Сценарий урока музыки в 4 классе «Музыка Прибалтийского народа»
Педагог (ФИО) Гарифуллина Зиля Ильгизаровна
Предмет Музыка Класс 4
Тема урока Музыка народов Прибалтики
Тип урока: совершенствование знаний, умений и навыков
Цель урока: формирование представлений о музыкальном языке разных народов мира на примерах музыки России, Белоруссии, народов Прибалтики.
Задачи:
1. Знакомство учащихся с музыкальной культурой народов Прибалтики;
2. Содействовать развитию у школьников умений анализировать, сравнивать музыкальные произведения разных народов;
3.Способствовать воспитанию патриотических чувств, уважения к музыке разных народов мира
Оборудование: синтезатор, мультимедийный проектор.
Музыкальный материал: «Колыбельная» Р.Паулс, «Цыплята»Гусейнли ; «Лезгинка» г.н.танец, «Вей ветерок»- латышская народная песня; М.Чюрлёнис «Фуга соль минор»; «Солнышко проснется, мама улыбнется»
Этапы работы |
Содержание этапа |
|
1. |
Организационный момент. Цель: |
Музыкальное приветствие |
2. |
Опрос учащихся по заданному материалу Этап актуализации субъективного опыта учащихся. |
- Музыка- это язык, на котором люди разговаривают друг с другом, в музыке выражают свои мысли и чувства. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, так же как и разговорный (литературный). И если разговорный язык понятен не всем, то музыкальный- понятен всем народам без перевода, в чём мы с вами на уроке еще раз убедимся. - Сегодня мы совершим путешествие в мир музыки разных народов. И попытаемся понять их музыкальный язык. Поможет нам переместиться в разные точки земного шара волшебный глобус. Начинаем наше путешествие. - Мы живем, растем в стране под названием Россия в Республике Татарстан Ранее мы слушали, говорили о русской народной музыке, созданной в России, русским народом, русскими композиторами. Вспомните, в чем характерная особенность русских песен? (Плавность, певучесть, напевность, раздольность, мягкость, песенность, лиричность, широта). Русскую, украинскую, а так же белорусскую музыку питают общие истоки- музыка древних восточных славян, много общего и между разговорной речью этих народов Вспомните, в чем характерная особенность татарских народных песен? (Плавность,наличие мелизмов, певучесть, напевность, мягкость, песенность). Наше путешествие продолжается. Из России мы переместились в Закавказье. Какие народы относятся к народам Закавказья. Что же мы узнали о Закавказской музыке? - На протяжении многих веков создавал свои песни Закавказские народы. В них отразились любовь к свободе, стойкость, вера в добро и справедливость. Назовите характерные черты грузинских народных песен. На дом вам было задано рассказать о музыкальных инструментах закавказских народов ( тар,зурна,кяманча,нагара,дхол,пандури,чонгури,чианури).Какую песню мы разучили на прошлом уроке? «Цыплята». Исполним её. Исполнение. 1.Определить характер песни. 2.Какие элементы музыкальной речи подчёркивают песенность мелодии? |
3. |
Изучение нового учебного материала |
Наше путешествие продолжается и мы отправляемся в страны Балтии. Прибалтика - край янтаря и песен Прибалтика как страна янтаря была известна уже финикийцам и древним грекам. Янтарь в древности ценился наравне с золотом, и торговцы старались скрывать свои пути. Волны, выносящие на берега Балтики кусочки янтаря, который так любят собирать все бывающие здесь, породили и местные мифы и легенды, связанные с происхождением янтаря Древнегреческий миф рассказывает грустное и поэтичное предание о сыне бога солнца Гелиоса, юноше Фаэтоне, который упросил отца разрешить ему всего лишь один день управлять его огненной колесницей, запряженной четверкой коней. Но когда неопытный возница выронил возжи и кони понесли, солнце опалило землю, загорелись леса и пересохли реки. Чтобы не допустить гибели земли, Зевс поразил Фаэтона молнией, и он упал в реку Эридан . Сестры Фаэтона, Гелиады, пришедшие сюда оплакать брата, превратились в лиственницы, а их слезы стали янтарем. С тех пор янтарь называют в мифах слезами Гелиад или золотыми слезами Аполлона. . Одна из них рассказывает о божественной деве Юрате, дочери бога, которая жила на дне морском в прекрасном янтарном дворце. Однажды на вечерней заре она купалась в море и ее увидал молодой красивый рыбак Каститис. Она строго сказала ему, чтобы не трогал ее рыбок, иначе утонет, а он смотрел на чудесную деву и не мог наглядеться. И она смотрела на него и не могла оторвать взгляд. Поцеловала Юрате смертного, и поднялся вихрь, забушевали волны, напоминая, что нельзя богам любить смертных. Погрузились влюбленные на дно морское, стали жить в янтарном дворце и забыли обо всем на свете, кроме своей любви; но Перкунас-громовержец, увидев их с небес, разгневался, метнул молнию в море, и оно разверзлось, и попала молния в янтарный дворец. Раскололся дворец, а Каститиса подняла волна на берег и стала целовать его, и до смерти зацеловала. А море с той поры выносит на берег кусочки янтаря – частицы того янтарного дворца; и девушки, собирая янтарь, вспоминают о страстной и нежной любви Каститиса и Юрате. А когда море неспокойно, говорят, что это божественная дева плачет о своем возлюбленном. А другая легенда, которую можно услышать в местах, где находится национальный парк «Гауя» в Латвии, по-своему видит историю янтаря. В глухом непроходимом лесу на берегу Янтарного моря, на самой верхушке старого бука жила синяя птица Гауя. Она прятала прекрасное янтарное украшение у себя в гнезде. В этом янтаре отражались древние города и таинственные народы, если смотреть на него с одной стороны; моря, горы и леса – когда повернуть его другой стороной; с третьей стороны видны были облака, поля и равнины, реки с белыми лебедями, а с четвертой – персиковые деревья в садах, тенистые рощи. Узнал о Гауе и ее янтаре тосканский король, послал своего вассала, знаменитого охотника Косо, с приказанием добыть ему волшебный янтарь. Приплыл охотник на своем паруснике к берегам Янтарного моря, подкрался к гнезду Гауи, дождался, когда та улетела, схватил янтарь и поплыл домой. Но Гауя настигла его, схватила когтями и подняла высоко в небо. Взмолился тут Косо, чтобы не губила его птица. Ответила ему Гауя: «Янтарь, что ты украл, земля дала тем людям, которые работают на ней своими мозолистыми руками и умеют добывать этот прекрасный камень своим умом и трудом, а не тем, кто имеет длинные руки». Разжала когти Гауя, и выпал из них охотник. И хотя легким был янтарь, но, как самая большая тяжесть, потащил он вора на дно. Испугался Косо и выронил янтарь. Вернулся он в Тосканию ни с чем и был жестоко наказан королем. Гауя же навсегда улетела из этих мест, а от того янтаря появились деревья, ветви которых плачут янтарными слезам по улетевшей прекрасной синей птице, и каждая слеза напоминает о том сказочном мире, который видел принадлежавший ей янтарь. Много красивых песен и легенд в этих краях. Крестоносцы, вторгшиеся в Прибалтику в конце 12-начале 13 вв., нашли здесь народы, глубокими узами связанные с родной землей, деревьями, полями, лесами, морем, поэтично их воспевающие, поклоняющиеся им и силам природы, которые рождают, отнимают, учат. Во всех трех республиках любят и сохраняют фольклор, в том числе народную музыкальную культуру. Народные музыкальные инструменты Латвии – кокле (гусли), дуда (волынка), джига (струнный смычковый инструмент), тридекснис (ударный) Вообще, прибалтийцы старались привить любовь к музыке у своих детей с самого детства. У каждого мальчика и девочки был какой-нибудь небольшой рожок или другой инструмент, поскольку, верят эстонцы, в качестве звучащей и милой игрушки, та же флейта поможет развить музыкальный слух, память и координацию мелких мышц. И это действительно так. Мало какому ребенку будет интересно проводить дни, часы и минуты в музыкальной школе. А вот если вы подарили малышу красивую губную гармошку или флейту, он с радостью начнет на ней дудеть, свистеть, в общем, играть.В Эстонии музыкальные инструменты, помимо всего прочего, часто использовались и в качестве рабочего «оборудования». Например, для пастухов, которые буквально управляли своими рожками стадом. Или для охотников, который подавал определенный охотничий сигнал – тоже в музыкальный инструмент. А когда вся семья собиралась вечером дома, после нехитрого, но сытного ужина, можно было и расслабиться. Молодежь, а то и глава семьи, доставали свои волынки, гитары или каннели, а вся остальная семья наслаждалась печальными и веселыми мелодиями. Да и все обряды, начиная от рождения ребенка и заканчивая свадьбами и похоронными процессиями, тоже сопровождались музыкой. В деревнях частенько устраивались танцы – и там, естественно, без музыки не обходилось.
Народные танцы – яндалс, руцавиетис, судмариняс, ачкупс, мугурданцис. Латышские народные песни, в основном, лирические; одни из особенно любимых - купальские, с припевом «лиго», распеваемые в ночь на 24 июня. И в Литве популярен песенный жанр – дайна. Особый вид песни – сутартине. Во второй половине 18 века развивается многоголосие. Народные танцы Литвы: массовые – суктинис, ионкелис; мужские – ожялис, джигунас; женские – блездингеле, кепурине. Народные музыкальные инструменты – канклес (струнный щипковый), скудутис, бирбине, тримитас (деревянные духовые), ожрагис (рог). Народная музыка Эстонии одноголосна, лишь на юго-востоке страны встречается многоголосие. Из народных танцев популярны лабаяла-вальс, полька, каэраян. Народные музыкальные инструменты – каннель (струнный щипковый), волынка, дудки, пастушьи рожки (духовые). Певучая душа прибалтийских народов, возможно, особенно явственно выразилась в песне. Вероятно, поэтому в Прибалтике с особым вниманием и трепетом относятся к певческим фестивалям и праздникам, в подготовке которых занят, по выражению прекрасного латышского композитора Раймонда Паулса, «практически весь народ» , в которых участвуют оркестры, хоровые и танцевальные коллективы, солисты – десятки тысяч исполнителей и десятки тысяч слушателей.
Латышское народное творчество представлено многими музыкальными жанрами. Это и обрядовые песни (свадебные, похоронные, колядные) и трудовые (пахотные, пастушеские, рыбацкие) Напевы латышских песен можно разделить на 2 группы: речетативные и песенного склада. Латышские мелодии никогда не начинаются с затакта. В них нет распевных слогов. Это зависит от особенностей латышского языка,где ударение приходится на первый слог слова. Развитию латышской музыки способствовали связи с русской музыкой. Большинство композиторов Латвии училось в русских консерваториях. Прослушаем латышскую народную песню «Вей, ветерок» О чем поется в песне? Какие черты латышского народа, своеобразие природы раскрываются в песне? Назовите элементы музыкальной речи, которые придают национальный оттенок в музыке. Какую роль играет фактура? Какой хор исполняет песню? ( Песенность — характерная черта прибалтийской музыки, что сближает ее с русской. Однако ребята могут почувствовать и отличие — иной характер многоголосия, отсутствие богато развитых подголосков, более сдержанный, строгий характер звучания) Продолжим знакомство с прибалтийской культурой. Р.Па́улс — советский и латышский композитор, дирижёр, пианист, политический деятель. Народный артист СССР Автор музыки множества эстрадных хитов, мелодий к фильмам. Инициатор международных конкурсов молодых исполнителей популярной музыки «Юрмала» и «Новая волна». Песни Раймонда Паулса исполнялиЛ.Долина,Р. Ибрагимов,Э. Пьеха, А. Пугачёва, А.Малинин,В.Леонтьев,Т. Буланова, «детский ансамбль «Кукушечка Раймонд Вальдемарович уже в детстве играл на фортепиано. С трёх лет посещал детский сад 1-го музыкального института, где и началось музыкальное образование будущего композитора. Был министром культуры ЛССР, выдвигался на пост президента Латвии, однако снял кандидатуру. Сегодня мы познакомимся с очень известным произведением композитора «Колыбельная песня». Слушание песни. Разучивание песни. Продолжим знакомство с прибалтийской культурой. -Основателем литовской национальной классики является Микалоюс Чюрлёнис. Собиранию и обработке литовских народных песен он отдал много сил. В искусстве мало таких одаренных людей, как М.Чюрлёнис. Его творческие интересы лежали одновременно в двух областях- музыке и живописи. Как никто другой, Микалоюс Чюрлёнис сумел передать образы родной природы. С детства он любил убегать на побережье Балтийского моря, дышать свежим морским воздухом, слушать лесные голоса и шум соснового бора. Сочиняя музыку, Чюрлёнис воспринимал звучание любого аккорда в «цвете». «Цветной слух» помогал создавать ему живописные музыкальные картины. Не оставляя сочинения музыки, Чюрлёнис пишет много картин (около 300 полотен). Даже в названиях своих картин он подчеркивал единство музыки и живописи. Так, свою первую картину он назвал «Музыка леса». Музыканты называют сонатой сложную инструментальную пьесу. «Соната моря»- серия живописных картин. Три картины составляют «Сонату моря»- Аллегро, Анданте и Финал. Картины и рукописи Ч. хранятся в Каунасском художеств. музее, носящем его имя Фуга соль минор М. Чюрлёнис – слушание. 1. Какие чувства переданы в музыке? - Эстония известна своими праздниками песни, которые проводятся в Таллине. На Певческом поле собираются до 30 тысяч исполнителей, сотни тысяч слушателей от мала до велика.На Празднике звучат песни разных народов мира, а голоса певцов слышны на несколько километров. Мы познакомимся и послушаем эстонскую народную песню «У каждого свой музыкальный инструмент» Слушание песни. Какие элементы музыкальной речи придают мелодии национальный оттенок? Придумайте инсценировку песни. Разучивание песни. И снова мы в России. В завершении нашего путешествия исполним песню «Детство начинается…». Постарайтесь передать песенно- танцевальный характер и веселое, радостное настроение песни. Выставление оценок. |
4. |
Закрепление учебного материала Этап обобщения и систематизации знаний |
Этап первичной проверки понимания изученного. - Музыку каких народов слушали на уроке? - С какими новыми понятиями познакомились? - О творчестве какого композитора узнали? - Почему музыкальный язык одного народа понятен другим народам? - Как музыкальный язык объединяет разные народы? - Назовите элементы музыкального языка, которые используют музыканты любой страны. |
5. |
Задание на дом |
Выполнить иллюстрацию к колыбельной песне , прозвучавших на уроке. |
Здесь будет файл: /data/edu/files/z1452100984.zip (Презентация к уроку, кроссворд и музыкальный материал)