Интеллектуальному развитию ребёнка в школе (на уроке и во внеурочное время) уделяется особое внимание. Существует множество разнообразных методов и приёмов, позволяющих развивать интеллект обучающегося.
Интеллектуальные игры во многом способствуют развитию интеллектуальных умений школьников.
На занятиях «Интеллектуального клуба» (объединение дополнительного образования) мы играем в самые разнообразные игры. Подробнее хочется остановиться на самым популярных и полюбившихся.
Одной из таких игр является игра
«Пентагон».
Загадано какое-то слово или словосочетание, оглашается понятие (например: пищевой продукт, т.е дети угадывают какой-либо пищевой продукт). Далее на экране появляются 5 подсказок, относящихся к данному слову, по принципу от более сложного к более простому. Дети дают ответы после каждой подсказки, на обдумывание каждой подсказки обычно отводится 15-20 секунд. Задача игроков – как можно с меньшего количества подсказок отгадать задуманное понятие. После того, как играющие сдадут ответы на последнюю пятую подсказку, на экране появляется картинка с отгадкой. Баллы за игру можно посчитывать по-разному: 1) считать количество правильных ответов из пяти попыток; 2) засчитывать только не прерываемую ошибочными ответами цепочку верных ответов; 3) кроме того, из числа верных ответов можно вычитать штрафные баллы за неверные ответы (в таком случае играющие должны остерегаться писать неверные ответы. Приходится делать выбор в случае сомнения: избежать штрафных баллов или рискнуть и победить). В случае, если дети не рискуют, они сдают пустой бланк. Штрафные в таком случае не вычитаются.
Чаще всего мы в своей практике применяем третий способ оценивания, т.к. дети давно знакомы с правилами игры. Первые игры оценивались по способу первому, т.е. баллы за ошибочные ответы не вычитались. Этот этап необходим для знакомства с игрой, привития интереса к ней. Если же сразу начать вычитать штрафные баллы, это приведёт к тому, что игроки перестанут давать ответы даже лёгкие вопросы. Сразу возникнет страх ошибиться. А вот когда уже школьники войдут во вкус, можно и усложнить систему оценивания.
В «Приложении 1» предложен вариант игры, он был использован на станции «Интеллектуальной» при проведении праздничной программы, посвящённой Международному Женскому дню «А ну-ка, девочки!»
Игра «Пентагон» постепенно нашла применение и в урочной деятельности педагогов. Её вполне можно использовать на уроках закрепления изученного, уроках-путешествиях и т.д.
А какое применение для игры найдёте Вы?
Ещё одной из наших любимых игр является
«Видеоазбука».
Особенность игры в том, что она имеет множество вариаций и будет интересна как младшим, так и старшим школьникам. В эту игру учащиеся могут играть как каждый сам за себя, так и командой.
Вариант 1.
Этот вариант больше подходит для младших школьников.
На экране на каждом из слайдов расположены 3 картинки. Играющие должны записать слово-ассоциацию, относящееся ко всем трём картинкам. Первоначально предлагаются такие игры, где слова загаданы в алфавитном порядке, т.е. учащиеся сразу ориентированы на первую букву загаданного слова (буквы Ё, Й, Ъ, Ы, Ь исключены по объективным причинам).
Пример такой игры Вы можете посмотреть в «Приложении 2» (в предложенном варианте также исключены буквы Ш, Щ, Э, Ю).
Когда дети хорошо усвоят принцип игры, задание усложняется: картинки предлагаются не в алфавитном порядке, но с учётом того, что на каждую букву загадано лишь одно слово. Для работы детям лучше предложить заранее отпечатанный алфавит, чтобы у их была возможность следить за тем, какая буква уже была использована, и делать необходимые пометки.
Вариант 2.
Похожая на предыдущую игра, но более сложная. Здесь на каждую букву алфавита (кроме Ё, Й, Ъ, Ы, Ь) последовательно появляются 3 картинки. Играющие должны отгадать понятие каждой, т.е в строку будут записаны по 3 слова на каждую букву.
Сначала такую игру тоже можно организовать в алфавитном порядке. Пример представлен в «Приложении 3».
Со временем слова-понятия загаданы уже в произвольном порядке.
Усложняется игра тем, что через каждые 7 букв бланк с ответами сдаётся. Следовательно, за игру учащиеся сдают 4 бланка (итого 28 букв). Сложность заключается в том, что в сданных бланках поменять ответы уже нельзя.
Перед тем, как дети сдают очередной бланк, на экране в более быстром темпе снова появляются картинки, понятия которых должны быть отображены в этом бланке. «Приложение 4» содержит пример такой игры. (В данном варианте игры содержится нулевое задание «Буква нуль», которое ребята отгадывают вслух, чтобы понять принцип игры. Загаданы 3 слова на букву «К». стоит объяснить, что это только тренировочное задание и в игре слова на букву «К» встретятся ещё раз).
Игра «Видеоазбука» также может быть использована педагогами и на уроке.
Разработки игр – это лишь примеры возможного. Уверена, что каждый педагог при желании сможет адаптировать игру под свои требования и возможности.
P.S. Все картинки для игр взяты из сети Интернет.