. Пояснительная записка
Программа факультатива «Рисунок» поможет детям освоить азы художественного мастерства, расширить умения, навыки и художественную наблюдательность. Для гармоничного развития детей, помимо основ рисунка, в программе представлены занятия с использованием нетрадиционных техник рисования.
Цель учебного курса - углубление знаний, развития интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессионального самоопределения, подготовки одаренных учащихся к конкурсам и выставкам.
Задачи курса:
Воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта;
Развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру;
Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах;
Овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности.
Место предмета в учебном плане
Факультатив «Рисунок» является компонентом учебного плана внеурочной деятельности, рассчитан на 18 часов (2 академических часа в неделю).
2. Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела и темы | Кол-во часов | Форма занятий |
1 | Введение. Техника безопасности, вводный инструктаж. Основы рисунка. | 2 | Беседа, практ. задание |
2 | Рисование ручкой (гелевая, шариковая). | 8 | Демонстрация, практ. задание |
3 | Рисование в технике «Граттаж». Темы работы: «Мой город», «Флора и фауна родного края», «Иллюстрация», «Народное искусство». | 8 | Демонстрация, практ. задание |
| Итого | 18 | |
3. Содержание учебного курса
1. Введение. Техника безопасности, вводный инструктаж. Основы рисунка. Знакомство с особенностями графических техник и материалов. Линия и штрих – основа рисунка. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция).
2. Рисование ручкой (гелевая, шариковая). Прямые и кривые линии, деление отрезка на равные части; техника работы ручкой. Темы работы: «Мой город», «Флора и фауна родного края», «Иллюстрация», «Народное искусство России», «Древо жизни». Нажим, контур, узоры. Чудеса из пятна акварели и гелевой ручки.
1-ый способ. Монохромная техника. На черный фон нанести линейное изображение белой (серебристой) гелевой ручкой (заметим: необходимо проявить чувство меры). Таким способом выразительно смотрятся замки, пейзажи, роспись миниатюр. Предварительные наброски можно сделать в карандаше. Ошибку можно смело ретушировать гуашью, или черной тушью, подобрав нужный оттенок.
2-ой способ. Полихромная техника. На черном фоне работают цветными гелевыми ручками, затонировать изображение белым или серебристым гелем. Белый тон придаст свежесть, яркость, серебристый имитирует металлографику. После высыхания нужно сделать подмалевку (белого, серебристого цвета) и нанести необходимые цвета. В исключительных случаях, например при росписи пасхальных яиц, прялок, допустим цветной фон.
3. Рисование в технике «Граттаж». Знакомство с особенностями техники. Выполнение работы на цветной основе. Темы работы: «Мой город», «Флора и фауна родного края», «Иллюстрация», «Народное искусство России». Окрашивание бумаги разными способами и художественными материалами. Техника, приемы выполнения граттажа: процарапывание пером, спицей или любым острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью по воску.
4. Библиографический список
Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с.
Павлова О. В. Изобразительное искусство в начальной школе: обучение приемам художественно-творческой деятельности. – Волгоград: Учитель, 2010. – 139 с.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 2011 – 112 с.
Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент
Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.
Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 кл. – М.: Просвещение, 2010.
Приложение 1
Техника «Граттаж»
Поверхность работы должна быть ровной, чтобы рисунок не прогибался. Для неподвижности можно его зафиксировать скотчем.
Краска наносится мягкой и плоской кистью, чтобы слой был равномерный. Жесткая кисть вредит воску.
Кисточкой провести достаточно всего лишь раз, чтобы бумага или картон не разбухали.
Промежуточные слои делаются воском, мелками или желтком, а верхний покрывается гуашью или тушью.
Чтобы во время выцарапывания не замарать руки, рекомендуется налить в краску немного ПВА клея.
Когда вы наносите последний слой, чтобы краска не скаталась, нанесите мел сверху.
Рисование ручкой
Графика гелевой ручкой должна наноситься в соответствии с положением ворсинок листа, то есть сверху вниз.
Закрашенную часть нельзя трогать пальцем, иначе можно изменить насыщенность линий.
Лучше всего для рисунка выбирать бумагу с высокой плотностью, а работать легким нажимом, ведь гелевая паста имеет свойство «стягивать» лист.
При возникновении грубых ошибок во время рисования, которые просто необходимо удалить, используют белила или иные покрывающие материалы.
Надо помнить, что графика гелевой ручкой нуждается в точности и аккуратности художника. Со временем рисунки станут четкими, а в них будет чувствоваться уверенная рука мастера своего дела.
Отсутствие излишне маслянистой структуры наполнителя стержня. Если паста жирная, то при работе с изображениями, ранее нарисованные линии и детали будут смазываться, что будет провоцировать необходимость начинать работу заново.
Возможность создавать вариации толщины линий конкретным стержнем. Если рабочий лист бумаги положить на страницу открытой толстой книги, линии, создаваемые качественной гелевой ручкой, будут получаться толще фактического диаметра стержня. Для создания более тонких линий необходимо разместить бумагу на твердой, идеально ровной поверхности, например, деревянном отполированном столе или стекле.