12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кордина Нина1550
Россия, Смоленская обл., Демидов
Материал размещён в группе «Самый классный классный.»

«Нет войне! Художники за мир»

Интеллектуально-познавательная игра
Брейн - ринг
-

Цель: формирование гражданско-патриотической позиции учащихся

Задачи:

познакомить учащихся с творчеством художников, активно стоящих на позиции борьбы за мир, с историей картин;

способствовать развитию мышления, познавательной активности, творческих способностей;

развивать умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной интеллектуальной деятельности, эффективно разрешать конфликты.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация. (Презентация содержит макросы, при запуске их включаем, после просмотра презентации изменения не сохраняем)

Ход игры

  Чтец (Слайд 1):

«Нет войне», - художник произнес.

И кисть в волнении он взял.

Играют краски в тишине,

Готовы рассказать

Про солнце, поле, речку,

Про лес, что листьями шумит,

Про тихий дом в его тени,

И про мальчишку, что бежит

На пруд рыбачить до зари.

Но слышен пули свист

И рассыпается пейзаж.

Грохочут пушки,

Рвется небо в тучах крови.

Слезами матерей полны озера, реки

И черный цвет закрыл собою солнце...

Кисть, останови войну!

Ты передай страданье, боль и гнев,

Чтоб в сердце каждого навек

Дороже мира не было бы слова,

Чтоб все народы встали

В защиту мира на земле.

Ведущий (Слайд 2)

Наша игра посвящена тем художникам, которые своей кистью, своим талантом, пытались предотвратить войну, художникам, которые воспевали подвиг защитников своей земли.

Далее ведущий знакомит с правилами игры и переходит на слайд 3.

Слайд 3. Игровое поле. Ведущий щелкает по кругу, стрелка вращается и при остановке указывает на номер. Остается нажать на этот номер в таблице справа и попасть на слайд с вопросом. При вращении барабана стрелка укажет на номера 12,5,11,3,6,9,2,10,8,7,4,1. Для удобства ведущего вопросы к игре указаны именно в этом порядке.

-щелчок по песочным часам запустит их, барабанная дробь известит об истечении времени.

Чтобы узнать ответ, нужно нажать на кнопку

Возвращение на игровое поле по значку

- переход на подведение итогов игры

Переход между некоторыми эффектами ( указан в тексте далее)

Вопросы к брейн-рингу

Вопрос 12. 

Перед вами «Апофеоз войны» русского художника Василия Верещагина.  Апофеоз - прославление, возвеличивание какого-либо лица, явления, события. Как же «прославил» художник войну?

(Щелчок по картине, чтобы ее увеличить) Пирамида из человеческих черепов, сложенная в Среднеазиатской долине, разрушенный город и высохший сад. Стаи голодных птиц кружат над пирамидой, садятся на черепа. Раскаленный зноем воздух. Такие пирамиды по приказу Тамерлана и других военноначальников складывались из голов поверженных врагов. Эта картина – суровое осуждение захватнических войн, несущих смерть. 

Ее сила была такова, что один прусский генерал советовал императору Александру II «приказать сжечь все военные картины художника, как имеющие самое пагубное влияние». (уменьшаем картину, щелкнув по ней)

Какие слова начертал на рамке художник?

Подсказка: имщудуб, мищяотсан, мылшорп – мялетавеоваз микилев месв ястеащявсоп

Далее ведущий запускает песочные часы. По истечении времени узнает ответ команд. Щелкает по кнопке ответ, на экране появится ответ на данный вопрос.

 

Ответ: «Посвящается всем великим завоевателям – прошлым, настоящим, будущим». (текст нужно было прочитать справа налево)

Вопрос 5.

 Настоящий художник обладает не только образным мышлением, обостренным восприятием действительности, но и даром предвидения.

У Николая Рериха есть несколько пророческих картин, написанных перед началом первой мировой войны. Одна из них перед вами: «Город обреченный». Громадный зеленый с красным змий обвил кольцом городские стены, закрыл наглухо все выходы и вот-вот сомкнет в своих объятиях каменистые твердыни( переход на следующий слайд)

Под жутким впечатлением от картины поэт напишет несколько строк. 

Восстановите стихотворение.

И когда пришел час, забили в набат, -

Обреченный, в западнях у змия,

А уже никуда не уйти!

не чует беды –

Люди пили и ели,

А еще долго никто ничего не знает и

Женились и выходили замуж,

стоял обложенный город.

Далее ведущий запускает песочные часы. По истечении времени узнает ответ команд.Вызывает представителя от команды.  Игрок читает текст и перетаскивает строки на экране.

 

Ответ: 

Обреченный, в западнях у змия, стоял обложенный город.

А еще долго никто ничего не знает и не чует беды –

Люди пили и ели,

Женились и выходили замуж,

И когда пришел час, забили в набат, -

А уже никуда не уйти!

Вопрос 11. Сальвадор Дали - знаменитый испанский художник, график, скульптор и режиссёр. Его фантазия была эксцентрична в своём выражении. Он умел воплощать в жизнь свои самые смелые мысли и причуды, вообразив, что всё гротескное и невероятное и есть нормальное состояние человека и природы.

Именно ему принадлежит знаменитая пророческая картина, предчувствие новой тяжелой войны ( переход на следующий слайд)

Чтобы описать ее, восстановите текст.

Команда получает на каждого игрока карточку:

ЕГБ ТФЪЁТУГБ, ОБРПНЙОБЯЪЙЁ ЕЁХПСНЙСПГБООЬЁ, ТМФШБКОП ТСПТЩЙЁТА ШБТУЙ ШЁМПГЁШЁТЛПДП УЁМБ.

ПЕОП ПВСБИПГБОП ЙИ ЙТЛБЗЁООПДП ВПМЭЯ МЙЧБ, ШЁМПГЁШЁТЛПК ДСФЕЙ Й ОПДЙ.

ЕСФДПЁ - ЙИ ЕГФЦ ЙТЛПГЁСЛБООЬЦ СФЛ.

ПОЙ ТЧЁРЙМЙТЭ НЁЗЕФ ТПВПК Г ЗФУЛПК ТЦГБУЛЁ.

УЁМП, СБИПСГБГЩЁЁ ТБНП ТЁВА - ЛБЛ СФЦОФГЩЙК НЙС.

УБЛПГП "РСЁЕШФГТУГЙЁ ДСБЗЕБОТЛПК ГПКОЬ" ТБМЭГБЕПСБ ЕБМЙ.

Алфавит

АБВГДЕËЖЗИЙКЛМН ОПРСТУФХЦЧШЩЪЫЬЭЮЯ

Далее ведущий запускает песочные часы. По истечении времени узнает ответ команд.

 

Ответ: Два существа, напоминающие деформированные, случайно сросшиеся части человеческого тела. Одно образовано из искаженного болью лица, человеческой груди и ноги. Другое – из двух исковерканных рук. Они сцепились между собой в жуткой схватке. Тело, разорвавшее само себя – как рухнувший мир. Таково «предчувствие гражданской войны» Сальвадора Дали. (сдвиг на одну букву согласно алфавиту)

Вопрос 3. В апреле 1937 году испанский художник Пабло Пикассо был потрясен варварской бомбардировкой фашистской авиацией небольшого городка в Испании Герники. Военной необходимости в авиационном налете не было никакой, только «психологический удар» противнику и священный для коренных жителей басков был стерт с лица земли.

Менее чем за месяц Пикассо напишет картину, ставшую символом боли, гнева и мести. С ее репродукцией, как со знаменем испанские республиканцы шли в бой с фашистской нечистью ( переход на следующий слайд)

На картине нет ни самолетов, бомб и даже самого города. Катастрофа происходит в тесном пространстве, словно в подполье. Все образы переданы упрощенно, штрихами – только то, без чего не передать агонию, гнев, отчаяние: широко открытый в крике рот, сдвинутые куда-то выше лба глаза. Рядом с матерью, держащей мертвого ребенка – бык с выражением мрачного равнодушия. Женщина с профилем античной богини и горящем светильником. Два человеческих лица – встревоженных, напряженных, полных решимости. Гибнущая лошадь. Испуганный голубь.

Но где, по мнению искусствоведов, на картине скрыт символ фашизма?

Ведущий запускает песочные часы. По истечении времени узнает ответ команд.

Ответ: (на картине будет выделен пунктиром бык) Все кругом гибнет, только бык возвышается над поверженными, вперяя перед собой неподвижный, тупой взгляд. Именно ему посылает проклятья гибнущая лошадь. Но он ничему не внемлет и готов все растоптать на своем пути. Поэтому, по мнению искусствоведов, бык и есть олицетворение фашизма. И еще одно мнение: картина и не могла быть написана по-другому, иначе…. всю ее пришлось бы залить кровью.

Вопрос 6. Не всегда первоначальный замысел картины совпадает с окончательным вариантом. Так случилось и с картиной русского художника Сергея Герасимова «Мать партизана».
Немцы вошли в деревню, подожгли дома, убили немногих находившихся в деревне мужчин. Высокий, крепкий, молодой офицер со злостью и ненавистью смотрит на стоящую перед ним русскую женщину. Та решительна и непреклонна, гордо подняла голову, без страха смотрит в глаза фашисту. Офицеру не удастся у нее выведать сведения о расположении партизан и сына расстреляют. Такой увидели картину зрители ( переход на следующий слайд)

Но что изобразил первоначально мастер?

Подсказка: Вспомните, о чем писали газеты в начале войны.

Ведущий запускает песочные часы. По истечении времени узнает ответ команд.

Ответ: Вначале была небольшая композиция с зимним пейзажем, фигура немца была приземиста и откровенно жалка.

 

Вопрос 9. 

Узкая полоска набережной с идущим на ней ожесточенным сражением. «Оборона Севастополя» Александра Дайнеки соединила в себе всю героику Великой Отечественной войны ( переход на следующий слайд)

Но у художника была еще одна картина, ставшая символом возмездия. Какая?

Подсказка: на родине художника состоялось одно из самых мощных сражений, вошедших в историю и переломивших ход войны. Удалив его, сумеете собрать название картины.

Ведущий запускает песочные часы. По истечении времени узнает ответ команд

Ответ: (По первому щелчку собираются слова) Родился художник в Курске. Сражение - Курская дуга 

(появляется картина).Комментарий ведущего. Картина была написана в 1943 г. Падающий на землю фашистский летчик с нераскрывающимся парашютом летит прямо на противотанковые сооружения. Напрасно он пытается защитить свою голову рукой. Его смерть – справедливое возмездие за гибель людей и разрушенные авиабомбами русские города.

Вопрос 2. Сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР весь народ поднялся на борьбу. Советские художники также почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу, помогать ему в смертельной схватке с врагом.

Первыми, кто откликнулся на военные события, были художники-плакатисты. На второй день войны уже появился плакат

 

«Беспощадно разгромим и

уничтожим врага!»

Этот плакат стал значимым моментом в творчестве великолепной четверки, хотя все, кроме их самих, считали, что их было трое. Кто они?

( переход на следующий слайд)

Подсказка.

Уберите из текста название знаменитой картины мастеров:

КоМнихаеил КцупрПоислянеднов

иеПочарфисырий Кврыставлов

НкеГииколай Стлеокраолов

Ведущий запускает песочные часы. По истечении времени узнает ответ команд

Ответ: «Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырёх художников: Куприянова, Крылова, Соколова и Кукрыниксы. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой. То, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности» - так считали художники.

Комментарий. Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР, Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов.

Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС». В их символически-обобщённых образах был убийственный сарказм и героика

  Перед вами картина «Конец. Последние часы в ставке Гитлера», название которой вы собрали

 

В 2006 году поэт Владимир Котовский потрясенный картиной написал:

Ну, каково вам, господа?
Увидеть небо не хотите?!
Но двери накрепко туда
Закрыты. В землю уходите!

Вы столько раз являли смерть,
Но ваш черёд теперь, глядите!
Вы ей шептали – к нам не сметь…
Она пришла, вы – подходите.

И шнапсом вам не заглушить
Звериный рык и зверский хохот…
К вам послан ад, чтоб вас душить.
Он рядом, здесь – вам слышен топот?!

Вас родила когда-то мать,
С надеждой – вырастет сынишка…
Но вам идей не занимать,
Вы – воплощали, даже слишком!

Отвергнув Бога и мораль,
Вы человечество попрали…
Чтоб отыскать живой Грааль,
Людские жизни злобно крали!

От перегара воздух – смрад,
И запах пота липкий, кислый…
Вот такова дорога в ад.
И тени чёрные повисли…

Рассвет поднялся не для вас,
И шелест листьев вам не слышать…
Свинец впустите в правый глаз,
Чтобы в затылке слева вышел!

Таков финал, конец, итог.
Иное виделось в финале?
Да отвернёт от вас сам Бог
Свои вместительные длани!

Навечно прокляты! Враги
Цивилизации начала.
Снимайте, звери, сапоги –
Харон и лодка у причала…

 

Вопрос 10. (звучит песня)

Вы услышали фрагмент из песни Игоря Лученка и поэта-фронтовика Михаила Ясеня «Память сердца» (переход на следующий слайд)

Они взволновали, запали в душу художнику Гелию Коржеву. Нет, он не был на войне, не сражался в партизанском отряде. Но цепкая детская память сохранила искалеченные, исковерканные войной судьбы людей, сохранила рассказы о тех тяжелых и героических днях. Пять полотен: «Старые раны», «Проводы», «Заслон», «Мать», «Следы войны» были объедины в цикл, посвященный войне

Какое название он получил?

Подсказка: в названии три слова и эти слова есть на рисунке.

Ведущий запускает песочные часы. По истечении времени узнает ответ команд

Ответ: «Опаленные огнем войны»

Вопрос 8. Не могла не затронуть тема войны и смоленских художников. Установите соответствие между фамилией и названиями работ.

Ведущий запускает песочные часы. По истечении времени узнает ответ команд

 

 

Ответ: первый щелчок по дает расшифровку названий картин, второй – устанавливает соответствие:

Татьяна Яблонская – «Враг приближается»,

Орест Верейский – иллюстрации к поэме А.Твардовского «Василий Теркин»

Щелчок мыши по фамилии (или названию картины) покажет портрет (картину). Щелчок по портрету(картине) его (ее)скроет.

 

Вопрос 7.

«Голубь мира» - выражение, получившее популярность после окончания  второй мировой войны. В 1949 году прошел первый всемирный конгресс сторонников мира, эмблему к которому была нарисована испанским художником Пабло Пикассо. Белый голубь, несущий в клюве оливковую ветвь, вдохновил поэтессу Виолету Пальчинскайте и композитора Михаила Гусева написать песню «Голубь Пабло Пикассо».

 

Лёгкая белая птица,
Росчерк пера прекрасный.
На кончиках наших пальцев
Качается голубь Пикассо.

( переход на следующий слайд)

Восстановите стихотворение:

Мир цветов и полон крови,
Птиц и солдатских касок.
Качается на пальцев кончиках
Пикассо голубь хрупкий.

Как мир – выжить попытка,
ждёт смертельного приказа.
Над голубь качается пропастью,
Пабло Голубь Пикассо. 

Ведущий запускает песочные часы. По истечении времени узнает ответ команд

Ответ:

Мир полон цветов и крови,
Птиц и солдатских касок.
На кончиках пальцев качается
Хрупкий голубь Пикассо.

Мир – как попытка выжить,
Смертельного ждёт приказа.
Над пропастью голубь качается,
Голубь Пабло Пикассо.

Вопрос 4. Миру – мир, яркий, красочный, полный света и солнца. Сидит уверенно хрупкий голубь Пикассо на женской ладони. «Миру – мир» - так называется картина армянского художника Арама Акопяна 

 (переход на следующий слайд)

Ваша задача мысленно собрать ее за 1 минуту и указать нам правильную последовательность номеров фрагментов, читая слева направо.

Ведущий запускает песочные часы. По истечении времени,  услышав ответ команды, перетаскивает фрагменты картины 

Ответ:

3 7 9

8 5 4

1 2 6

Вопрос 1. Знаменитый монумент «Сломанный стул» – 12-метровое творение плотника Луи Женева и художника Даниэля Берсета расположен на площади Нации в Женеве. Недавно он обзавелся недостающей ножкой. Европейская арт-группа создала трехметровую фигуру, которую они поставили под сломанную ножку монумента. Так активисты из Женевы выразили благодарность этому человеку за миротворческую деятельность.

( переход на следующий слайд)

Кто он?

Подсказки:

Его предки по отцовской и материнской линии на протяжении, по меньшей мере, 300 лет были крестьянами

Его дед был известным поваром, готовившим для высших партийных и государственных чинов; ему приходилось готовить для Ленина и Сталина

Он защитил кандидатскую диссертацию по экономике, хотя начинал он свою трудовую деятельность совсем в другой сфере.

Занимал первые строки в списке Time «100 самых влиятельных людей мира», несколько раз становился человеком года. Его рейтинг достигал в отдельные годы 87%

Несмотря на то, что не все однозначно оценивают его деятельность, его имя часто упоминают в популярной, уличной и интернет-культуре. Ему посвящаются картинки, плакаты, песни, граффити, короткие видеоролики и фильмы, в том числе документальные.

Ведущий запускает песочные часы. По истечении времени узнает ответ команд

Ответ: Владимир Путин

Подведение итогов игры( переход с игрового поля по управляющей кнопке «в конец» )

У поэта Иоганнеса Бехера есть строки:

Вот глыба камней. Сильными руками

Я высекаю человека в ней. (переход на следующий слайд)

И оживает камень перед нами,

Сверкает теплым мрамором очей.

Он не обманет лживыми словами,

Он вызван к жизни волею моей.

Но раз искусство властно над камнями,

Оно способно изменять людей.

«Искусство способно изменять людей» (переход на следующий слайд)

Громкое «Нет войне!», сказанное художниками всего мира, поддержанное всеми народами пусть навсегда остановит войну. И пусть международный день мира, день всемирного прекращения огня и отказа от насилия превратится в тысячелетие мира на всей планете.

Ведущий благодарит за игру

Источники

Мастера исторической живописи/ Авторы-составители Г.В. Дятлева, К.А. Дятлева. – М.: Вече, 2001 – 280 с.

Ионина Н.А. 100 великих картин. – М.: Вече, 2001 – 512 с.

Мира край. [Электронный ресурс].– URL: http://mirakray.ru/2009/12/10/golub-pavla-pikasso (дата обращения:05.12.2010)

Журнал самиздат [Электронный ресурс].– URL: http://samlib.ru/p/patrikeewa_k_a/hudozhnik.shtml (дата обращения: 11.12.2015)

Стихи.ru [Электронный ресурс].– URL: http://www.stihi.ru/2008/09/27/1159 (дата обращения: 11.12.2015 )

Материал к классному часу ( презентация , текст):

Опубликовано в группе «Самый классный классный.»


Комментарии (11)

сменить сортировку
Виктория Николаевна, 29.07.18 в 11:30 3Ответить Пожаловаться
Здравствуйте! Замечательная, познавательная, хорошо оформленная публикация. С удовольствием ознакомилась с материалом и обязательно возьму его себе на заметку. С уважением, В.Н.
Ватолина Светлана Анатольевна, 29.07.18 в 11:54 4Ответить Пожаловаться
Отличная работа! Огромное спасибо вам!!!
Кордина Нина, 31.07.18 в 11:41 4Ответить Пожаловаться
Рада, что игра понравилась
Елена, 04.08.18 в 14:42 4Ответить Пожаловаться
Очень интересная разработка!
Елена Вениаминовна Чурина, 26.08.18 в 23:50 4Ответить Пожаловаться
Спасибо! Очень творческая работа!
Садварий Жанна Владиславовна, 28.10.18 в 17:54 4Ответить Пожаловаться
Интересная и очень актуальная разработка! Спасибо!
Аладышева Татьяна Петровна, 14.11.18 в 21:49 3Ответить Пожаловаться
Очень ярко и эмоционально подобран материал: и картины, и стихи. Вы добились поставленных целей по патриотическому воспитанию школьников.
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.