Урок литературы в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина "Уроки французского". Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика»

2
1
Материал опубликован 9 November 2022

МБОУ «Тургеневская средняя общеобразовательная школа»

 

Урок литературы в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского".Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика»

 

Тип урока:  обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: урок-размышление.

Цель урока: прояснить мотивы поведения героев рассказа, выяснить его нравственный смысл.

Планируемые результаты изучения темы:

Личностные: понимание конвенционального характера морали.

Метапредметные –

Регулятивные: составляют план и последовательность действий.

Познавательные: выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов.

Коммуникативные: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем.

Предметные: обобщение и систематизация изученного.

Оборудование:

1) учебник-хрестоматия “Литература 6 класс”

2) раздаточные карточки

3) проектор, фрагменты из видеофильма “Уроки французского”.

Методические приёмы:

1) беседа по вопросам,

2) решение проблемных ситуаций,

3) просмотр видеофрагмента,

4) работа с текстом.

5)работа с синквейном

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

ХОД УРОКА:

1. Оргмомент.

Слайд 1

- Здравствуйте, ребята!Всем прекрасного мартовского настроения! Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам быть активными и в конце урока остаться довольными!

Слайд 2

2.Мотивация учащихся к уроку

Ребята, есть произведения, о которых можно говорить бесконечно. Произведения, которые хочется перечитывать снова и снова, открывать для себя ранее незамеченные детали, глубже понимать героев. Рассказ «Уроки французского» В.Г. Распутина стали для меня ориентиром доброты в моей работе.

На прошлом уроке мы познакомились с героем рассказа, говорили о его жизни, трудностях, с которыми пришлось столкнуться, характере и жизненной позиции. А цель сегодняшнего урока мы определим, выполнив задание.

Я предлагаю игру «Угадай слово».

Слайд 3

Ваша задача от значения слова прийти к понятию, то есть угадать, о каком понятии идёт речь. Ответ записываем в листы для ответов.

Итак, о каком понятии идёт речь? (зачитывать с раздаточного материала) Ответ записывайте в таблице

1.Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим (доброта )

Доброта даёт возможности – участия и помощи окружающим людям.

Доброта даёт возможности – становиться лучше самому и помогать стать лучше окружающим людям.

2. Гуманность, человеческое отношение к окружающим (человечность).
Для учителя:

Человечность – это доброжелательнее отношение к людям и миру.

Человечность-это готовность прийти на помощь каждому, кому она необходима.

3. Способность к сочувствию. Качество человека, легко откликающегося на чужие нужды; готовность помочь (отзывчивость).

4. Положительное духовно-нравственное качество личности, характеризующее отношение человека к окружающим, забота о нуждах, запросах и желаниях людей, внимательное отношение к их интересам, волнующим проблемам, мыслям, чувствам (чуткость)

Чуткость – это понимание мотивов поступков, которыми они руководствуются, тактичность, уважение достоинства и чести. Чуткость присуща, как правило, людям вежливым, благородным, скромным, великодушным.

-Ребята, о каких качествах идет речь? Назовите одним словом (Нравственные)

А кто из героев прочитанного вами рассказа «Уроки французского» обладает всеми этими качествами? Кто добрый, отзывчивый, чуткий, человечный? (Учительница)

Слайд 4

3.Сообщение темы и целей урока.

лово «УЧИТЕЛЬ», являющийся ключевым, располагаем в центре кластера. Итак, несложно догадаться, кто будет героем нашего урока. О ком сегодня наш разговор?

И тема уже напрашивается. Какие будут предложения? Как может звучать тема урока? (ответы учащихся)

Слайд 5

Тема урока «Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского". Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика»

-На какие вопросы, на ваш взгляд, нам предстоит ответить? Какова цель урока? (Поступки, портрет, взаимоотношения, роль учителя в жизни мальчика)

-Таким образом, нам предстоит выявить качества характера героини, оценить поведение и поступки учительницы, понять, какую роль она сыграла в жизни мальчика.

4.Основная часть – анализ изученного с целью осмысления материала.

-Ребята, вы уже знаете историю создания рассказа «Уроки французского». В далёком 1973 году. А кто стал прообразом Лидии Михайловны?

Правильно, именно Лидия Михайловна Молокова и является прототипом, который послужил поводом для создания образа главной героини рассказа.

Слайд 6

-Какой она запомнилась главному герою? Найдите в тексте. Внешность, образ, поведение.

( Работа с учебником. Ответы детей)

Слайд 7 Видео

Давайте посмотрим кадры из художественного фильма Евгения Ташкова

-Ребята, согласитесь, составленный нами кластер уже говорит о немалом: Лидия Михайловна - добрая, отзывчивая, чуткая, человечная.

Чего не хватает нашему тезису? (аргументов). Аргументы мы берём из текста, доказываем, что учитель обладает такими качествами в те или иные моменты проявляются они.

Работа в группах

-Прошу прокомментировать качество «доброта» - первый ряд

Второй ряд комментирует «человечность»

Третий ряд – «отзывчивость»

Все вместе – «чуткость». Все слушаем друг друга и добавляем.

Вывод.

-Таким образом, В.Г. Распутин представил нам цельный, положительный образ учительницы. Именно эти качества, которые мы с вами назвали, помогли главному герою не потеряться в жизни, не разочароваться в жизни.

Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным?

Лидия Михайловна наделена способностью к состраданию и добротой. И её поступок мы можем назвать подвигом.

Проблемный вопрос

-Ребята, но так ли все просто? Есть ли в произведении эпизод, который можно прокомментировать с разных позиций, по-разному? Эпизод, который может вызвать неоднозначное отношение, противоречивые чувства? Какой это эпизод? Давайте посмотрим кадры из художественного фильма «Уроки французского».

Слайд 8. Видео

-Что же произошло дальше? (зашел директор, учителя уволили)

Слайд 9

- Поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога? Попробуем ответить на этот непростой вопрос

-Какой приговор вынес директор школы? Это преступление, ведь на учителя должны равняться. А какой пример она подала? В школе должен быть порядок, учитель не должен играть в азартные игры. Это не этично. Она нарушила педагогические законы.

-Ребята, а вы, действительно, так думаете? Что подсказывает вам сердце? Заслуживает ли такой учитель всеобщего понимания, оправдания и признательности? (Ответы учеников)

Вывод.

-Она совершила подвиг доброты, ведь поступила она так из добрых побуждений. Только лишь для того, чтобы помочь. Лидия Михайловна нарушила все этические нормы, кроме одной: она не бросила в беде своего ученика и воспитанника. Писатель же исходит из конкретной жизненной ситуации и не только ищет оправдания своей героине, желавшей помочь голодному ребёнку, но и возводит её на определённый нравственный пьедестал.

Давайте посмотрим, как сам Распутин относится к поступку Лидии Михайловны, оправдывает ли ее.

Слайд 10. Высказывание автора

-Я прошу вас высказать своё мнение об этом учителе. Поработайте в парах и составьте синквейн, где ключевой фразой будет Лидия Михайловна.

Работа в парах. Составление синквейна

-Какие уроки преподала Лидия Михайловна мальчику? Только лишь французский? Запишите в свой лист, как считаете.

(Вместе с уроками французского языка преподавала своим ученикам УРОКИ ДОБРОТЫ и милосердия)

5.Закрепление изученного материала.

Ответим на поставленный вопрос в начале урока. Какую же роль сыграла учительница в жизни мальчика?

В.Г. Распутин создал образ учительницы Лидии Михайловны, которая приняла материнское участие в сложной судьбе ученика. Это участие поистине явилось нравственным уроком человека, имеющего глубокую душу, светлый ум, тонкое обаяние. Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь. Учительница французского своим примером показала, что на свете есть доброта, отзывчивость, любовь. Это есть духовные ценности.

Посмотрим на предисловие к рассказу. «Почему мы, так же как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями?» И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами. В нем выражены мысли взрослого человека, его духовная память. Поэтому и писатель всю свою жизнь равнялся на таких людей, своих учителей, которое сеяли разумное, доброе, вечное.

Вывод.

-Как хорошо, когда есть учителя, на которых хотят быть похожими, равняться на них, во всем брать пример. Каким же должен быть настоящий учитель?

« Да, настоящий учитель — это тот, кто помогает своим ученикам стать людьми, просто людьми. Настоящий учитель — это тот, кого помнят всю жизнь»

6.Итог урока.

-Понравился вам рассказ?

Почему рассказ назван “Уроки французского”?

Какие нравственные проблемы поднимает в нём В. Г. Распутин?

-Какие уроки вы возьмете из данного произведения?

7.Домашнее задание.

А домашним заданием для вас будет творческое размышление на тему: «Я стану учителем»

8.Рефлексия.

Ребята, оцените работу своего соседа по парте. Выберите смайл красного цвета, если он работал активно и продуктивно.

Желтый смайл, если он был менее активным, значит, нужно стараться быть лучше.

Зелёный смайл, если ваш товарищ отвечал и трудился не так старательно и активно.

Ребята, вы молодцы! Мы славно потрудились!

 

 

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Люблю это произведение! Презентации не хватило! Лучше её помещать в одном материале!

19 November 2022

Похожие публикации