Интегрированный урок литературы и английского языка «В чём секрет успеха Бориса Пастернака» (9 класс)
Пояснительная записка к интегрированному уроку
английский язык / литература в 9 классе
Тема: «В чём секрет успеха Бориса Пастернака?»
Тип урока: комбинированный . Урок рассчитан на 90 минут.
Психолого-педагогическая характеристика класса
В 9 «А» классе 16 человек, 8 мальчиков и 8 девочек. Одна отличница, 3 ударника, ещё 3 человека имеют хороший потенциал, чтобы быть ударниками. Неуспевающих нет. Английский язык изучают 14 человек. По английскому языку 5 человек имеют хороший уровень знаний, 3 человека нерегулярно готовятся к урокам, имея неплохой потенциал, 6 учеников имеют слабый уровень подготовки.
По литературе 5 человек занимаются на отлично, 5 человек имеют оценку «4», остальные - имеют слабые знания по предмету. По каналам восприятия выделяются: аудиалы–4, визуалы – 9, кинестетики – 3. Поэтому исходя из этих и более глубоких черт изучения личности: состояния здоровья, ведущих каналов восприятия, урок построен таким образом, что каждый ребёнок, работая в группе, не боится высказывать свои мысли, не чувствует себя одиноким и ощущает поддержку товарищей, что придаёт ему большую уверенность при ответе. Состояние обученности обучающихся основным общеучебным умениям к моменту проведения урока.
1. Читать осмысленно, понимать прочитанное – 80 %.
2. Монологически высказываться- 70 %.
3. Выделять главную мысль- 60 %.
4. Отвечать на вопросы, видеть проблемы - 40 %.
5. Ставить вопросы, формулировать цели, видеть проблемы- 30 % .
6. Пересказывать текст устно, излагать письменно 70 %.
7. Создавать текст по заданной теме, виду, жанру 60 %.
8. Использовать приобретенные знания в стандартной (аналогичной) ситуации-80 %.
9. “Переносить” - использовать приобретенные знания в нестандартной (новой) учебной ситуации- 50 %.
Данные результаты получены исходя из мониторинга и исследований личности каждого ученика. Таким образом, и с точки зрения задач развития обучающихся представляется обоснованной идея построить сценарий урока с использованием исследовательских и групповых форм работы, которой является данный интегрированный урок, предусматривающий самостоятельную работу с первоисточником, справочной литературой. В классе создан изначально уютный располагающий к общению климат. Классный руководитель: Атаманова И.В.
Программы, используемые учителями-авторами: Литература: Коровина В.Я. Учебник-хрестоматия, 9 класс. Раздел: «Литература 20 века». Кол-во часов в неделю - 3часа, в год – 102 часа. Английский язык: Биболетова М.З. «Английский с увлечением» 9 класс. Раздел: «Попытайся стать успешным человеком». Кол-во часов в неделю - 3часа, в год – 102 часа.
Планируемые результаты: Литература: понять индивидуальность поэта, осмыслить философские и нравственные проблемы его произведений; Английский язык: обобщить культуроведческую информацию из разных источников и на разных языках;
Личностная значимость изучаемого: знакомство с жизнью поэта, его творчеством и достижениями.
Этапы урока.1.Приветствие. Задача: эмоциональный настрой на работу.
2.Вызов. Задача: выяснить, какими качествами должен обладать успешный человек. Как добиться успеха в жизни. Методы: ключевые слова, верные-неверные утверждения 3.Осмысление. Задача: Знакомство с биографией и творчеством поэта. Методы:таблица«ЗХУ», тайм-лайн, кластер, фиш-боун. Практическая работа: анализ стихотворений. Диалог: беседа с поэтом.
4.Рефлексия. Задача: обобщение изученного материала. Методы: синквейн.
5.Подведение итогов.
Технология обучения: «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
На уроке применялись следующие методы:
- теоретические (объяснение учителя, самостоятельное чтение учебника, беседа)
- методы контроля (индивидуальный, фронтальный, комбинированный, самоконтроль)
- методика проверки домашнего задания (выборочная проверка индивидуальных сообщений)
- инновационные методы ( решение проблемных задач, обучение на основе алгоритмов, формирование мотивов учения)
Оборудование: раздаточный материал: таблица №1 «ЗХУ», таблица №2 «Кластер», таблица № 3 Тайм-лайн, таблица №4 Фиш-боун, таблица № 5 «Вопросы для анализа стихотворения»; тексты биографии Пастернака; тексты стихотворений Пастернака; музыкальная композиция «Свеча горела» на стихи Б. Пастернака; презентация Power Point; компьютер, проектор; портрет Пастернака, аудиокассета; магнитофон.
Активные формы обучения: нетрадиционный урок - интегрированный, основанный на межпредметных связях (литература – английский язык)
Свободное образовательное пространство организовано таким образом, что каждый ученик в группе высказывать собственное суждение, выслушивать мнения других, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или нет с мнениями одноклассников и находить общее решение проблемы. Учитель принимает и уважает все высказывания группы.
Компьютерные технологии: мультимедийная презентация Power Point
Работа детей на уроке и результаты урока:
В течение всего урока шла активная познавательно-развивающая деятельность учеников с организацией вывода на каждом этапе, обучающиеся вместе с учителями решали проблему: «В чём секрет успеха? В чём секрет успеха поэта Бориса Пастернака? Что способствует человеку быть успешным? Какие черты характера благоприятствовали творческому пути Б. Пастернака?»
На уроке учителя применяли следующие формы организации познавательной деятельности: фронтальный опрос, индивидуальные сообщения, групповая работа, работа в парах, которые чередовались на разных этапах.
Формы, методы урока соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям обучающихся данного класса.
Урок направлен на формирование ключевых компетенций обучающихся.
Цели урока достигнуты полностью, что подтверждается результатами выполнения творческих работ (по литературе: 100% успеваемость, 82% качество; по английскому языку: 100% успеваемость, 61% качество).
На уроке обучающиеся успешно решили задачи:
Английский |
Литература |
1. Практиковались в умении извлекать определённую информацию при чтении текста; |
1. Пришли к пониманию индивидуальности поэта, к осмыслению философских и нравственных проблем его произведений; |
2. Развивали умение находить, сравнивать, обобщать культуроведческую информацию из разных источников и на разных языках; |
2. Развивали навыки самостоятельного постижения и восприятия лирики Пастернака, учились формулировать суждение и логическое заключение, вывод; |
3. Расширили словарный запас за счёт лексики, предназначенной для рецептивного овладения; |
3. Получили эмоциональный заряд при знакомстве с творческой личностью; |