12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кутырева Валентина Андреевна60
С детства мечтала стать учителем, мечта сбылась. Стаж работы учителем начальных классов 35 лет, учитель высшей категории, в 2013 году присвоено звание "Почётный работник общего образования РФ". Замужем, двое детей, один внук)))
Россия, Нижегородская обл., Нижний Новгород

Формирование орфографической компетенции на уроках русского

языка

Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. Поэтому перед учителем начальных классов, стоит серьезная задача—научить детей видеть свои ошибки, добиваться самостоятельного орфографического мышления - а это и есть одно из требований к освоению результатов УУД (ФГОС).

Практика показывает, что нередко младшие школьники очень хорошо воспроизводят формулировку того или иного орфографического правила, но не понимают его и не пользуются им при письме, так как отсутствует одно из важнейших условий его применения, то есть отсутствует умение видеть (находить) орфограмму. Поэтому работу по нахождению орфограмм, то есть учить школьников отличать «ошибкоопасное место» при письме от «безопасного», я начинаю в период обучения грамоте, чтобы заложить основы умения обнаруживать орфограммы до начала изучения орфографических правил.

Так в период обучения грамоте учащиеся выясняют, что безударный гласный звук, например, [а] в слове сосна обозначается буквой «о», в слове насос – буквой «а», то есть разными буквами. В результате на доске появляется схема:[а]

Вывод, который сделали учащиеся, звучит так: «Звук один, а на письменную работу за себя посылает две буквы: то «А», то «О»; а значит доверять такому звуку нельзя. Если слышишь безударный гласный звук, то нельзя сразу написать букву, так как есть выбор букв». Аналогичную работу провожу при знакомстве с различными орфограммами (сомнительный согласный, непроизносимый согласный, удвоенные согласные и другие). По мере знакомства и изучения орфограмм дети получают вот такую памятку с целой системой сигналов:

Памятка системы сигналов по обозначению орфограмм

L- большая буква

• - безударная гласная

•• - сомнительная согласная

~ - удвоенная согласная

V – непроизносимая согласная

= - мягкий знак

─ - твердый знак

ⁿ -гласные после шипящих

¬ - приставка

^ - суффикс

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.