12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лукина Ирина Геннадьевна3901
Россия, Калужская обл., г.Сухиничи
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

МКОУ « Алнерская основная школа»

Сухиничского района

Калужской области

(Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

Учебник «Музыка» 3 класс. – Просвещение, 2014 г.)

Учитель: Лукина Ирина Геннадьевна,

учитель начальных классов,

I кв. категория

Сухиничи 2018 г.

Тема урока: «Древнейшая песнь материнства». «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»

Цель урока:

Изучить духовные образы, образы матери в различных видах искусства: поэзии, живописи, музыки. Осознать единство темы. Выявить интонационное сходство через характер звучания, лад, динамику.

Задачи урока:

Образовательная: обучать умению на слух определить характер и настроение музыки, соединение слуховых впечатлений детей со зрительными;

Развивающая: развивать умение чутко вслушиваться в музыкальную ткань произведения;

Воспитательная: воспитание художественно-эстетического вкуса, любви к самому близкому человеку, как мама.

Тип урока: углубление знаний.

Вид урока: урок – исследование.

Музыкальный материал:

Тропарь Владимирский иконе Божией матери. Протоиерей о. Борис Писарев.

«Мама» муз. В. Гаврилина, сл. А.Шульгиной

«Мама» муз. Ч.А. Бикано, сл.Б. Керубин. Перевод Эм. Александровой.

Дополнительный материал:

Учебник Е.А.Критская, Г.П. Сергеева. М. «Просвещение», 201г.

Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 3 класс.

Презентация «Древнейшая песнь материнства»

Оборудование:

Компьютер

Проектор

Экран

 

Ход урока:

1. Организационный момент.

Тема нашего урока «Древнейшая песнь материнства». Сегодня мы продолжим изучать духовный образ матери, художественный образ матери в живописи, поэзии и музыки.

2. Углубление темы урока. Слайд №2 (стих)

1. Чтение стихотворения М. Волошина.

Не на троне — на Её руке,
Левой ручкой обнимая шею, -
Взор во взор, щекой припав к щеке,
Неотступно требует…
…Нет в мирах слепительнее чуда
Откровенья вечной красоты.
М. А. Волошин.

 

Кто главный герой этого стихотворения, про кого идет речь? (про маму, Богоматерь Владимирскую или про особого человека.) Обратите внимание на слова: они просты, но в тоже время благородны и величественны. Как точно подчеркивает величие иконы.

Слайд №3 (Богоматерь Владимирская)

2. Работа по учебники стр.44.

На Руси есть иконы с удивительно поэтическими названиями: «Утоли мои печали», «Неувядаемый цвет», «Милостивая», «Нечаянная радость», «Все скорбящих радость». Особенно близка сердцу русского человека икона Богоматери Владимирской-небесной заступницы Москвы. Эта икона - величайшая святыня Руси. Предполагают, что икона «Богоматерь Владимирская» была написана с натуры великим евангелистом Лукою и из Византии попала в Вышгород, что близ Киева, в начале XII в. Потом икону увез во Владимир князь Андрей Боголюбский, где она находилась в Успенском соборе, а затем была временно в 1395 г. перенесена в Москву. Во время нашествия войск татарского хана Темерлана, Железного Хромца, икона спасла город от гибели. В 1480 г. икона окончательно водворилась в Успенском соборе Московского Кремля, став небесной заступницей города и всего Русского государства. После октября 1917 г. хранится в Третьяковской галерее. На иконе – поясное изображение Девы Марии, держащей на правой руке младенца Христа, который обхватил своей левой ручкой шею матери, нежно прильнув к ее щеке. Такой тип изображения получил название «Богоматерь Умиление». Художник Грабарь назвал эту икону «Древнейшая песнь материнства».

Слайд№4 (Тропарь)

По уставу Русской православной церкви каждому празднику полагается свой ТРОПАРЬ. Тропари составлены и написаны много лет назад ко всем иконам Божией Матери, а их в церковном календаре более ста. В нем частично рассказана история иконы.

Существует тропарь и к Владимирской иконе Божией матери.

3. Слушание Тропаря.

• Определить особенности мелодии. Разбор. Подвести к тому, что тропарь поется на определенный глас, т.е. имеет навсегда закрепленную за ним мелодию.

• О чем поется в тропаре. Разбор текста. (Хрестоматия музыкального материала)

• Почему икону назвали «Древнейшая песнь материнства»? (Потому что она давно написана). Нарисована не обычная женщина, а Богоматерь, которая, прежде всего мать, поэтому и чтят ее образ во всех странах мира как вечный символ страдающей матери. Все обращенной к ней несет характер светлой печали, скорби, умиления, прошения за самое дорогое.

4. Физминутка.

Слайд №5

• Каковы значения слов в столбцах.

• Взаимосвязаны ли эти слова. Ведь все самое дорогое, родное, святое, связано с мамой.

Слайд №6 («Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама»)

5. Работа по учебнику стр.46.

6. Рассмотреть картину Петрова-Водкина «Петроградская Мадонна». Охарактеризовать мать.

Вывод: название картины перекликается с названиями икон Божьей Матери. Общая интонация картины тревожная: жест матери, сжимающей руку ребенка, воспринимается как желание уберечь сына от невзгод.

•Что хотел изобразить художник образ матери остается чистым, возвышенным.

7.Работа с учебником стр.47.

Слайд №7 (Мадам Шарпантье с детьми)

Картина передает атмосферу уюта, любви, счастья. Непринужденные поза матери, детей собаки полны покоя и умиротворения.

Вывод(с двух картин): мамы на картинах, заботливые, любящие своих детей.

Игровой момент:

Нужно выйти к доске и построиться в алфавитном порядке по именам своих мам. Каждый называет имя мамы и говорит, какая она.

Называем имя прилагательное, которое начинается на туже букву, что и имя вашей мамы.

Анна — Аккуратная, активная…

Б — Бережливая …

В — Величавая, весёлая, верная…

Г — Грамотная, грациозная…

Д — Душевная, добрая, добросовестная…

Е — Единственная,

Ж — Жизнерадостная, желанная, жалостливая…

З — Заветная, Задушевная…

И — Интересная, известная…

К — Красивая, кроткая…

Л -Любимая, ласковая…

М — Милая, мудрая, мировая…

Н — Нежная, надёжная…

О — Обаятельная, общительная, оригинальная…

П — Прекрасная, премудрая, приветливая…

Р — радостная, робкая, родная…

С — Славная, сильная, смелая, счастливая, солнечная…

Т — Талантливая, терпеливая, требовательная, творческая, толковая…

У — Уважаемая, уверенная, удачливая, умная…

Ф - Фантастическая, фиерическая…

Х — Храбрая, хрупкая…

Э — Элегантная, эффектная…

Ю — Юная, юморная, юркая…

Я — Яркая, ясная…

А кому бы могли принадлежать эти слова «Тихая моя, добрая моя, нежная моя…»? Маме.

Слайд №8 (Мама)

Слушание песен Гаврилина «Мама» и «Мама» муз. Ч.А. Бикано, сл.Б. Керубин

Каков характер песен? (У Гаврилина песня (стр.45) по характеру спокойная, с благородно спокойными скачками. Итальянская песня про маму - чувствуется национальный колорит, музыка страстная)

Пение песни Гаврилина «Мама» (дети поют только припев, т.к. партитура куплетов сложна для учащихся).

Итог урока.

В любом из видов искусств образ матери является неизменным символом доброты, любви, счастья, величия. Стих по слайду №9.

8. Слайд № 10.

«Пресвятая, Богородица, защити моего ребёнка, помоги ему, молю Тебя!»
Так обращается каждая мама к Царице Небесной, Пресвятой Богородице, Матери Бога нашего Иисуса Христа. Богородица является символом материнства на Земле и духовной матерью каждого из нас.
Давайте еще раз посмотрим на образ Владимирской Божьей Матери. Перед вами на партах лежат бумажные ангелочки. Это ваши ангелы-хранители. Давайте прошепчем ангелам пожелание нашим самым близким людям здоровья, мира и благополучия. Выйдите к доске, приложите ваших ангелочков к образу Божьей Матери, чтобы они донесли до неё ваше желание.

9. Мне бы хотелось закончить наш урок пятой Божьей заповедью, которая записана в священной книге – Библии.

Слайд № 11

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле…»

- Этой Заповедью Бог учит почитать своих родителей, уважать их и любить, помогать и заботиться о них. Неуважение к родителям есть великий грех.
- Мне хочется, чтобы эту заповедь вы запомнили на всю жизнь. Я вам её напечатала на золотом фоне – символе святости и раздам её каждому.
На этом наш урок закончен. Спасибо вам ребята за работу!

Домашнее задание: вспомнить песню про маму.

Литература:

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Методика работы с учебниками «Музыка» 1-4 классы. – Просвещение, 2003 г.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: учебник для учащихся 3 класса. – Просвещение, 2009 г.

Сидорова Е.В. Музыка в начальной школе. Методические рекомендации по тематическому и поурочному планированию. – Вологодский институт развития образования, 2005 г.

Ресурсы сети Интернет.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.