Конспект урока музыки «М.П. Мусоргский. "В детской"» (3–4 классы)
Учитель: «В музыкальном мире существует два вида портрета – внутренний и внешний».
Внутренний портрет отображает душу, характер и настроение героев.
Внешний портрет отображает образ героев – его особенности внешности, одежда, цвет глаз.
Сегодня мы познакомимся с нашими героями, обычными детьми повседневной жизни.
В углу.
- Ах ты, проказник!
Клубок размотал, прутки растерял,
Ах, ты! все петли спустил!
Чулок весь забрызгал чернилами!
В угол! В угол!
Пошёл в угол! Проказник!
- Я ничего не сделал, нянюшка,
Я чулочек не трогал, нянюшка!
Клубочек размотал котёночек,
И клубочки разбросал котёночек,
А Мишенька был паинька,
Мишенька был умница.
А няня злая, старая,
У няни носик-то запачканный.
Миша чистенький, причёсанный,
А у няни чепчик на боку.
Няня Мишеньку обидела, напрасно в угол поставила.
Миша больше не будет любить свою нянюшку, вот что!
С няней.
Расскажи мне, нянюшка,
расскажи мне, милая,
Про того, про буку страшного,
Как тот бука по лесам бродил,
Как тот бука в лес детей носил,
И как грыз он их белые косточки,
И как дети те, кричали, плакали.
Нянюшка! Ведь за то их, детей-то,
бука съел,
Что обидели няню старую,
Папу с мамой не послушали;
Ведь за то он съел их, нянюшка?
Или вот что: расскажи, мне лучше
про царя с царицей,
Что за морем жили в терему богатом.
Ещё царь все на ногу хромал,
Как споткнётся, так гриб вырастет.
У царицы-то всё насморк был:
Как чихнёт - стёкла вдребезги!
Знаешь, нянюшка, ты про буку-то уж не рассказывай!
Бог с ним, с букой!
Расскажи мне, няня, ту, смешную-то!
Поехал на палочке.
- Хоп, хоп! Хоп, хоп! Хей, поди! Хей! Хей! Хей, поди!
Хоп, хоп! Хоп, хоп! Хей! Хей! Хей! Хей, хоп! Тпру! Стой!
Вася, а Вася! Слушай, приходи играть сегодня, только не поздно! Ну ты, хоп! Прощай, Вася! Я в Юкке поехал...
- Только к вечеру непременно буду.
Мы ведь рано, очень рано спать ложимся; приходи ж ужо!
Та- та-та-та- та-та-та- та- та! Та- та-та-та- та- та! Хей!
Та- та-та-та- та-та-та- та- та! Поди! Хей! Хей! Поди! Хей! Хей, поди! Раздавлю!
- Ой! Ой, больно! Ой, ногу!.. Ой, больно! Ой, ногу!
Серёженька! Что с тобою? Ну, полно плакать, пройдет, дружок.
Постой-ка, встань на ножки прямо, вот так, дитя!
Посмотри, какая прелесть! Видишь, в кустах, налево?
Ах, что за птичка дивная! Что за пёрышки! Видишь? Что ножка? Прошло? Прошло!
- Я в Юкки съездил, мама; теперь домой торопиться надо...
Хоп, Хоп! Гости будут... Хоп! Торопиться надо ...
Кот Матрос.
Ай, ай, ай, ай, мама, милая мама!
Побежала я за зонтиком, мама, очень ведь жарко,
Шарила в комоде и в столе искала: нет, как нарочно!
Я второпях к окну подбежала, может быть зонтик там позабыла . . .
Вдруг вижу, на окне-то, кот наш Матрос, забравшись на клетку, скребёт!
Снегирь дрожит, забился в угол, пищит. Зло меня взяло!
«Э, брат, до птичек ты лаком! Нет, постой, попался.
Вишь-ты, кот!»
Как ни в чём не бывало стою я, смотрю в сторонку,
Только глазом одним подмечаю: странно что-то!
Кот спокойно в глаза мне смотрит,
А сам уж лапу в клетку заносит:
Только что думал схватить снегиря, а я его хлоп!
Мама, какая твёрдая клетка! Пальцам так больно, мама! Мама! вот в самых кончиках, вот тут, Так ноет, ноет так... Нет! каков кот-то, мама, а?
Учитель: «Ребята, скажите пожалуйста, сможем ли мы слушая музыкальные произведения, представить внутренний и внешний портрет наших героев?»
Ученики: «Да, потому, что музыка для каждой ситуации в которой находился герой была свойственна его характеру, спокойная, быстрая, нежная, злая, жалобная. Музыке помогали вокальные интонации – восклицание, удивление, печаль, вопрос».
Учитель: «Так поняв внутренний мир героев, можно представит внешность героя». Нарисуйте одного из героев музыкального цикла М.П. Мусоргского «В детской».