Урок литературы в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина "Уроки французского". Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика»
МБОУ «Тургеневская средняя общеобразовательная школа»
Урок литературы в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского".Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма урока: урок-размышление.
Цель урока: прояснить мотивы поведения героев рассказа, выяснить его нравственный смысл.
Планируемые результаты изучения темы:
Личностные: понимание конвенционального характера морали.
Метапредметные –
Регулятивные: составляют план и последовательность действий.
Познавательные: выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов.
Коммуникативные: вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем.
Предметные: обобщение и систематизация изученного.
Оборудование:
1) учебник-хрестоматия “Литература 6 класс”
2) раздаточные карточки
3) проектор, фрагменты из видеофильма “Уроки французского”.
Методические приёмы:
1) беседа по вопросам,
2) решение проблемных ситуаций,
3) просмотр видеофрагмента,
4) работа с текстом.
5)работа с синквейном
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
ХОД УРОКА:
1. Оргмомент.
Слайд 1
- Здравствуйте, ребята!Всем прекрасного мартовского настроения! Улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам быть активными и в конце урока остаться довольными!
Слайд 2
2.Мотивация учащихся к уроку
Ребята, есть произведения, о которых можно говорить бесконечно. Произведения, которые хочется перечитывать снова и снова, открывать для себя ранее незамеченные детали, глубже понимать героев. Рассказ «Уроки французского» В.Г. Распутина стали для меня ориентиром доброты в моей работе.
На прошлом уроке мы познакомились с героем рассказа, говорили о его жизни, трудностях, с которыми пришлось столкнуться, характере и жизненной позиции. А цель сегодняшнего урока мы определим, выполнив задание.
Я предлагаю игру «Угадай слово».
Слайд 3
Ваша задача от значения слова прийти к понятию, то есть угадать, о каком понятии идёт речь. Ответ записываем в листы для ответов.
Итак, о каком понятии идёт речь? (зачитывать с раздаточного материала) Ответ записывайте в таблице
1.Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим (доброта )
Доброта даёт возможности – участия и помощи окружающим людям.
Доброта даёт возможности – становиться лучше самому и помогать стать лучше окружающим людям.
2. Гуманность, человеческое отношение к окружающим (человечность).
Для учителя:
Человечность – это доброжелательнее отношение к людям и миру.
Человечность-это готовность прийти на помощь каждому, кому она необходима.
3. Способность к сочувствию. Качество человека, легко откликающегося на чужие нужды; готовность помочь (отзывчивость).
4. Положительное духовно-нравственное качество личности, характеризующее отношение человека к окружающим, забота о нуждах, запросах и желаниях людей, внимательное отношение к их интересам, волнующим проблемам, мыслям, чувствам (чуткость)
Чуткость – это понимание мотивов поступков, которыми они руководствуются, тактичность, уважение достоинства и чести. Чуткость присуща, как правило, людям вежливым, благородным, скромным, великодушным.
-Ребята, о каких качествах идет речь? Назовите одним словом (Нравственные)
А кто из героев прочитанного вами рассказа «Уроки французского» обладает всеми этими качествами? Кто добрый, отзывчивый, чуткий, человечный? (Учительница)
Слайд 4
3.Сообщение темы и целей урока.
-Слово «УЧИТЕЛЬ», являющийся ключевым, располагаем в центре кластера. Итак, несложно догадаться, кто будет героем нашего урока. О ком сегодня наш разговор?
И тема уже напрашивается. Какие будут предложения? Как может звучать тема урока? (ответы учащихся)
Слайд 5
Тема урока «Нравственные проблемы рассказа В.Г.Распутина «Уроки французского". Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика»
-На какие вопросы, на ваш взгляд, нам предстоит ответить? Какова цель урока? (Поступки, портрет, взаимоотношения, роль учителя в жизни мальчика)
-Таким образом, нам предстоит выявить качества характера героини, оценить поведение и поступки учительницы, понять, какую роль она сыграла в жизни мальчика.
4.Основная часть – анализ изученного с целью осмысления материала.
-Ребята, вы уже знаете историю создания рассказа «Уроки французского». В далёком 1973 году. А кто стал прообразом Лидии Михайловны?
Правильно, именно Лидия Михайловна Молокова и является прототипом, который послужил поводом для создания образа главной героини рассказа.
Слайд 6
-Какой она запомнилась главному герою? Найдите в тексте. Внешность, образ, поведение.
( Работа с учебником. Ответы детей)
Слайд 7 Видео
Давайте посмотрим кадры из художественного фильма Евгения Ташкова
-Ребята, согласитесь, составленный нами кластер уже говорит о немалом: Лидия Михайловна - добрая, отзывчивая, чуткая, человечная.
Чего не хватает нашему тезису? (аргументов). Аргументы мы берём из текста, доказываем, что учитель обладает такими качествами в те или иные моменты проявляются они.
Работа в группах
-Прошу прокомментировать качество «доброта» - первый ряд
Второй ряд комментирует «человечность»
Третий ряд – «отзывчивость»
Все вместе – «чуткость». Все слушаем друг друга и добавляем.
Вывод.
-Таким образом, В.Г. Распутин представил нам цельный, положительный образ учительницы. Именно эти качества, которые мы с вами назвали, помогли главному герою не потеряться в жизни, не разочароваться в жизни.
Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным?
Лидия Михайловна наделена способностью к состраданию и добротой. И её поступок мы можем назвать подвигом.
Проблемный вопрос
-Ребята, но так ли все просто? Есть ли в произведении эпизод, который можно прокомментировать с разных позиций, по-разному? Эпизод, который может вызвать неоднозначное отношение, противоречивые чувства? Какой это эпизод? Давайте посмотрим кадры из художественного фильма «Уроки французского».
Слайд 8. Видео
-Что же произошло дальше? (зашел директор, учителя уволили)
Слайд 9
- Поступок Лидии Михайловны – это подвиг доброты или преступление педагога? Попробуем ответить на этот непростой вопрос
-Какой приговор вынес директор школы? Это преступление, ведь на учителя должны равняться. А какой пример она подала? В школе должен быть порядок, учитель не должен играть в азартные игры. Это не этично. Она нарушила педагогические законы.
-Ребята, а вы, действительно, так думаете? Что подсказывает вам сердце? Заслуживает ли такой учитель всеобщего понимания, оправдания и признательности? (Ответы учеников)
Вывод.
-Она совершила подвиг доброты, ведь поступила она так из добрых побуждений. Только лишь для того, чтобы помочь. Лидия Михайловна нарушила все этические нормы, кроме одной: она не бросила в беде своего ученика и воспитанника. Писатель же исходит из конкретной жизненной ситуации и не только ищет оправдания своей героине, желавшей помочь голодному ребёнку, но и возводит её на определённый нравственный пьедестал.
Давайте посмотрим, как сам Распутин относится к поступку Лидии Михайловны, оправдывает ли ее.
Слайд 10. Высказывание автора
-Я прошу вас высказать своё мнение об этом учителе. Поработайте в парах и составьте синквейн, где ключевой фразой будет Лидия Михайловна.
Работа в парах. Составление синквейна
-Какие уроки преподала Лидия Михайловна мальчику? Только лишь французский? Запишите в свой лист, как считаете.
(Вместе с уроками французского языка преподавала своим ученикам УРОКИ ДОБРОТЫ и милосердия)
5.Закрепление изученного материала.
Ответим на поставленный вопрос в начале урока. Какую же роль сыграла учительница в жизни мальчика?
В.Г. Распутин создал образ учительницы Лидии Михайловны, которая приняла материнское участие в сложной судьбе ученика. Это участие поистине явилось нравственным уроком человека, имеющего глубокую душу, светлый ум, тонкое обаяние. Уроки доброты и сердечности, преподанные Лидией Михайловной, мальчик запомнил на всю свою жизнь. Учительница французского своим примером показала, что на свете есть доброта, отзывчивость, любовь. Это есть духовные ценности.
Посмотрим на предисловие к рассказу. «Почему мы, так же как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями?» И не за то вовсе, что было в школе, — нет, а за то, что сталось с нами. В нем выражены мысли взрослого человека, его духовная память. Поэтому и писатель всю свою жизнь равнялся на таких людей, своих учителей, которое сеяли разумное, доброе, вечное.
Вывод.
-Как хорошо, когда есть учителя, на которых хотят быть похожими, равняться на них, во всем брать пример. Каким же должен быть настоящий учитель?
« Да, настоящий учитель — это тот, кто помогает своим ученикам стать людьми, просто людьми. Настоящий учитель — это тот, кого помнят всю жизнь»
6.Итог урока.
-Понравился вам рассказ?
– Почему рассказ назван “Уроки французского”?
– Какие нравственные проблемы поднимает в нём В. Г. Распутин?
-Какие уроки вы возьмете из данного произведения?
7.Домашнее задание.
А домашним заданием для вас будет творческое размышление на тему: «Я стану учителем»
8.Рефлексия.
Ребята, оцените работу своего соседа по парте. Выберите смайл красного цвета, если он работал активно и продуктивно.
Желтый смайл, если он был менее активным, значит, нужно стараться быть лучше.
Зелёный смайл, если ваш товарищ отвечал и трудился не так старательно и активно.
Ребята, вы молодцы! Мы славно потрудились!
Горбачёва Марина Юрьевна