12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Атаманова Ирина75
учитель русского языка и литературы, стаж 33 года. ВКК. Классный руководитель 6 Б класса. Хобби: чтение, вязание.
Россия, Алтай респ., Горно-Алтайск
4

Урок «В чём секрет Бориса Пастернака»



Интегрированный урок английский – литература в 9 классе

Тема: «В чём секрет успеха Бориса Пастернака?»

Презентация к уроку

Цели:

Английский

Литература

1. Отработка лексики, предназначенной для двухстороннего (рецептивно-продуктивного) усвоения с помощью разнообразных тренировочных и речевых упражнений

1. Введение обучающихся в художественный мир поэта через исследование фрагментов биографии и творческой манеры для осмысления секрета его успешности

2. Формирование умений использовать языковую и контекстуальную догадку при чтении.

2. Создание условий для развития образного мышления, способности сравнивать и сопоставлять биографические факты и лирические произведения.

3. Пробудить в детях желание добиваться успеха в жизни благодаря воспитанию в себе определённых качеств.

3. Воспитание в чувства гордости и уважения к культурному наследию страны, интерес к творчеству и личности поэта.

Задачи:

Английский

Литература

1. Практиковать обучающихся в умении извлекать определённую информацию при чтении текста;

1. Подвести обучающихся к пониманию индивидуальности поэта, к осмыслению философских и нравственных проблем его произведений;

2. Развивать умение находить сравнивать, обобщать культуроведческую информацию из разных источников и на разных языках;

2. Развивать навыки самостоятельного постижения и восприятия лирики Пастернака, учиться формулировать суждение и логическое заключение, вывод;

3. Расширить словарный запас обучающихся за счёт лексики, предназначенной для рецептивного овладения;

3. Способствовать эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости к творческой личности;

Оборудование: раздаточный материал (таблица №1 «ЗХУ», таблица №2 «Тайм-лайн»; таблица №3«Кластер»; таблица № 4 «Фиш-боун»; таблица № 5- задания для анализа стих-я;); тексты биографии Пастернака; тексты стихотворений Пастернака; алгоритм анализа стихотворения; музыкальная композиция «Свеча горела» на стихи Б. Пастернака в исполнении А. Пугачёвой; презентация Power Paint; компьютер, проектор; портрет Пастернака, аудиокассета; магнитофон;

Методы:

- исследовательский

- аналитическая беседа

- сравнительный анализ

Технология:

- «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

Элементы технологии: ключевые слова; верные - неверные утверждения; таблица «ЗХУ»; кластер; синквейн; акростих; тайм-лайн, фиш-боун; синквейн;

Формы работы:

-коллективная

- парная

- индивидуальная

Тип урока: комбинированный

Предварительное домашнее задание: подготовить сообщение о человеке, которого ты уважаешь (на английском и русском языках)

План урока

Стадия

Время

Содержание

Приветствие

3 мин.

На фоне песни «Свеча горела» на стихи Б. Пастернака Слайд 1.

Англ.Good Afternoon. ( Добрый день, ребята)

Лит. Приветствуем вас, уважаемые гости.

Англ. What is the date, day of the week, month? (Число, день, месяц, погода. Как дела?). Who is the talkative in your group? Are you a sociable person? Etc.(Ты общительный человек ? Кто самый разговорчивый в классе? И т.д.

Лит. Мы надеемся на то, что урок пройдёт в атмосфере сотрудничества и понимания.

1. Вызов

2

мин

1

мин

5

мин

3

Мин

5

Мин

3

мин

Англ. Let’s begin. Repeat the words.

1.Фонетическая зарядка: упр. 8 стр.75/ аудиокассета

Лит. Слайд 2

2. Ключевые слова для определения темы (слайд) урока: предлагаю вам по ключевым словам:

Секрет, что, успех, труд/ сформулировать тему нашего разговора.

Итак,

3. Тема урока: «В чём секрет успеха…?» Слайд 3

Англ. So the theme of our lesson is:

“Success. What Is the Secret of Success of…?

(слайд )

Англ. Look at the screen. You can see some statements there. Let’s do ex.”Agree or disagree”

4. Упражнение «Верные/ неверные утверждения». Слайд 4

Discuss with your classmates and decide what makes a successful person ?

A successful person is a person:

* who lives separately from his family

* who is independent in his relations with other people

* who doesn’t have friends and doesn’t rely on other people

* who shares everything he / she has with other people

* who works hard every day to become better and cleverer

* who succeeds by his / her own efforts alone

* who thinks of himself more than about other people

5. Would you like to succeed in your life? Why?

Do you want to become a successful person? (Ты хотел бы стать успешным? Почему?)

6. So, the purpose is to become a successful person. But it is not easy. There are a lot of difficulties here. What problems are on your way to achieve this purpose? How should you solve them?( Какие преграды встречаются на пути достижения цели? Как решать эти проблемы?)

7. Проверка д/з: Слайд 5

Your homework was to prepare a report about person you respect

ваше домашнее задание было – подготовить сообщение о человеке, которого ты уважаешь (выступление ребят – 2 чел. на англ.языке,

2 на русском языке)/ по очереди

2.Осмысление

2 мин.

2

мин

2 мин

4 мин

5 мин.

1 мин.

15 мин.

2 мин

1 мин

9 мин

10 мин

2 мин

Лит. Слайд 6 / фото Б. Пастернака в военной форме

Внимание на экран. Что вы думаете об этом человеке: кто он, род занятий, увлечения, жизнь? Вам помогут составить небольшой рассказ об этом человеке слова:

Музыка, живопись, корреспондент, художник, Лев Толстой, философия, золотая медаль, Московский университет.

- прослушивание ответов.

Учитель: Это Борис Пастернак / портрет на доску. Слайд 7

Тема урока: « В чём секрет успеха Бориса Пастернака?» Слайд 8.

Англ.

“Success. What Is the Secret of Success of Boris Pasternak?

Лит.

Цели: Сформулируйте цели на урок исходя из темы.

Примечание: при затруднении можно задать ребятам эти вопросы:

Когда мы знакомимся с новым человеком, что мы хотим о нём узнать в первую очередь?

Если мы знаем, что человек чего-то достиг в своей жизни, то как ему это удалось?

Англ.

What are the traits of character have got a successful person?

- Ответы.

Слайд 9 Цели:

1. Познакомиться с биографией поэта и его творчеством.

2. Понять, какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться такого успеха.

Лит.

- работа с таблицей №1 ЗХУ./ на фоне песни Слайд 10.

Заполнение 1-2 колонки: знаю, хочу узнать;

- прослушивание ответов

- Раздаю тексты.

- Работа с текстом/ биография Пастернака/ на фоне музыки

- Чтение, заполнение 3 колонки таблицы №1.

- озвучивание: «Узнал»

Дифференцированная работа:

Now T.K. will you tell us about Boris Pasternak, about important periods of his life. (Домашняя заготовка – небольшой доклад с презентацией)

Слайды – вставка (5 слайдов) – работа ученицы 9класса Крапивко Татьяны

Англ.

-Look through the text once more. Make up the table 2 –Time-Line (Просмотрите текст ещё раз.)

Группа №1 Таблица № 2 Тайм-лайн.(англ.) Слайд 11

Лит.

Группа №2. Таблица №3. Кластер. Слайд 12

Пересказ биографии, используя кластер

Группа № 3. Таблица № 4. Фиш-боун. Слайд 13

Подготовить сообщение о том, что способствовало успеху поэта, и что мешало его успешности.

- прослушивание ответов групп

1гр. - на англ. / наш вариант Слайд 14 -15

2,3 гр. На рус. / наши варианты Слайд 16-17, 18 -19

Лит.

Вы убедились, что Борис Пастернак добился признания не только в России, но и за рубежом благодаря настойчивости, целеустремлённости и повседневному кропотливому труду.

Просмотрите ещё раз текст и найдите такие слова, которые могут быть девизом успешности для любого человека. Слайд 20.

Англ.

What is the motto of successful person.

- подготовка и прослушивание

Слайд 20 (2) наш вариант - Девиз:

«… Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытья».

Лит.

Итак, творчество Бориса Пастернака.

Ваша задача прочитать стих-е и ответить на несколько вопросов в таблице № 5.

У вас на обсуждение 7 мин.

Продолжаем работу в группах

АНАЛИЗ стихотворений: / в группах Слайд 21

- «Во всём мне хочется дойти…» 1956г.

- «Быть знаменитым некрасиво…» 1956г.

- «Нобелевская премия» 1959г.

Задания для анализа:

1 группа: «Во всём мне хочется дойти…» 1956г. Слайд 22.

1. Прочитать стих-е выразительно.

2. Сформулируйте организующую мысль этого несущего сильный философский заряд стих- я.

3. Определить рифму и размер стих-я.

4. Как переданы враждебность окружающего мира, внутренний разлад лирического героя?

2 группа: «Быть знаменитым некрасиво…» 1956г. Слайд 23.

1. Прочитать стих-е выразительно.

2. Какое состояние переживает лирический герой?

3. Какова идея стих-я?

4. Определить рифму и размер стих-я.

3 группа: «Нобелевская премия» 1959г. Слайд 24

1. Прочитать стих-е выразительно.

2. Опираясь на биографические данные, попробуйте объяснить причину появления данного стих-я в творчестве Пастернака.

3. Какую смысловую нагрузку несут сравнения?

4. Почему цепь образов завершает сказочный мотив (последние 2 строки)

- прослушивание ответов групп. Слайд 25

Отказался от премии. А причина?

Давайте предположим, как бы сам Пастернак ответил на этот вопрос.

Англ./ рус

ДИАЛОГ: корреспондент (К) и поэт (П). / Слайд 26

Поэт в белой рубашке (инсценировка)

К. Hello. My name is …I am a correspondent of BBC. May I ask you some questions?

П. Добрый день. Слушаю вас.

K. The listeners of our corporation are interested in your attention to Nobel prize?

П. Получив телеграмму от секретаря Нобелевского фонда о присуждении мне премии, я был бесконечно признателен, тронут, горд, удивлён, смущён.

K. But why? Why did you refuse?

П. Я был исключён из союза писателей. Меня предали многие мои друзья. Это было невыносимо.

K. What would happen if you didn’t refuse of Nobel prize?

П. Если бы я не отказался от премии, меня бы лишили советского гражданства и выслали из страны.

K. Are you a Patriot?

П. Я не мыслю себя вне России.

K. Your love to Motherland is worth being proud. If I were you I couldn’t do in such way. But every body makes his own choice.

П.

Я пропал, как зверь в загоне,

Где-то люди, воля, свет.

А за мною шум погони.

Мне наружу хода нет.

3. Рефлексия

2 мин

3 мин

1 мин

1 мин

1 мин

Лит.

Возврат к теме урока. Так в чём же секрет успеха Бориса Пастернака? Слайд 27

- ответы

- а моим ответом на этот вопрос будут слова поэта…

наш вариант: Слайд 28

«…Надо жить без самозванства.

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства.

Услышать будущего зов».

Англ. Let’s sum up. I suggest you to write down sinkvane. Key word- Pasternak

Подводим итог нашему разговору.

Предлагаю вам составить

Синквейн. / Слайд 29

Ключевое слово: Борис Пастернак) 3 мин. на фоне песни

1гр. – на англ. яз.

2, 3 гр. – на рус.

- прослушивание;

наш вариант: Слайд 30

Англ.

Boris Pasternak.

Talented, clever.

Create, surprised, loved.

Life was honest and clear.

Poet.

Лит.

Борис Пастернак.

Одарённый, прямолинейный.

Рисует, музицирует, переводит.

Решил жить без самозванства.

Талант.

Лит. Слайд 31

Хочу обратить ваше внимание на музыкальное сопровождение нашего урока. Слова этой песни написаны поэтом Борисом Пастернаком. Это стихотворение «Свеча горела» из его знаменитого романа «Доктор Живаго». Песню исполняет Алла Пугачёва.

- Подведение итогов:

Оценки за урок:

Англ. You are very good today. The most active students are ….Your marks are …

Лит. Ребята, вы молодцы. Активно работали на уроке, показали прекрасные литературоведческие знания …

Д/ з

1 мин

1 мин

Домашнее задание: Слайд 32

Лит. Написать интерпретацию фразы: задание №1, стр. 207. (учебник Коровиной В.Я. Москва, «Просвещение» 2008, часть 2)

Англ. Акростих: Pasternak

В заключение урока просим вас, уходя, взять жетон определённого цвета и поместить его под одним из высказываний. Слайд 33

- памятник;

на доске слова на рус./ англ.

Successful, happy person. Успешный, счастливый человек – оранжевый;

Ordinary man. Он обычный человек – зелёный жетон

Список используемой литературы

По литературе:

Большой учебный справочник «Русские писатели ХХ век».Москва, «Дрофа», 2007г. М.Г. Павловец «Борис Леонидович Пастернак», статья, стр. 380 – 408

Библиотека классики, Борис Пастернак. Стихотворения. Москва, Дрофа, 2007г.

Диск Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки литературы» 11 класс

Учебник-хрестоматия в 2-х частях; авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв; Москва, «Просвещение» 2006г.

По английскому языку:

М.З. Биболетова «Enjoy English» 8 класс

Фонетическая зарядка: упр.8, стр.75/ аудиокассета

Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.