Проект учебного занятия по окружающему миру «В гости к зиме» (2 класс)
Презентация
PPTX / 6.07 Мб
/data/files/g1591718393.pptx (Презентация)Проект учебного занятия
Предмет Окружающий Мир
Учитель Абакумова Ирина Дмитриевна
Класс 2
Продолжительность 45 минут
Раздел Жизнь, города и сёла
Вид учебного занятия Урок
Планируемые личностные результаты освоения:
У учащихся будут сформированы:
представления о гармоничном единстве жизни человека и природы зимой;
положительные отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир»;
познавательные мотивы учебной деятельности.
У учащихся могут быть сформированы:
применения знаний в жизненных ситуациях;
способности к самооценке своих действий.
Планируемые метапредметные результаты освоения:
Регулятивные
Учащиеся научатся:
контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем.
Учащиеся получат возможность научиться:
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать свои высказывания;
контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Учащиеся научатся:
строить рассуждения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
делать обобщения, выводы.
Учащиеся получат возможность научиться:
анализировать объекты окружающего мира;
устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между неживой и живой природой.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
слушать и отвечать на вопросы других;
договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Учащиеся получат возможность научиться:
включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник.
Планируемые предметные результаты освоения:
Учащиеся научатся:
выделять признаки зимы в живой и неживой природе;
рассказывать о зимних наблюдениях в неживой и живой природе.
Учащиеся получат возможность научиться:
помогать зимующим птицам и наблюдать за ними;
перечислять правила охраны природы зимой.
Тип урока Комбинированный
Ведущий метод По источнику изложения учебного материала (словесные, наглядные, практические)
Форма организация деятельности обучающихся
индивидуальная работа;
фронтальная работа;
групповая форма работы.
№ п/п | Элементы урока (в соответствии со структурой) | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые универсальные учебные действия |
1. | 1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) | Проверяет готовность класса к уроку. - Ребята, сегодня на уроке я хочу вам подарить путешествие в удивительный мир родной природы. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи. - Что мы будем делать с вами, чтоб природе стать друзьями? - Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научиться наблюдать, Будем вместе развивать качество - внимательность, Нашу любознательность. | Дети приготовились к уроку, встали, улыбнулись друг другу. Отвечают. | К (вступать в учебное сотрудничество с учителем) К (умению чётко и громко выражать свои мысли) |
2. | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Звучит музыка П. И. Чайковский «Времена года. Зима», слайд -№1 (картина зимнего пейзажа). До утра в лесу шуршало, Дуло, холодом несло. Развиднелось, рассветало- Всё вокруг белым-бело! Вот лисица на поляну Прошмыгнула раньше всех, Нос и лапы, как в сметану, Окунула в белый снег. Т. Белозёров - О каком времени года идет речь? | Слушают. О зиме. | Р (определять и формулировать цель деятельности на уроке) К (составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства) |
3 | Выявление места и причины затруднения | Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? Ваши предположения? Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Слайд №2 (тема урока, Зима) - Сколько календарных месяцев длиться зима? Слайд №3, 4, 5 (картинки зимних месяцев) - Какие зимние месяцы вы знаете? - Чем отличается каждый из месяцев зимы?
- Какие признаки зимы вы можете назвать? - С чем связано общее похолодание зимой? - Посмотрите за окно, что вы видите? - Чем мы сейчас с вами занимались? | Тема зима. О зиме, растениях, животных. 3 месяца Декабрь, январь, февраль. ДЕКАБРЬ «ВЕТРОЗИМ» - месяц долгих ночей и морозных узоров на стекле. ЯНВАРЬ «СТУДЕНЬ» - самый холодный и ветреный месяц в году. ФЕВРАЛЬ «ЛЮТЫЙ» - месяц снегопадов, злых вьюг и первых оттепелей. С каждым днём становится всё холоднее, небо чаще покрыто облаками, осадки выпадают в виде снега. дует сильный ветер, морозы, день становится короче, ночь длиннее. Солнце стало всходить поздно, заходить рано – поэтому света и тепла земля получает мало – дни стали короткими. За короткий день солнце не успевает прогреть воздух, и стоят холода. Отвечают Определяли признаки зимы | Р (принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий) К (умению чётко и громко выражать свои мысли, умению слушать) К (умению аргументировать своё мнение) П (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт) К (допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам) |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | Учитель читает рассказ. - Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, сверкает белизной. Раздала деревьям теплые шубы. Стоят они все в одинаковых нарядах. В переменах, которые несет зима, есть свои прелести: чистейший, пушистый снег, прозрачность узорчатых ветвей, какая-то особая легкость бодрящего воздуха и ко всему этому – тишина и затишье, царящие в природе. - А где зима навела порядок? Слайд №6 (растения, животные) - Какие изменения произошли в растительном мире? Слайд №7 (растения спят) Есть травянистые растения: земляника, озимая рожь, озимая пшеница, которые уходят под снег зелеными. - Как вы думаете, почему они не замерзают? - О какой связи можно здесь сказать? Учитель читает про зиму. - Зима – период покоя в жизни растений. Зимой мы не видим живых листьев, цветков, почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих тысячелетий растения так «привыкли» к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит «дозревание» почек. В конце зимы под снегом начинают расти молодые ростки некоторых трав. Подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной. | Слушают. В природе. Растения заснули, спят. Снег защищает их от мороза. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы. Растения не могут без зимы. Слушают. | К (слушать другого ученика и учителя) К (умению чётко и громко выражать свои мысли) К (составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства) П (перерабатывать полученную информацию) |
5 | Реализация построенного проекта | Беседа о зимнем лесе. Учитель читает. - Большинство деревьев стоит с обнаженными от листьев голыми ветвями, кажется, что деревья спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее, они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы. Слайд №8 (ель) Слайд №9 (сосна) Слайд №10 (кедр) - А почему эти деревья объединены в одну группу? Почему они не скидывают свои хвоинки? - Мы с вами побывали в зимнем лесу, кого ещё, кроме деревьев мы можем встретить в нём? Слайд №11 (животные, птицы) - Что происходит с животными в зимнем лесу? - Как называют птиц, которые остаются с нами зимой, птиц, которые улетают на юг, птиц, которые при хороших условиях остаются, а при плохих улетают? - Почему птицы улетают в теплые края? - Как живётся в зимнее время птицам? Чем они питаются? - Чем человек может помочь птицам в зимнее время года? - Еще кому в зимнем лесу так же трудно, как и птицам? - А почему зверям так же трудно зимой, как и птицам? - Вспомните, как еще осенью звери начали готовиться к будущим холодам и снегу? - Ребята, подумайте, как зимует белочка. Слайд №12 (белочка) - А как белка устраивает себе гнездо? - Ребята, а о каком зверьке эта загадка? «Летом серый, зимой белый». - А чем питается зимой заяц? - Почему ни летом, ни осенью заяц не запасает корм? - Почему заяц не проваливается в снег? - Посмотрите на следы зайца. Слайд №13 (заяц) Когда заяц убегает от хищников, он заносит задние ноги за передние. Поэтому большие отпечатки получаются впереди, а маленькие - сзади. - Ребята, а кто еще не спит зимой и ищет корм? - Почему лося народ называет лесным великаном? Слайд №14 (лось) Слайд №15 (лиса) - Чем питается лиса зимой? - Как называется охота лисы? - Итак, ребята, прыгает по веткам белка, бегает по следу мышей лиса, а где же сейчас медведь? Слайд №16 (медведь) - А чем питается медведь зимой? - Правда ли что медведи сосут лапы? - Кто такой медведь шатун? - А кто еще, как и медведь, спит зимой? Слайд №17 (барсук) - А вот что делают ежи, ящерицы, лягушки, жабы, ужи, змеи, летучие мыши зимой? Что такое спячка? подвожу к понятию: Как можно спать? По времени мы можем как спать? Когда мы спим, что мы видим? Значит ответьте мне что такое спячка? Физкультминутка. (видео природы) Солнце греет землю слабо, (Руки вверх и вниз) По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону) Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя) Побелел морковный нос. (Дети показывают нос) В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте) Вьюга злиться, Снег кружится, (Дети кружатся) Заметает все кругом Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками). | Слушают Это хвойные деревья. Потому что у них происходит малое количество испарения воды. Но они тоже сбрасывают свои хвоинки, только мы не успеваем это увидеть, так как новые отрастают очень быстро. Зверей и птиц. Птицы улетают на юг, звери впадают в спячку, засыпают, отдыхают… Оседлые птицы, перелетные птицы, зимующие и кочующие птицы. Из-за нехватки пищи Им живется очень трудно, так как очень мало еды. Питаются насекомыми, грызунами, кормами в кормушках, семенами деревьев… Делать кормушки и насыпать в них корм. Зверям Отвечают Начали запасать еду, строить свои жилища, уже с октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает новая - густая и пушистая. А у некоторых изменяется и ее окраска. Такие изменения называются линькой. Не выходит из гнезда, затыкает все выходы в гнезде мхом, припасает с лета орешки, мох, желуди. Гнездо у белки в дупле или прямо на веточках, ближе к стволу. Внутри свое жилище зверек выстилает мхом, лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы белки затыкают мягким лишайником или мхом. О зайце В основном зайцы питаются веточками осины, березы, а также клена, дуба, орешника. С веток более толстых сгрызают только кору. Иногда зайцы зимой наведываются в сады, где обгрызают кору с молодых деревьев. Поэтому люди на зиму обвязывают стволы плодовых деревьев. Он не живет на 1 месте. День заяц проводит в укромных местах — под поваленным стволом, под пнем или в кустах. В сильные морозы роет в снегу глубокие норы. Спит, не закрывая глаз. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не позволяют ему провалиться в снег. Лоси, волки, кабаны… Он очень большой, и ест очень много коры и веток. Главная пища — мелкие грызуны: мыши и полевки. Так же зайцы. Мышкование Отвечают Ничем, он запасся жиром и спит Нет, они лижут её. Зимой у медведей на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая, нежная кожица чешется и мерзнет. Вот медведь и облизывает подошвы горячим языком и при этом еще и причмокивает губами. Медведь, который плохо летом кушал, у него не набралось достаточного жира. Зимой он встаёт и начинает искать себе пищу. Барсук. В отличие от медведя барсук зимой просыпается, поест запасов и снова засыпает. Находятся в спячке. Крепко и не крепко Долго и не долго Сны Спячка – крепкий, долгий по продолжительности сон. Смотрят, слушают, повторяют | К (слушать другого ученика и учителя) К (умению чётко и громко выражать свои мысли, умению слушать, обмениваться мнениями) К (составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства) К (допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других) Л (выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать) Р (организовывать свою деятельность) |
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - Сейчас у вас очень важная и ответственная роль - вы главные, вы помощники в лесу! Вы будете работать в парах, работу нужно выполнять дружно, внимательно. Ваша задача для каждого лесного жителя найти дом и пищу. Соедините их стрелочкой. (Работа со смарт доской, презентация) Слайд №18 Белочка Заяц Лось Лиса Медведь Синичка Проверка - Как вы помогли белочке? - Как вы помогли мышке? - Как вы помогли зайчику? - Как вы помогли медведю? - Как вы помогли синичке? - Всем помогли животным и птицам? | Слушают Работают Проверяют | К (слушать другого ученика и учителя) Р (организовывать свою деятельность) К (допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам) |
7. | 7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Блиц опрос (За правильный ответ ученику дается снежинка) Ответы на вопросы показываются в презентации через смарт доску Слайд № 19, 20 Сколько календарных месяцев длится зима? Какое название дали люди каждому месяцу зимы? Как называют птиц, которые остаются с нами зимой, птиц, которые улетают на юг, птиц, которые при хороших условиях остаются, а при плохих улетают? Летом серый, зимой белый? О ком речь? Чем питается зимой заяц? Почему заяц не проваливается в снег? Кого называют лесным великаном? Как называется охота лисы? Кто такой шатун? Что такое спячка? Как можно помочь птицам зимой? | Отвечают (устно) 3 месяца: декабрь, январь, февраль. ДЕКАБРЬ «ВЕТРОЗИМ» ЯНВАРЬ «СТУДЕНЬ» ФЕВРАЛЬ «ЛЮТЫЙ» Оседлые птицы, перелетные птицы, зимующие и кочующие птицы. Заяц В основном зайцы питаются веточками осины, березы, а также клена, дуба, орешника. Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не позволяют ему провалиться в снег. Лося Мышкование Медведь, который плохо летом кушал, у него не набралось достаточного жира. Зимой он встаёт и начинает искать себе пищу. Крепкий, долгий по продолжительности сон. Делать для них кормушки и кормить их. | К (Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме) К (умению чётко и громко выражать свои мысли, умению слушать) |
8. | Включение в систему знаний и повторение | Групповая работа Ребятам раздаются раскраски различных животных и растений. Те, у кого попались одинаковые раскраски объединяются в группы. Задача детей раскрасить свои рисунки и рассказать про животного или растение, которое им попалось. (рассказывают о том, о чем сегодня узнали) Проверка работы в группах. | Разукрашивают и думают над ответом. | Р (организовывать свою деятельность) К (вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах) К (умению чётко и громко выражать свои мысли, умению слушать) |
9 | Рефлексия учебной деятельности на уро | - Назовите тему урока? - Назовите признаки зимы? - Что происходит в жизни растений зимой? - Как похолодание повлияло на жизнь животных и птиц? Домашнее задание - Птицы хорошо переносят холод, у них очень тёплая одежда – перья и пух, а кровь так горяча, что мороз птицам не страшен. А голод страшный враг птиц, ведь зимой исчезают большинство насекомых и птицам становится всё труднее добывать корм. И всё-таки некоторые из них остаются зимовать. - Назовите, какие птицы остаются зимовать? Слайд № 21 (зимующие птицы) - Как мы можем помочь птицам зимой? - Правильно, и, если мы хотим помочь птичкам перезимовать нашу лютую зиму, мы можем сделать дома с родителями кормушки. -А сейчас возьмите листочки успеха и оцените. - Веселый смайлик. (Урок понравился) - Грустный смайлик. (Урок не понравился) -Молодцы, ребята. Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников. Мне приятно было с вами работать. | Зима С каждым днём становится всё холоднее, небо чаще покрыто облаками, осадки выпадают в виде снега. дует сильный ветер, морозы, день становится короче, ночь длиннее. Они засыпают. Птицы улетают на юг, звери впадают в спячку, засыпают, отдыхают… Начинают запасать еду, строить свои жилища, уже с октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает новая - густая и пушистая. А у некоторых изменяется и ее окраска. Такие изменения называются линькой. Слушают. Желающие помочь природе, сделают дома с родителями кормушки. Называют. Сделать кормушки. Оценивают. Благодарят учителя. | П (Рефлексия пройденного материала) К (составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства) П (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт) Л (положительная мотивация к сохранению и бережному отношению животных и растений) Л (Самооценка на основе критерия успешности) |