12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Абакумова Ирина Дмитриевна173
Стаж работы в школе 3 года. Заочное обучение на кафедре логопедии и детской речи профиль: Логопедия
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Презентация
PPTX / 6.07 Мб

/data/files/g1591718393.pptx (Презентация)Проект учебного занятия

Предмет Окружающий Мир

Учитель Абакумова Ирина Дмитриевна

Класс 2

Продолжительность 45 минут

Раздел Жизнь, города и сёла

Вид учебного занятия Урок

Тема урока «В гости к зиме»


Планируемые личностные результаты освоения:

У учащихся будут сформированы:

представления о гармоничном единстве жизни человека и природы зимой;

положительные отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир»;

познавательные мотивы учебной деятельности.

У учащихся могут быть сформированы:

применения знаний в жизненных ситуациях;

способности к самооценке своих действий.

Планируемые метапредметные результаты освоения:

Регулятивные

Учащиеся научатся:

контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем.

Учащиеся получат возможность научиться:

выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;

планировать свои высказывания;

контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные

Учащиеся научатся:

строить рассуждения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

делать обобщения, выводы.

Учащиеся получат возможность научиться:

анализировать объекты окружающего мира;

устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между неживой и живой природой.


Коммуникативные

Учащиеся научатся:

слушать и отвечать на вопросы других;

договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;

высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Учащиеся получат возможность научиться:

включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;

формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чем говорит собеседник.

Планируемые предметные результаты освоения:

Учащиеся научатся:

выделять признаки зимы в живой и неживой природе;

рассказывать о зимних наблюдениях в неживой и живой природе.


Учащиеся получат возможность научиться:

помогать зимующим птицам и наблюдать за ними;

перечислять правила охраны природы зимой.



Тип урока Комбинированный

Ведущий метод По источнику изложения учебного материала (словесные, наглядные, практические)

Форма организация деятельности обучающихся

индивидуальная работа;

фронтальная работа;

групповая форма работы.




п/п

Элементы урока

(в соответствии со структурой)

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные учебные действия

1.

1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

Проверяет готовность класса к уроку.

- Ребята, сегодня на уроке я хочу вам подарить путешествие в удивительный мир родной природы. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем удачи.

- Что мы будем делать с вами, чтоб природе стать друзьями?

- Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество - внимательность,

Нашу любознательность.

Дети приготовились к уроку, встали, улыбнулись друг другу.









Отвечают.


К

(вступать в учебное сотрудничество с учителем)









К

(умению чётко и громко выражать свои мысли)


2.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Звучит музыка П. И. Чайковский «Времена года. Зима»,

слайд -№1 (картина зимнего пейзажа).

До утра в лесу шуршало,

Дуло, холодом несло.

Развиднелось, рассветало-

Всё вокруг белым-бело!

Вот лисица на поляну

Прошмыгнула раньше всех,

Нос и лапы, как в сметану,

Окунула в белый снег.

                          Т. Белозёров

- О каком времени года идет речь?

Слушают.























О зиме.

Р

(определять и формулировать цель деятельности на уроке)

К

(составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства)

3

Выявление места и причины затруднения


Как вы думаете, какова будет тема нашего урока? Ваши предположения?

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Слайд №2 (тема урока, Зима)

- Сколько календарных месяцев длиться зима?

Слайд №3, 4, 5 (картинки зимних месяцев)

- Какие зимние месяцы вы знаете?

- Чем отличается каждый из месяцев зимы?

 











- Какие признаки зимы вы можете назвать?  











- С чем связано общее похолодание зимой?









- Посмотрите за окно, что вы видите?

- Чем мы сейчас с вами занимались?

Тема зима.





О зиме, растениях, животных.



3 месяца





Декабрь, январь, февраль.



ДЕКАБРЬ «ВЕТРОЗИМ» - месяц долгих ночей и морозных узоров на стекле.

ЯНВАРЬ «СТУДЕНЬ» - самый холодный и ветреный месяц в году.

ФЕВРАЛЬ «ЛЮТЫЙ» - месяц снегопадов, злых вьюг и первых оттепелей.



С каждым днём становится всё холоднее, небо чаще покрыто облаками, осадки выпадают в виде снега. дует сильный ветер, морозы, день становится короче, ночь длиннее.



Солнце стало всходить поздно, заходить рано – поэтому света и тепла земля получает мало – дни стали короткими. За короткий день солнце не успевает прогреть воздух, и стоят холода.



Отвечают



Определяли признаки зимы

Р

(принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий)

К

(умению чётко и громко выражать свои мысли, умению слушать)

К

(умению аргументировать своё мнение)



П

(находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт)



К

(допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам)

4

Построение проекта выхода из затруднения


Учитель читает рассказ.

- Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, сверкает белизной. Раздала деревьям теплые шубы. Стоят они все в одинаковых нарядах. В переменах, которые несет зима, есть свои прелести: чистейший, пушистый снег, прозрачность узорчатых ветвей, какая-то особая легкость бодрящего воздуха и ко всему этому – тишина и затишье, царящие в природе.

- А где зима навела порядок?

Слайд №6 (растения, животные)

- Какие изменения произошли в растительном мире?

Слайд №7 (растения спят)

Есть травянистые растения: земляника, озимая рожь, озимая пшеница, которые уходят под снег зелеными.

- Как вы думаете, почему они не замерзают?





- О какой связи можно здесь сказать?

Учитель читает про зиму.

- Зима – период покоя в жизни растений. Зимой мы не видим живых листьев, цветков, почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих тысячелетий растения так «привыкли» к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит «дозревание» почек. В конце зимы под снегом начинают расти молодые ростки некоторых трав. Подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной.

Слушают.





















В природе.



Растения заснули, спят.









Снег защищает их от мороза. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы.





Растения не могут без зимы.



Слушают.

К

(слушать другого ученика и учителя)

К

(умению чётко и громко выражать свои мысли)





К

(составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства)

П

(перерабатывать полученную информацию)


5

Реализация построенного проекта


Беседа о зимнем лесе. 

Учитель читает.

- Большинство деревьев стоит с обнаженными от листьев голыми ветвями, кажется, что деревья спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее, они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.

Слайд №8 (ель)

Слайд №9 (сосна)

Слайд №10 (кедр)



- А почему эти деревья объединены в одну группу?

Почему они не скидывают свои хвоинки?









- Мы с вами побывали в зимнем лесу, кого ещё, кроме деревьев мы можем встретить в нём?

Слайд №11 (животные, птицы)



- Что происходит с животными в зимнем лесу?



- Как называют птиц, которые остаются с нами зимой, птиц, которые улетают на юг, птиц, которые при хороших условиях остаются, а при плохих улетают?

- Почему птицы улетают в теплые края?

- Как живётся в зимнее время птицам? Чем они питаются?







- Чем человек может помочь птицам в зимнее время года?



- Еще кому в зимнем лесу так же трудно, как и птицам?

- А почему зверям так же трудно зимой, как и птицам?



- Вспомните, как еще осенью звери нача­ли готовиться к будущим холодам и снегу?











- Ребята, поду­майте, как зимует белочка.

Слайд №12 (белочка)



- А как белка устраивает себе гнездо?













- Ребята, а о каком зверьке эта загадка? «Летом серый, зимой белый».

- А чем питается зимой заяц?















- Почему ни летом, ни осенью заяц не за­пасает корм?









- Почему заяц не проваливается в снег?

- Посмотрите на следы зайца.

Слайд №13 (заяц)

Когда заяц убегает от хищников, он зано­сит задние ноги за передние. Поэтому боль­шие отпечатки получаются впереди, а ма­ленькие - сзади.

- Ребята, а кто еще не спит зимой и ищет корм?

- Почему лося народ называет лес­ным великаном?

Слайд №14 (лось)

Слайд №15 (лиса)

- Чем питается лиса зимой?





- Как называется охота лисы?

- Итак, ребята, прыгает по веткам белка, бегает по следу мышей лиса, а где же сейчас медведь?

Слайд №16 (медведь)

- А чем питается медведь зимой?





- Правда ли что медведи сосут лапы?











- Кто такой медведь шатун?







- А кто еще, как и медведь, спит зимой?





Слайд №17 (барсук)

- А вот что делают ежи, ящерицы, лягушки, жабы, ужи, змеи, летучие мыши зимой?

Что такое спячка?

подвожу к понятию:

Как можно спать?



По времени мы можем как спать?



Когда мы спим, что мы видим?



Значит ответьте мне что такое спячка?



Физкультминутка. (видео природы)

Солнце греет землю слабо, (Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону)

Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)

Вьюга злиться,

Снег кружится, (Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками).


Слушают























Это хвойные деревья.



Потому что у них происходит малое количество испарения воды. Но они тоже сбрасывают свои хвоинки, только мы не успеваем это увидеть, так как новые отрастают очень быстро.









Зверей и птиц.







Птицы улетают на юг, звери впадают в спячку, засыпают, отдыхают…



Оседлые птицы, перелетные птицы, зимующие и кочующие птицы.



Из-за нехватки пищи



Им живется очень трудно, так как очень мало еды. Питаются насекомыми, грызунами, кормами в кормушках, семенами деревьев…



Делать кормушки и насыпать в них корм.



Зверям



Отвечают



Начали запасать еду, строить свои жилища, уже с октября у всех зверей вместо ред­кой летней шерсти отрастает новая - густая и пушистая. А у некоторых изменяется и ее ок­раска. Такие изменения называются линькой.





Не выходит из гнезда, затыкает все выходы в гнезде мхом, припасает с лета орешки, мох, желуди.



Гнездо у белки в дупле или прямо на веточках, ближе к стволу. Внут­ри свое жилище зверек выстилает мхом, ли­шайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы белки затыкают мягким лишайником или мхом.



О зайце



В основном зайцы питаются веточками осины, березы, а также клена, дуба, орешни­ка. С веток более толстых сгрызают только кору. Иногда зайцы зимой наведывают­ся в сады, где обгрызают кору с молодых де­ревьев. Поэтому люди на зиму обвязывают стволы плодовых деревьев.



Он не живет на 1 месте. День заяц проводит в ук­ромных местах — под поваленным стволом, под пнем или в кустах. В сильные морозы ро­ет в снегу глубокие норы. Спит, не закрывая глаз.



Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не позволяют ему провалиться в снег.













Лоси, волки, кабаны…

Он очень большой, и ест очень много коры и веток.







Главная пища — мелкие гры­зуны: мыши и полевки. Так же зайцы.



Мышкование



Отвечают





Ничем, он запасся жиром и спит



Нет, они лижут её. Зимой у медведей на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая, нежная кожица чешется и мерзнет. Вот мед­ведь и облизывает подошвы горячим языком и при этом еще и причмокивает губами.



Медведь, который плохо летом кушал, у него не набралось достаточного жира. Зимой он встаёт и начинает искать себе пищу.



Барсук. В отличие от медведя барсук зимой просыпается, поест запасов и снова засыпает.





Находятся в спячке.







Крепко и не крепко



Долго и не долго



Сны



Спячка – крепкий, долгий по продолжительности сон.







Смотрят, слушают, повторяют


К

(слушать другого ученика и учителя)





















К

(умению чётко и громко выражать свои мысли, умению слушать, обмениваться мнениями)

































К

(составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства)































К

(допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других)







































Л

(выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать)

























































Р

(организовывать свою деятельность)




6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи


- Сейчас у вас очень важная и ответственная роль - вы главные, вы помощники в лесу! Вы будете работать в парах, работу нужно выполнять дружно, внимательно. Ваша задача для каждого лесного жителя найти дом и пищу. Соедините их стрелочкой.

(Работа со смарт доской, презентация) Слайд №18

Белочка

Заяц

Лось

Лиса

Медведь

Синичка

Проверка

- Как вы помогли белочке?

- Как вы помогли мышке?

- Как вы помогли зайчику?

- Как вы помогли медведю?

- Как вы помогли синичке?

- Всем помогли животным и птицам?

Слушают









Работают





















Проверяют

К

(слушать другого ученика и учителя)

Р

(организовывать свою деятельность)

К

(допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам)

7.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Блиц опрос

(За правильный ответ ученику дается снежинка)

Ответы на вопросы показываются в презентации через смарт доску

Слайд № 19, 20

Сколько календарных месяцев длится зима?





Какое название дали люди каждому месяцу зимы?







Как называют птиц, которые остаются с нами зимой, птиц, которые улетают на юг, птиц, которые при хороших условиях остаются, а при плохих улетают?



Летом серый, зимой белый? О ком речь?







Чем питается зимой заяц?





Почему заяц не проваливается в снег?







Кого называют лесным великаном?



Как называется охота лисы?





Кто такой шатун?













Что такое спячка?





Как можно помочь птицам зимой?

Отвечают (устно)











3 месяца: декабрь, январь, февраль.



ДЕКАБРЬ «ВЕТРОЗИМ»

ЯНВАРЬ «СТУДЕНЬ»

ФЕВРАЛЬ «ЛЮТЫЙ»



Оседлые птицы, перелетные птицы, зимующие и кочующие птицы.







Заяц





В основном зайцы питаются веточками осины, березы, а также клена, дуба, орешни­ка.



Широкие лапы, обросшие к зиме шерстью, не позволяют ему провалиться в снег.



Лося



Мышкование



Медведь, который плохо летом кушал, у него не набралось достаточного жира. Зимой он встаёт и начинает искать себе пищу.



Крепкий, долгий по продолжительности сон.



Делать для них кормушки и кормить их.

К

(Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)















К

(умению чётко и громко выражать свои мысли, умению слушать)

8.

Включение в систему знаний и повторение

Групповая работа

Ребятам раздаются раскраски различных животных и растений. Те, у кого попались одинаковые раскраски объединяются в группы. Задача детей раскрасить свои рисунки и рассказать про животного или растение, которое им попалось.

(рассказывают о том, о чем сегодня узнали)

Проверка работы в группах.

Разукрашивают и думают над ответом.

Р

(организовывать свою деятельность)

К

(вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах)

К

(умению чётко и громко выражать свои мысли, умению слушать)

9

Рефлексия учебной деятельности на уро


- Назовите тему урока?



- Назовите признаки зимы?











- Что происходит в жизни растений зимой?



- Как похолодание повлияло на жизнь животных и птиц?















Домашнее задание

- Птицы хорошо переносят холод, у них очень тёплая одежда – перья и пух, а кровь так горяча, что мороз птицам не страшен. А голод страшный враг птиц, ведь зимой исчезают большинство насекомых и птицам становится всё труднее добывать корм.

И всё-таки некоторые из них остаются зимовать.

- Назовите, какие птицы остаются зимовать?

Слайд № 21 (зимующие птицы)

- Как мы можем помочь птицам зимой?

- Правильно, и, если мы хотим помочь птичкам перезимовать нашу лютую зиму, мы можем сделать дома с родителями кормушки.

-А сейчас возьмите листочки успеха и оцените.

- Веселый смайлик. (Урок понравился)

- Грустный смайлик. (Урок не понравился)

-Молодцы, ребята. Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.

Мне приятно было с вами работать.

Зима



С каждым днём становится всё холоднее, небо чаще покрыто облаками, осадки выпадают в виде снега. дует сильный ветер, морозы, день становится короче, ночь длиннее.



Они засыпают.





Птицы улетают на юг, звери впадают в спячку, засыпают, отдыхают…

Начинают запасать еду, строить свои жилища, уже с октября у всех зверей вместо ред­кой летней шерсти отрастает новая - густая и пушистая. А у некоторых изменяется и ее ок­раска. Такие изменения называются линькой.



Слушают. Желающие помочь природе, сделают дома с родителями кормушки.















Называют.







Сделать кормушки.







Оценивают.













Благодарят учителя.

П

(Рефлексия пройденного материала)

К

(составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства)

П

(находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт)

Л

(положительная мотивация к сохранению и бережному отношению животных и растений)







Л

(Самооценка на основе критерия успешности)


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.