В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Трудности послевоенного времени.

2
0
Материал опубликован 4 June



Сценарий образовательного события

по теме: В. Г. Распутин. Рассказ «Уроки французского». Трудности послевоенного времени.


Автор: Урбанович Олеся Сергеевна,

учитель русского языка и литературы



Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представления о В. Г. Распутине, как о современном русском писателе; познакомить с фактами из биографии писателя, с героями рассказа «Уроки французского», судьба которых зависела от трудностей послевоенного времени.

Тип урока: постановка и решение учебных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

Познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве В. Г. Распутина как талантливого современного русского писателя, фактах его биографии, своеобразии языка, изображения русского характера; уметь различать рассказчика и автора-повествователя в произведении; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка;

ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное отношение к произведениям В. Г. Распутина;приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; анализировать формы выражения авторской позиции;

коммуникативная сфера: владеть различными видами пересказа; составлять устные ответы на вопросы;

эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка в произведении.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках, ресурсах Интернета;

регулятивные: овладевать способностями, понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы и формы обучения: индивидуальная (выразительное чтение, практическая работа, рассказ).

Оборудование: портрет В. Г. Распутина; эпиграф к уроку: «Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня» (В. Распутин).



Ход урока:

1.Организационный момент

Доброе утро, ребята. Давайте поприветствуем наших гостей.

Мы приветствуем гостей,

Дорогих учителей,

Всех знакомых, незнакомых,

И серьезных, и веселых.

Будем отвечать отлично,

Хорошо себя вести.

Чтобы гости дорогие,

Захотели вновь прийти!

2.Мотивация к учебной деятельности

-Скажите, какую юбилейную дату в этом году будет праздновать вся Россия? (80-летие Великой Победы над фашизмом).

-Как вы считаете, какой след оставила эта страшная война на нашей земле? (Разруха, нужда, уничтоженные заводы, школы, сожженные города и деревни). А в судьбах людей? (Гибель родных, сиротство, несбывшиеся мечты).

Ролик «Дети войны»

Война! Это страшно! А как детское сердечко сжималось от потерь, боли страдания, страха. И как важно было после этих страшных лет ощутить тепло, сердечность, доброту. Прошло уже 80 лет с тех пор, и нам с вами очень трудно представить, какими были послевоенные годы. 

3.Постановка целей и задач урока

Именно в это время рос и учился будущий писатель, автор рассказа «Уроки французского», Валентин Григорьевич Распутин, признанный мастер прозы

?????

Сформулируйте задачи нашего урока:

Познакомиться….с писателем и его произведением, определить систему персонажей

Выявить…. проблему рассказа

Выяснить…какие трудности послевоенного времени пришлось пережить герою

Научиться….

Прочувствовать произведение, найти в нем близкое себе, вынести урок для жизни

Учитель: Говорить о произведении Распутина, не сказав о нем самом, просто нельзя, ибо мы упустим что-то очень важное, главное.

1 ученик: Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в Иркутской области в поселке Усть - Уда, расположенном на берегу Ангары. Детство совпало с войной. И хотя здесь не гремели бои, жизнь была трудной, временами полуголодной.Ему было 8 лет, когда закончилась война. Он ощутил на себе все тяготы военного и послевоенного детства. Валентин Распутин пошел в школу в 1944 году.

2 ученик: Ему очень нравилось учиться, он читал всё: книги, журналы, газеты. Помогал писать письма на фронт. Читал фронтовые весточки. «За лето я так пристрастился к чтению. Что, придя в школу, почувствовал себя несчастным человеком: читать стало нечего. А без книг я уже не мог».

1 ученик: Однако относительно счастливое детство у мальчика закончилось быстро: отца посадили за то, что у него украли казенные деньги. В семье практически не стало средств к существованию, а мальчик хотел продолжать учиться, для этого требовалось переходить в школу, в которой было больше 4-х классов.

2 ученик: Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась в 50 км от родной деревни. Нужно было уезжать из дома, причем одному. Учиться было сложно: голод (мать передавала ему раз в неделю хлеб и картошку, но их всегда не хватало), бедность, одиночество.

1 ученик: Однако учился он только на отлично. «Что мне оставалось? – затем я сюда и приехал, другого дела у меня здесь не было…. Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок », – вспоминал писатель.

2 ученик: 1948 год – недавно закончилась война. В стране разруха, не хватает продовольствия. Действует карточная система снабжения продуктами.

1 ученик: Послевоенный голод. Денег на руках у сельского населения нет. Детям приходится работать как взрослым.

Учитель: Олег Дмитриев написал стихотворение об одном мальчишке, но таких в то время были тысячи

Диана Немцева читает стихотворение:

Сидит…кусочком хлебушка тарелку молча трет.
Но за кусочек хлебушка не выдаст, не соврет
И вот тарелка светится, сверкает белизной.
Как будто чудо-зеркальце, из сказочки одной
Еще движенье корочки и выплывет со дна
Холодная, голодная, последняя война
Всплывет щадящей плошкою полуподвальный свод
И мальчуган с ладошкою, протянутой вперед
Все ближе, нестерпимее в заветном там кольце
Кричат глаза огромные на узеньком лице
Забудь, другое времечко и сказочка не та
Но все же чиста тарелочка, тарелочка пуста.

Сибирь – родина писателя. Глухая деревня Усть-Уда в Иркутской области. Садов нет, так как деревья вымерзают от холода. Да, действительно, тяжелое время. Три года, как закончилась война, наступил долгожданный мир, но жизнь осталась тяжелой. Голод, разруха, скудный быт, искалеченные судьбы, дети-сироты.Послевоенные годы были своеобразным испытанием не только для взрослых, но и для детей, потому что и хорошее, и плохое в детстве воспринимается гораздо ярче и острее.

Вопрос к классу:Так Валентин Распутин стал взрослеть. Что помогло Распутину получить образование и выйти в люди?

Свои детские впечатления, переживания, восприятие жизни глазами ребенка он в дальнейшем перенесет на бумагу, так в 1973 году появился в печати один из лучших рассказов Распутина «Уроки французского». Сам писатель называет этот рассказ автобиографическим.

Что такое автобиография?

Почему рассказ называют автобиографичным? (Рассказ отчасти автобиографичен: он повествует о скромном деревенском мальчике, который вырос в Сибири, на берегу Ангары, вынужденном уехать в районный центр, чтобы продолжить среднее образование. На новом месте, вдали от семьи, живя у чужих людей, он чувствует одиночество. Жизненные трудности помогает преодолеть учительница французского языка – Лидия Михайловна)

Тема рассказа?( Жизнь школьников в послевоенное время)

На слайде: Автобиография – последовательное описание человеком событий собственной жизни.

Главный герой является прототипом автора. Как вы понимаете значение слова «прототип»?

Прототип – конкретная личность, послужившая отправной точкой для создания образа.

Работа в парах:Вспомнить сюжет рассказа нам поможет следующее задание: восстановите хронологический порядок событий в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»

t1749038931aa.gif

Правильный ответ: 4 2 5 10 1 6 9 7 3 8

Беседа

От чьего лица ведется повествование? (От первого лица. Автор изложил свою биографию - автобиография).

Кто является главным героем? (11-летний мальчик, ученик 5 класса. Ни имени, ни фамилии автор не называет).

Распутин: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все это происходило со мной».

Давайте расскажем о героях рассказа, с которыми имеет дело мальчик. Кто помогает герою преодолевать трудности послевоенного времени? Какой урок они ему преподнесли? Кто протянул ему руку помощи? 

Распутин – мастер литературных портретов, ему хватает нескольких предложений, чтобы достаточно точно описать человека.

Прием «Узнавание адресата»

Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками (Т.Надя)

Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано, и ленивым шагом приступал к деньгам (Вадик)

Он расхаживал перед линейкой, раскинув руки за спину, вынося вперед в такт широким шагом плечи (директор школы)

«суетливый, с моргающими глазенками мальчишка, любивший на уроках поднимать руку» (Тишкин)

«…большеголовый, стриженный под машинку, коренастый парень» (Птаха)

Он «шофер единственной в колхозе полуторки» (дядя Ваня)

Ей «тогда было, наверное, лет 25 или около того», правильное, живое лицо с прищуренными глазами, тугая, редко раскрывающаяся до конца улыбка и совсем черные, коротко остриженные волосы (Лидия Михайловна)

«…наперекор всем несчастьям, собрала меня, хотя до того никто из нашей деревни в районе не учился…» (мама)

Беседа

Какие впечатления от первых послевоенных лет остались у главного героя? Зачитайте момент, когда автор описывает наивные верования в «посадки растений в животе».

Расскажите, как образованием мальчик зарабатывал на жизнь.

Окружение мальчика помогает нам понять его состояние, положение(тоска по семье, голод, воровство и его оправдание)

Просмотр видео (отрывок из фильма «Встреча с матерью»)

Легко ли было матери учить сына в райцентре? Сын был благодарен матери?
ответы (Жизнь преподносит герою жестокие уроки и ставит его перед необходимостью выбора: смолчать, смириться или расстроить мать.  Горькие мысли о матери и своей ответственности перед ней заставляют героя рано повзрослеть)

Вспомните, какиетрудностипришлось пережить главному герою в райцентре, вдали от матери? (В райцентре мальчик жил плохо, ему совсем нечего было кушать. Нонесмотрянатрудностионхорошоучился)

Что привлекает вас в мальчике, в его характере? (Жажда знаний, сила воли, честность, доброта, благородство, самоотверженность, упорство в достижении цели)

Можно ли главного героя назвать целеустремленным? (Да, можно, ведь ещё в начале произведения, когда мама предложила ему уехать обратно, он отказался, тем самым показав свою самостоятельность)

Первый урок: «Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это». 

Как учился мальчик? Что он взял за правило?

Как жилось мальчику у знакомых в городе? (“Кто потаскивал.... не то что следить”). Как этот фрагмент характеризует мальчика? (Гордость, достоинство, благородство, деликатность)

Как относился мальчик к тому, что продукты у него куда-то исчезали? Найдите в описании тети Нади оправдание ее действий. Осуждает ли ее мальчик? (Мальчик не осуждает ее, понимает, что ей тоже тяжело, но взрослым не жалуется, так как сознает свою ответственность: матери не станет легче от его жалоб)

Второй урок: «Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих».

Каким словом пронизана вся первая часть произведения? (Голод)

Что такое для вас голод? Когда у вас возникает это чувство? Такое ли чувство испытывал главный герой произведения?

Учитель: Почему герой рассказа стал играть в “чику”? Как относятся к игре Вадик и рассказчик? (Обратить внимание на пейзаж, словно знаменующий: «…Федька повёл меня за огороды, путь зарос крапивой с ядовитыми ягодами»

Нравственный или безнравственный поступок совершает герой, играя в «чику»? (Распутин предлагает нам иной взгляд на азартные игры. Для мальчика игра - единственно возможный способ выжить. Голодный и постоянно тоскующий по дому деревенский мальчик лишь добывал себе рубль на молоко. В его поведении не было ничего безнравственного, плохого. Он никого не обижал и силой денег не забирал, да и разве богатство это – один рубль?)

чтение на стр. 130 со слов «Не в склад! – объявил Вадик» до слов «Настаивать на своем было бессмысленно: если начнется драка, никто, ни одна душа не заступится, даже Тишкин, который вертелся тут же).

Третий урок: «Не горячись, уступи тем, кому все равно ничего не докажешь».

Расскажите о распорядке дня мальчика

1.Утром вставал, ел, если была еда

2. Уходил в школу, занимался

3. Шел на пустырь играть в чику. Зарабатывал рубль

4. Покупал молоко

5.Возвращался домой, обедал дома или убегал в поле и пек картошку

6. Садился делать уроки


(Прочитаем отрывок на стр. 132 со слов: «Первым, опять сзади, меня ударил Птаха» до слов на стр. 133 «Переверну – у – ул.!»).

Учитель: Почему Вадик и Птаха избивают мальчика?

Учитель: Как ведет себя герой во время избиения?

Четвертый урок: «Будь принципиальным. Не пресмыкайся!»

Видеоролик разговор Лидии Михайловны и героя рассказа после уроков.


Учитель: “И почему меня одного? В школе сколько угодно было ребят, которые говорили по-французски ничуть не лучше, чем я, однако они гуляли на свободе, делали что хотели, а я, как проклятый, отдувался один за всех”. Почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это? Как сама учительница объясняет это ученику?

Учитель: Почему рассказчик не сдержал слово, данное учительнице, и вернулся к игрокам?

Учитель: Как характеризует героя “поединок” с французским языком? (Трудолюбивый, упорный, хочет учиться, преодолевает трудности)

Учитель: Что главное в характере героя?



Подведение итогов урока

Итак, с какими же трудностями послевоенного времени пришлось столкнуться герою?

Голод

Тоска

Воровство

Одиночество

Кто готов сейчас ответит на вопрос «Чем ваше детство отличается от детства главного героя рассказа? (5-7 предложений)

Рефлексия

- Сегодняшний урок был посвящен

- Нашей основной задачей было:

- Автор учит нас тому, что

-Сегодня на уроке я понял, что

- Мне захотелось прочесть…

- После сегодняшнего урока я обязательно сделаю…

Д.З. Пожалуйста, дома ответьте на этот вопрос письменно

























«Меня снова избили»



«Игра в чику»



«Это преступление. Растление. Совращение»

«Начало самостоятельной жизни»

«Я стал выигрывать»



«Начались для меня мучительные и неловкие дни»

«Игра в пристенок»

«Через три дня Лидия Михайловна уехала»

«Наказание превращалось в удовольствие»



«…Они били меня по очереди»

Т. Надя

Директор школы

Птаха







Вадик

Лидия Михайловна

Д.Ваня

Тишкин

Мама





t1749038931ab.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.