Конспект урока музыки в 3 классе «Вечная песнь материнства»
МКОУ « Алнерская основная школа»
Сухиничского района
Калужской области
(Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Учебник «Музыка» 3 класс. – Просвещение, 2014 г.)
Учитель: Лукина Ирина Геннадьевна,
учитель начальных классов,
I кв. категория
Сухиничи 2018 г.
Тема урока: «Древнейшая песнь материнства». «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»
Цель урока:
Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки. Осознать единство темы. Выявить интонационное сходство через характер звучания, лад, динамику.
Задачи урока:
Образовательная: обучать умению на слух определить характер и настроение музыки, соединение слуховых впечатлений детей со зрительными;
Развивающая: развивать умение чутко вслушиваться в музыкальную ткань произведения;
Воспитательная: воспитание художественно-эстетического вкуса, любви к самому близкому человеку, как мама.
Тип урока: углубление знаний.
Вид урока: урок – исследование.
Музыкальный материал:
Тропарь Владимирский иконе Божией матери. Протоиерей о. Борис Писарев.
«Мама» муз. В. Гаврилина, сл. А.Шульгиной
«Мама» муз. Ч.А. Бикано, сл.Б. Керубин. Перевод Эм. Александровой.
Дополнительный материал:
Учебник Е.А.Критская, Г.П. Сергеева. М. «Просвещение», 201г.
Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 3 класс.
Презентация «Древнейшая песнь материнства»
Оборудование:
Компьютер
Проектор
Экран
Ход урока:
1. Организационный момент.
Тема нашего урока «Древнейшая песнь материнства». Сегодня мы продолжим изучать духовный образ матери, художественный образ матери в живописи, поэзии и музыки.
2. Углубление темы урока. Слайд №2 (стих)
1. Чтение стихотворения М. Волошина.
Не на троне — на Её руке,
Левой ручкой обнимая шею, -
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует…
…Нет в мирах слепительнее чуда
Откровенья вечной красоты.
М. А. Волошин.
Кто главный герой этого стихотворения, про кого идет речь? (про маму, Богоматерь Владимирскую или про особого человека.) Обратите внимание на слова: они просты, но в тоже время благородны и величественны. Как точно подчеркивает величие иконы.
Слайд №3 (Богоматерь Владимирская)
2. Работа по учебники стр.44.
На Руси есть иконы с удивительно поэтическими названиями: «Утоли мои печали», «Неувядаемый цвет», «Милостивая», «Нечаянная радость», «Все скорбящих радость». Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской-небесной заступницы Москвы. Эта икона - величайшая святыня Руси. Предполагают, что икона «Богоматерь Владимирская» была написана с натуры великим евангелистом Лукою и из Византии попала в Вышгород, что близ Киева, в начале XII в. Потом икону увез во Владимир князь Андрей Боголюбский, где она находилась в Успенском соборе, а затем была временно в 1395 г. перенесена в Москву. Во время нашествия войск татарского хана Темерлана, Железного Хромца, икона спасла город от гибели. В 1480 г. икона окончательно водворилась в Успенском соборе Московского Кремля, став небесной заступницей города и всего Русского государства. После октября 1917 г. хранится в Третьяковской галерее. На иконе – поясное изображение Девы Марии, держащей на правой руке младенца Христа, который обхватил своей левой ручкой шею матери, нежно прильнув к ее щеке. Такой тип изображения получил название «Богоматерь Умиление». Художник Грабарь назвал эту икону «Древнейшая песнь материнства».
Слайд№4 (Тропарь)
По уставу Русской православной церкви каждому празднику полагается свой ТРОПАРЬ. Тропари составлены и написаны много лет назад ко всем иконам Божией Матери, а их в церковном календаре более ста. В нем частично рассказана история иконы.
Существует тропарь и к Владимирской иконе Божией матери.
3. Слушание Тропаря.
• Определить особенности мелодии. Разбор. Подвести к тому, что тропарь поется на определенный глас, т.е. имеет навсегда закрепленную за ним мелодию.
• О чем поется в тропаре. Разбор текста. (Хрестоматия музыкального материала)
• Почему икону назвали «Древнейшая песнь материнства»? (Потому что она давно написана). Нарисована не обычная женщина, а Богоматерь, которая, прежде всего мать, поэтому и чтят ее образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Все обращенной к ней несет характер светлой печали, скорби, умиления, прошения за самое дорогое.
4. Физминутка.
Слайд №5
• Каковы значения слов в столбцах.
• Взаимосвязаны ли эти слова. Ведь все самое дорогое, родное, святое, связано с мамой.
Слайд №6 («Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама»)
5. Работа по учебнику стр.46.
6. Рассмотреть картину Петрова-Водкина «Петроградская Мадонна». Охарактеризовать мать.
Вывод: название картины перекликается с названиями икон Божьей Матери. Общая интонация картины тревожная: жест матери, сжимающей руку ребенка, воспринимается как желание уберечь сына от невзгод.
•Что хотел изобразить художник образ матери остается чистым, возвышенным.
7.Работа с учебником стр.47.
Слайд №7 (Мадам Шарпантье с детьми)
Картина передает атмосферу уюта, любви, счастья. Непринужденные поза матери, детей собаки полны покоя и умиротворения.
Вывод(с двух картин): мамы на картинах, заботливые, любящие своих детей.
Игровой момент:
Нужно выйти к доске и построиться в алфавитном порядке по именам своих мам. Каждый называет имя мамы и говорит, какая она.
Называем имя прилагательное, которое начинается на туже букву, что и имя вашей мамы.
Анна — Аккуратная, активная…
Б — Бережливая …
В — Величавая, весёлая, верная…
Г — Грамотная, грациозная…
Д — Душевная, добрая, добросовестная…
Е — Единственная,
Ж — Жизнерадостная, желанная, жалостливая…
З — Заветная, Задушевная…
И — Интересная, известная…
К — Красивая, кроткая…
Л -Любимая, ласковая…
М — Милая, мудрая, мировая…
Н — Нежная, надёжная…
О — Обаятельная, общительная, оригинальная…
П — Прекрасная, премудрая, приветливая…
Р — радостная, робкая, родная…
С — Славная, сильная, смелая, счастливая, солнечная…
Т — Талантливая, терпеливая, требовательная, творческая, толковая…
У — Уважаемая, уверенная, удачливая, умная…
Ф - Фантастическая, фиерическая…
Х — Храбрая, хрупкая…
Э — Элегантная, эффектная…
Ю — Юная, юморная, юркая…
Я — Яркая, ясная…
А кому бы могли принадлежать эти слова «Тихая моя, добрая моя, нежная моя…»? Маме.
Слайд №8 (Мама)
Слушание песен Гаврилина «Мама» и «Мама» муз. Ч.А. Бикано, сл.Б. Керубин
Каков характер песен? (У Гаврилина песня (стр.45) по характеру спокойная, с благородно спокойными скачками. Итальянская песня про маму - чувствуется национальный колорит, музыка страстная)
Пение песни Гаврилина «Мама» (дети поют только припев, т.к. партитура куплетов сложна для учащихся).
Итог урока.
В любом из видов искусств образ матери является неизменным символом доброты, любви, счастья, величия. Стих по слайду №9.
8. Слайд № 10.
«Пресвятая, Богородица, защити моего ребёнка, помоги ему, молю Тебя!»
Так обращается каждая мама к Царице Небесной, Пресвятой Богородице, Матери Бога нашего Иисуса Христа. Богородица является символом материнства на Земле и духовной матерью каждого из нас.
Давайте еще раз посмотрим на образ Владимирской Божьей Матери. Перед вами на партах лежат бумажные ангелочки. Это ваши ангелы-хранители. Давайте прошепчем ангелам пожелание нашим самым близким людям здоровья, мира и благополучия. Выйдите к доске, приложите ваших ангелочков к образу Божьей Матери, чтобы они донесли до неё ваше желание.
9. Мне бы хотелось закончить наш урок пятой Божьей заповедью, которая записана в священной книге – Библии.
Слайд № 11
«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле…»
- Этой Заповедью Бог учит почитать своих родителей, уважать их и любить, помогать и заботиться о них. Неуважение к родителям есть великий грех.
- Мне хочется, чтобы эту заповедь вы запомнили на всю жизнь. Я вам её напечатала на золотом фоне – символе святости и раздам её каждому.
На этом наш урок закончен. Спасибо вам ребята за работу!
Домашнее задание: вспомнить песню про маму.
Литература:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 классы. – Просвещение, 2003 г.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: учебник для учащихся 3 класса. – Просвещение, 2009 г.
Сидорова Е.В. Музыка в начальной школе. Методические рекомендации по тематическому и поурочному планированию. – Вологодский институт развития образования, 2005 г.
Ресурсы сети Интернет.